Методика выполнения контрольной работы




Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методические указания по выполнению контрольной работы

для студентов, обучающихся по направлениям

38.03.02 «Менеджмент»,

Экономика»

Квалификация (степень) бакалавр

Очная и заочная формы обучения

к.п.н., ст. преподаватель кафедры

«Философия, история и право»

О.М. Кузеванова

к.с.н., доцент, доцент кафедры

«Философия, история и право»

Г.П. Смехнова

 

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры

«Философия, история и право» протокол № от 31 августа 2016 г.

 

Барнаул 2016
 

Введение

Выполнение контрольной работы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является обязательным элементом обучения бакалавров и служит допуском к зачету - итоговой форме контроля знаний по данной дисциплине.

Выполнение контрольной работы способствует:

закреплению и углублению знаний студентов по изучаемой учебной дисциплине;

приобщению студентов к самостоятельной творческой работе с экономической литературой, умению находить в ней основные и дискуссионные положения, относящиеся к рассматриваемой проблеме, подбирать, обрабатывать и анализировать конкретный материал и на его основе делать аргументированные выводы;

тому, что студент учится последовательно и экономически грамотно излагать свои мысли по вопросам, освещенным в научной литературе, связывать общие теоретические положения с конкретной действительностью.

Методика выполнения контрольной работы

После завершения лекционного курса и обсуждения вопросов на интерактивных занятиях каждый студент выполняет индивидуальное задание. Следует тщательно подготовиться к контрольной работе. Положительного результата можно достичь при условии регулярного посещения лекций, активного участия в работе интерактивных занятий, самостоятельной работе по программе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Успешное выполнение контрольной работы во многом зависит от правильной организации ее подготовки и написания, а также соблюдения основных требований, предъявляемых к ней. Образец оформления титульного листа контрольной работы представлен в приложении.

Вариант контрольной работы выбирается по первой букве фамилии студента.

Например, студент Андреев выполняет вариант №1(см. таблицу). Произвольный выбор варианта контрольной работы не разрешается, такие работы не рецензируются и возвращаются студенту для повторного выполнения по теме, указанной в таблице.

 

Начальная буква фамилии студента Номер варианта Начальная буква фамилии студента Номер варианта Начальная буква фамилии студента Номер варианта
А   Л   Х  
Б   М   Ц  
В   Н   Ч  
Г   О   Ш  
Д   П   Щ  
Е   Р   Э  
Ж   С   Ю  
З   Т   Я  
И   У      
К   Ф      

 

В разделе 2 методических указаний для каждого варианта приведены задания контрольной работы. При ответе на тесты необходимо обосновать свой выбор. Вопросы контрольного задания, требуют подробного освещения теоретических вопросов. При выполнении практического задания важно подробно описать каждое действие и дать аргументированное и обоснованное объяснение.

1.2. Подбор литературы для выполнения контрольной работы.

Начинать работу следует с подбора литературы. В первую очередь это должны быть учебники и учебные пособия, рекомендуемые кафедрой и соответствующие утвержденной программе курса «Безопасность жизнедеятельности».

Наряду с учебниками при написании контрольной работы можно использовать и периодические издания. Публикуемые в периодической печати статьи и сообщения содержат четко и профессионально скомпонованный теоретический материал, отличаются оперативностью информации, обилием новых фактов и цифровых данных.

При изучении материалов периодики необходимо обращать внимание на последние события, использовать актуальную фактическую информацию и статистические обзоры.

Рекомендуемую учебную и методическую литературу можно найти в библиотеке на абонементе или в читальном зале.

После изучения подобранной литературы студент приступает к выполнению контрольной работы.

1.3. Подготовка к собеседованию по контрольной работе.

Выполненная работа сдается на кафедру «Философия, история и право». Проверив работу, преподаватель на титульном листе делает пометку «допущена к собеседованию» или «не допущена к собеседованию», а в конце работы отмечает ее недостатки и дает вопросы для подготовки к собеседованию.

Оценка «допущена к собеседованию» предполагает подготовку студентом ответов на вопросы и исправление указанных ошибок.

Поскольку темы дисциплины взаимосвязаны, студент должен быть готов и к ответу на дополнительные вопросы, поэтому при подготовке к собеседованию следует тщательно проработать лекционный и учебный материал и, если возникнут какие-либо затруднения, обратиться за консультацией к преподавателю (сделать это нужно до собеседования). Если студент не допущен к собеседованию, он повторно сдает работу по тому же варианту, учитывая все замечания преподавателя.

Оценка контрольной работы осуществляется согласно утвержденным критериям балльной оценки текущего контроля знаний студентов.

Критерий при выведении балльной оценки текущей успеваемости Баллы Контроль
Подготовка контрольной работы и результат собеседования по ней   На консультации по дисциплине (по расписанию)

 

 

2. Варианты и планы контрольной работы

Вариант 1.

1. Раскройте вопрос:

Глобальные проблемы человечества на современном этапе.

2. Тестовые задания

1. Гомосфера - это:

1) пространство, где находится человек в процессе своей деятельности;

2) экологически опасный участок леса;

3) пространство, в котором совмещены рабочая зона и ноксосфера;

4) пространство, в котором возникают или постоянно существуют опасности.

2. Чрезвычайная ситуация - это:

1) состояние, при котором в результате возникновения источника природной катастрофы на определенной территории или объекте экономики нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей среде;

2) авария, катастрофа;

3) угроза жизнедеятельности человека;

4) состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на определенной территории или объекте экономики нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей среде.

3. Мониторинг окружающей среды означает:

1) наблюдение и прогноз;

2) анализ и прогноз;

3) наблюдение, анализ и прогноз.

Практическая ситуация

В производственном помещении, где Вы работаете, ощущается резкий запах дыма, горит лампочка пожарной сигнализации. Вам удалось покинуть помещение (опишите, каким образом), но Вашему коллеге повезло меньше, его вытащили из задымленного помещения, на нем тлеет одежда, он без сознания (ваши действия).

Вариант 2

1. Раскройте вопрос:

Современные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

2. Тестовые задания

1. Факторы травмоопасных условий труда вызывают:

1) риск тяжелых форм острых профессиональных заболеваний в течение смены;

2) временную утрату трудоспособности;

3) негативные, но обратимые функциональные нарушения организма;

4) развитие хронических заболеваний.

2. Все опасности по источникам возникновения классифицируются на:

1) естественные;

2) допустимые;

3) прогнозируемые;

4) действующие на человека.

3. Безусловные рефлексы характеризуются следующими особенностями:

1) врожденные, т.е. постоянные для каждого вида;

2) врожденные, передающиеся по наследству;

3) видовые, т.е. постоянные для каждого вида;

4) относительно постоянные.

Практическая ситуация

Житель многоэтажного дома проснулся от страшного, грохота, рушились стены и перекрытия, слышался звон разбивающегося стекла, крики и стоны людей. Обрушившаяся потолочная плита зависла на спинках кровати, человек успел осознать, что он чудом остался жив. Что могло быть причиной создавшейся ЧС? Что следует сделать потерпевшему в подобной ситуации?

 

Вариант 3

1. Раскройте вопрос:

Основы обеспечения безопасности по факторам вредности.

2. Тестовые задания

1. Коллективные средства защиты (защитные сооружения) предназначены для защиты:

1) населения от всех поражающих факторов в чрезвычайных ситуациях;

2) от высоких температур, вредных газов от горящих предметов;

3) от взрывоопасных радиоактивных СДЯВ и ОВ;

4) от ударной волны и светового излучения ядерного взрыва.

2. Осветительные приборы подвешены к потолку параллельно оконным проемам, этим обеспечивается последовательное отключение осветительных приборов в зависимости от интенсивности естественного освещения. Подобное освещение называется:

1) общим;

2) аварийным;

3) местным;

4) охранным;

5) сигнальным.

3. Будет ли в ночное время слышен шум с уровнем звукового давления 30 дБ?

1) да;

2) нет.

Практическая ситуация

Представьте, что летом вы отдыхаете на даче или в деревне. С погодой не повезло, льют бесконечные дожди, в результате летнего паводка неожиданно ваше жилище оказалось в зоне затопления, и вода прибывает с каждым часом.

Какие действия вам следует предпринять в данной с ситуацией?

Вариант 4

1. Раскройте вопрос:

Организация и действие государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (на всех уровнях).

2. Тестовые задания

1. Дезинфекция:

1) процесс уничтожения насекомых сельскохозяйственных вредителей;

2) уничтожение и удаление возбудителей инфекционных болезней человека;

3) профилактические и истребительные мероприятия по уничтожению грызунов в целях предотвращения распространения инфекционных заболеваний;

4) уничтожение и удаление возбудителей инфекционных заболеваний животных.

2. Средства защиты населения в чрезвычайных ситуациях подразделяются на:

1) индивидуальные;

2) первой медицинской помощи;

3) групповые;

4) коллективные.

3. Основным поражающим фактором при взрыве ВВ конденсированного типа (гексоген, динамит и др.) является:

1) воздушная ударная волна;

2) химическое поражение;

3) тепловое поражение;

4) сочетание указанных факторов.

Практическая ситуация

Взрыв газа в жилом доме привел к разрушению конструкций. Жилец одной из соседней квартиры оказался под обломками в завале.

Какие действия ему следует предпринять в данной ситуации?

 

Вариант 5

1. Раскройте вопрос:

Направления организации борьбы с терроризмом в Российской Федерации.

2. Тестовые задания

1. Террор:

1) физическое насилие, в том числе и физическое уничтожение;

2) уничтожение (повреждения) имущества и других материальных объектов;

3) устрашение населения или оказание воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам;

4) посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля.

2. Цели терроризма заключаются в:

1) дестабилизации власти;

2) устрашении населения;

3) уничтожении физических лиц;

4) криминализации общества;

5) нарушении общественной безопасности;

6) нанесении материального ущерба.

3. Взятие заложников означает:

1) уничтожение (повреждение) или угрозу уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов;

2) преступление, при котором происходит захват людей одними лицами с целью заставить выполнить определенные требования другими лицами, из числа которых взяты заложники;

3) нападение на объекты, потенциально опасные для жизни населения в случае их разрушения или нарушения технологического режима;

4) уничтожение физических лиц;

5) применение оружия массового поражения.

Практическая ситуация

Вы подошли к двери квартиры и видите, что она взломана, а изнутри раздаются звуки, свидетельствующие о нахождении в квартире людей. Ваши действия по сохранению личной безопасности в подобной ситуации?

 

Вариант 6

1. Раскройте вопрос:

Экономическая безопасность Российской Федерации.

2. Тестовые задания

1. Социально-экономическими угрозами деятельности фирмы являются:

1) конфликты в коллективе;

2) противоправная деятельность органов исполнительной власти,

правоохранительных и контролирующих органов;

3) деятельность органов законодательной и исполнительной влас-

ти, приводящая к крупным экономическим убыткам;

4) угрозы техногенного характера.

2. Государственный приоритет в стратегии экономической безопасности Российской Федерации (в реальном секторе экономики) заключается в:

1) обеспечении способности экономики функционировать в ре-

жиме расширенного воспроизводства без критической зависимости

от импорта;

2) повышении эффективности использования природных ресурсов;

3) улучшении использования имеющихся производственных мощностей;

4) росте производства при сохранении имеющейся промышленной структуры.

3. К критериям экономической безопасности относят:

1) ресурсный потенциал страны;

2) уровень и качество жизни;

3) конкурентоспособность экономики;

4) целостность территории.

Практическая ситуация

Вы летите в самолете. Происходит его захват террористами. Ваши действия.

Вариант 7

1. Раскройте вопрос:

Производственная среда и проблемы ее безопасности.

2. Тестовые задания

1. В программных документах Всемирной программы действий «Повестка дня на XXI век» уделяется особое внимание:

1) всем направлениям устойчивого развития с акцентом на развитие окружающей среды;

2) вопросам борьбы с бедностью;

3) вопросам обеспечения здоровья населения;

4) вопросам сотрудничества в области метеорологических исследований.

2. Устойчивое развитие - это процесс:

1) позволяющий обеспечить стабильное социально-экономическое развитие при высокой степени безопасности социоприродных систем;

2) обеспечивающий глобальное выживание цивилизации, ведущий к повышению качества жизни настоящих и будущих поколений человечества в условиях сохранения исторически сложившегося равновесия биосферы;

3) оптимизации человеческой деятельности по отношению к локальным экосистемам и биосфере в целом;

4) экономического и социального развития общества.

3. Пороговые значения безопасности - это:

1) параметры, оценивающие состояние экономики по критериям

безопасности;

2) количественные показатели, характеризующие предельно допустимый уровень снижения объемов производства;

3) количественные оценки, характеризующие предельно допустимый уровень снижения качества жизни основной массы населения;

4) количественные показатели, характеризующие состояние и развитие какой-либо сферы экономики в экстремальных режимах.

Практическая ситуация

Неподалеку от входа в Ваше учреждение по дороге на работу Ваш коллега поскользнулся, упал, ощущает сильную боль в ноге (руке), он в сознании. В чем будет заключаться Ваша помощь?

 

Вариант 8

1. Раскройте вопрос:

Ноосфера. Значение, образование, распространение.

2. Тестовые задания

1. Установите соответствие характера обязательного инструктажа по технике безопасности предлагаемым условиям.

Предлагаемые условия и категория работников   Обязательный инструктаж по ТБ  
первичный (А) вводный (В) целевой (Д)
1. При ликвидации последствий аварий      
2. При поступлении на работу      
3. Временные и командированные работники      

2. К нормативным актам системы управления и правового регулирования безопасности жизнедеятельности относятся:

1) стандарты предприятия;

2) инструкции по охране труда;

3) стандарты Системы стандартов безопасности труда;

4) отраслевые стандарты;

5) опытно-конструкторские разработки в области создания средств

индивидуальной и коллективной защиты работников.

3. В зависимости от содержания информации выделяются сле дующие типы памяти:

1) моторная; 4) эмоциональная;

2) смысловая; 5) образная;

3) механическая.

Практическая ситуация

Туристы забрались в старую штольню, от криков и баловства произошло обрушение грунта со свода, и один из ребят оказался в завале.

Что следует предпринять в данной ситуации?

 

Вариант 9

1. Раскройте вопрос:

Экономическая безопасность организации и человека.

2. Тестовые задания

1. На безопасность человека как звена технической системы оказывают наиболее сильное влияние следующие мотивы деятельности (ранжируйте ответ):

1) мотив удовлетворенности;

2) мотив материального вознаграждения;

3) трудоохранный мотив;

4) мотив потребности к постоянному повышению профессионального уровня.

2. Среди производственных стрессоров можно выделить:

1) интенсивность труда;

2) психическую агрессию со стороны руководителя;

3) большое расстояние от дома до работы;

4) усталость.

3. Ошибки в действиях оператора технической системы с наибольшей вероятностью может вызвать:

1) тревожное длительное ожидание, беспокойство;

2) неудовлетворенность;

3) страх.

Практическая ситуация

Ваш знакомый почувствовал сильную боль в области сердца.

Ваши действия по оказанию первой помощи.

Как делать искусственное дыхание?

Как делать закрытый массаж сердца?

Вариант 10

1. Раскройте вопрос:

Психологические процессы в обеспечении безопасной деятельности человека-оператора.

2. Тестовые задания

1. Для нейтрализации СДЯВ на одежде используются:

1) устройства водяных завес;

2) способы кипячения и обработка паром;

3) способы обработки поверхностно-активными веществами;

4) способы нанесения «локализующих пленок».

2. Для прогнозирования аварий и катастроф необходимо:

1) смоделировать процесс их возникновения и развития;

2) предусмотреть место возникновения и масштаб на объектах

экономики;

3) оценить возможные поражающие факторы;

4) определить возможные масштабы последствий.

3. Необеспечение работодателем нормальных микроклиматических условий можно отнести к следующей группе причин возникновения несчастных случаев:

1) техническим;

2) санитарно-гигиеническим;

3) организационным;

4) психологическим.

Практическая ситуация

Устройство и правила поведения людей в убежище, в укрытии.

 

Литература

Основная литература

1. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / под ред. В.М. Масловой. – 3-е изд., перераб. и доп.. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М¸ 2014 (ЭБС Знаниум).

Дополнительная литература

  1. Безопасность жизнедеятельности и охрана труда в строительстве: учеб. пособие / А.В. Фролов и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  2. Безопасность жизнедеятельности: теория и практика: учебник для бакалавров / под общ. ред. Я.Д. Вишнякова. – 4-е изд.; перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 543 с.
  3. Ляшко В.Г. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / В. Г. Ляшко. – М., 2013.
  4. Маринченко А.В. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / А. В. Маринченко. – 4-е изд.; доп. и перераб. – М.: Дашков и К, 2012.
  5. Хван Т.А. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / Т. А. Хван, П. А. Хван. – 9-е изд.; испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: