Прочитайте текст и выполните задания 22-27.




Вариант 1

Часть 1.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Многие тысячелетия эталоном быстроты для человека был бешено мчащийся конь, поэтому изобретение колесницы не могло не тешить (скорости-то до 40 километров в час!) самолюбие наших предков. (2)….сейчас, когда космонавты облетают Землю со скоростью30 тысяч километров в час, огромностью скоростей уже никого не удивишь. (3)Достойно удивления другое: не физическая быстрота перемещения вещей и людей, а темп происходящих на планете перемен, темп, уже явно несоизмеримый с природой человека, с привычными для него мерками.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Многие тысячелетия эталоном быстроты для человека был конь, поэтому изобретение колесницы тешило самолюбие наших предков.

2) Темп происходящих на планете перемен, а не огромность скоростей, эталоны которых сильно изменились, достоин удивления.

3) Огромностью скоростей никого не удивишь, потому что космонавты облетают Землю со скоростью 30 тысяч километров в час.

4) Физическая быстрота перемещения вещей и людей достойна удивления.

5) Достоин удивления темп происходящих на планете перемен, а не огромность скоростей, эталоны которых сильно изменились.

2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведѐнном фрагменте словарной статьи.

ПРИРОДА, -ы, ж.

1) Всѐ существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мѐртвая п. (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир).

2) Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.

3) Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.).

4) перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания.

4. В одном из приведѐнных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

перебрАлась обеспЕчение щемИт отключЁнный озлОбить

5. В одном из приведѐнных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Спасатели оперативно локализовали пожар в ВЫСОТНОМ доме.

Пациент, испытывающий НЕСТЕРПИМУЮ боль, получил медицинскую помощь.

В ГОРИСТОЙ местности непросто проложить трассу.

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ миссия завершилась очень успешно.

Витиеватая личная РОСПИСЬ директора говорит о его непростом характере.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Многие современные авторы пробуют объяснить загадки древней истории с помощью предположительной гипотезы о космических пришельцах.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

опытные ШОФЁРЫсерьѐзных РАЗДУМЬЕВ благодаря ПРОГНОЗУ САМЫЙ ДОБРЫЙ сын с ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями

8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 1) Гости поздравили Бульбу и обоих юношей и сказали им, что вы делаете доброе дело.
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
   

 

   
  .
   
 
 
 
 

 

В) ошибка в построении предложения с однородными членами 2) В журнале «Огонѐк» по-прежнему можно найти много интересного материала.
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 3) Мысли, посещавшие Дали во время создания картин, всегда были причудливы.
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью 4) Байкал — глубочайшее озеро нашей планеты и самый крупный резервуар пресной воды
 
  5) На картине И.И.Фирсова «Юном живописце» изображена домашняя мастерская художника.
 

 

  6) Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери.
  7) На графиках показаны двадцать один этап соревнований.
  8) Герб с изображением льва, держащий в лапах щит, символизирует доблесть.
  9) Он прислушивался к тишине городка, застывшей без единого звука.

 

   
   

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) прик..сался, з..рничный, пом..риться

2) запр...щающий, прид..раться, вым..кать (сметану)

3) вн..мательный, выск..чили, подр..внять (волосы)

4) возг...рание, к..силка, сл..жение

5) водор..сли, пон..мание, пл..вец

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр...морский, пр...остановить, пр..вилегированный

2) и...целить, ра..пушиться, бе..шумно

3) пр...бабка, пр...молчать, н..ставник

4) мед..нститут, пред..стория, контр..гра

5) пр...обладать, пр...вратить, пр..освященство

11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) усидч...вый, подмиг...вать

2) переговар...ваться, недоум...вать

3) швед..кий, киргиз..кий

4) совет..вать, девч..нка

5) веснушч..тый, затемн..

12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) скос...шь, перенима...мый

2) независ...мый, поджар...шь

3) прав...щий (монарх), просе..нная

4) увид..вший, прикле..шь

5) (травы) стел..тся, пен..щийся

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

У Батюшкова была тяжѐлая судьба, (не)пощадившая его молодость и талант.

Я в своѐм доме больше видеть его (не)хотела бы.

Могущество Афин (не)давало покоя их соседям, другим греческим полисам.

В 1809 году российский мореплаватель В. М. Головин дошѐл до Вануаты на (не)большом парусном судне.

Дом, выросший на глазах всего за полгода, (НЕ)СРАЗУ был принят комиссией.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Дамы (НА)ПЕРЕБОЙ восхищались КАКИМ(ТО) поручиком.

(НА)ВСТРЕЧУ попался трактор, обдав велосипедиста клубами пыли, и (С)НОВА стало пустынно.

Обидно прожить жизнь, не узнав себя — человека, который был тебе (В)РОДЕ ближе всех и которого ты так (ПО)НАСТОЯЩЕМУ любил.

Теперь мне кажется, что он был КАК(ТО) (С)ВЕРХ меры весел и беспечен.

(НЕ)СМОТРЯ на то что мы чувствовали приближение вечера, ВСЁ(ТАКИ) темнота застала нас врасплох.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В одно тума(1)ое безветре(2)ое утро задрожала земля под копытами татарской ко(3)ицы, и, не потеряв ни одного человека убитым или ране(4)ым, степняки промчались вдоль стен и скрылись в лесу.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Вот уж и стука и крика и бубенцов не слыхать.

2) Он лѐг в постель и забылся свинцовым и безотрадным сном.

3) В этом деле есть и свои преимущества и свои недостатки.

4) Цветущую ромашку встретишь и на лесных опушках и на полях и вдоль дорог и по берегам рек.

5) С первым морозом кусты и деревья даже камыши и высокие травы опушились блестящим инеем.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Две-три минуты он не шевелился (1) пережидая беззвучные аплодисменты зала (2) затем качнулся (3) уронив руки (4) сделал шаг-другой к балкону и медленно отворил дверь (5) впуская внутрь тугое дыхание ночного залива.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Я никому не мог сказать (1)

Священных слов «отец» и «мать».

Конечно (2) ты хотел (3) старик (4)

Чтоб я в обители отвык (5)

От этих сладостных имен –

Напрасно: звук их был рождѐн (6)

Со мной. (М.Ю.Лермонтов)

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Звѐзды засияли в небе (1) чѐрную (2) и загадочную бездну (3) которого (4) так никогда и не удастся постичь человеку.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Садилось солнце (1) и (2) казалось (3) что последняя тишина опустилась на землю (4) и я больше никогда не услышу человеческого голоса.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Темной июльской ночью мы отошли от набережной Лейтенанта Шмидта. (2)Впереди нас ждали мосты – наши якоря были готовы к немедленной отдаче.

(3)Мосты для сухопутных людей — простая вещь. (4)А для судоводителя Кировский, например, мост — чрезвычайно коварная штука. (5)Если идти в разводной пролет, течение кидает судно в разные стороны два раза. (6)И береговой бык этого моста обшит здоровенными, лохматыми от ударов бортов, бревнами.

(7)Мы не пошли в разводной пролет Кировского моста – мы, нарушая правила, устремились в центральный. (8)Я стоял на крыше рубки, подняв над головой руку, и пытался определить на глаз — проходим мы или нет в низкую дыру пролета. (9)Я невольно присел, когда черная тень моста накрыла судно. (10)Пальцы коснулись несколько раз шершавого металла, гулко ухнули о быки поднятые судном волны — и мост остался позади. (По В.Конецкому)

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)Однажды я прочитал удивительную книгу. (2)В ней рассказывалось, как мальчик и девочка, Карик и Валя, забрались в лабораторию знакомого профессора и выпили какую-то вкусную розовую жидкость, которая пахла персиками. (3)Потом мальчик и девочка сели на подоконник, болтая ногами, и тут... (4)Всѐ вокруг них начало неудержимо расти, а сами Карик и Валя стали такими маленькими, что запросто уместились на спине стрекозы, которая как раз опустилась на подоконник. (5)Стрекоза унесла их в дремучие заросли на берегу ручья. (6)И началось путешествие двух человечков в зелѐной стране, населѐнной удивительными «зверями» — муравьями, осами, бабочками, жуками. (7)Книга называлась «Приключения Карика и Вали». (8)Написал еѐ прекрасный писатель Ян Ларри.

(9)Помню потом свои увлекательные мысленные странствия где-нибудь на лесной поляне. (10)Я лежал на животе прямо в чаще зелѐных трав — травинки кололись, муравьи забирались под майку, отчаянно щекотали, кусали, в носу свербило от острого аромата цветов, трав, земли, а пылкое моѐ воображение следовало за каким-нибудь муравьѐм по узкой тропке среди толстенных травяных стволов, похожих на тропический бамбук.

(11)Я карабкался по толстым изогнутым лианам стеблей, пытаясь добраться до соблазнительных этих плодов, повисал на прохладных розоватых лопастях чашелистиков и наконец погружался в восхитительную, пахучую мякоть ягод, пачкаясь в алом липком соке...

(12)Потом, омывшись каплей росы, вскакивал на спину жука-жужелицы и, держась за острые края его ребристого, мутно блестящего панциря, мчался по неизвестным дорогам дремучих джунглей быстрее самого быстрого автомобиля...

(13)Я жил в дебрях какого-нибудь куста или в цветке, как Дюймовочка, летал на спине приручѐнной стрекозы над бескрайним океаном трав, как Карик и Валя...

(14)Ах, как жаль, что всѐ это только в воображении, как жаль! (15)«Счастливая, невозвратимая пора — детство!» (16)Почему так быстро проходит оно? (17)Почему сами мы так легко и как будто даже охотно расстаѐмся с ним? (18)3ачем? (19)Разве детская восторженность, внимательность, живость помешали бы нам заниматься «взрослыми» своими делами? (20)Не детской ли восторженностью, внимательностью, умением видеть и удивляться отличались многие величайшие учѐные, писатели, художники, путешественники? (21)Они были выше удручающей, однообразной рутины так называемой взрослой жизни — это и помогло им совершать открытия, создавать художественные произведения, отправляться на исследования новых земель. (22) Стремление к сугубой материальности, беспрестанная оценка всего на свете с точки зрения утилитарной, сиюминутной, сплошь да рядом лишь экономической пользы не привели ли иных из нас к самой, может быть, страшной болезни двадцатого века — вещизму? (23)Вещизму со всеми вытекающими из этого печального явления последствиями: холодностью в отношениях друг с другом, неискренностью, бесчувствием, эгоизмом, забвением той необходимой истины, что люди всѐ- таки братья, что человек часть природы и что обращаться нам друг с другом, да и с природой, необходимо по-человечески... (По Ю. Аракчееву *)

* Юрий Сергеевич Аракчеев (род. в 1939 г.) член Союза писателей и Союза фотохудожников России. Его статьи, рассказы и очерки публиковались во многих газетах, журналах, книгах. Самыми известными из них являются: «Луна над пустыней», «Джунгли во дворе», «В Стране Синих Махаонов», «Путешествие в удивительный мир».

22. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста?

1) Стрекоза унесла Карика и Валю в дремучие заросли на берегу ручья.

2) Детская восторженность, внимательность, живость помешали заниматься взрослым своими делами.

3) Стремление к сугубой материальности привели иных из нас к самой страшной болезни двадцатого века — вещизму.

4) Многие величайшие учѐные, писатели, художники, путешественники не отличались восторженностью и внимательностью.

5) Пылкое моѐ воображение следовало за каким-нибудь муравьѐм по узкой тропке среди толстенных травяных стволов.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 10—11 содержат элементы описания.

2) В предложениях 1—6 представлено повествование.

3) В предложении 9 содержится вывод из содержания предложений 1—8.

4) Предложение 23 содержит ответ на вопрос, сформулированный в предложении 22.

5) В предложениях 15—20 представлено рассуждение.

24. Из предложений 21—23 выпишите фразеологизм.

25. Среди предложений 1—5 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи наречия и лексического повтора.

26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведѐнными в бланке образцами.

«Счастливая пора — детство. Сколько открытий дарует она человеку! И как замечательно было бы подольше сохранить детскую восторженность, внимательность, живость. Этой проблеме посвящѐн текст Ю. Аракчеева. Рассказывая о своих детских впечатлениях, полученных после прочтения книги Яна Ларри «Приключения Карика и Вали», автор широко использует такой троп, как (А)___ (дремучие заросли, удивительными «зверями», увлекательные мысленные странствия и др.), предложения этой части текста изобилуют (Б)___ (предложения 10, 11, 12).Рассуждения о том, что даѐт сохранение «детскости» и во взрослой жизни, начинаются с (В)___ (предложения 14, 15) и целого ряда (Г)___ (предложения 16, 17, 18, 19, 20)».

Список терминов:

1) эпитеты

2) сравнение

3) риторические вопросы

4) парцелляция

5) восклицательные предложения

6) ряды однородных членов

7) гипербола

8) синтаксический параллелизм

9) разговорная лексика и фразеология

Часть 2.

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие

Объѐм сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулѐм баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: