Беседа с учащимися по вопросам к документу (задания ЕГЭ С 1-3)
С. Какое право каждому крестьянину давал Указ 9 ноября 1906 года?
С. Каков «механизм» выхода крестьян из общины?
С. В течении какого времени крестьянин мог стать лично свободным?
С. Каковы, думаете, для чего было необходим разрушение крестьянской общины?
С. Какова цель проведения правительством аграрной реформы? (записать в тетрадь).
Работа с терминами (задания ЕГЭ части В):
Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Понятия | Определения |
А) отруб | 1) форма организации труда и производства, основанная на групповой собственности, форма связей между предприятиями занятыми производством определенной продукции |
Б) хутор | 2) участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревни |
В) кооперация | 3) крестьяне, переселенные из центральных губерний на свободные казенные земли за Урал |
Г) переселенцы | 4) участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины, с переселением из деревни на свой участок |
А | Б | В | Г |
Задание учащимся (задания в формате ЕГЭ С7).
Сравните взгляды и аргументы реформаторов П. А. Столыпина и С. Ю. Витте в отношении помещичьего землевладения, высказанные ими в ходе проведения аграрной реформы. Укажите, что было общим, а что различным (не менее трех различий) (См. Приложение №2).
Запишите ответ в тетради в форме таблицы.
Общее | |
Различное | |
|
Вопросы к документам (задания в формате ЕГЭ С1 –С3).
1. Какую важную политическую особенность учитывалС. Ю. Витте, но отказывался принимать во вниманиеП. А. Столыпин?
2. Как вы считаете, кто из реформаторов историческиоказался прав?
3. Почему Столыпин как реформатор подвергся критики левыми и правыми?
- Итоги и значение аграрной реформы П.А.Столыпина.
Работа с фрагментом документа (задания в формате ЕГЭ С1 –С3).
Лобанов Е.В. Петр Столыпин: эволюция экономических взглядов (см. Приложение №3)
Вопросы к документу.
1. Кратко (в двух-трех предложениях) сформулируйте и запишите в тетрадь основную оценку аграрной реформы П.А. Столыпина автором статьи.
2. В чем автор видит причину неудач аграрной реформы?
Учитель: в историографии и публицистике сложились весьма различные точки зрения на политику П.А.Столыпина (задания в формате ЕГЭ С5).
С5. Ниже приведена три точка зрения на политику П.А.Столыпина. Приведите два аргумента в поддержку и два в опровержение этой точки зрения.
Реформы П.А.Столыпина были слабой попыткой совместить несовместимое – интересы развития страны и сохранение господства старой земельной аристократии. Реформы в целом провалились, а их влияние на развитие России следует оценить негативно.
Вариант 1. Класс делится на три группы.
Задача каждой из групп: используя материалы урока и текст учебника, привести не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами подтверждающими одну из точек зрения.
Вариант 2. Индивидуальная работа учащихся.
|
Задание: Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точкузрения.
По окончании работы ее результаты обсуждаются.
Приложение к уроку: Аграрная реформа Столыпина.
Приложение №1
Указ Правительствующему Сенату о дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования(с сокращениями)
Ноября 1906 год
Указ положил начало аграрной реформе, вошедшей в историю как «Столыпинская». Указ подготавливался с мая 1906 года, после того как первый съезд дворянских обществ рекомендовал правительству разрешить крестьянам свободно выходить из общины и переселяться на окраины. Проект указа был внесен П.А. Столыпиным в Совет Министров 1 октября 1906 г. При обсуждении часть министров выразила опасение, что его принятие до созыва II Думы вызовет решительный отпор всех партий. Но П.А. Столыпин и большинство министров настояли на его утверждении.
Манифестом Нашим от 3 ноября 1905 г. взимание с крестьян выкупных платежей за надельные земли отменяется с 1 января 1907 г. С этого срока означенные земли освобождаются от лежащих на них, в силу выкупного долга, ограничений, и крестьяне приобретают право свободного выхода из общины, укреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личномувладению, участков из мирского надела. <...>
1. Каждый домохозяин, владеющий надельной землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.
|
2. В обществах, в коих не было общих переделов в течение 24-х лет, предшествующих заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, за каждым таким домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все участки общинной земли, состоящие в его постоянном (не арендном) пользовании.
3. В обществах, в коих в течение 24-х лет, предшествовавших заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному,были общие переделы, за каждым сделавшим такое заявление домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все те участки общинной земли, которые предоставлены ему обществом в постоянное, впредь до следующего общего передела, пользование. <...>
12. Каждый домохозяин, за коим укреплены участки надельной земли,имеет право во всякое время требовать, чтобы общество выделило ему, взамен сих участков, соответственный участок, по возможности к одному месту.
Законодательство эпохи империализма и буржуазно демократических революций
// Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1994. Т. 9. С. 234-240.
«Закона об изменении некоторых постановлений о крестьянском землевладении»
14 июня 1910 г.
Был санкционирован III Государственной думой. Закрепил основные положения аграрной реформы, начатой указом 9 ноября 1906 г.
Глава 1.
О правах крестьян на укрепление и выдел участков общинной земли
А. В обществах и селениях, не производящих общих переделов.
1. Общества и имеющие отдельные владения селения, в коих не было общих переделов со времени наделения их землей, признаются перешедшими кнаследственному (участковому или подворному) владению. <...>
Б. В обществах и селениях, производящих общие переделы.
9. Каждый домохозяин, владеющий надельной землей на общинном праве,может во всякое время требовать укрепления в личную его или в подлежащихслучаях... в общую с другими членами семьи собственность причитающейсявыходящим из общины части означенной земли. При отсутствии родоначальника в семье, ведущей одно хозяйство, споры о том, кто из членов семьи являетсядомохозяином, разрешаются волостным судом.
10. Владельцы укрепленных участков и неотделенные ко времени укрепления члены их семейств лишаются права участия в оставшейся в общинном владении надельной земле, которая к означенному времени переделялась на общинных основаниях, сохраняя за собой право участия в пользовании угодьями,переделяемыми на особых основаниях или вовсе непеределяемыми, согласностатьям 17 и 19. <..•>
17. Домохозяева, за коими укреплены в личную собственность участки общинной земли.., сохраняют за собой право пользования в неизменной доле теми сенокосными, лесными и другими угодьями, которые переделяются на особых основаниях, например, по произведениям почвы и т.п. <...>
19. Право участия в пользовании непеределяемыми угодьями, как-то: мирской усадебной землей, проездами, прогонами, выгоном, водопоем, пастбищем,оброчными статьями и проч., укрепляются в неизменной доле, если таковаяможет быть определена на основании актов землеустройства, общественныхприговоров и других достоверных данных. В противном случае сохраняетсялишь право на участие в пользовании названными угодьями на принятых в обществе основаниях.
32. Каждый домохозяин, за коим укреплены участки надельной земли в порядке, установленном в статьях 9-19 и 22-30, имеют право требовать, чтобы общество выделило ему, взамен сих участков, соответствующий участок к одному, по возможности, месту.
33.Если выдел (ст. 32) признан подлежащими установлениями <>удобным или невозможным, то общество обязано удовлетворить желающего выделиться домохозяина деньгами по взаимному с ним соглашению, а при не достижении соглашения - по оценке, установляемой уездной землеустроительной комиссией. Если домохозяин, желающий выделиться, найдет определенную комиссией оценку для себя невыгодной, то может отказаться от получения денег и продолжать владеть укрепленными в его собственность участками в прежних границах. <...>
35. При общих переделах право требовать выдела к одним местам на основании новой разверстки предоставляется также домохозяевам, не закрепившим ранее за собой участков надельной земли, если требование это заявлено до постановления приговора о переделе. <...>
Глава 2 .О переходе целых обществ к отрубному владению
45. Переход целых обществ и селений с наследственным (участковым или подворным) землевладением к владению в отрубных участках совершается по приговорам, постановляемым простым большинством всех домохозяев, имеющих право голоса на сходе. <...>
Сидельников СМ. Аграрная реформа Столыпина. - М1973. С. 112-123.
Приложение №2
Сравните взгляды и аргументы реформаторов П. А. Столыпина и С. Ю. Витте в отношении помещичьего землевладения, высказанные ими в ходе проведения аграрной реформы.
Из выступления П. Л. Столыпина в Государственной думе (10 мая 1907 года)
«...Если бы не только частновладельческую, но даже всю землю без малейшего исключения, даже землю, находящуюся в настоящее время под городами, отдать в распоряжение крестьян, то... в 14 губерниях недостало бы и по 15, а в Полтавской пришлось бы лишь по 9, а в Подольской всего по 8 десятин. Это объясняется крайне неравномерным распределением по губерниям не только казенных и удельных земель, но и частновладельческих. Из этого следует, что придется прибегнуть к тому же средству, которое предлагает правительство, то есть к переселению... Россия, господа, не вымирает; прирост ее населения превосходит прирост всех остальных государств всего мира, достигая на 1000 человек 15 в год. Так что для удовлетворения землей одного только прирастающего населения, считая по 10 десятин на один двор, потребно было бы ежегодно 3 500 000 десятин. Из этого ясно, господа, что путем отчуждения, разделения частновладельческих земель земельный вопрос не разрешается».