Какая ж песня без дилэя?




Современная песня не получится не только без дилэя, но и без реверберации, хоруса, флэнжера, т. е. без эффектов, основанных на задержке сигнала. И таких эффектов в рассматриваемом наборе плагинов предостаточно. Познакомимся только с некоторыми из них.

Начнем с ревербератора TrueVerb. При помощи него можно смоделировать акустическую картину и очень похожую на реальную, и совершенно фантастическую.

Окно плагина TrueVerb

Интерфейс плагина на первый взгляд кажется сложным, но, надеемся, что вы к нему постепенно привыкнете.

В верхней части окна на дисплее отображаются различные компоненты реверберирующего сигнала. Прямой сигнал отмечается красной вертикальной линией, расположенной в начале координат. Высота линии пропорциональна его уровню, зависящему от расстояния до источника звука. Оно в свою очередь отмечается на шкале вертикальной линией, цвет которой меняется от желтого (при небольших расстояниях до источника звука) до красного (когда расстояние близко к максимальному). Линию можно перемещать вправо или влево, ухватившись мышью за маркер, от которого она начинается, или, пользуясь кнопкой-слайдером Distance. От этого параметра зависят также уровни ранних отражений (линии оранжевого цвета), и уровни реверберационного хвоста (закрашенная область светло-сиреневого цвета).

Еще одним параметром, влияющим на уровень прямого сигнала, является RoomSize (размер помещения). От него зависит также плотность ранних отражений и уровень реверберации. На шкале графического дисплея RoomSize отмечается вертикальной линией голубого цвета.

Шкала над дисплеем отображает примерное расстояние (в метрах) до одной из отражающих поверхностей, то есть один из размеров помещения. Шкала под дисплеем позволяет оценить время ранних отражений в миллисекундах.

Кнопка-слайдер PreDelay устанавливает задержку между прямым сигналом и началом реверберационного хвоста. На панели управления вы найдете кнопку в виде стрелки - переключатель связанности параметров RoomSize и PreDelay. В связанном состоянии изменение одного параметра влечет за собой изменение другого в соответствии с акустическими свойствами помещения. При моделировании реальной акустики лучше установить связь параметров. В случае конструирования произвольного акустического пространства можно регулировать все по отдельности.

В левой нижней части окна расположен модуль эквалайзера. Его основным элементом является дисплей, на котором отображаются характеристики сразу двух фильтров: входного и выходного. При помощи входного фильтра можно осуществить предварительную коррекцию спектра входного сигнала. Выходной фильтр позволяет по отдельности регулировать скорость исчезновения низких и высоких частот из реверберирующего сигнала.

Плагин RVerb по своим возможностям подобен плагину TrueVerb. Но работать с ним удобнее. Прежде всего, это обусловлено тем, что характеристики входного и выходного фильтров ревербератора отображаются на различных дисплеях. Кроме того, многие регуляторы выполнены в виде привычных и интуитивно понятных слайдеров.

Окно плагина RVerb

Обязательно загляните в список пресетов, который организован в виде двухуровневого меню. Тем самым все пресеты распределены по подгруппам, что позволяет быстрее сориентироваться в них. А задача эта увлекательна и непроста, ведь общее число фирменных пресетов приближается к 90!

В пакет Waves Platinum Native Bundle 4 входят два плагина, в которых реализованы многоотводные линии задержки (дилэи). SuperTap 2 - Taps Mod является двухотводной, а SuperTap 6 - Taps Mod - шестиотводной линией задержки. Возможна установка времени задержки в миллисекундах или согласование задержки с темпом композиции (в долях такта в минуту - bpm), ручной ввод темпа или ритма повторений, модуляция времени задержки посредством низкочастотного генератора, панорамирование и эквализация сигнала каждого отвода по отдельности.

Окно плагина SuperTap 2 - Taps Mod

Каждый отвод состоит из входной секции, регулятора времени задержки и эквалайзера.

Графический индикатор, расположенный вверху слева, позволяет наблюдать и изменять при помощи мыши одновременно уровень и положение на стереопанораме прямого сигнала и сигналов со всех отводов (каждый из них обозначен маркером своего цвета). Вместо того чтобы задавать значения параметров каждого из источников звука двумя регуляторам, можно перетаскивать мышью соответствующий маркер.

Расположенная рядом секция Tempo обеспечивает ввод текущего темпа музыкального произведения в пределах от 40 bpm до 1200 bpm! Специальная площадка TapPad позволяет, реже или чаще щелкая на ней мышью, задавать темп (если кнопкой Mode выбран режим Tempo) или определенный ритмический рисунок (если выбран режим Pattern).

В секции Modulation расположен модулятор времени задержки, общий для всех отводов. Модуляция времени задержки дает возможность создавать эффекты, напоминающие хорус.

В плагине предусмотрено группирование управляющих элементов. Для этого достаточно щелкнуть кнопкой мыши и, не отпуская ее, взять в появившуюся рамку те регуляторы, которые необходимо объединить в группу. После этого, изменяя положение одного регулятора, вы одновременно "передвинете" и остальные. Причем исходные состояния регуляторов будут учитываться.

Процессор-загадка

Ничто так не оживляет звучание музыкального инструмента, как модуляция - изменение одного или нескольких параметров звука. Каких только модуляторов нет в пакете плагинов Waves! Мы расскажем только о двух из них.

В плагине MondoMod сочетается амплитудная, частотная и пространственная (панорамная) модуляция общим для всех модуляторов низкочастотным генератором.

Окно плагина MondoMod

В секции Tempo, расположенной слева вверху, находятся элементы управления частотой модулирующего сигнала. Индикаторы, совмещенные с плавными регуляторами, позволяют отсчитывать частоту в герцах или в долях в минуту. Кроме них здесь имеется и переключатель, обеспечивающий дискретное изменение значения частоты модуляции. Особенно удобен он в том случае, если модуляция должна быть ритмизированной (период модулирующего колебания должен быть кратен доле такта).

В секции Waveform вы можете выбрать форму модулирующего колебания и тут же увидеть на дисплее, что из этого получилось.

Во второй слева секции находятся элементы управления параметрами амплитудной модуляции. Аналогичные элементы, расположенные во второй справа секции, позволяют управлять параметрами частной модуляции.

Несомненным украшением окна плагина является индикатор стереополя, расположенный в секции Rotation. Зеленым цветом на нем отображается сектор, в пределах которого происходит распределение кажущихся источников стереозвука. Само перемещение всей стереокартины в целом отображается желтой линией, исходящей из центра окружности и "качающейся" из стороны в сторону.

Угловое положение сектора стереополя относительно центра стереопанорамы изменяется регулятором Center. Угол, в пределах которого происходит "качание" или "вращение" стереополя, устанавливается регулятором Range. Его максимальное значение составляет 360°. И при этом действительно возникает ощущение, будто источники звука перемещаются вокруг вашей головы.

Enigma относится к числу плагинов, реализующих комплексную обработку сигнала. В нем также как и в предыдущем плагине используется модуляция, поэтому свойства сигнала изменяются во времени, звук переливается и как бы "сверкает".

Основу плагина Enigma составляют следующие элементы:

  • перестраиваемый по частоте фильтр с гребенчатой амплитудно-частотной характеристикой (АЧХ), управление которой осуществляется генератором низкочастотного модулирующего сигнала;
  • цепь обратной связи, в которую могут быть включены элемент задержки и фильтры.

Кроме них имеется преобразователь ширины стеробазы.

Окно плагина Enigma

На дисплее, расположенном в верхней секции окна, хорошо видна АЧХ фильтра основного канала обработки. По форме она действительно напоминает гребенку, поэтому и получила такое название "гребенчатая АЧХ". По сути дела гребенчатый фильтр представляет собой совокупность нескольких узкополосных фильтров, частоты настройки которых жестко связаны друг с другом. При изменении одной из них одновременно изменяются и другие.

Если проанализировать частотные характеристики ревербератора, дилэя или флэнжера, то окажется, что каналы обработки, в которых реализуются все перечисленные эффекты, имеют АЧХ гребенчатой формы. Такая АЧХ получается у них как бы сама собой в результате сложения копий сигнала, претерпевших многократную задержку. А вот разработчики плагина Enigma, можно сказать, пошли во встречном направлении: построили гребенчатый фильтр с изменяемыми параметрами; соединили его с генератором, который управляет перестройкой фильтра; добавили цепь обратной связи с изменяемой структурой. В результате создали плагин, позволяющий получить совершенно необычные звуковые эффекты, название которым и не придумаешь. Некоторые из них отдаленно напоминают реверберацию, другие - флэнжер, третьи - "квакушку". Но есть еще четвертые, пятые, шестые…

Разработчики держат в секрете точные сведения об алгоритме обработки, реализованном в плагине, не случайно плагин называется "Enigma", что переводится как "Загадка".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: