АхметКуановичЖубанов
1906 – 1968
Детство и юность
АхметКуановичЖубанов родился 29 апреля 1906 года в урочище Косуактам Актюбинской области в семье крестьянина – середника. Музыкальные способности проявились рано –в6 лет умел играть на домбре, в 7 его отдали учиться в Уркачевское двухклассное училище. Первый учитель – ХусаинАжгалиев – человек разносторонний, проводник педагогических идей Ы. Алтынсарина.
В этот период А. Жубанов изучает несколько языков, обучается игре на нескольких инструментах – домбре, балалайке, мандолине, скрипке. Большое влияние на Жубанова оказывает старший брат – Кудайберген, учившийся в Оренбурге в медресе «Хусания». Он привозил много интересных книг, что помогало А. Жубанову формироваться разносторонне.
1925 год – Темирский уездный отдел народного образования командировал Жубанова в Актюбинск на курсы по подготовке учителей, после чего Жубанов преподает в Акжарской школе.
1928 год – вторая командировка в Актюбинск, где он знакомится со скрипачом П. Чернюком, окончившим варшавскую консерваторию, берет у него уроки по скрипке и музыкальной грамоте. В это же время, занимаясь по всем школьным предметам, досрочно сдает экзамены за девятилетку.
1929 год – совместно с братом Кудайбергеном едет в Лениград учиться. Его приняли в музыкальный техникум по классу скрипки, но обучение пришлось оставить (обучение было платным).
В этом же году начинает заниматься в консерватории по классу гобоя у профессора Ф. А. Нимана, который являлся художественным руководителем и дирижером Великорусского оркестра народных инструментов. А. Жубанов посещал все его занятия и репетиции оркестра. Одновременно с этим он увлекается музыкальной наукой и посещает лекции по этнографии, фоноархивы АН СССР, где он познает технику записи и расшифровки фольклора.
Становление творческой личности.
В годы учебы в консерватории А. Жубанов по собственной инициативе пишет на казахском языке свой первый труд – «Азбука музыкальной грамоты», рассчитанная на широкий круг музыкантов – любителей.
По совету А. Затаевича, А. Жубанов начинает записывать народные песни и кюи, которые позже были опубликованы в сибирской энциклопедии.
В 1932 году Жубановпоступает в аспирантуру Института искусствознания, но не закончил.
1933 год – А. Жубанова отзывают в Алма-Ату для работы в музыкально-драматическом техникуме, где он занял пост заведующего учебной частью. Параллельно с педагогической работой А. Жубанов организовал оркестр казахских народных инструментов, для этого коллектива он делает обработки народных песен и кюев.
Годы творческого расцвета.
С конца 30-х годов начинается композиторское творчество А. Жубанова. В эти годы он создает ряд произведений:
1. Музыка к драматическим спектаклям:
· «Бақыт таңы»;
· «Сары»;
· «Азатқыз»;
· «ҚозыКорпеш и Баян-Сұлұ» и др.
2. Песни: «Москва», «Қарлығаш», «Жастарәні», «Ақ көгершін»
3. Камерно – инструментальные произведения:
· «Десять таджикских танцев» для фортепиано, кобыза, скрипки, виолончели;
· «Восемь казахских танцев» для фортепиано;
· «Пять пьес» для кобыза и фортепиано.
4. Оркестровые произведения:
· Пятичастная сюита «Абай»;
· «Казахская сюита»;
· Увертюра-фантазия «ТолегенТохтаров»;
5. Оперные произведения:
· Опера «Абай» совместно с Л. Хамиди;
· Опера «ТолегенТохтаров» совместно с Л. Хамиди;
· «Курмангазы» - оперу завершила его дочь Г. Жубанова.
В 50-е годы А. Жубанов основное внимание уделяет научной, просветительской и педагогической работе. Со дня основания КНК (Казахская национальная консерватория) он возглавлял кафедру народных инструментов, с 1945 года стал директором. В консерватории А. Жубанов читал лекции по истории казахской музыки, вел классы инструментовки и дирижирования.
По его инициативе в консерватории был открыт кабинет звукозаписи, фольклорный кабинет, музыкальная библиотека.
А. Жубанову принадлежат многочисленные научные работы по казахской музыке («Струны столетий», «Соловьи столетий» - очерки о жизни и творчестве кюйши и анши).
Таким образом, в историю А. Жубанов вошел как первый национальный композитор, творчество которого послужило расцвету казахстанской профессиональной музыки письменной традиции.
Как этнограф и музыковед А. Жубанов оставил большое количество записей песен и кюев, опубликовал сборники кюевКурмангазы и Даулеткерея. Он был одним из основателей Академии наук республики, организовал сектор искусствознания, вошедший позже в Институт литературы и искусства им. М. Ауезова.
Значение творчества А. Жубанова для развития культуры Казахстана трудно переоценить. Н. Жиганов, татарский композитор, писал о Жубанове так: «…в нем уживались ум ученого и степного казаха, от него веет ароматом горных цветов и кумыса. В нем сидели обычаи казахского народа, он любил и умел трудиться ради своего народа».