ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ




ОСНОВЫТЕОРИИ ТЕКСТА

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений

Пособие содержит основные положения теории текста: рассматриваются признаки и категории текста, речевая организация и единицы текста, способы изложения информации. В качестве иллюстраций в основном приводятся отрывки из текстов для детского чтения. Даётся представление о наиболее известных понятиях лингвистики текста, важнейшей составляющей общей научной дисциплины – лингвистики речи. При этом текст рассматривается как ключевое системообразующее понятие спецкурса «Лингвистика речи», программа которого вместе с планами практических занятий также представлена в пособии. В итоге пособие нацелено помочь студентам выработать навыки теоретически обоснованного анализа текстов и их конструирования.

Пособие адресовано студентам - будущим педагогам начального образования и филологам, может быть полезно учителям начальных классов и средней школы в организации работы над связной речью.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Текст как объект лингвистической науки.

1.1.Определение текста. Текстовые категории.

1.2.Основные аспекты изучения текста.

2. Строение текста. Членимость. Объективное и субъективное членение текста.

2.1.Семантико-синтаксическое членение текста. Основные семантико - структурные единицы: предложение (высказывание) и ССЦ (СФЕ).

2.2.Композиционно-стилистическое членение текста. СФЕ и абзац.

3. Коммуникативная и структурная связность текста.

3.1. Виды тематической прогрессии и способы связи предложений в СФЕ.

3.2. Виды и средства межфразовой связи.

4. Функционально-смысловые типы речи (способы изложения информации).

4.1. Роль рематической доминанты в формировании типового фрагмента текста.

4.2. Структура основных ФСТР (описание, повествование, рассуждение).

5. Смысловая цельность (целостность) текста.

5.1. Интеграция и скважность текста.

5.2. Смысловое тождество при различных видах компрессии текста.

5.3. Единство темы и идеи как основа цельности текста.

6. Время и пространство в тексте.

6.1. Темпоральность (категория времени).

6.2. Локативность (категория пространства).

7. Текстовая модальность.

7.1. Авторская оценочность и способы её выражения.

7.2. Образ автора и субъективизация произведения.

7.3. Формы авторизации текста.

Заключение.

Использованная литература.

Приложение.

1. Программа спецкурса «Лингвистика речи».

2. Вопросы к экзамену по дисциплине «Лингвистика речи».

3. Планы практических занятий по дисциплине «Лингвистика речи».

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Объект описания в данном пособии – текст, его категории и его единицы, законы организации текста в речевой деятельности. Целью работы над пособием было систематизировать наиболее известные в лингвистической науке положения в области исследования текста.

За последние 30 лет 20-го века сформировалась новая дисциплина, связанная с изучением словесной организации текста, названная лингвистикой текста. Её возникновение было обусловлено общей ситуацией в языкознании: переходом от структурно-систематизирующей лингвистики к функциональной. Лингвистический анализ текста потребовал интеграции таких смежных дисциплин, как теория коммуникации, психолингвистика, семиотика, поэтика, риторика и других наук. Текст стал рассматриваться в свете речевой деятельности человека и речевой коммуникации.

В свою очередь лингвометодическая наука неоднократно напоминала, что «познание языковых явлений на уроках русского языка не может быть самоцелью. Оно должно вывести учащихся на новый уровень в овладении языком к осознанному, правильному, умелому использованию различных средств языка при решении соответствующих коммуникативных задач» (Ипполитова, 1998, с. 3.). Чтобы достичь органического единства в изучении языка как системы и развития коммуникативных умений учащихся, необходимо оперирование данными, разработанными к концу 20-го и началу 21-го века в лингвистической теории текста.

В настоящее время такую лингвистическую теорию - лингвистику текста – рассматривают в рамках более общей научной дисциплины, называемой лингвистикой речи. Лингвистика речи включает:

1) теорию речевой деятельности и теорию речевых актов;

2) лингвистику текста.

Теория речевой деятельности изучает процессы речепорождения и восприятия речи. Так как речевая деятельность состоит из отдельных речевых актов (действий), то их изучение также составляет важнейшую часть этой науки.

Лингвистика текста изучает структуру речевых произведений, их членение, способы создания связности и смысловой цельности. Кроме того, лингвистика текста изучает разнообразные типы текстов, их стилистические особенности, речевые жанры в разных функциональных стилях.

Настоящее издание не претендует на самое всестороннее освещение такого многоаспектного феномена, как текст. В наше пособие мы включили прежде всего описание основных текстовых категорий – признаков, которые свойственны всем текстам и без которых не может существовать ни один текст, т.е. типологических признаков текста. Мы стремились показать их взаимосвязь и взаимообусловленность в обеспечении акта коммуникации. Нашей задачей было дать представление о наиболее известных понятиях лингвистики текста, исходя из имеющихся в специальной и учебной литературе материалов. Это, как представляется, поможет студентам-педагогам разобраться в сложной текстовой проблематике и на данной основе выработать навыки теоретически обоснованного анализа текстов и их конструирования.

С нашей точки зрения, само понятие «текст» как продукт речевой деятельности, на который направлена активность говорящего (пишущего) и слушающего (читающего), является системообразующим в содержании курса «Лингвистика речи». Это ключевое понятие теснейшим образом связано со всеми другими важнейшими понятиями дисциплины, поэтому теория текста занимает центральное место в общей системе курса.

 

ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: