СЕВЕРНЫЙ ВЕНЕЦИАНСКИЙ КВАРТЕТ




Мужские персонажи

· Северный (венецианский) квартет масок:

 

· Панталоне (Маньифико, Кассандро, Уберто) — венецианский купец и скупой старик.

· Доктор (Доктор Баландзоне, Доктор Грациано) — псевдоучёный доктор права и старик.

· Бригелла (Скапино, Буффетто) — первый дзанни и умный слуга.

· Арлекин (Меццетино, Труффальдино, Табарино) — второй дзанни и глупый слуга.

 

· Южный (неаполитанский) квартет масок:

· Тарталья — судья-заика.

· Скарамучча — хвастливый вояка и трус.

· Ковьелло — первый дзанни и умный слуга.

· Пульчинелла (Полишинель) — второй дзанни и глупый слуга.

 

· Капитан — хвастливый вояка, трус и северный аналог маски Скарамуччи.

· Лелио (также Орацио, Люцио, Флавио и т. п.) — юный влюблённый.

 

Женские персонажи

· Изабелла[en] (также Лучинда, Витториа и т. п.) — юная влюблённая. Персонаж был назван в честь актрисы Изабеллы Андреини (1562—1604). Нередко героиню называли именем той актрисы, которая играла эту роль.

· Коломбина, Фантеска, Фьяметта, Смеральдина и т. п. — служанки.

 

 

Дза́нни (итал. Zanni) — большая группа персонажей-слуг (масок) итальянской комедии дель арте, среди которых самые важные: Бригелла (первый дзанни венецианского квартета масок), Арлекин (второй дзанни венецианского квартета масок), Ковьелло (первый дзанни неаполитанского квартета масок) и Пульчинелла (второй дзанни неаполитанского квартета масок). Сюда же относятся и девушки-служанки Коломбина, Фантеска, Смеральдина и др.

 

СЕВЕРНЫЙ ВЕНЕЦИАНСКИЙ КВАРТЕТ

Гульфик – прорезь или застёгиваемый клапан в передней части брюк или нижнего белья, деталь одежды с обмётанными петлями для обработкизастежки брюк на петли и пуговицы.

· Происхождение: венецианец со своим типичным диалектом.

· Занятие: старик-купец, богатый, почти всегда скупой.

· Костюм: Панталоне носит очень узкие красные штаны (pantalons), короткий жилет-куртку того же цвета. Он носит шерстяной колпак и длинный чёрный плащ, обут в жёлтые домашние туфли. Он носит седые усы и узкую седую бородку.

· Маска: его маска красного или коричневого (землистого) цвета, она закрывает половину лица; у него длинный, «орлиный» нос, серые усы и острая бородка, что должно производить особый комический эффект, когда он разговаривает.

· Поведение: Панталоне, как правило, является центром интриги, и, как правило, всегда остаётся жертвой кого-либо, чаще всего Арлекина, его слуги. Он хворый и хилый: постоянно хромает, охает, кашляет, чихает, сморкается, болеет животом. Это человек похотливый, безнравственный, он страстно добивается любви юных красавиц, но всегда терпит неудачу. Его походка — это походка старика, он ходит с немного кривой спиной. Он разговаривает резким, пронзительным, «стариковским» голосом.

Считается, что первым ввёл маску Панталоне драматург Руззанте в XVI в., основные же черты его сценического образа были созданы падуанским актёром Джулио Паскуале, остальные лишь вносили в него дополнительные детали.

· Происхождение: болонский юрист, с жёстким, грубоватым диалектом.

· Занятие: псевдо-учёный доктор права (очень редко — доктор медицины, тогда к его костюму прибавлялись клистиры, ночные горшки, грязное бельё и т. п.)

· Костюм: обязательна длинная черная мантия, под ней он носит чёрную куртку и чёрные короткие панталоны, чёрные туфли с чёрными бантами, чёрный кожаный пояс, на голове черная шапочка. Костюм дополняют белые манжеты, широкий белый воротник вокруг шеи и белый платок, заткнутый за пояс.

· Маска: чёрного цвета с огромным носом, закрывает, как правило, все лицо, но иногда только лоб и нос, тогда щеки Доктора густо нарумяниваются.

· Поведение: как и Панталоне, это старик, обманутый другими персонажами комедии. Это человек очень толстый, его живот выступает вперёд, затрудняет свободное движение и хорошо виден. Ему тяжело наклоняться и ходить. Он так же похотлив, как и Панталоне. Он тщеславный, невежественный педант, разговаривающий непонятными латинскими терминами и цитатами, которые нещадно перевирает. Немного чудаковат и очень любит вино.

Маска Доктора требовала очень хорошего владения болонским диалектом, а также большой эрудиции, чтобы импровизировать и создавать комический эффект из обрывков знаний.

 

КАПИТАН

Капитан (итал. Il Capitano, фр. Le Capitan, или Matamore) — персонаж итальянской комедии дель арте, тип военного авантюриста[1].

· Происхождение: Испания. Говорил на ломаном итальянском языке, свою речь усеивал испанскими словами.[1]

· Занятие: солдат.

· Костюм: Капитан носил несколько карикатурный военный костюм испанского покроя.

· Маска: актёр, играющий Капитана, выступал без маски.

· Поведение: образ Капитана отличается большой сатирической заострённостью. Это трус, прикидывающийся храбрецом, хвастливый воин, подобный воину из пьес Плавта. Для него характерно холодное высокомерие, жадность, жестокость, чопорность и бахвальство, скрывающее трусость. Когда кто-то из персонажей приказывает что-то ему сделать или понуждает к совершению решительного поступка, он отступает и ищет предлог отказаться от исполнения приказа или причины, по которым он не может совершить поступок. При этом Капитан пытается не терять лица, используя пышную речь и браваду. В его разговорах много диких небылиц, в которые не верят даже самые легковерные зрители. Капитан обожает женское общество, где хвастается придуманными им подвигами. Коломбина, используя Капитана, заставляет Арлекина ревновать.

· В период наибольшего распространения этой маски в комедии дель арте Капитан изображался испанцем, что отражало отношение народа Италии к агрессивной военщине Испании, разорявшей Италию. Первоначальная маска, изображающая испанского солдата, была запрещена цензурой, позднее она возродилась в свободной Венецианской республике[2].

· Персонажи Капитана выступали под громкими именами: Риночеронте (Носорог), Фракассо (Грохот), Матаморос (Убийца мавров), Спеццаферо (Разбиватель меча),[1] Спавенто (Ужас), Сангре-и-Фуего (Кровь и огонь)[2].

· Наибольшего мастерства в исполнении этой роли достиг актёр Франческо Андреини, в 1624 г. описавший свой опыт в книге «Бахвальства Капитана Спавенто».

Бригелла

· Происхождение: бывший крестьянин, уроженец долины Брембана[en] близ Бергамо, говорящий на отрывистом, односложном, съедающем окончания бергамском диалекте.

· Занятие: слуга.

· Костюм: полотняная блуза, длинные панталоны, плащ и белая шапочка; костюм белого цвета и обшит зелёными галунами; жёлтые кожаные башмаки. У пояса чёрный кошель, за поясом кинжал (иногда деревянный, но чаще настоящий).

· Маска: волосатая, тёмного цвета с чёрными усами и с чёрной торчащей во все стороны бородой.

· Поведение: ловкий и изворотливый, часто вороватый слуга; развязный с женщинами, наглый со стариками, храбрый с трусами, но услужливый перед сильными; всегда криклив и многоречив. Поначалу злой и безжалостный, к XVIII в. Бригелла становится более мягким и весёлым. Он всегда против стариков, которые мешают молодым жить, любить и добиваться счастья. От актёров, играющих эту маску, требуется умение играть на гитаре и владение элементарными акробатическими трюками.

Маска Бригеллы, хотя и была одной из самых любимых простым зрителем, как правило, находилась на втором плане интриги; недостаток активного действия компенсировался большим количеством вставных трюков (лацци) и музыкальных интермедий

Арлекин

персонаж итальянской комедии дель арте, второй дзанни; самая популярная маска итальянского площадного театра

· Происхождение: уроженец Бергамо (Ломбардия)[1], переехавший в поисках лучшей доли в богатейший город — Венецию.

· Занятие: слуга (дзанни).

· Костюм: крестьянская рубаха и панталоны, обшитые разноцветными заплатками — кусками ткани в форме ромбов. Костюм очень красочный; преимущественно жёлтый, но встречаются куски разных цветов — зелёный, голубой и красный. На голове у него шапочка, украшенная заячьим хвостиком или, позже, бубенчиками. На поясе — кошель или деревянный меч[2]. Обут в очень лёгкие туфли, которые позволяют ему свободно перемещаться и совершать акробатические трюки.

· Маска: чёрная полумаска с длинным носом[2]. Лоб и брови нарочито выделены, с чёрными взъерошенными волосами. Пухлые щёки и круглые глаза указывают на его обжорство.

· Поведение: Арлекин весел и наивен, не так умён, не так ловок, не так изворотлив, как Бригелла, потому легко совершает глупости, но следующие за этим наказания воспринимает с улыбкой. Он лентяй и ищет любой возможности увильнуть от работы и подремать, он обжора и бабник, но при этом учтив и скромен. И если Бригелла вызывает восхищение своей ловкостью, то Арлекин должен вызывать сочувствие к его смешным невзгодам и ребяческим горестям.

Тарталья (итал. Tartaglia, заика) — персонаж-маска итальянской комедии дель арте. Представляет южный, или неаполитанский, квартет масок, наряду с Ковьелло, Скарамучча и Пульчинеллой. Во Франции эта маска не прижилась.

Маска Тартальи появилась в Неаполе около 1610 года. Одними из первых интерпретаторов её стали актёры Оттавио Феррарезе и Бельтрани да Верона.

· Происхождение: испанец, плохо говорящий на итальянском языке.

· Занятие: чиновник на государственной службе: он может быть судьёй, полицейским, аптекарем, нотариусом, сборщиком налогов и т. п.

· Костюм: стилизован должностной костюм, на лысой голове форменная шляпа; на носу огромные очки.

· Поведение: как правило, он старик с толстым животом; забитый, робкий[1], всегда заика, его фирменный трюк — это борьба с заиканием, в результате чего серьёзный монолог, например, на суде, превращается в комический поток непристойностей.

Наибольшей популярности маска достигает ко второй половине XVII века. В XVIII веке во фьябах Карло Гоцци эту роль играли актёры Агостино Фиорилли и Антонио Сакки, но у Гоцци эта маска уже не имеет столь ограниченных рамок, в его фьябах эту маску могут носить, например, министр (фьяба «Ворон») и королевский сын («Любовь к трём апельсинам»).

 

Скараму́чча (итал. Scaramuccia — «маленький забияка») — персонаж-маска итальянской комедии дель арте, южный вариант маски Капитана. Представляет южный (или неаполитанский) квартет масок, наряду с Тартальей, Ковьелло и Пульчинеллой. Во Франции этого персонажа зовут Скарамуш (фр. Scaramouche).

Маска Скарамуччи отчасти повторяла северную маску Капитана, но несла в себе меньше политической сатиры. Это уже был не испанский захватчик, а простой тип хвастливого вояки, близкий по духу некоторым персонажам Плавта. Он хвастлив, любит браниться, но как только дело доходит до драки, он трусливо сбегает или, если не успеет сбежать, неизменно будет битым.

Из маски Скарамуччи также родились персонажи Пасвариелло (слуга, пьяница и обжора), Пасквино (хитрый и лживый слуга) и, во Франции, Криспен (плутоватый слуга).

В период с 1661 года Мольер делил сцену в Пале-Рояль с труппой Итальянской комедии, где в роли Скарамуччи выступал актёр Тиберио Фьорилли. Фьорилли лишил маску всех военных атрибутов и даже не носил шпагу (и именно такой образ Скарамучча сохранился до наших дней), но он отличался неистощимой выдумкой, хорошо владел актёрской техникой, его игра изобиловала техническими трюками, и Мольер многому у него научился.

Итальянский драматург Карло Гольдони, выступая в труппе «Фидели», играл маску Скарамуччи.

Скарамуш также фигурирует как герой двух романов Рафаэля Сабатини (именно как персонаж бродячего театра), одноимённой сюиты Дариюса Мийо и песни британской рок-группы Queen «Богемская рапсодия».

 

Ковье́лло (итал. Coviello, фр. Covielle) — персонаж-маска итальянской комедии дель арте, первый дзанни, южный вариант Бригеллы. Представляет южный (или неаполитанский) квартет масок, наряду с Тартальей, Скарамучча и Пульчинеллой.

Имя маски произошло от Iacoviello, неаполитанского произношения имени Giacomino, Яковьелло Джакометто — так звали одного из создателей этой маски.

· Происхождение: бывший крестьянин, уроженец Кавы или Ачерры (древних городов близ Неаполя), говорящий на ярком неаполитанском диалекте.

· Занятие: слуга.

· Костюм: носит обтягивающий костюм, но иногда может быть одет в простые панталоны и жилет; часто с мечом и палкой для колотушек за поясом; носит шляпу с перьями.

· Маска: красного цвета, с длинным, похожим на клюв носом; часто носит очки.

· Поведение: всегда действует хитростью, напором, ловкой выдумкой, умом; много гримасничает, танцует и играет на мандолине или гитаре.

Маска сформировалась к концу XVI века и была типичной для Южной Италии. Попытка перенести её на север оказалась неудачной, так как потеряла свою узнаваемость и южный темперамент; сохранив лишь внешнюю форму, маска стала бесстыдной и непристойной. Однако неожиданное развитие она получила во Франции, где эту маску увидел Мольер и использовал в своей комедии «Мещанин во дворянстве».

Среди исполнителей роли выделялся высоким мастерством актёр Амброджо Буо́номо. Одним из самых известных Ковьелло был итальянский художник Сальватор Роза, на основе этой маски он создал своего персонажа сеньора Фо́рмику. Именно Сальватор Роза разнообразил роль пением и виртуозной игрой на гитаре. Но созданный им образ был излишне политизирован и долго не просуществовал. Недостатком большинства исполнителей роли Ковьелло было то, что они не выдерживали целостность образа, часто придавая ему черты других масок, в частности Пульчинеллы.

 

Пульчине́лла (итал. Pulcinella, фр. Polichinelle) — персонаж итальянской комедии дель арте[1]. Представляет южный (или неаполитанский) квартет масок наряду с Тартальей, Скарамучча и Ковьелло.

 

Маска Пульчинеллы зародилась в Неаполе в последнее десятилетие XVI века. В ней сочетались черты первого и второго дзанни: простодушие и придурковатость, присущие деревенскому обжоре и увальню, а также ловкость и сметливость горожанина-простолюдина. Однако, если Бригелла всегда был холостяком, а у Арлекино жена появляется лишь в поздних сценариях, то Пульчинелла почти всегда женат и обманут женой, что придаёт также ему черты отсутствующих в южном квартете масок стариков Панталоне и Доктора.

Наряду с Арлекино Пульчинелла является самой популярной из масок. Остряк и весельчак, он нередко бывает носителем сатирического начала в представлениях комедии дель арте.

· Происхождение: переехавший в город крестьянин из древней Ачерры неподалеку от Неаполя[3].

· Занятие: слуга, но может также выступать и как огородник, и как сторож. Может быть торговцем, художником, солдатом, контрабандистом, вором или бандитом[3].

· Костюм: одежда из грубой пеньковой ткани, с высокой остроконечной шляпой.[1]

· Маска: с большим «петушиным» либо с загнутым крючком носом (приапического типа).

· Поведение: горбун, разговаривающий высоким пронзительным голосом. Основной чертой его характера является глупость, но не всегда: он может быть умным и ловким, как Бригелла. Однако важно, чтобы созданный на сцене образ был единообразен и выявлял что-то одно — хитрость или глупость Пульчинеллы. Отрицательные его качества — лень, обжорство и преступные наклонности. Он рассыпает остроты, часто весьма непристойные.

Коломби́на (итал. Colombina) — традиционный персонаж итальянской народной комедии масок — служанка, участвующая в развитии интриги, в разных сценариях также называемая Фантеской, Серветтой, Франческиной, Смеральдиной, Мирандолиной и так далее. Большую популярность получила во французском театре.

· По происхождению она - крестьянская девушка, которая в городе чувствует себя неуверенно и непривычно.

· Является служанкой, как правило при Панталоне или Докторе, девушка-дзанни.

· Обычно одета в красивое пышное платье; в более позднем театре (с XVIII века) часто появляется в платье из заплат, похожем на костюм Арлекина.

· Маску она не носит.

· Первоначально Коломбина изображалась как деревенская дурёха, по характеру схожая с маской Арлекина, при этом подчёркивались её честность, порядочность и хорошее настроение.

 

 

Кожаная маска (итал. maschera) была обязательным атрибутом, закрывающим лицо комического персонажа, и изначально понималась исключительно в этом смысле. Однако со временем маской стали называть и всего персонажа. Актёр, как правило, играл одну и ту же маску. Актёру, игравшему Бригеллу, редко приходилось играть Панталоне, и наоборот. Часто менялись сценарии, но маска — значительно реже. Маска становилась образом актёра, который он выбирал в начале карьеры и, играя его всю жизнь, дополнял своей артистической индивидуальностью. Ему не нужно было знать роль, достаточно знать сценарий — сюжет и предлагаемые обстоятельства. Всё остальное создавалось в процессе представления путём импровизации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: