Упражнение № 4. Определение главного и зависимого слова в словосочетании.




ЧАСТЬ 8

СПОСОБЫСВЯЗИ СЛОВ В СЛ0В0С0ЧЕТАНИИ,

СОГЛАСОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ, СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ

С К А З К А

КАК ЁЖИК И ЕНОТ СОГЛАСОВАЛИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ

В один прекрасный день ёжик пошёл погулять по лесу и гулял так долго, что проголодался. Но это его нисколько не огорчило — ведь он был запасливым и всегда носил с собой всё, что может пригодиться в трудную минуту.

«Похоже, откладывать незачем. Надо приступать прямо сейчас, — подумал ёжик об обеде. — И прямо здесь». И осуществить это ему было совсем нетрудно, потому что на иголках у него уже были наколоты три разных гриба: здоровенный груздь, крепкий боровичок и аппетитная розовая сыроежка.

Конечно, ёжик не стал есть все грибы сразу. Да он бы и не смог столько съесть. Ёжик поступил мудрее: из большого белого груздя он сделал себе роскошный стол, из боровичка — табуретку, а сыроежку положил на стол и стал раздумывать, как лучше её съесть.

«Может, сварить? Но тогда нужно развести костёр, а это будет слишком долго. Поджарить? Опять же без огня не поджаришь. Пожалуй, съем-ка я её сырой. Ведь она — сыроежка, а я — ёжик. А ёжики могут есть сыроежки сырыми. Не зря у нас даже имена похожие. Точно, так я и сделаю», — решил ёжик, поудобнее устроился за самодельным столом, открыл рот пошире (бабушка частенько ему говорила: «Большому куску рот радуется») и так и застыл с открытым ртом. И даже забыл, зачем он его открыл — такое странное зрелище он увидел.

По поляне с громкими воплями промчалось что-то полосатое и скрылось за кустами. Ёжик перевел дух, вспомнил, зачем открывал рот, и снова приготовился отведать сыроежки. Но на этот раз ему не повезло ещё больше: полосатое вновь вынырнуло откуда-то и пробежало так близко, что смахнуло со стола обед. Ёжик только и успел, что заметить чей-то пушистый полосатый хвост.

— Что за напасть! — воскликнул ёжик. — Бегают какие-то хвосты...

— Я не хотел... не хотел напасть... прости, ёжик. Это на меня напали... еле убежал... от злых собаках... — сбивчиво объяснил взъерошенный полосатый зверь. И тут ёжик увидел, что это енот.

— Кто напал? От кого ты убежал? — встревожился ёжик. Он повертел головой по сторонам, даже заглянул под табуретку — на всякий случай. — Никого нет.

— Ни одной собакой? — недоверчиво спросил енот.

— Ни одной собаки и ни одного пса, — успокоил его ёжик.

— А их не одних было, их много было. Целое полчище собачище.

— У страха глаза велики. Так говорила моя тётя Ёжка, — заметил ёжик и хвастливо добавил: — Я вот не боюсь ни полчищ, ни собачищ, ни серых волков, ни рогатых козлов, ни бурых медведей. А белых медведей — тем более! Я вообще не боюсь больших зверей, я боюсь хитрых зверей.

— Ты боишься хитрых лисицах?

— Да, я боюсь хитрых лисиц и болтливых синиц, — ёжик лукаво подмигнул еноту. — Дружище енот, давай забудем про всяких там злых собак, хитрых лисиц, про страшные сны и мрачные мысли. Давай лучше подумаем о приятных вещах: например, о вкусном обеде, — ёжик давно уже собирался перейти к обеду. — Присоединяйся ко мне. Видишь, какой у меня большой стол! Всем места хватит.

— А у меня никакой табуретки нет, — огорчился енот.

— Зато у тебя есть пушистый хвост. С таким хвостом никакого кресла не надо. Ты на нём можешь и сидеть, и лежать.

— А что же мы будем есть? — удивился енот, глядя на пустой стол.

— Да у меня тут такая славная сыроежка была... Но кто-то её смахнул своим полосатым хвостом, когда бежал от «злых собаках».

— Ты уж извини, ёжик. Я тогда от страха и заговорил-то неправильно. А всё почему вышло? Пробирался я сквозь чащу, споткнулся о какую-то корягу и от неожиданности, естественно, вскрикнул: «Ах!» И тут эти собаки как с цепи сорвались, одна за другой: «Ав-ав-ав-ав-ав!» Правда, последняя уже совсем тихонько гавкнула...

— Ой, не могу! Так вот от каких собак ты бежал! — захохотал ёжик.

— Что тут смешного? — обиделся енот.

— Да ведь это было никакое не полчище собачищ, как тебе показалось. Обыкновенное эхо.

— Или необыкновенное, — добродушно отозвался енот. Он уже не обижался на ёжика. Теперь и вправду все это казалось забавным.

— А вот, кстати, и наша сыроежка! — радостно объявил ёжик и достал из-под стола две каких-то загогулины.— Ты не смотри, что она такая... то есть что они такие.

— А что это такое?

— Это большие обломки той самой сыроежки, которую ты смахнул своим замечательным хвостом. Но это даже здорово! Она сама разделилась на две половинки — как раз нам поровну.

— Хрум-хрум, хрум-хрум!

Нам не надо мрачных дум!

И не нужно лишних страхов,

И не нужно охов-ахов.

Посмотри, как всё прекрасно:

Небо сине, солнце красно,

Там зелёные листочки,

Тут весёлые грибочки,

Всюду добрые друзья!

Все отважны — ты и я!

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

Части 8, 9 и 10 предназначены для усвоения важного раздела грамматики — способов связи слов в словосочетании. Всего в русском языке существует три способа связи слов в словосочетании — 1) согласование, 2) управление, 3) примыкание. Третий способ — наиболее простой, так как здесь слова, входящие в словосочетание, никак не изменяются, они просто примыкают друг к другу (например, «очень красивый», «быстро бежит» и т. п.). Этот тип словосочетания, как правило, не вызывает трудностей у ребенка, и поэтому подробно рассматриваться не будет. А вот согласование и управление могут вызывать серьезные затруднения, особенно у школьников, что приводит к многочисленным ошибкам на письме.

В части 8 рассматривается самый сложный способ связи слов в словосочетании — согласование. Этим способом связываются существительные и определяющие их прилагательные, а также притяжательные местоимения и причастия (например, «новый дом», «мой дом», «строящийся дом»). При этом определение (в настоящем пособии в качестве определений берутся только прилагательные как наиболее частотные по сравнению с притяжательными местоимениями и причастиями) должно согласовываться с главным словом (существительным) в роде, числе и падеже («больш ой стол» — «больш ая коробка» — «больш ое зеркало», «в нов ом доме» — «в нов ых домах» — «нов ыми домами» и т. д.). Именно эта необходимость изменять прилагательное и приспосабливать его к существительному, которое идет после прилагательного, вызывает трудности у детей, особенно — у детей с дисграфией. Они часто считают, что главное слово в таком словосочетании — прилагательное, которое идет первым, и пытаются «приспособить» существительное к прилагательному. Например, они пишут: «на зелен ой ветк ой » вместо «на зелен ой ветк е », «из стар ых книг ах » вместо «из стар ых книг», «к деревянн ой скамейк ой » вместо «к деревянн ой скамейк е » и т. п. Те словосочетания, где окончания существительных и прилагательных совпадают или похожи («холодн ой вод ой », «больш ими гор ами », «на длинн ых ног ах » и т. п.), вызывают гораздо меньше ошибок.

Цель данной части пособия — научить ребенка определять главное слово в словосочетании (существительное), правильно ставить вопрос от главного слова к зависимому (прилагательному), а затем правильно изменять зависимое слово — ставить его в те же род, число и падеж, в которых стоит главное слово. Особое внимание уделяется таким словосочетаниям, в которых главное и зависимое слово имеют разные окончания. На выработку этих умений направлены упражнения № 4 и № 5.

Кроме того, многие дети путают безударные падежные окончания существительных, которые пишутся по-разному, а звучат одинаково (например, «на ветк е » — «с ветк и », «под диван ом » — «к диван ам ») или похоже («за диван ами » — «за диван ом »). Это незаметно в устной речи, но приводит к ошибкам на письме. Например, ребенок пишет: «у бабушк е » вместо «у бабушк и », «к ботинк ом » вместо «к ботинк ам », «на скамейк и » вместо «на скамейк е » и т. п. Если ребенок часто допускает такие ошибки, рекомендуется выполнить упражнения № 2 и № 3, направленные на усвоение безударных падежных окончаний существительных. Затем следует переходить к упражнениям № 4 и № 5.

Упражнения № 2, № 3, № 4 и № 5 рекомендуется выполнять вначале устно, пока ребенок не усвоит как следует модели словоизменения. Когда его устные ответы станут правильными следует выполнить оставшуюся часть упражнения (или все упражнение целиком) письменно. Для закрепления материала полезно через некоторое время (несколько дней, затем — через две-три недели) повторно выполнить эти упражнения.

УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение № 1. Вопросы по тексту.

Задание: ответить на вопросы по прочитанной сказке:

1)Что неправильно говорил енот?

2)Что объяснил ему ёжик?

3)Чему научились енот и ёжик?

 

Упражнение № 2. Усвоение безударных падежных окончаний существительных с использованием эталонных образцов — существительных того же типа склонения с ударным окончанием.

Задание. Ребенку дают образцы склонения существительных с ударными падежными окончаниями (см. ниже) и объясняют, какие существительные с безударными падежными окончаниями склоняются по тому же типу. Склоняя существительные с безударным окончанием, ребенок должен проверять окончание по эталонному образцу.

Следует объяснить, что при затруднении образования падежного окончания надо вспомнить слово-образец, поставить его в нужный падеж и по его окончанию образовать нужную форму слова с безударным окончанием. Пример объяснения:

— Существительное «сумка» склоняется по образцу существительного «рука». Если ты не знаешь, как писать — «в сумке» или в «в сумки», поставь на место слова «сумка» слово «рука». Как ты скажешь: «Ключ лежит в...»? (Ребенок должен окончить фразу — «в руке».) А теперь вместо слова «рука» подставляем слово «сумка». Как ты теперь скажешь: «Ключ лежит в...»? (Ребенок должен окончить фразу — «в сумке».) А теперь возьмем другое слово.

Берется другое слово, склоняющееся по образцу слова «рука» (список см. ниже), задание повторяется.

При выполнении этого упражнения и ведущий и ребенок должны четко, даже утрированно произносить падежные окончания существительных, чтобы ясно различать « » и «-е», «-ом» и «-ам» и т. д. Следует обратить внимание ребенка на четкое произнесение окончаний. При письменном выполнении задания следует четко писать окончание, чтобы не было смешения похожих букв, и выделять его (подчеркивать окончание, обводить его, писать другим цветом или заглавными буквами). Цель данного упражнения — научить ребенка пользоваться эталонными образцами склонений, научить его подбирать к каждому существительному нужный образец склонения.

Образцы типов склонения и примеры слов, склоняющихся по приведенным образцам:

 

1) Образец «вода» — существительные женского рода с окончанием «-а» и основой, оканчивающейся на твердый согласный (кроме шипящих и заднеязычных — «к», «г», «х»).

Примеры: ваза, нота, шуба, кофта, канава.

Примечание: у существительных женского с безударным окончанием «-а» и основой на «ц» в творительном падеже единственного числа будет окончание «-ей» (а не «-ой», как в образце).

Примеры: лисица, царица, певица, гусеница, лыжница, волчица, медведица.

2) Образец «земля» — существительные женского рода с окончанием «-я» и основой на мягкий согласный. У существительных с безударным окончанием в творительном падеже единственного числа будет окончание «-ей» (а не «-ёй», как в образце).

Примеры: капля, вафля, басня, песня, пакля.

 

3) Образец «рука» — существительные женского рода с окон чанием «-а» и основой на шипящий или «к», «г», «х» (у существительных с основой на шипящий в творительном падеже единственного числа будет окончание «-ей», а не «-ой»).

Примеры: книга, муха, штука, щука, лужа, туча, роща, галс ша, лыжа.

 

Примечание: у существительных с суффиксом «-к-» родительный падеж множественного числа будет образовываться не по образцу слова «рука». Если перед суффиксом «-к-» стоит шипящий или мягкий согласный, в родительном падеже множественного числа будет окончание «-ек» («свечк а » — «свеч ек », «капельк а » — «капел ек »), в остальных случаях окончание «-ок» («сумк а » — «сум ок »).

Примеры: мышка, книжка, шутка, мошка, долька, пилка, сумка, лодка.

 

4) Образец «окно» — существительные среднего рода с окончанием «-о».

Примеры: кресло, зеркало, пугало, одеяло, золото, серебро, утро, болото.

Для существительных с окончанием «-е» нужно заменить падежные окончания слова «окно» следующим образом: «- а » на «-я», «- у » на «-ю», «-ом» на «-ем», «-о» на «-е» (множественное число у этих существительных образуется не по образцу слова «окно»).

 

Примеры: поле, море, горе, платье, варенье, печенье.

5) Образец «сеть» — существительные женского рода с нулевым окончанием.

Примеры: ночь, мышь, выпь, кровать, прядь, брошь, плеть-

6) Образец «стол» — неодушевленные существительные мужского рода с нулевым окончанием и основой на твердый согласный (кроме заднеязычных, шипящих и «ц»).

Примеры: нос, мороз, голос, лимон, кувшин, помидор, апел! син.

Примечание: у существительных мужского рода с нулевь* окончанием и основой на шипящий или «ц» в творительном тй деже единственного числа будет окончание «-ем» (а не «-ом»)

Примеры: обруч, перец, рюш, пейзаж, марш, кварц.

 

7) Образец «пирог» — неодушевленные существительные мужского рода с нулевым окончанием и основой на заднеязычный («к», «г», «х»).

Примеры: флаг, порог, овраг, столик, листик, запах, успех, орех.

 

8) Образец «кот» — одушевленные существительные мужского рода с нулевым окончанием и основой на твердый согласный (кроме заднеязычных, шипящих и «ц»).

Примеры: бегемот, крокодил, инженер, командир, бригадир.

Примечание: у существительных мужского рода с нулевым окончанием и основой на шипящий или «ц» в творительном падеже единственного числа будет окончание «-ем» (а не «-ом»).

Примеры: заяц, немец, китаец, испанец, кубинец, царевич, королевич, попович, неуч.

 

9) Образец «враг» — одушевленные существительные мужского рода с нулевым окончанием и основой на заднеязычный.

Примеры: маг, дворник, школьник, дух, шах, олух, мальчик, волк.

 

10) Образец «фонарь» — неодушевленные существительные мужского рода с нулевым окончанием и основой на мягкий согласный или «й». У существительных с безударным окончанием в творительном падеже единственного числа будет окончание «-ем» (а не «-ём»).

Примеры: автомобиль, профиль, числитель, май, край, са­рай, якорь, пластырь, выключатель.

 

11) Образец «конь» — одушевленные существительные мужского рода с нулевым окончанием и основой на мягкий согласный или «й». У существительных с безударным окончанием в творительном падеже единственного числа будет окончание «-ем» (а не «-ём»).

Примеры: олень, лось, водитель, грабитель, житель, государь, слесарь, токарь.

 

Упражнение № 3. Выбор падежа, образование безударного падежного окончания существительного.

В этом упражнении надо применить навык, выработанный при выполнении упражнения № 2 - умение образовывать безударные падежные окончания при помощи эталонного образца.

Задание. Существительное в скобках стоит в именительном падеже единственного числа. Задание — поставить его в нужный падеж. Ведущий объясняет ребенку задание, зачитывает предложение вслух, перед скобкой делает паузу. Ребенку надо повторить все предложение, а слово в скобках оставить в нужный падеж и произнести его, четко выделяя окончание, как в упражнении № 2.

Например, ведущий говорит: «автобус отошёл от … (пауза) остановка». Ребенок говорит: «Автобус отошел от остановки». Вначале несколько примеров делается устно. Ели ребенок правильно образует формы косвенных падежей, оставшиеся примеры рекомендуется выполнить письменно, подчеркивая безударные окончания.

Если ребенок затрудняется с ответом или неправильно образует падежную форму, следует подсказать ему – задать вопрос к существительному, напомнить эталонный образец. (Например: «Мы только что делали упражнение с образцами. Как ты думаешь, какое слово-образец можно подставить вместо слова «остановка», чтобы узнать окончание? Попробуй подставить слово «рука». «Автобус отошел от…» чего? Что получилось? Значит, как надо сказать – «от остановке» или «от остановки»?)

Если ребенку трудно выполнять задание на слух (это бывает у детей с нарушением слухо-речевого восприятия или при пониженном слухе), рекомендуется выполнять упражнение письменно. Безударные окончания на письме следует выделять (подчеркивать, обводить, писать заглавными буквами, писать другим цветом – в зависимости от того, что нагляднее и удобнее для ребенка).

Примеры:

1) Кошка греется под (солнце).

2) У (собака) длинный хвост.

3) Мяч лежит в (сетка).

4) Лес находится за (город).

5) Дети бегут по (тропинке).

6) Комната отражается в (зеркало).

7) Петя стоит у (калитка).

8) Яблоко висит на (ветка).

9) Яблоко упало с (ветка).

10) Поле засажено (капуста).

11) Мыло лежит под (полотенце).

12) Дорога начинается за (колодец).

13) Мама рассказывает сказку (дочка).

14) Коробка стоит под (шкаф).

15) Кошка гоняется за (птица).

16) Платье упало со (стул).

17) Валя была в гостях у (бабушка).

18) Рубашка валяется за (диван).

19) Шляпа лежит на (полка).

20) Коле достался пирог с (перец).

21) Катя отдала куклу (сестренка).

22) Пуговица оторвалась от (платье).

23) Яблоня растёт за (сарай).

24) Скамейка стоит под (тополь).

25) Карандаши лежат в (ящик).

26) Маша достала катушку из (коробка).

27) Женя накрыл диван (покрывало).

28) Ребята подарили цветы (учительница).

29) Саша читает сказку о (лисица).

30) Кашка сидит на (кровать).

 

Упражнение № 4. Определение главного и зависимого слова в словосочетании.

Это упражнение выполняется после того, как ребенок усвоит падежные окончания существительных. Это позволит ему направить все усилия непосредственно на согласование. (Если безударные падежные окончания существительных не представляют трудностей для ребенка, упражнения № 2 и № 3 можно пропустить). Цель упражнения – научить ребенка находить главное слово в словосочетании и правильно задавать вопрос от главного слова к зависимому.

Ведущий объясняет, что в каждом словосочетании есть главное слово – без него невозможно обойтись, оно называет предмет, человека или животное (рассматриваются только словосочетания вида «прилагательное + существительное»). А у главного слова есть зависимое – оно называет свойство главного и не может употребляться без главного. Объяснение может быть, например, таким:

Если я говорю: «У нас есть кошка» - всем понятно, что это значит. Меня могут спросить, какая у нас кошка – большая, маленькая, белая, чёрная, рыжая? Я могу уточнить: «У нас есть большая кошка, белая кошка, персидская кошка». Всё равно главное тут – это кошка а если я скажу: «У нас есть большая», что это значит? Это может быть большая собака, большая подушка или большая картина. Непонятно, о чем идет речь, потому что не названо главное – предмет или живое существо. Если убрать из словосочетания главное слово, все предложение теряет смысл. А если убрать зависимое слово, в предложении остаётся смысл, только оно становится не совсем точным – непонятно, какого цвета кошка, какой величины, какой породы. Значит, в словосочетании «большая кошка» главное слово — «кошка», сначала задаём вопрос к нему. У нас есть кто? — кошка. Теперь от главного слова задаем вопрос к зависимому: кошка какая? — большая. «Большая» — зависимое слово.

Следует обратить внимание ребенка на то, что у прилагательного такое же или похожее окончание, как у вопросительного слова к нему («какой?» — «большой, белый», «каких?» — «больших, белых», «какую?» — «большую, белую» и т. п.). А окончания существительного и прилагательного могут не совпадать («поля какие?» — «большие»).

Задание:

А) В нижеприведенных словосочетаниях найти главное слово, задать вопрос к нему, затем найти зависимое слово, от главного слова задать вопрос к зависимому. Словосочетания даются в составе предложения (словосочетания выделены жирным шрифтом, чтобы легче было поставить вопрос к главному слову).

Примеры:

1)На столе стоит голубая ваза.

2)Петя любит холодную воду.

3)На окне висят лёгкие занавески.

4)Таня живёт в новом доме.

5)Гости сидят на мягком диване.

6)На улице холодно из-за сильного ветра.

7)Коля пришёл к старшей сестре.

8)На высоком заборе сидит ворона.

9)Саша пошёл гулять под проливным дождём.

10)На белой скатерти лежат цветы.

11)Дима не услышал громкого стука.

12)Бабушка сидит на садовой скамейке.

13)Лошадь бежит по широкой дороге.

14)Грибы выросли возле старой березы.

15)Ручка лежит в картонной коробке.

 

Б) Выписать словосочетания из текста сказки. Найти в них главное и зависимое слово, поставить вопросы к ним. Следует не забывать, что вначале задается вопрос к главному слову.

 

Упражнение № 5. Согласование прилагательного с существительным.

При выполнении этого упражнения ребенок, используя приобретенные навыки, должен самостоятельно поставить в нужную падежную форму и существительное, и прилагательное.

Задание аналогично упражнению № 3. Ведущий читает вслух предложение, делает паузу перед словами в скобках (в скобках стоит словосочетание в именительном падеже единственного или множественного числа). Ребенку надо произнести предложение целиком, поставив прилагательное и существительное в словосочетании в нужную форму.

Например, ведущий говорит: «Машина едет по... (пауза) пыльная дорога». Ребенку надо сказать: «Машина едет по пыльной дороге». В случае затруднения или ошибки надо подсказать: предложить ребенку найти главное слово, задать вопрос к нему, затем задать вопрос к зависимому слову, окончание прилагательного проверить по вопросительному местоимению (какой? какая? какие? и т. д.), а окончание существительного — по эталонному образцу.

Вначале упражнение делают устно. Когда ребенок будет достаточно четко образовывать нужные падежные формы, рекомендуется оставшуюся часть упражнения выполнить письменно.

Примеры:

1)Стол стоит под (большая лампа).

2)Море находится за (синие горы).

3)Солнце освещает землю (яркие лучи).

4)Собака вылезла из-под (деревянная лавка).

5)Мы восхищаемся (соловьиная песня).

6)Петя увидел (солнечная поляна).

7)Ваня собирается в (дальняя дорога).

8)Шишки висят на (еловые ветки).

9)Вода стекает (крупные капли).

10)В темноте дерево кажется (высокий человек).

11)Свет горит на (лестничная площадка).

12)Стены увешаны (красивые картины).

13)Пол застелен (мягкие ковры).

14)Дети убежали от (большие собаки).

15)Таня даёт орешки (ручная белка).

16)Дорога ведёт к (новые районы).

17)Земля покрыта (пушистый снег).

18)Звезды светят в (ночное небо).

19)Дверь запирается (маленький ключ).

20)Люди живут в (высокие дома).

21)Поляна виднеется за (зелёные ёлки).

22)Земля усыпана (осенние листья).

23)Люди не любят (крупные города).

24)На деревьях не осталось (зелёные листья).

25)Рукам холодно без (тёплые перчатки).

26)Дети катаются на (фигурные коньки).

27)Петя не читает (скучные книжки).

28)В саду я не вижу (весенние цветы).

29)В этом лесу не бывает (белые грибы).

30)Кошка сидит на (бархатная подушка).

31)Картины стоят на (высокие подставки).

32)Вася нарвал букет (голубые васильки).

33)Цветы стоят в (стеклянные вазы).

34)Коля пошёл на кухню за (столовые ножи).

35)Скамейка стояла в (пыльный угол).

36)Полка прогнулась под (тяжёлые книги).

37)Дом стоит за (высокий забор).

38)Дети сидели под (большой стол).

39)Одежда висит на (маленькие вешалки).

40)Неудобно сидеть на (жёсткие стулья).

41)Удобно сидеть на (мягкий диван);

42)Лена спряталась за (широкая занавеска).

 

► Чтение данной части пособия и выполнение упражнений помогает ребенку усвоить согласование прилагательного с существительным, а также способствует усвоению безударных падежных окончаний существительных разного типа склонения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: