Потенциальные резервы увеличения доходов в федеральный бюджет.




6.6.1. Одним из резервов для пополнения доходов федерального бюджета является активизация работы федеральных органов исполнительной власти по сокращению задолженности перед бюджетом и принятие более действенных мер по погашению имеющейся задолженности по налогам, пошлинам и сборам.

По состоянию на 1 июля 2016 года дебиторская задолженность по доходам составила 2 051 961 млн. рублей[20]. При этом за 6 месяцев текущего года ее размер увеличился на 134 897,3 млн. рублей, или на 7 %.

Наибольшие суммы дебиторской задолженности сложились у ФНС России (40 % от общей суммы дебиторской задолженности), Росфиннадзора (36,1 %), ФССП России (6,5 %), ФТС России (3,5 %), МВД России (3 %).

В целях совершенствования порядка взимания пеней за неуплату или неполную уплату таможенных и иных платежей разработан законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (в части совершенствования порядка взимания пеней, порядка и срока направления требования об уплате таможенных и иных платежей (уточненного требования об уплате таможенных и иных платежей), а также обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин)». Кроме того, разработан законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и признании безнадежной к взысканию задолженности по уплате таможенных платежей» (законопроект принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 18 мая 2016 года).

В настоящее время реализуется план мероприятий («дорожная карта») по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам (утвержден Председателем Правительства Российской Федерации 10 апреля 2016 г. № 2420п-П13). Большая часть мероприятий «дорожной карты» должна быть реализована во втором полугодии текущего года, после чего будут подведены итоги и оценен эффект от предпринимаемых мер на динамику и структуру дебиторской задолженности. По результатам мониторинга реализации указанных мероприятий планируется подготовка соответствующего развернутого доклада.

Реализация в полном объеме Плана мероприятий («дорожная карта») по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам позволит увеличить доходы федерального бюджета.

Среди основных целей, на достижение которых направлена «дорожная карта», можно выделить следующие:

предотвращение образования новой дебиторской задолженности по доходам, в том числе за счет стимулирования и упрощения добровольной уплаты платежей. Планируется расширение практики предоставления скидок по штрафам в случае быстрой их уплаты (результаты реализации такой схемы по штрафам за нарушение ПДД показывают эффективность такого подхода), упрощение процедуры уплаты налогов и сборов, получения отсрочки. Реализован переход на применение контрольно-кассовой техники, передающей информацию о расчетах в налоговые органы;

повышение эффективности взыскания накопленной дебиторской задолженности, взыскание которой представляется возможным, в том числе, за счет расширения межведомственного информационного взаимодействия;

признание безнадежной и списание дебиторской задолженности, взыскание которой объективно не представляется возможным. Был принят и вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 406-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который дополняет Бюджетный кодекс Российской Федерации статьей 472. Принято постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2016 г. № 393 «Об общих требованиях к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации», в соответствии с которым утверждены соответствующие ведомственные порядки. Кроме того, в рамках ликвидационных мероприятий проводится работа с накопленной задолженностью Росфиннадзора, существенная часть которой невозможна к взысканию.

Кроме того, «дорожная карта» предусматривает комплекс мер по повышению качества администрирования доходов бюджетов бюджетной системы в том числе совершенствование регулирования алкогольного рынка (в результате по итогам девяти месяцев 2016 года поступления акцизов на крепкий алкоголь выросли на 24 % по отношению к аналогичному периоду прошлого года), систематизацию и учет в бюджетном процессе налоговых и таможенных льгот (разработан план мероприятий, подготовлены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, ведется работа над созданием перечня льгот и преференций и оценкой потерь бюджетной системы от их применения), по совершенствованию учета, прогнозирования и администрирования неналоговых платежей.

По экспертной оценке Счетной палаты, своевременная и качественная реализация мероприятий «дорожной карты» по доходам в течение 2016 года позволит получить в доход федерального бюджета в 2016 - 2017 годах не менее 50,0 - 60,0 млрд. рублей, в том числе по налогу на добавленную стоимость, денежным взысканиям (штрафам) за нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля.

Однако отсутствие до настоящего времени федерального органа исполнительной власти, ответственного за координацию деятельности и контроль исполнения указанного Плана в целом, может привести к недостижению заявленного результата по улучшению администрирования доходов бюджетной системы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: