Классификация фитнес-клубов




 

 

Фитнес-клубы значительно различаются по многим параметрам: размерам, местоположению, составу, предназначению для определенного сегмента клиентской массы и многим другим. Эти параметры можно разделить на соответствующие группы. В каждой группе можно выделить какие-то подгруппы с общими признаками, но это деление может быть бесконечным, поэтому структура всей массы клубов выглядит хаотической. Количество фитнес-клубов в России, как уже указывалось, по оценочным данным находится в диапазоне 6-7 000. Это совокупность различных предприятий, объединяющим признаком которых является слово «фитнес». Впрочем, некоторые предприятия, имеющие черты «классических» фитнес-клубов, старательно дистанцируются от этого слова. Например, многие из них самопозиционируются на рынке как «Wellness» - клубы, однако их руководители, утверждая, что такие клубы радикально отличаются от фитнес-клубов, на практике не могут убедительно аргументировать отличия. Наличие в составе клуба всевозможных «залов арома- и цветотерапии», «кабинетов психологической разгрузки» или «зон релаксации» не превращают фитнес в «wellness», если менталитет руководства и персонала не выходит за пределы уровня «подвальной качалки», как повсеместно и происходит. Кстати, в этом смысле в российском фитнес-бизнесе невозможно отличить клуб, который самопозиционируется как «элитный», от соседнего клуба-дискаунтера[1].

Во введении к работе была выражена надежда на то, что фитнес как социально-экономическое явление, имеет все шансы стать областью прикладных знаний, частью научного познания мира. Это не является преувеличением, так как фитнес - часть социальной жизни людей, в которой проявляется все многообразие взаимоотношений человека и социума. Любая наука по своей сути - это систематизация определенной области знаний. Перед будущими исследователями стоит задача систематизации, упорядочивания всего многообразия материальных факторов, процессов и явлений, которые ассоциируются со словом «фитнес». И первым шагом, который может начать движение от хаоса к системе является классификация понятий, в том числе и классификация фитнес-клубов.

Из всего многообразия фитнес-клубов можно выделить крупные группы, все составляющие которых имеют сходные базовые признаки, например, группу «смешанные клубы» и группу «клубы для женщин». Эти группы, в свою очередь, можно разделить на более мелкие подгруппы уже по другим сходным признакам, и так далее. Можно выделить несколько групп, например, по сходству форм собственности или форм организации экономической деятельности. Очевидно, что сходных признаков или критериев выделения групп много. В любом случае попытки упорядочения, структурирования, классификации многообразия российских фитнес-клубов могут быть интересными и полезными для понимания особенностей развития всего бизнеса как целого.

Классификация – один из инструментов научного познания мира, помогающий понять скрытые закономерности его существования и развития. В качестве примера научной классификации можно привести периодическую систему химических элементов Дмитрия Менделеева, классификацию Карла Линнея[2] в биологии, современную классификацию элементарных частиц в квантовой механике. Эти классификации помогают не только упорядочить имеющиеся данные, но и предсказывать и облегчать поиск новых объектов. Например, периодическая система Менделеева уже не раз помогала исследователям предварительно описать свойства неизвестных химических элементов и позволяла сузить область поиска до их обнаружения.

Классификация (от лат. сlassis - разряд, класс и facio - делаю, раскладываю) - система связанных понятий (классов объектов) определенной области знания или деятельности человека. Классификация базируется на сходстве предметов в пределах каждой группы, определяющемся наличием у них некоторых общих свойств. С формальной точки зрений в рамках любой классификации наиболее важным является достижение по возможности наиболее четкого и резкого обособления членов одной группы от членов всех других групп.

Классификация часто представляется в виде различных по форме схем или таблиц и используется как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов, а также для ориентировки в многообразии понятий или объектов.

В науке выделяют искусственную и естественную классификацию. Искусственная классификация – попытка создать систему связанных понятий на надуманных или случайных признаках. Примером искусственной классификации в применении сфере фитнеса была бы такая: можно распределить все фитнес-клубы по алфавиту, по первым буквам названия, а далее объявить о функциональном сходстве всех клубов с названиями на А или Б. Понятно, что любая искусственная классификация не может принести практической пользы. Напротив, естественная классификация отражает попытки найти общие, объединяющие признаки и далее работать на основе выявленных закономерностей. Такой подход может принести исследователю значительную пользу.

Любая классификация требуется для определения сходных индивидуальных характеристик того или иного объекта или явления для последующего объединения их в однородные или родственные группы.

Фитнес-бизнес в странах Запада развит лучше, чем в России, и поэтому для нас представляет интерес западный подход к классификации фитнес-клубов.

Следует отметить, что на Западе и в России сам термин «фитнес-клуб» воспринимается по-разному. Наверное, не следует искать каких-то глубоких причин этого различия, оно сложилось исторически.

В российской бизнес-среде предпринимаются попытки введения классификации клубов. Одна из них отражена в материале «Классификация российских и западных фитнес-центров»[3]. Эта попытка заслуживает подробного анализа. К сожалению, автора данного материала определить не удалось.

«В зарубежных классификация выделяют в основном три типа спортивных учреждений: gym, sport-club, health-center и wellness&spa center. Первый вариант подразумевает обязательное наличие тренажерного зала, и акцент идет в основном на атлетизм и культуризм.

В спортивном клубе посетителям в первую очередь предложат площадки для игры в футбол/волейбол, занятия боксом или восточными единоборствами. Иными словами, все то, что в нашей стране традиционно предлагают в районных "дворцах спорта".

Health-club, пожалуй, наиболее близкое к нашему пониманию фитнеса заведение. Это многофункциональный центр, предлагающий максимально полную линейку тренажеров, групповых программ, а также услуг по уходу за собственным телом.

Wellness&spa center, не исключая необходимости спортивных нагрузок, все же в первую очередь акцентирует свое внимание на различных видах массажа, программах похудения и заботе о собственном теле. В России последний вариант стал появляться только недавно, и широко не распространен. Еще одним, отдельным типом клубов, также мало распространенным в нашей стране, является фитнес "только для женщин". Кроме того, в Америке широкое распространение получили заведения, нацеленные на программы похудения в различных вариантах.

Крупнейшая международная ассоциация фитнес-клубов IHRSA (International Healt, Rasquet & Sportsclub assotiantion) ежегодно составляет рейтинг фитнес-клубов "Global 25", в котором учитывается множество параметров оценки спортивных заведений: качество оборудования и групповых программ, количество клубов в сети, приток новых членов, а также скорость роста доходов» (цит.)

Эту классификацию в российских условиях по многим причинам нельзя признать вполне корректной.

Прежде всего, следует отметить, что критерии качества любого оборудования или программ относительны. Если и оборудование, и программы не представляют опасности для клиентов, то споры о том, какие из них лучше или хуже, бессмысленны, так как критерии качества определяются исключительно клиентами. Если клиенты активно посещают «дешевый» клуб, где установлено недорогое оборудование, а рядом пустует «премиальный» клуб, оснащенный высокотехнологичным и дорогим оборудованием, то вопрос сравнения качества повисает в воздухе. Возражение о том, что нельзя сравнивать клубы, которые принадлежат к разным ценовым категориям, в данном случае правомерны. Однако речь идет не о формальной численности клиентов, а о количестве, необходимом для достижения позитивных экономических показателей. Если количество клиентов любого клуба меньше запланированного на стадии экономических расчетов, клуб безоговорочно убыточен.

Действительно, динамика притока новых членов и, тем более, скорость роста доходов были бы самыми важными и показательными критериями качества услуг и клуба в целом. Однако в России эти сведения относятся к разряду самой глубокой коммерческой тайны, и вряд ли в обозримом будущем будут открыто оглашаться клубами. Более того, российский фитнес-бизнес дает массу примеров ситуаций, когда эти данные занижаются для минимизации налогов или, наоборот, завышаются, для того, чтобы произвести благоприятное впечатление на потенциального покупателя или инвестора. Получение достоверных данных, касающихся реальных экономических показателей работы фитнес-клубов, в России пока невозможно, объективные методики оценки по косвенным признакам не разработаны, поэтому классификация клубов по достоверным экономическим параметрам исключена.

Далее в цитируемом материале предлагается классифицировать фитнес-клубы по различным параметрам, причем классификационные группы выбраны автором статьи в соответствии со своими критериями оценки. При всем уважении к его мнению, можно привести комментарии, а иногда и возражения. Для удобства это будет сделано прямо в цитируемом тесте, курсивом.

«По количеству предоставляемых услуг.

1.1. Наличие/отсутствие бассейна. Но в наши дни это не является показателем, так как бассейны довольно часто встречаются в клубах демократичного формата, а в некоторых клубах бассейна нет, но они все же относятся к высокой ценовой категории. Здесь нет четкого определения термина «формат» и, тем более, «демократичный формат». Нет также определения параметров сооружения, которое автор называет бассейном. В российских фитнес-клубах встречаются полноценные бассейны с длиной дорожек 25 и даже 50 м, но есть также, строго говоря, емкости для воды или купели значительно меньшего размера, которые, впрочем, тоже называют бассейнами. Понятно, что и режим использования таких объектов, и клиенты, которые посещают их, совершенно различны.

1.2. Наличие/отсутствие тренажерного зала с силовыми тренажерами, но сейчас фитнес-клуб уже подразумевает наличие, по крайней мере, тренажерного зала. С этим мнением нельзя согласиться, так как в России есть большое число клубов без тренажёрного зала и соответствующего оборудования. Это, прежде всего, фитнес-клубы для женщин, в которых предлагаются исключительно групповые программы. В некоторых населенных пунктах и городах такие клубы составляют заметную долю всего фитнес-бизнеса, и некоторые работают вполне успешно.

1.3. Наличие/отсутствие залов для занятий боксом, восточными единоборствами; Этот критерий классификации тоже нельзя признать вполне корректным. В некоторых клубах нет выделенных помещений для единоборств, но занятия активно проводятся, например, в залах групповых занятий в свободное время. В некоторых клубах боксерское оборудование (мешки, груши, подушки), размещается в выделенной зоне тренажерного зала. Как показывает практика аудита, это более разумное решение, чем создание специализированных залов единоборств, которые нельзя использовать по другому назначению.

1.4. Наличие/отсутствие зала с кардиотренажерами - как правило, такие залы встречается везде, если речь идет о фитнес-клубах. Выражение «как правило» следует признать слишком смелым, так как в городах России, особенно там, где фитнес-бизнес лишь начинает развиваться, есть достаточно большое количество клубов вообще без кардиотренажеров. Главная причина заключается в их высокой стоимости, поэтому при ограниченном бюджете от покупки такого дорогого вида оборудования иногда отказываются. Вторая причина более интересна: отсутствие кардиотренажеров может быть показателем крайне низкого профессионального уровня руководства клуба и тренеров. Можно привести характерный пример, который будет интересен читателю как демонстрация ограниченного мышления некоторых руководителей. Владелец небольшого клуба С в городе Б Калининградской области выражал недовольство тем, что при разработке концепции клуба консультанты настаивали на установке определенного количества кардиооборудования как средства обеспечения потока клиентов, которые могут заниматься самостоятельно, без тренера. Это помогло бы в какой-то степени снизить остроту проблемы нехватки кадров в данном городе. Кроме того, как хорошо известно, занятия на кардиотренажерах привлекают определенный, и, назовем его перспективным, сегмент клиентской массы. Руководитель клуба сетовал, что вместо дорожек нужно было поставить несколько стоек для штанг, которые позволяли бы проводить персональные тренировки. Такой подход свидетельствует о том, что руководитель не понимает элементарных принципов экономики продаж персональных тренировок, в частности, того, что от таких продаж выигрывают только тренеры. В противном случае остается предположить, что руководство клуба работает, получая доход «из рук в руки», то есть работает вне правового поля. Можно также сделать вывод о крайне низкой профессиональной квалификации немногочисленного тренерского состава. Похоже, тренеры клуба С могут продавать только «присед», «становую тягу» и «жим лежа» и не хотят учиться чему-то еще. Есть и более интересный нюанс: город Б – это военно-морская база, поэтому в структуре населения выделяется большая доля неработающих жен офицеров с высоким уровнем среднедушевого дохода. Стремиться в таких условиях к созданию «качалки» и отсекать наиболее выгодных клиентов - не самая мудрая политика.

1.5. Наличие/отсутствие залов для проведения групповых программ – сейчас подобные залы также есть во всех фитнес-клубах. И это далеко не так, есть клубы, в которых нет ничего, кроме тренажерного зала, и таких клубов много.

1.6. Наличие/отсутствие детской комнаты и специализированных занятий для детей; Есть клубы, в которых созданы детские комнаты, но нет никаких занятий для детей, и таких клубов тоже немало. Организация детских занятий требует более значительных усилий, чем создание комнаты для временного пребывания детей.

1.7. Наличие/отсутствие сауны, бани, хамама;

1.8. Наличие/отсутствие салона красоты, SPA-центра;

1.9. Наличие/отсутствие фитнес-бара – как правило, сейчас присутствуют во всех фитнес-клубах. Заявление о том, что подобные структурные единицы есть во всех фитнес-клубах следует признать категорически неверным. Напротив, сейчас имеет место явная тенденция к исчезновению подобных структур из клубов. Причина – их нерентабельность. Лишь единичным клубам, которые тесно ассоциированы с поставщиками субстанций под общим названием «спортивное питание», удается получать от «фитнес-бара» минимальную прибыль. Как переходный вариант практикуется предоставление сторонней организации, которая сама устраивает фитнес-бар, выделенного места в аренду.

По целевой аудитории.

2.1. Для требовательных клиентов, обладающих большими финансовыми возможностями. … При этом, клубы, позиционирующие себя как «престижные» не всегда предлагают действительно высокий уровень сервиса и максимальное количество услуг. С первой фразой можно не согласиться, так как в России на сегодняшний день покупательское поведение клиентов не связано с величиной их доходов. Вторая фраза может быть даже усилена: практика показывает, что клубы, которые настойчиво подчеркивают собственную «премиальность», предлагают посетителю заурядное качество услуг, которое, во всяком случае, не соответствует высокой стоимости.

2.3. Клубы, ориентированные на средний класс. Поскольку четкого определения среднего класса в нашей стране до сих не существует, то к этой категории следует отнести клубы, предлагающие весь спектр стандартных услуг (чаще, но не обязательно, с наличием бассейна), но не требующие чрезмерных денег за эксклюзивность. В нашей стране нет выделенной группы населения, которую можно назвать «средним классом». Нет и других «классов», поскольку социально-экономическая структура любой страны, которая находится в стадии экономического перелома, всегда хаотична, аморфна и не имеет четких границ. В России, на сегодняшний день существует почти однородное бесклассовое общество, поэтому любые попытки классификации по вымышленным социальным группам являются беспочвенными.

2.4. Бюджетные клубы, для непритязательных, либо ограниченных в средствах людей. Это тоже некорректное замечание, потому что российские фитнес-клубы пока, в основном, весьма демократичны, и в одном «дешевом» клубе могут заниматься люди с полярными социально-экономическими позициями. Чтобы в этом убедиться, вполне достаточно подойти к любому недорогому клубу и посмотреть на входящих и подъезжающих клиентов.

2.5. Небольшие клубы шаговой доступности, ориентированные в первую очередь на студентов и домохозяек. Это весьма странная классификационная группа, выделение которой отражает слабое знакомство автора статьи с фитнесом вообще. Интересно, что эта «студенческо-домохозяйственная» группа весьма популярна у авторов, которые компилируют материалы о классификации из разных источников, в том числе и цитируемого.

2.6. Клубы, ориентированные исключительно на женскую аудиторию. Могут быть как дорогими, так и шаговой доступности. Если следовать формальной логике, «дорогие» клубы, по мнению автора статьи, не могут быть расположены в «получасовом радиусе», а обязательно должны быть удалены. Напротив, довольно часто как раз клубы с самыми дорогими услугами, в том числе и женские, интегрированы в районы дорогостоящего жилья.

По стоимости.

3.1. Премиум-класс – от 80 000 рублей в год и выше

3.2. Бизнес-класс – от 50 до 75 000 рублей в год

3.3. Средний класс – от 30 до 50 000 рублей в год

3.4. Демократичный сегмент до 30 000 рублей в год

С подобной классификацией по стоимости категорически нельзя согласиться хотя бы потому, что стоимость услуг отражает не уровень качества, а, скорее, амбиции руководителя или владельца. На это указывает также использование терминов, практически лишенных смысла: «премиум», «бизнес», «средний», «демократичный». В некоторых аналогичных классификациях используют столь же неопределённые термины «бизнес+» и «дисконт». Диапазоны стоимости тоже произвольны и надуманы.

По размеру.

4.1. Малые клубы, площадью до 2 000 м2

4.2. Средние клубы, площадью от 2 000 до 5 000 м2

4.3. Крупные клубы, площадью от 5 000 до 7 000 м2

4.3. Клубы-гиганты, площадью свыше 7 000 м2

И такая классификация вызывает много вопросов. Прежде всего, не понятно, почему автор, так же как и классификации по стоимости услуг, выбрал ничем не обоснованные, произвольные диапазоны площадей. В России есть значительное количество фитнес-клубов, размеры которых не превышают 300-500 м2, есть и студии, площадь которых составляет не более 100 м2, причем по уровню рентабельности многие из них опережают огромные именитые клубы. По мнению автора, которое не раз высказывалось выше, оптимальный по размерам смешанный фитнес-клуб занимает площадь не более 1500 м2. На этой площади можно разместить большой тренажерный зал, два-три полноценных зала групповых занятий, а также все необходимые дополнительные помещения. Если бы у нас была возможность «параллельно» классификации автора статьи представить данные по уровню рентабельности клубов в зависимости от размеров, мы увидели бы обратно пропорциональную зависимость[4] между площадью клуба и его рентабельностью. Несомненно, структура распределения фитнес-клубов по площади существует, и было бы интересно её узнать. Однако методология получения такой классификации не должна быть произвольной. Упрощенно её можно представить так: сначала тщательно собираются данные по площадям клубов каком-то регионе или в России в целом. Затем информация обрабатывается с использованием статистических методов с целью выявления скрытых закономерностей. Например, в результате анализа получены данные, что 30% фитнес-клубов «укладываются» в диапазон 1 200-1 500 м2, 20% - в диапазон 2 500 – 3 000 м2 . Значит, эти диапазоны являются характерными и важными, их и надо использовать в качестве диапазонов распределения по площадям. Вводить в полученную экспериментально классификацию диапазоны 1 000- 2 000 м2 и 2 000 – 5 000 м2 бессмысленно, так как это лишает нас объективной информации о реальном распределении клубов по площадям. Естественно, это условный пример.

Из анализа приведенной стати можно сделать вывод о том, что перед нами – типичный образец искусственной классификации, имеющей низкую информационную ценность.

К сожалению, и другие попытки классификации, предпринятые рядом авторов[5], имеют примерно такой же ценностный уровень. Повторим, попытки разработки системы классификации заслуживают всяческого уважения, но не отменяют необходимости опоры на достоверные данные и обоснованный анализ.

Впрочем, есть и исключения. На сайте «Fitness Expert»[6] в 2011 году был размещен материал, который демонстрирует корректный подход к классификации фитнес-клубов. Можно процитировать отрывок, из которого становятся понятными основные идеи автора, установить которого, к сожалению, не удалось: «В настоящее время в литературе представлена классификация фитнес-клубов, основанная на учете количества предоставляемых ими услуг. Также существует классификация, учитывающая наличие или отсутствие в клубе бассейна. Данные классификации часто не дают полного представления о категории клуба, а также не отражает значимые закономерности в его работе, которые обеспечивают успешность и востребованность услуг клуба у населения. Классификация по абсолютной стоимости также не всегда подходит, особенно при сравнении клубов из разных регионов, так как уровень доходов населения в разных регионах отличается.

В данной статье представлен авторский подход по решению вопроса о путях совершенствования системы классификации фитнес-клубов, учитывающей особенности их менеджмента, позиционирования и функционирования в различных регионах России.

В качестве основного значимого критерия для классификации фитнес-клубов предлагается использовать стоимость клубной карты (приведенной к периоду за один год) соотнесенную с размером среднедушевого дохода в данном регионе».

Конечно, такую классификацию нельзя назвать всеобъемлющей, однако она выгодно отличается от всех других. На сегодняшний день практически все попытки создать систему распределения клубов по различным критериям фактически являются примерами искусственной классификации, и отражают лишь субъективное мнение «классификатора». Такая «классификация» имеет не большую ценность, чем распределение клубов по алфавиту, о котором говорилось выше.

Выше говорилось о конструктивных попытках разработки классификации фитнес-предприятий, пусть и не слишком удачных. К сожалению, есть примеры попыток деструктивных, реализация которых может нанести тотальный вред фитнес-индустрии России. Вниманию читателя предлагается меморандум, опубликованный от имени небольшой московской организации «Национальное сообщество профессиональных участников спортивно-оздоровительной индустрии»[7]. Этот материал настолько показателен, что приведен дословно, с комментариями автора, выделенными, как и выше, курсивом. Стилистика, морфология и синтаксис документа приводится без редактирования и корректуры.

«Так как российская фитнес-индустрия сегодня представляет собой самостоятельный и полноценный сегмент индустрии спорта, пришло время создать классификацию фитнес-клубов.

Единая классификация позволит:

- четко структурировать и упорядочить фитнес-индустрию;

- сформулировать важнейшие требования к деятельности фитнес-клубов, что в дальнейшем позволит оценивать качество предоставляемых ими услуг;

- сформировать конкретные критерии деятельности;

- выделить основные категории;

- создать систему оценки качества спортивно-оздоровительных услуг;

- позволить потребителям спортивно-оздоровительных услуг ориентироваться в отношении мотивов и критериев выбора ими необходимого фитнес-клуба.

С преамбулой[8] трудно не согласиться.

Для того чтобы классификация фитнес-клубов давала полное представление об их профессиональной деятельности, необходимо определить перечень требований, по которым они должны оцениваться. Фактически мы говорим о максимально возможном наборе опций, которыми может располагать клуб. Среди них разработчики классификации выделяют следующие.

1. Здания фитнес-клуба и прилегающие к ним территории.

2. Техническое оборудование и оснащение.

3. Фитнес-зоны и фитнес-помещения.

4. Спортивное оборудование и инвентарь.

5. Требования к персоналу.

6. Основные услуги.

7. Зона лобби и ритейла.

8. Общественные помещения.

9. Безопасность.

10. Административные помещения.

11. Дополнительные услуги.

В свою очередь, каждая из вышеперечисленных опций также отдельно описывается и состоит из различных элементов. Например, опция «фитнес-зоны и фитнес-помещения» описана с помощью следующих характеристик:

- тренажерный зал,

- целевые зоны тренажерного зала,

- помещения (залы) для групповых занятий,

- помещения (залы) для индивидуальных занятий,

- бассейн,

- универсальная площадка (футбол, волейбол, баскетбол),

- теннисный корт и сквош-корт,

- настольный теннис,

- помещения (залы) для занятий с детьми,

- детская комната,

- кабинет фитнес-тестирования и т. д.

Причем необходимо иметь в виду, что данные показатели также будут оцениваться по метражу, количеству (1, 2 или более залов) и разнообразию (например, спортивный или оздоровительный бассейн). Из этого можно сделать вывод о том, что авторы данной классификации предполагают, что клубы с максимальным количеством структурных частей, опций, а также широким ассортиментом продуктов априори предлагают покупателю услуги высокого качества. Другими словами, большие клубы всегда лучше маленьких. Но практика свидетельствует как раз об обратном.

Предполагается, что общее количество оцениваемых показателей будет около 100. Это даст возможность объективно и аргументировано оценивать возможности фитнес-клубов для их последующей классификации. Из этого следует, что небольшие фитнес-клубы никогда не получат высоких «баллов качества» и всегда останутся в официальных аутсайдерах. Это равносильно утверждению, что полный человек всегда здоровее худощавого, а очень полный – вообще эталон здоровья.

Крайне важным в классификации представляется следующий факт: категории характеризуют в первую очередь конкретный набор предоставляемых услуг, а не их качество, и попадание фитнес-клуба в первую или последнюю (шестую) категорию не означает, что он самый лучший или самый плохой. Это довольно лукавое уточнение. Неискушенный потребитель непременно будет обращать внимание на номер категории. И в его глазах клуб 6-й категории всегда будет проигрывать клубу 1-й. Выделив четкие категории, мы поможем фитнес-клубам понять уровень требований для вхождения в каждую конкретную категорию. Есть один небольшой, но принципиальный вопрос: о чьих именно требованиях идет речь, и кто является непререкаемым авторитетом в оценке качества работы клубов? Владелец и менеджмент каждого клуба будут знать, что им необходимо сделать для того, чтобы перейти в более высокую категорию. В соответствии с логикой авторов классификации им не остается ничего кроме инвестиций огромных средств в «достройку» клуба до огромного размера. Таким образом, возникнет понимание, что необходимо включить в стратегию своего развития, каково должно быть увеличение бюджета и, как следствие, на какие новые категории клиентов клуб может в дальнейшем рассчитывать. Что полностью подтверждает данная фраза. Между прочим, заблуждение о том, что фитнес-клуб может привлечь всех клиентов, отражает слабый практический опыт работы авторов классификации в фитнесе. Один и тот же товар нельзя продать всем. Любое предприятие сферы услуг «работает» с выделенным сегментом клиентской массы. Безусловно, каждый фитнес-клуб будет учитывать свои конкретные возможности и потенциал для поиска своего места в данной классификации. Но при этом очевидно, что клубом с небольшими финансовыми возможностями заранее уготовано место в 6-й категории. Поэтому кто-то захочет перейти из пятой категории в третью, а кто-то, возможно, всегда будет находиться в шестой, потому что она его вполне устраивает. Правда, в глазах потребителя, который будет оповещен о «классе», такой клуб всегда останется аутсайдером, со всеми вытекающими экономическими последствиями.

Классификация фитнес-клубов, несомненно, повлияет на усиление конкурентной борьбы, так как каждый будет определять свою целевую аудиторию и максимально ориентироваться именно на нее, что в конечном итоге выгодно потребителю спортивно-оздоровительных услуг. Это абсолютно противоречит сказанному выше. Во-первых, конкурентная борьба не усилится, так как рынок будет освобождаться от «бедных» небольших клубов, которым не по силам большие инвестиции, причем не в развитие, а в неоправданное раздувание размеров. Во-вторых, это непременно приведет к ухудшению качества услуг, и это логическое следствие ослабления конкуренции. В-третьих, в создавшихся условиях потребителю будет нанесен несомненный вред. Все вышесказанное выглядит фактически как обоснование условий для «вымывания» небольших клубов, которые составляют подавляющее большинство в структуре фитнес-клубов России. Если называть вещи своими именами, эта декларация – манифест лоббирования интересов крупных столичных клубов, которые хотели бы очистить поле деятельности от «мелких» конкурентов. Поскольку они не могут этого сделать, предлагая рынку реально высокое качество услуг, то для победы лишь остается использовать директивные методы принуждения.

Следующим шагом в развитии классификации будет переход от количественных оценок профессиональной деятельности к качественным. Сегодня в классификации предусматривается, что заполнив оценочный лист, и получив определенное количество баллов по каждому показателю своей деятельности, фитнес-клуб попадает в конкретную категорию. Но в таком виде классификация позволяет всего лишь констатировать определенные факты деятельности фитнес-клуба. Например, есть ли в клубе бассейн, рекреационная зона, громкая связь для радиовещания или нет. В дальнейшем система критериев и показателей данной классификации позволит оценивать уже качество самих предоставляемых спортивно-оздоровительных услуг. С этим трудно не согласиться, но проблема заключается в том, что создатели данной «классификации» под адекватными критериями качества понимают лишь собственные критерии или критерии ассоциированных с ними крупных столичных клубов. Это не просто спорный момент. Автор берет на себя ответственность утверждать и может аргументированно доказать на практике, что в целом(!) качество работы специалистов фитнеса на всех уровнях в Москве и Санкт-Петербурге давно уступает качеству работы специалистов в регионах. Особенно это касается линейного менеджмента и руководителей клубов. Налицо неоправданная попытка монополизация всей сферы, конечная цель которой – создания директивной системы всероссийской сертификации фитнес-клубов. В соединении с административным ресурсом такая система позволит тем, кто её возглавит, навязывать свои стандарты деятельности всем фитнес-клубам России. В конечном виде эта система будет платной, организованной по юридической схеме работы РАО[9] и ВОИС[10]. Следует отметить, что подобные шаги, кроме вышеуказанного «Национального сообщества…» предпринимают и отдельные руководители крупных сетей. Попытки монополизации сертификации качества фитнес-услуг на сегодняшний день являются самой большой угрозой российскому фитнес-сообществу.

Постепенно объектом мониторинга и контроля в фитнес-индустрии станет квалификация управленческих и тренерских кадров, работающих в российских фитнес-клубах. Оценка квалификации специалистов фитнес-индустрии возможна как на входе (при поступлении на работу), так и в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Из этого следует вывод: авторы классификации намереваются монополизировать и сферу фитнес-образования. Их можно понять, так как это – отличный, высокорентабельный коммерческий проект. Таким образом, количественная картина деятельности фитнес-клуба дополнится ее качественной оценкой.

Сегодня в России во многих сферах профессиональной деятельности государство передает функции надзора и контроля саморегулируемым организациям. Именно поэтому в фитнес-индустрии взять на себя эти вопросы может профессиональное фитнес-сообщество, объединяющее основных участников этого рынка. Такой организацией, например, может быть «Национальное сообщество профессиональных участников спортивно-оздоровительной индустрии, которая сегодня является разработчиком данной классификации фитнес-клубов. В реальности указанная организация на рынке фитнеса в России представляет только себя и своих, в основном, столичных участников. Она не принимает никакого участия, например, в MIOFF – единственном мероприятии, которое на сегодняшний день является главным форумом российского фитнеса.

Среди основных направлений деятельности этой организации необходимо выделить следующие:

- содействие развитию фитнес-индустрии, что выглядит сомнительно в свете комментариев автора,

- содействие постоянному повышению качества и эффективности фитнес-программ в фитнес-клубах, в соответствии с критериями инициаторов данной «классификации».

- организация взаимного сотрудничества между заинтересованными участниками профессиональной деятельности, под патронажем «классификаторов»,

- содействие в повышении профессионального уровня членов национального сообщества, при этом клубы, которые не являются членами данного Национального сообщества, остаются аутсайдерами и уходят с рынка,

Отдельной задачей, решаемой профессиональным фитнес-сообществом, должна стать разработка требований к квалификации работников фитнес-индустрии. Это должно касаться различных категорий работников исходя из их функциональных обязанностей. Причем сообщество, помимо предъявляемых требований, должно помогать фитнес-клубам в поиске качественных программ подготовки и переподготовки своих специалистов. Особое внимание при этом необходимо уделять программам повышения квалификации. Весь материал и комментарии к нему не оставляют сомнений в том, кого авторы меморандума видят в роли создателей и «реализаторов»-монополистов «программ обучения и повышения квалификации».





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!