Третий период (с середины 70-х гг. до начала 80-х гг. ХХ века)




(слайд 17) В этот период определились свои отличительные особенности:

- на первый план выдвинулся музыкальный профессионализм – владение инструментами, голосом, ансамблевым пением, формой и аранжировкой;

- (слайд 17) проявилась своя отечественная тенденция – разработка смысловой стороны текста в его связи с мировоззрением молодежи и ее проблемами (музыка получалась сильнее по воздействию, если слова песен писали сами рокеры); родилась характерная для русского рока в его зрелом состоянии черта – связь с традицией городской бытовой музыки, с творчеством бардов (например, у московской группы «Машина времени»);

 

(слайд 18) Послушай трек 04 «Пока горит свеча» (исп. гр. «Машина времени»), пой вместе с музыкантами группы с опорой на текст слайда

 

(слайд 19) Еще одна особенность проявилась в том, что в тот период:

- рок-музыка превращается в политическую тенденцию для молодежной среды (за рок всерьез взялось КГБ, рок ушел в подполье, превратившись в андеграунд); тогда же произошло изменение модели поведения – большую актуальность приобрела откровенная агрессивность по отношению к миру; это повлекло за собой сдвиг в языковой и речевой деятельности (утрачивается певучесть русского языка, появляется «хрипящая», «завывающая» манера произнесения текстов).

(слайд 19) Мы много дорог прошагали на свете,

Мы стали взрослее, мы стали не дети

Стучимся мы в двери, а двери надежно закрыты. (Андрей Макаревич, гр. «Машина времени»)

 

Итак, в начале 80-х отечественный рок, наконец-то, освоил слияние частной жизни, родного языка, музыкальных средств и вошел в мировое рок-сообщество как представитель рок-музыки. (слайд 19) Это произошло в 1984 году, что явилось датой международного признания русской рок-музыки.

(слайд 20) На Западе это событие ознаменовалось выпуском в Америке пластинки «Красная волна» (1986) с лучшими песнями «настоящих» российских рок-групп: «Аквариума», «Алисы», «Кино» и «Странных игр».

В процессе эволюции русского рока сформировалось несколько его направлений. (слайд 21) Виды отечественного рока условно можно поделить на:

- протестный рок («ДДТ», «Кино», «Алиса и др.);

- поэтический рок («Аквариум», «Воскресение», «Наутилус Помпилиус» и др.);

- «попсовый» рок («Агата Кристи», «Браво», «Секрет» и др.).

Слушай аудиозаписи: гр. «Кино» («Мы ждем перемен », трек 05); гр. «Наутилус Помпилиус» («Прогулки по воде», трек 06); гр. «Секрет» («Беспечный ездок», трек 07)

(слайд 22) Исполнение песни «Город золотой» (гр. «Аквариум», трек 08),

пой вместе с музыкантами группы с опорой на текст слайда

(слайд 23) В российском андеграунде с конца 70-х годов появилось несколько групп, которые возглавили талантливые и сильные личности-лидеры. К середине 80-х годов эти группы и составили ядро русского рока, задавая характерную ориентацию на политическую тематику. По мере роста профессионализма обнаружилось, что группы своим творчеством образовали нечто, напоминающее коллективное композиторское сознание.

Каждая из групп могла в исполняемых песнях запечатлеть только часть мира и жизни человека. Каждый лидер мог творить только какой-то одной стороной своей личности. Эта часть его «Я» и составляет культурную роль данной группы, очевиднее всего проявляющаяся в музыке, текстах или же в имидже и сценическом действии. Отечественный рок творчеством всех ведущих групп вместе создал весьма впечатляющую точностью и правдивостью картину нашей действительности.

 

Группа, место появления Лидер группы Культурная роль
  «Аквариум» (Ленинград) Борис Гребенщиков «философ-резонер»
  «Алиса» (Ленинград) Константин Кинчев «политический лидер-диктатор»
  «ДДТ» (Уфа - Ленинград) Юрий Шевчук «политический лидер-демократ»
  «Кино» (Ленинград) Виктор Цой «священник-полководец»
  «Наутилус Помпилиус» (Свердловск-Ленинград) Вячеслав Бутусов «трагический герой»
  «АВИА» (Ленинград) Николай Гусев «умный шут»
  «Бригада С» (Москва) Гарик Сукачев «мировой хам»
  «Чай Ф» (Свердловск) Владимир Шахрин «национальный герой «глубинки»
  «Аукцыон» (Ленинград) Олег Гаркуша «безумец»
  «Звуки Му» (Москва) Петр Мамонов «неизлечимо больной»

 

Смотри видео концертных выступлений: гр. «ДДТ» («Не стреляй!»); гр. «Наутилус Помпилиус» («Скованные одной цепью»); гр. «Чай Ф» («Бутылка кефира, полбатона»)

(слайд 24) Музыкальный критик Артемий Троицкий в своей книге «Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е…») написал: «Рок – это средство общения, рок – это образ жизни, рок – это путь поколения…».

Героический период нашего рока пришел к концу. Да, теперь – легенда... Сами герои медленно расходятся по одному – то ли уступая место новым действующим лицам, то ли попросту оставляя некогда переполненную сцену пустой...

Рок в Союзе был своеобразной религией, а всякая религия – это концепция спасения. Для них, обитателей подпольного ковчега времен застоя, рок был не только музыкой, кайфом, праздником – он был куском свободы и оружием сопротивления глупости, лжи, духовному и интеллектуальному насилию. (слайд 24) Рок преследовали власти – он был опасен. Рок не продавался – он был бескорыстен. Рок существовал в духовном вакууме – и он был духовно заряжен.

Теперь разрушены советские идеологические догмы, экономические нормы, психологические блоки и эстетические запреты. Многие рокеры стали совершенно респектабельными людьми. (слайд 25) Но время от времени они вновь и вновь идут на публику, претворяя в жизнь старый каламбур – «Рок-н-ролл не просто возраст, рок-н-ролл – моя судьба».

(слайд 26) В 1980 году американский космический аппарат «Вояджер-1», пролетая мимо планеты Сатурн, «выстрелил» в пространство диск из сверхпрочного материала – своеобразное «послание в бутылке» межзвездным цивилизациям. На одной из сторон дика была записана музыка. Помимо произведений композиторов-классиков, там находились и рок-композиции. Как бы то ни было, а рок на сегодня стал полноправным участников культурной жизни мирового сообщества.

Наша страна в XXI веке изменилась неузнаваемо, но в жизни всегда есть место рок-н-роллу. Эта музыка, по определению, должна быть совсем другой: музыкой изначально свободных людей, а не людей, отчаянно пытающихся утвердить свою свободу.

А в СССР… «у нас была великая эпоха». «И я люблю «классический», самодельный советский рок, с его корявостью, колючестью и «патологической искренностью», - говорил музыкант-авангардист Сергей Курёхин.

(слайд 27) Снова в ритме добра будут биться сердца.

Земляничных полян не открыть до конца.

Будет море цветов, счастья яркий венок,

Море светлых надежд… Да поможет вам рок! (Георгий Ордановский, гр. «Россияне»)

(слайд 28) Послушай трек 09 «Замыкая круг» (гр. «Рок-ателье»), пой вместе с музыкантами группы или трек 10 под фонограмму (-) с опорой на текст слайда

(слайд 29) Спасибо за внимание!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: