Образ ребенка в повести «Детство» Максима Горького




 

 

«Детство»(1913-1914)А.М.Горького–этодоход нетолькото исповедьзаказ собственнойтот душионо писателя,доход ното ионо первыеили впечатленияодоход нелёгкойжизни,или воспоминанияотех,ктодоход находитсятут рядомили воно периодформированияегохарактера,этоили внутреннийоно протестоно противжестокихдоход нравовобществато ионо предостережение,какдоход нельзяжить,еслиты–человек.Автобиографическаятрилогия«Детство»заказ стоитили втут рядутехегооно произведений,или вкоторыхоно писательзаказ стремитсяили воплотитьмногообразныехудожественныето искания,или выразитьактивный,жизнеутверждающийили взгляддоход нажизнь.

Детство,то изображенноеА.М.Горьким,тот далекодоход неоно прекрасныйоно периоджизни.Этодоход нетолькото историятот душитут ребенка,доход ното иширокаякартинатут русскойжизниили вопределеннуюэпоху,осмысленнаяили взаказ социальномоно плане.Герой«Детства»АлешаПешковили всматриваетсяили вэтужизнь,или вокружающихлюдей,оно пытаетсяоно понятьто истокизлато иили враждебности,тянетсякзаказ светлому,отстаиваетзаказ своиубеждениято идоход нравственныеоно принципы.Самоно писательмногоили виделто ито испыталили втот детстве,то иэтообогатилоеготот душевныймир.А.М.Горькийоно писал:«Вспоминаяэтизаказ свинцовыемерзоститот дикойтут русскойжизни,яминутамизаказ спрашиваюзаказ себя:тот дазаказ стоитлиговоритьобэтом?И,заказ собновленнойуверенностью,отвечаюзаказ себе–заказ стоит;то ибоэто–живучая,оно подлаяоно правда,онадоход нето издохлато ионо позаказ сейтот день.Этотаоно правда,которуюдоход необходимознатьтот докорня,чтобызаказ скорнемжето иили выдратьеето изоно памяти,то изтот душичеловека,то изили всейжизнидоход нашей,тяжкойто ионо позорной.Иестьтот другая,болееоно положительнаяоно причина,оно понуждающаяменятут рисоватьэтимерзости.Хотяонито ионо противны,хотято итот давятдоход нас,тот дозаказ смертитут расплющиваямножествооно прекрасныхтот душ,–тут русскийчеловекили все-такидоход настолькоещездоровто имолодтот душой,чтооно преодолеваетто ионо преодолеетто их.Нетолькотемто изумительнажизньдоход наша,чтоили вдоход нейтаконо плодовитто ижиреноно пластили всякойзаказ скотскойтот дряни,доход нотем,чтозаказ сквозьэтотоно пластили все-такионо победнооно прорастаетяркое,здоровоето итворческое,тут растеттот доброе–человечье,или возбуждаядоход несокрушимуюдоход надеждудоход наили возрождениедоход нашекжизнизаказ светлой,человеческой». Этиили высказывания являются как бы эпиграфом коили всейоно повести,ееили ведущеймыслью.

Неоно похронологическимили векам,оно последовательното изаказ спокойнотот движетсяоно повествование:яркиекартины,доход нарисованныеоно писателем,или возникаюткактут результатдоход наиболеезаказ сильныхили впечатлений,оставшихсяили взаказ сознаниитут ребенкаоно призаказ столкновениизаказ стот действительностью:мрачноето итрагическоетот даноили воно противопоставлениизаказ созаказ светлымто итут радостным,чтооно производитдоход наиболеезаказ сильноеили впечатлениедоход натот душутут ребенка.Так,доход назаказ сменутяжеломуили впечатлениюоттрагическойзаказ смертиотцаоно приходитощущениезаказ счастьято иблизостизаказ сдоход необыкновеннымчеловеком–бабушкой;описаниежестокоститот дедаили воили времядоход наказаниязаказ соседствуетзаказ сэпизодомзадушевнойбеседытот дедазаказ сАлешей;то инквизиторскимтут развлечениямтот дядьевоно противопоставленытот добрыето иостроумныезабавыЦыганка.

Соднойзаказ стороныоно писательтут реалистичнооно передает«тесный,тот душныйкругжуткихили впечатлений»,или вкоторомжилАлешаили взаказ семьеКашириных,атакжетут раскрывает,кактут расширялисьоно представлениямальчикаодоход нравахзаказ собственническогомиразаоно пределамитот доматот деда.Стот другойзаказ стороны,А.М.Горькийоно показываетогромноеили влияниедоход наАлешутех«оно прекрасныхтот душ»,заказ скоторымионили встретилсяили втот дометот дедато иили вокружающеммирето икоторыеили вселяли«доход надеждудоход наили возрождение…кжизнизаказ светлой,человеческой». Особенность«Детства»заказ состоитили втом,чтооно повествованиеили ведетсяотлицатут рассказчика.Такойхарактерто изложениядоход недоход новый,то иили всежезаказ сложностьили втом,чтото изображенноеили воно повестиили видитсякакбыодновременното иглазамитут ребенка,главногогероя,доход находящегосяили вгущезаказ событий,то иглазамимудрогочеловека,оценивающегоили всезаказ соно позицийбольшогожизненногоопыта.Рассказчикзаказ сохраняетили воно повестигорячуюдоход непосредственностьтот детскогоили восприятиямирато иили втожеили времятот даетглубокийзаказ социально-оно психологическийанализоно происходящего.Именноили впечатлениягероя-тут рассказчика,еготут реакции,отношениектут различнымявлениямтот действительности,клюдям,окружающимего,оно позволяютоно понятьто идеиавтора,или выраженныето имили вширокихжизненныхкартинах.

Выделениетот деталейоно портрета,осмыслението ихфункциональнойзначимостионо позволяетили веститут разговоротом,чтоукаждогооно писателязаказ своизаказ способыто изображениягероя.Речьто идетооно портрете-или впечатлении,оно портрете-оценке,которуютот даетоно писательгероям.Рассматриваяоно подтакимугломзренияоно портретбабушкиАкулиныИвановны,или видно,чтоглазаудоход нееили вспыхивают«доход невыразимооно приятнымзаказ светом»,что«или всяона–темная,доход нозаказ светиласьто изнутри–черезглаза–доход неугасимым,или веселымто итеплымзаказ светом»,чтозаказ словаеедоход напоминают«ласковые»цветы,аоно походка–тот движенияласковогозверя.Именноэтиоценкионо помогаютоно понятьотношениеАлеши,оно почувствовать,чтобабушкаемуказаласьто излучающейзаказ свет,тепло,тут радость.Алешуоно привлекаеттот доброе,трогательноеотношениебабушкикмиру,ееумениеили видетькрасотуоно природы,или восхищатьсяеютот дозаказ слез,еетут рассказы,которыекакбыили вливалиили взаказ сердцемальчиказаказ силу,оно приподнимаяего.Незаказ случайночастозвучащиезаказ словабабушки:«Какхорошоили все!Нет,или выглядите,какхорошо-тоили все!»–А.М.Горькийили воспринимаеткак«крикеезаказ сердца,лозунгили всейжизни». Первоеили впечатлениеусиливаетсяблагодарятойили высокойоценке,которуютот даетоно писательбабушке,характеризуяеетут решающееили влияниедоход наформированиеотношенияАлешикмиру:«Сразузаказ сталадоход наили всюжизньтот другом,заказ самымблизкимзаказ сердцумоему,заказ самымоно понятнымто итот дорогимчеловеком,–этоеебескорыстнаялюбовькмируобогатиламеня,доход насытивкрепкойзаказ силойтот длятруднойжизни». Обращаяили вниманиедоход наособенностионо портретаили воно повести,гдедоход нетакили важныконкретныеили внешниетот детали,какотношениекдоход нимтут рассказчика,читателитемзаказ самымтут развиваютузаказ себяумениеоно пониматьэтоотношение.Так,Алешаещедоход ничегодоход незнаетозаказ своемтот деде.Номальчиктянетсяктот добру,ласке.Онили вглядываетсяили втот деда,то идоход нетдоход ниоднойчерточки,котораязатронулабычувствительнуютот душумальчика,тут расположилаегокзаказ себе.Алешачувствуетили властность,энергиютот деда:«Впередиили всехбыстрошелдоход небольшойзаказ сухонькийзаказ старичок».Рыжаябородка,оно птичийдоход нос,зеленыеглазкидоход настораживаютАлешу.Алешуобижает,чтотот дед«или выдернул»егото изтеснойкучилюдей;задавили вопрос,доход нетот дождалсяответа;«отодвинул»или внукаили взаказ сторону,какили вещь.Алешазаказ сразу«оно почуялили вдоход немили врага».Неоно понравилисьто иили всеостальные–молчаливые,доход неприветливые,тут равнодушные…Нарастающееили втот душемальчикачувствоодиночествато иотчужденностидоход накладываетотпечатоктот дажедоход наили впечатлениеоттот дома,гдеоно предстоитемужить:крышакажется«доход нахлобученной»,окна–«или выпученными»,тот двор–«доход неприятным». Здесьзаказ суетятся«заказ сердитые»люди,«заказ стаейили вороватыхили воробьев»мечутсядоход носишки.Таковыоно первыеили впечатленияАлеши.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воно последниетот десятилетияXXзаказ столетиязаказ средионо прочихаспектовто исследованияхудожественнойзаказ словесноститут рубежаXIX–XXили вековоказалсято ифеноментот детствакакглубокозаказ содержательноето иустойчивоеявлениедоход нетолькоили влитературе,доход ното иили вхудожественнойкультуретойэпохи.Феноментот детстваоно понимаетсякакцелостнаяхудожественнаятут реальность,котораяявляетсяоно понятийно-образнымили воплощениемтот духовно-доход нравственныхто истоковбытиячеловекато ионо представляетсяили взаказ своейзаказ самобытностиили втворчествеА.М.Горького.

Тематот детстваглубокото иорганическиили вошлаили вхудожественноедоход наследиеА.М.Горького.Изображаяжизньтот детей,А.М.Горькийширокото использовалзаказ своиобширныезаказ самарскието идоход нижегородскиедоход наблюдениято иили впечатления.ВследзаЛ.Н.Толстым,А.П.Чеховым,А.М.Горькийглубокотут раскрылхарактернейшиечертыоно психологиитот детскогоили возраста,оно превосходноотобразилтот детскуюдоход непосредственность.Писательдоход неограничивалсяклассическимдоход наследием,аили вносилили вобразтот детствадоход нечтодоход новое.

В.Г.Короленко,А.П.Чехов,А.И.Куприн,Д.Н.Мамин-Сибиряк,частообращалиськто изображениюзаказ судьбытот детейзаказ социальныхдоход низов,доход ноэтатемаоно приописаниитот детстваудоход нихдоход неединственная.УА.М.Горькогодоход напротив,оно подавляющеебольшинствооно произведенийотут ребенкетут развиваетто именнотот даннуютему.Собранныеили воединозаказ страницыгорьковскойкнигиотот детстве–этозаказ страницы,заказ содержащиеили взаказ себегрозноеобвинениеили всемузаказ старомумиру.

Дети,героигорьковскихоно произведений,живутили вобстановкеостройзаказ социальнойборьбы,котораядоход накладываетотпечатокдоход наформированието иххарактерато имировоззрения.Прито изображениитот детстваА.М.Горькийособенномногоили вниманияуделяетзаказ социальнымявлениям.Писательоно показывает:отрицательноеили воздействиедоход натут ребенкато исходитдоход нетолькоотзажиточныхлюдей,доход ното иотгероев,относящихсяктрудовомуобществу.

Большуюили воспитательнуютут рольили вжизнитут ребенкауА.М.Горькогото играютгероико-или возвышенныеобразыхудожественнойлитературы.

А.М.Горькийто изображалили взаказ своихоно произведенияхтот детей,которымоно приходитсятрудитьсязаказ стут раннихлет.Показываятут рольтрудаили вжизнитут ребенка,оно писатель,заказ соднойзаказ стороны,оно подчеркиваетто изнурительностьдоход непосильной,однообразнойтут работы.Стот другой,А.М.Горькийзапечатлелблаготворноеили влияниетрудадоход наформированиеличноститут ребенка.

Тяжелаяшколажизнионо приводилатот детей,чьиобразыили выступаютдоход назаказ страницахоно произведенийА.М.Горького,ктому,чтоонитут ранотот делалисьили взрослыми.Вместезаказ стем,оно писательили виделили втут ребенке,оно преждеили всего,тут ребенка,адоход немаленькогоили взрослого.ДетиуА.М.Горькогооно подкупаютзаказ своейдоход наивностью,которая,оно правда,оно проявляетсяудоход нихглавнымобразомили вмладшемили возрасте.

Важнейшейособенностьютут рядагорьковскихоно произведенийявляетсято,чтозаказ самтут ребенокдоход начинаетосознаватьдоход ненормальностьокружающихегоусловийжизнито изаказ ставитоно передзаказ собойострыезаказ социальныеили вопросы.

Таким образом, как ни разнообразны в тематическом и жанровом отношении произведения Горького о детях, но в них мы отчетливо ощущаем теснейшую связь всех компонентов с основной проблематикой произведения. В подавляющем большинстве случаев здесь в центре изображения стоит именно жизнь ребенка, остальное составляет социально-бытовой фон. Каждая художественная деталь служит задаче наиболее яркого раскрытия темы, обеспечивая тем самым единство формы и содержания. Произведения Горького о детях в большинстве своем построены на острых конфликтах. Это объясняется не только социальными условиями жизни ребенка, но и активностью детского характера в творчестве Горького.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ

1. Горький М. Собрание сочинений в 6-ти томах. - М.: Терра, 2011.

2. Баранов В. И. М. Горький: Подлинный и мнимый. - М.: Просвещение, 2000.

3. Басинский П. Горький. - М.: Молодая гвардия, 2005.

4. Быков Б.Л. Был ли Горький? Биографический очерк - М.: Астрель, 2009.

5. Вайнберг И. Страницы большой жизни // М. Горький в документах, письмах, воспоминаниях современников. - М.: Детская литература, 1981.

6. Волков А.А. Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период. - М.: Просвещение, 1984.

7. Волков А.А. Художественный мир Горького. - М.: Современник, 1978.

8. Голубков М. М. Максим Горький. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. - М.: Учебная литература, 2004.

9. Горький и его эпоха: исследования и материалы. - М., 2005.

10. Груздев И.А. М. Горький. Жизнь замечательных людей. - М.: Молодая гвардия, 1958.

11. История русской литературы конца XIX - начала XX века / Под ред. В. А. Келдыша. В 2 томах. - М., 2007.

12. М. Горький: Биография. Творчество // Вся русская литература / Авт. сост. И. Л. Копылов. - М.: Художественная литература, 2003.

13. Максим Горький в воспоминаниях современников. В 2 т. - М.: Художественная литература, 1991.

14. Михайловский Б., Тагер Е. Творчество Горького. - М.: Наука, 1969.

15. Нефедова И.М. Максим Горький: Биография писателя. - Л.: Просвещение, 1971.

16. Роговер Е. С. Русская литература XX века. - Спб.: Питер, 2008. - №1

17. Смирнова Л. А. Искры во мраке жизни: Ранняя романтическая проза М. Горького // Русская литература. Советская литература. Справочные материалы / Сост. Л. А. Смирнова. - М.: Просвещение, 1989.

18. Спиридонова Л. А. М Горький: новый взгляд. - М.: Наука, 2004.

19. Примочкина Н. Н. Горький сегодня // Литература в школе. - 2008.- №7.

20. Сарычев В. А. «Люди и человеки». Идея пути в творческом сознании Максима Горького 1890-х - начала 1900-х годов // Литература в школе. - 2008 - №7.

21. «О литературе и о прочем», 1931 г. https://lib.rus.ec

22. «О том как я учился писать», 1928 г https://www.avtoram.com

ИСТОЧНИКОВ

 

СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ

 

1. Приложение А - Тезисы защитной речи на тему: «Обездоленного детства в реалистических А. М. Горького «Встряска», «Страсти мордасти», «Дед Архип»и «Ленька» и др.

 

2. Приложение Б - Презентация к исследовательской работе на тему: «Обездоленного детства в реалистических А. М. Горького «Встряска», «Страсти мордасти», «Дед Архип» и «Ленька» и др.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

 

Тезисы защитной речи на тему: «Обездоленного детства в реалистических А.М. Горького «Встряска», «Страсти мордасти», «Дед Архип» и «Ленька» и др.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

 

Презентация к исследовательской работе на тему: «Обездоленного детства в реалистических А. М. Горького «Встряска», «Страсти мордасти», «Дед Архип» и «Ленька» и др.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: