«Школа увлекательного чтения»
«...Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым...» Джон Хершел.
Проект книжного клуба «Школа увлекательного чтения» является программой развивающего, творческого чтения.
По замыслу данная программа должна стать дополнением к урокам литературы и воспитать творческого думающего читателя.
Стратегическая цель программы - закладывание основ воспитания образованного, творческого читателя и чуткого слушателя, который в перспективе своего развития, опираясь на формирующийся художественный вкус и развивающиеся эстетические чувства, будет способен ориентироваться в мире культуры, литературы и искусства.
Основными целями программы являются:
- привлечь школьников к книге, чтению;
- показать, что чтение — это интересный, эмоциональный, творческий процесс;
- увлечь их процессом чтения, привить любовь к книге;
- научить разбираться в тексте, уметь анализировать его;
- ввести читателя в мир литературы, развивая способность эстетического восприятия произведений;
- выработать необходимую потребность в чтении.
Программа направлена на совместную деятельность библиотекаря, учителя, учащихся и родителей по приобщению к чтению детской художественной литературы для решения следующих задач:
- воспитание потребности в чтении как источнике радости общения и новых знаний, эмоций, переживаний;
- воспитание эмоционально-образного восприятия содержания произведений;
- воспитание культуры чтения: развитие интереса к чтению, к художественной литературе, к книге;
- развитие фантазии, воображения, речи;
- побуждение к активному «общению» с книгой;
- создание положительного эмоционального фона и доброжелательной атмосферы чтения.
Решение задач, поставленных в программе, предусматривает многоплановую работу по следующим основным направлениям:
- чтение, направленное на приобщение к книге;
- чтение литературы различных жанров;
- формирование литературного вкуса и читательских интересов.
В программе предусматривается разбивка курса по жанровому разнообразию. Предусмотрена работа с познавательной литературой, справочными и энциклопедическими изданиями. Включены занятия по библиотечной грамотности, знаний разделов фонда библиотеки и навыки поиска необходимой книги, статьи, рассказа.
Работает «творческая лаборатория», которая предполагает развитие творческих литературных способностей читателей, формирование образного мышления, образной речи. Сюда входит подготовка открытых мероприятий на уровне школы: классные часы, поэтические вечера, постановка сказок, участие в концертах и конкурсах.
В основу книжного клуба «Школа увлекательного чтения» как программы развивающего чтения заложены принципы воспитательно-образовательной системы, которую называют личностно-ориентированной.
Она отражена в принципах успешного взаимодействия между читателем и библиотекарем, педагогом, родителями. Ведущими принципами являются:
Принцип адаптивности: Стремиться максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями и, по возможности, гибко реагировать на социокультурные изменения в среде.
Принцип развития: Целостное развитие школьника, читателя и готовность его к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности, гуманности: Любовь к жизни, любовь к книге, любовь к ребенку. Без этого невозможно создание творческой атмосферы на занятиях, каждое из которых становится для ребенка единственным и неповторимым. На занятиях каждому ребенку должно быть комфортно, не должно быть «зажатости». Он должен идти на занятия с желанием, с потребностью в этом занятии.
Принцип непрерывности: Процесс литературного развития не заканчивается на занятиях в библиотеке, а продолжается в школьном классе и в семье.
Принцип систематичности: Занятия по развивающему чтению - это часть системы обучения, способствующей повышению общего уровня учащегося. Но они не разрозненны или единовременны - они сами по себе системны. Так как только в определенной системе и регулярно проводимые занятия будут иметь результат.
Принцип деятельности:На занятиях ребенок не должен быть пассивным слушателем, он становится активным участником через игру, творческие задания, переживания, сопричастность.
Принцип креативности: Руководитель провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая ситуации, в которых каждый ребенок становится «художником», «поэтом», «артистом» и реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность. Очень важным является уважение и бережное отношение к продуктам детского творчества.