Реализация компетентностного подхода к профессиональной подготовке будущего специалиста средствами высокоэффективных педагогических технологий




Использование компетентностного подхода в подготовке специалистов и развитие различных форм и технологий обучения входит в число основных приоритетов модернизации системы среднего профессионального образования. Компетентностный подход основывается на совершенствовании форм обучаемости студентов, подготовке квалифицированного специалиста, готового к воспроизводству знаний и умений в современном социальном, информационном и промышленном социуме.

Функции компетентностного подхода:

- интеграция воспитательно-образовательного пространства;

- обеспечение объективности диагностических процедур;

- повышение качества сопровождающих процессов (научно-методическая работа, инновационная деятельность);

- оптимизация системы управления качеством.

Базовые понятия: компетенция (социальная характеристика), компетентность (личностная характеристика).

Компетенция – заранее созданное социальное требование к образовательной подготовке студента, необходимое для его эффективной деятельности.

Компетентность – обладание студентом соответствующей компетенцией, включающее его личное отношение к ней и к предмету деятельности.

Между компетенцией и компетентностью существует прямая и обратная зависимость. Однако обладание компетенциями не гарантирует их успешной реализации. Поскольку наш колледж реализует программу среднего профессионального образования, наиболее актуальной для нас остается профессиональная компетентность – интегральная характеристика личностных и деловых качеств специалиста, отражающая уровень знаний и умений, достаточный для осуществления цели данного рода деятельности. Профессиональная компетентность специалиста гуманитарного профиля есть единство теоретической и практической готовности к осуществлению практической деятельности. Профессиональная компетентность будущего специалиста в педагогической и правовой сферах обеспечивается комплексом сформированных компетенций. Среди них особую роль играют, на наш взгляд, социальная, когнитивная, коммуникативная, информационная, специальная педагогическая и правовая компетенции.

Одной из основных проблем реализации компетентностного подхода является проблема адекватной оценки уровня сформированности компетенций. С целью решения данной проблемы ведется разработка критериев и показателей сформированности образовательных и профессиональных компетенций.

Выдвижение компетенций в качестве ключевого понятия современного образования, а формирование компетенций – в качестве одной из главных целей профессионального обучения – важная особенность нового Федерального государственного образовательного стандарта, в основу которого положены не предметные, а ценностные ориентиры. Таким образом, стандарт обеспечивает реализацию двух главных задач образования – воспитания и обучения.

Успешность реализации компетентностного подхода, освоения Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения может быть обеспечена широким применением в учебно-воспитательном процессе высокоэффективных педагогических технологий (художественно-эстетических, музыкальных, интерактивных, информационных, здоровьесберегающих).

Вышеизложенные факты определяют основную задачу данного направления – повысить качество подготовки будущих специалистов средствами высокоэффективных педагогических технологий.

Решение задачи возможно через:

- создание необходимых условий для изучения и освоения педагогическими работниками ФГОС третьего поколения;

- создание условий для активизации работы педагогического коллектива по освоению и применению высокоэффективных педагогических технологий не только непосредственно в учебном процессе, но и при осуществлении воспитательной работы, организации научно-исследовательской работы студентов;

- разработку и внедрение модели выпускника БГОУ СПО «Гуманитарный колледж» в русле компетентностного подхода к осуществлению воспитательно-образовательного процесса и требований ФГОС третьего поколения;

- осуществление организационно-методического обеспечение процесса мониторинга для формирования ключевых компетенций будущего специалиста;

- разработку УМК, активизацию работы педагогического коллектива по созданию методических пособий и рекомендаций по дисциплинам с учетом изменений в ФГОС третьего поколения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: