16. Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет к уголкам рта.
17. Расчёска. Улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы причёсывая его.
18. Змейка. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
19. Качели. Улыбнуться, широко открыть рот. На счёт «раз» поднять кончик языка за верхние зубы, на счёт «два» - опустить за нижние зубы.
20. Конфетка (Орешек, Футбол). Рот закрыт. Напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку.
21. Чистка зубов. Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны (влево-вправо) под счёт взрослого. Затем поднять
язычок вверх и почистить верхние зубы с внутренней стороны (рот при этом широко открыт). Затем почистить зубы снаружи (верхние, нижние).
22. Катушка. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается вглубь рта.
23. Лошадка. Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Внимание:
- Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
- Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
- Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
24. Гармошка. Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении. Внимание:
|
- Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
- Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.
- Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
25. Маляр. Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание: улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. Внимание:
- Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
- Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
26. Вкусное варенье. Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Внимание:
- Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
- Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
27. Кто дальше загонит мяч? Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук "ф", сдуть ватку на противоположный край стола. Внимание:
|
- Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
- Нельзя надувать щёки.
- Следить, чтобы ребёнок произносил звук "ф", а не звук "x", т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.
28. Фокус. Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Внимание:
- Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
- Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
- Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
29. Индюк. Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет). Внимание:
- Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
- Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
|
- Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
30. Дятел (Барабан, Пулемёт). Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук "д". Сначала звук "д" произносить медленно, постепенно увеличивать темп. Внимание:
- Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
- Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
- Кончик языка не должен подворачиваться.
- Звук "д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.