Тема 16
Вклад естествознания в изучение человека
I/ Вклад социобиологии в изучение человека
2/ Этология и человек
З/ Этнология
4 / Социальная экология
5 / Ноосфера
Вклад социобиологии в изучение человека
«Социобиология изучает биологические основы всех форм общественного поведения, включая человека», — писал основоположник социобиологии Э. Уилсон.
Как нейрофизиология стремится объяснить физиологические основымышления, так социобиология — биологические основы эволюциичеловека.
Человек — существо социальное. Сущность человека, как определяет философия, — совокупность общественных отношений.
Проблема выделения сущности человека есть проблема разграничения животного и собственно человеческого.
Первое изучает естествознание, второе — гуманитарные науки. Социобиология занимает место на стыке этих двух групп наук.
В применении к человеку социобиология — наука о социальнойорганизации, выявляющая сходство между социальным поведением человека и животных и механизмы генетической детерминации социального поведения человека.
Социобиология рассматривает человека как существо, состоящее из двух частей: биологической и социальной.
Задача социобиологии — создание «биограммы человека », т. е. максимально полного описания природно-биологических основ его жизнедеятельности с тем, чтобы объяснить эволюцию культуры изменениями на биоуровне.
Проблема взаимосвязи природного и социального в человеке обозначается как проблема генно-культурной коэволюции.
Социобиология изучает коэволюцию в самом человеке.
Ее основная идея в отношении к человеку заключается в том, что «Человек Разумный» есть обычный биологический вид с генетически разнообразным поведением.
|
У человека, как любого другого вида жизни, не может быть целей, которые возникали бы вне его собственной биологической природы.
Поэтому социобиология отрицательно отвечает на вопрос: «Может ли культура изменять поведение человека, приближая его к альтруистическому совершенству?»
В человеке есть врожденная способность к взаимопомощи и к общительности как основе морали.
В той степени, в которой она наследуется, она социобиологична; в той, в которой приобретается в процессе жизни и воспитания — социокультурна.
Проблема в том, может ли влияние цивилизации (искусственный свет и т. п.) переходить на генетический уровень и становиться фактором искусственного отбора или имеет место только социальное наследование культуры.
Генетика вкупе с социобиологией изучает вопрос о том, существуют ли гены эгоизма, альтруизма, т. е. наследуются ли черты характера или они социально обусловлены воспитанием.
Под генетическую детерминацию попадает:
1. инцестовое торможение;
2. конфликт отцов и детей;
3. война;
4. территориальность;
5. различная ориентация полов;
6. страх детей перед чужими людьми;
7. стремление сохранить свой престиж и достоинство.
Социобиология утверждает, что скоро в нашей власти будет определять многие из генов, которые обусловливают поведение.
Мышление, с точки зрения социобиологии, свободно от генетического влияния, но интеллект был создан для обеспечения способности человеческих генов к выживанию.
|
«Противоразумное возникает лишь в случае нарушения какого-либо инстинкта», — подчеркивал К. Лоренц (К. Лоренц. Агрессия...- С. 252).
Бихевиоризм утверждает все же, что поведением человека, как и животных, можно управлять, а разум - лишь инструмент ориентации в мире. Этот вопрос дискуссионный в современной науке и окончательного решения по нему нет.
Этология и человек
Этология еще до социобиологии показала, что в человеке много свойственного животным.
Агрессивность человека соответствует агрессивности животных, а садизм имеет корни в инстинкте агрессии. Как и в животном мире, агрессивность больше присуща мужчинам. Отбор в результате только внутривидовой борьбы, как считают этологи, может быть отрицателен для вида, а он играет все большую роль для человека, стимулируя войны и экологический кризис.
«Есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития», — предостерегает К. Лоренц.
Как преодолевается эта опасность в животном мире? «Полезный, необходимый инстинкт вообще остается неизменным; но для особых случаев, где его проявление было бы вредно, вводится специально созданный механизм торможения. И здесь снова культурно- историческое развитие народов происходит аналогичным образом; именно потому важнейшие требования Моисеевых и всех прочих скрижалей — это не предписания, а запреты ». (К. Лоренц. Агрессия...- С. 114-115.- Подчеркнуто автором).
Христос запретил противиться злому: отказ от борьбы известен и у животных.
|
Вера в божественность каких-либо установлений основана на возникновении инстинкта в результате генетического закрепления повторения определенных действий. «Образование ритуалов посредством традиций безусловно стояло у истоков человеческой культуры, так же как перед тем, на гораздо более низком уровне, филогенетическое образование ритуалов стояло у зарождения социальной жизни высших животных» (К. Лоренц. Агрессия...- С.81). Борьба в животном мире ведется по определенным правилам, и некоторые виды спорта напоминают ритуальные бои самцов.
Агрессивность нельзя исключить, избавляя людей от раздражающих ситуаций, или наложив на нее моральный запрет, или с помощью генетической инженерии, так как она выполняет биологически положительную роль, и все инстинкты связаны между собой (даже смех связан с агрессивностью).
Необходима переориентация того, что Лоренц называет «воодушевлением» и «объективное физиологическое исследование возможной разрядки агрессии в ее первоначальных формах на эрзац-объекты» (Там же.- С. 258).
Необходимо также общее дело и улучшение общего культурного образования для создания как можно большего количества «идентификаций» («спасение могут принести ценности, которые кажутся далекими от борьбы и от политики как небо от земли» (Там же. - С.264)).
Спорт, искусство, наука, смех выступают как необходимый тормозящий механизм агрессии по отношению ко всем людям и всей природе. Важна и борьба с грехами, потому что на это уходит энергия.
Лоренц формулирует биологический вариант категорического императива Канта: «Могу ли я возвысить законы, управляющие моими поступками, до ранга общего закона природы или результат окажется противоречащим рассудку?» (К. Лоренц. Человек находит друга. - М., 1971.- С. 153).
Этологический императив звучит так: «Поступай так, чтобы твое поведение как разумного существа соответствовало законам природы».
Однако полной аналогии между поведением человека и животных не может быть именно потому, что человек не только биологическое существо. «У дикого животного в естественных условиях не возникает конфликта между его внутренними склонностями и тем, что оно «должно» делать, — вот эту-то райскую гармонию и потерял человек. Более высокий интеллект обеспечил человеку культурное развитие, и, главное, принес с собой дар речи, способность отвлеченно мыслить, накапливать и передавать от поколения к поколению все возрастающие запасы знаний. В результате историческое развитие человека происходило в сотни раз быстрее, чем чисто органическо - филогенетическое развитие прочих живых существ.
Однако инстинкты человека, его врожденные реакции по-прежнему связаны намного более медленным органическим развитием и отстают от его культурно-исторического развития.
«Естественные склонности » уж не вполне укладываются в рамки человеческой культуры, в которых их практически заменил интеллект.
Животные гораздо более жестко реагируют на стимулы, чем человек. Еще одно из отличий человека от животных — способность к высоким порядкам предсказания. Большее значение, чем у животных, имеет у человека обучение и все, связанное с ним.
«У многих высших животных, особенно у низших и человекообразных обезьян, групповое поведение взрослых особей в большой степени зависит от того, каковы были их отношения с матерью в пору детства. Нормальная материнская любовь, выражающаяся в полноценном уходе за детенышем, во всей ее глубине и сложности необходима для последующего развития многих форм общения с сородичами. Полученные в клиниках данные свидетельствуют о том, что и у человека дело обстоит сходным образом» (Н. Тинберген. Поведение животных.- М., 1969.- С. 148).
Для того, чтобы что-то выучить, нужен интерес к этому. Способом его повышения служит игра. Потребность к игре, по Лоренцу свойственна только наиболее психически развитым из всех живых существ. «Не случайно игра представляется нам более высоким видом деятельности, чем соответствующие ей серьезные типы поведения, назначение которых — сохранять жизнь вида» (К. Лоренц. Человек находит друга...- С. 137).
«В игре — особенно у молодых животных — всегда присутствует элемент открытия... Игра типична для развивающегося организма» (Там же).
Современная психология утверждает, что человеку присуще в качестве его фундаментальной черты стремление к новому как способу обучения, причем мужчинам в большей степени, чем женщинам, основной функцией которых является сохранение и воспроизводство.
В создании новых ситуаций видят суть искусства. Это результат развития того, что в слабой форме свойственно и животным
В процессе общения человеческий разум в какой-то степени передается домашним животным. Собаки понимают отдельные фразы и могут читать мысли хозяев. Но рост интеллекта у домашних животных сопровождается угашением инстинктов.
Сопоставляя разув и инстинкт, следует признать, что наличие интеллекта не позволяет считать человека абсолютно приспособленным видом. «Выигрыш, достигнутый человеком благодаря большему размеру и большей сложности мозга, частично сводится на нет тем обстоятельством, что один раз можно эффективно использовать лишь часть мозга. Возникает любопытная мысль, что, быть может, мы стоим перед одним из тех природных ограничений, когда высококвалифицированные органы достигают уровня нисходящей эффективности и в конце концов приводят к угасанию вида. Быть может, человеческий мозг продвинулся так же далеко к этой губительной специализации, как большие носовые рога последних титанотериев» (К. Лоренц. Агрессия...- С. 226).
К этому добавляются опасения, что в человеческом обществе ослаблен естественный отбор (благодаря, в частности, заботе о менее приспособленных и выживании больных), помогавший эволюции наших предков. Каких бы успехов ни достигало человечество, это всегда сопровождалось пессимистическими высказываниями, что оно находится на пути вырождения и вообще представляет собой тупиковую ветвь эволюции.
Этнология
Поскольку многие различия между людьми — национальные, расовые, половые — являются естественными, постольку общественные объединения по этим признакам можно рассматривать с естественнонаучной точки зрения.
Одной из таких наук является этнология с основным для нее понятием этноса.
Этнос в отличие, скажем, от используемого в гуманитарных науках понятия нации, представляет собой объединение людей, главным образом, по национальному (т. е. в большей степени естественному, чем культурному) признаку.
Известным этнологом нашего времени является русский ученый Л. Н. Гумилев. Если судить по книжным развалам, он едва ли не единственный из серьезных ученых, работы которого широко издаются в нашей стране.
Этнология, по Гумилеву, естественная наука. Если 3. Фрейд пытался объяснить действия индивидов психической энергией, то Гумилев объясняет социальное развитие с помощью энергии Солнца.
Солнце посылает импульсы, они приводят к так называемому пассионарному толчку. Объясняя последний, Гумилев высказывает следующую гипотезу. При снижении солнечной активности защитные свойства ионосферы снижаются и отдельные кванты или пучки энергий могут пролететь невысоко над земной поверхностью; при этом они дадут жесткое излучение по своему пути, а оно, как известно, вызывает мутации.
Механизм эволюции этносов, предложенный Гумилевым, близок синергетическому: воздействие извне (солнечное излучение), появление «пассионариев», точка бифуркации, становление и развитие этноса.
«Пассионарии» Гумилева — это как бы центры кристаллизации, если воспользоваться примером Пригожина о превращении воды в лед.
По Гумилеву, пассионарный толчок приводит к появлению некоторого числа энергичных (пассионарных) личностей, а они, индуцируя пассионарность, формируют этнос, ведя всех людей за собой.
Этногенез включает следующие этапы:
1) подъем – динамичная (завоевательная) фаза;
2) «перегрев», надлом – акматическая фаза;
3) переход в нормальное состояние – инерционная фаза;
4) обскурация – фаза затухающих колебаний.
Основной лозунг фазы подъема – «интересы этноса важнее всего ». Главное для индивидуума – долг перед обществом. Часты войны; ведется интенсивное преобразование природы, которая страдает все же в меньшей степени.
В акматической (от франц. акмэ — «вершина») фазе этнос достигает своей высшей точки силы, после которой начинается спуск вниз.
В инерционной фазе главным становится лозунг «будь самим собой», процветает индивидуализм; льется кровь, но культура развивается, и в ней каждый проявляет свою индивидуальность; растранжириваются богатства и слава, накопленные предками; природа приходит в стабильное состояние в пассионарных странах, но разрушается в странах захваченных.
Лозунг фазы обскурации — «будь, как все», «мы устали от великих». Возрастная болезнь — убийство лучших по личным качествам. Каждый думает о себе. Продолжается рост культуры и накопление материальных ценностей. Этнос достигает гомеостаза. Природа или консервируется или деградирует (в этом случае этнос гибнет). При исключительном упадке пассионарности природавосстанавливается.
В конце развития этноса — футуристическое восприятие времени, забвение прошлого и настоящего ради будущего, приводящее к губительным восстаниям и крушению. Гибель через 1200 лет настигает этнос под слиянием собственного разложения или нашествия других более молодых и энергичных этносов.
Последние стадии:
1) мемориальная (остается только память как совокупность того, что было познано) и
2) реликтовая (память исчезает).
Концепция Гумилева объясняет сказания о героях в фольклоре всех народов как воспоминания о светлой поре возникновения и мощи этноса.
Социальная экология
Экология, о которой речь шла выше, может рассматриваться как модель взаимодействия человека с окружающей средой, поскольку человек — единство биологического и социального.
В широком смысле слова к экологии относится все, что включено в систему отношений «человек — природа », и, стало быть, эта наука лежит на стыке естественных, технических и гуманитарных наук.
Человек находится в самых разнообразных связях с окружающей средой — вещественных, энергетических, информационных. Они меняют и самого человека и природу. Русский ученый А. Л. Чижевский выявил огромное воздействие на человека Солнца. Кривая распределения острых сердечных приступов во времени точно соответствует графику изменений солнечной активности. Свойства крови зависят от солнечного облучения. При возрастании активности Солнца увеличивается число красных кровяных телец и уменьшается число белых. Человек — живые солнечные часы.
Если животные преимущественно приспосабливаются к среде, то человек активно преобразует ее. Вернадский обосновал положение, что лик современной Земли сформирован человеком и выявил тем самым его геологическую роль.
Деятельность человека вызывает циклическое движение основных химических элементов в масштабах, сопоставимых с естественными циклами этих элементов.
Среди современных направлений, изучающих взаимодействие между человеком и природой, можно выделить:
1) глобальную экологию;
2) экологию человека и
3) социальную экологию.
Основная задача глобальной экологии, по М. И. Будыко, — разработка прогнозов возможных изменений биосферы в целом под влиянием антропогенной деятельности.Глобальная экология берет начало от метеорологии и от существующий в этой науке численных моделей атмосферных процессов, применяемых для построения теории климата. В настоящее время ее предмет простирается до изучения системы взаимоотношений человека и природы в масштабе всей планеты.
Другим направлением является экология человека. Она рассматривает экологические отношения под углом зрения изучения организма человека и его адаптационных возможностей. Опасность для современного человека заключается, во-первых, в том, что он не обладает гомеостазом, соответствующими всем его нуждам. Так, он не приспособлен к радиации, поскольку защитный механизм боли, являющийся наиболее общим предупреждающим сигналом (ибо он сообщает о необходимости нашего сознательного вмешательства) не реагирует на радиоактивное облучение. Опасность и в том, что несмотря на огромные адаптационные возможности человека в сравнении с другими видами жизни, они все-таки не поспевают ныне за изменениями окружающей среды.
Наконец, к третьему направлению исследований взаимоотношений человека и природы, относят социальную экологию. Социальная экология изучает эти взаимоотношения под углом зрения воздействия общества на среду. Она должна ответить на вопрос, почему развитие общества привело к экологическому кризису. Экология утверждает, что уменьшение биологического разнообразия опасно для устойчивости экосистем, а человек, думая о повышении продуктивности, нарушает основные закономерности развития экосистем (например, так называемые «вредители» сельского хозяйства, с которыми борется человек, как раз важны с точки зрения разнообразия и устойчивости экосистем). Человек стремится взять как можно больше от природы, а природа стремится не к максимальной продуктивности, а к максимальной устойчивости.
Имея свои специфические родовые качества, человек должен бороться с природой. Но в этой борьбе не может быть победителей, потому что человек является частью биосферы, и, уничтожая природу, человек губит себя, не замечая этого, как он не замечает радиоактивного облучения.
Разнообразие экосистем уменьшается человеком и с целью облегчения управления ими, но при превышении определенной меры это грозит экологической катастрофой.
Конкуренция человека с другими видами жизни не ведет, как полагали А. Смит и К. Лейбниц, к автоматической гармонии. Как рыночные внутрисоциальные отношения не являются гомеостатическим механизмом, так и отношения человека с природой предполагают сознательное регулирование с целью их гармонизации.
Есть предположения, что как в живой природе достигается гомеостаз численности популяции в среде, так должно быть и в человеческом обществе. Называют цифры от 1 млрд. до 12 — 20 и даже 700 млрд. Важно, конечно, не только то, сколько людей живет на Земле, но и то, каковыих качества. Для преодоления экологического кризиса необходим отказ от потребительской ориентации и изменение науки, техники, человеческих ценностей.
Наука и техника создают инструменты господства над природой, но они необходимы и для того, чтобы защитить ее.
Изменения в научно-технической сфере должны касаться как целей, так и методологии, поскольку в социальной экологии, как и в квантовой механике, уже нельзя разделить субъект и объект (человек и природа представляют собой единую систему).
Изменение ценностей требует совершенствования чувства «благоговения перед жизнью» и любви к природе. Можно ли любить природу в целом? По Лоренцу, только так и можно. «У того, кто любит природу истинной любовью, наибольший восторг и благоговение вызывает бесконечное разнообразие живых существ и бесчисленные способы, которыми природа создает совершенные гармонии» (К. Лоренц. Человек находит друга.- М., 19 71.- С. 138).
Ноосфера
Существуют два понимания ноосферы:
1) сфера господства разума (Фихте как провозвестник ноосферы в этом смысле);
2) сфера разумного взаимодействия человека и природы (по Тейяру де Шардену и Вернадскому).
Тут будем понимать ноосферу во втором смысле.
Ноосфера, по Тейяру де Шардену, —это коллективное сознание, которое станет контролировать направление будущей эволюции планеты и сольется с природой в точке Омега, как раньше образовывались такие целостности, как молекулы, клетки и организмы.
«Мы беспрерывно прослеживали последовательные стадии одного и того же великого процесса. Под геохимическими, геотектоническими, геобиологическими пульсациями всегда можно узнать один и тот же глубинный процесс — тот, который, материализовавшись в первых клетках, продолжается в созидании нервных систем. Геогенез, сказали мы, переходит в биогенез, который в конечном счете не что иное, как психогенез... Психогенез привел нас к человеку. Теперь психогенез стушевывается, он сменяется и поглощается более высокой функцией — вначале зарождением, затем последующим развитием духа — ноогенезом» (П. Тейяр де Шарден. Феномен человека.-М., 1973-С. 180).
В «Кибернетике» Винер вспомнил о воззрении Лейбница на живой организм «как на некое сложное целое, где другие живые организмы (например, кровяные тельца) ведут собственную жизнь... Клетки обладают многими, если не всеми свойствами независимых живых организмов» (Н. Винер. Кибернетика.- М., 1968.- С. 227). «По степени целостности жизнь сообщества может вполне приближаться к уровню, характерному для поведения отдельной особи» (Там же. - С. 227 — 228). На базе таких холистических представлений и созданы гипотеза Геи-Земли и концепция коэволюции.
Вернадский развил концепцию ноосферы как растущего глобального осознания усиливающегося вторжения человека в естественные биогеохимические циклы, ведущего, в свою очередь, ко все более взвешенному и целенаправленному контролю человека над глобальной биогеохимией.
Концепция ноосферы напоминает натурфилософские системы или сциентистские утопии.
Становление ноосферы — возможность, но не необходимость. Ценность этой концепции в том, что она дает конструктивную модель вероятного будущего, а ее ограниченность в том, что она рассматривает человека как, прежде всего, разумное существо, тогда как индивидуум и тем более общество в целом редко ведет себя по-настоящему разумно. «Подобно волчьей стае — будем надеяться, все же в меньшей степени — государство глупее, чем большинство его членов» (Там же.- С. 235).
Пока человечество движется отнюдь не к ноосфере, и последняя остается одной из научных гипотез. «Самая суть понятия ноосферы — вера в призвание людей, которые должны изменить биосферу с помощью науки и техники» (П. Тейяр де Шарден. Цит. соч.- С. 12). Но склонность к вере выходит за пределы разума.
СОВРЕМЕННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
ВОПРОСЫ
1. Когда на Земле появился человек?
2. Каковы сходства и отличия человека от животных?
3. Чем различаются «человек умелый», «человек прямоходящий», «человек разумный»?
4. Какова концепция эволюции этносов Л.Н. Гумилева?
5. Что изучает социобиология?
6. Что говорит социобиология о генетической детерминации социального поведения человека?
7. Что такое гены эгоизма и гены альтруизма?
8. Что может сказать этология о поведении человека?
9. Что такое экология в широком смысле слова?
10. Чем социальная экология отличается от глобальной экологии и экологии человека?
11. В чем смысл концепции ноосферы?
12. Каков научный статус этой концепции?
Литература
1. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. — М., 1990.
2. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере / Русский космизм. М., 1993.
3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. — М., 1992.
4. Лоренц К. Агрессия. — М., 1994.
5. Лоренц К. Человек находит друга. — М., 1971.
6. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. — М., 1987.
Практикум к семинару
I. Ответьте на вопросы.
1. Каковы отличия человека от животных и как они повлияли на становление и развитие науки?
2. Что такое разум и речь?
3. Почему стали использовать понятия «человек умелый», «человек разумный»?
4. Что значит изготавливать орудия, трудиться?
5. Благодаря чему первобытный человек мог сосуществовать с окружающей средой?
6. Что такое этнос?
7. Кто такие пассионарии? В чем их значение в развитии этноса?
8. Какие основные этапы проходит эволюция этноса, по Гумилеву?
9. Чем различаются «человек умелый», «человек прямоходя-щий», неандерталец, «человек разумный»?
10. Какие достижения естествознания помогли обосновать концепцию ноосферы? Почему она так называется?
11. Что внесла этология в изучение человека?
12. Что внесла социобиология в изучение человека?
13. В чем разница между глобальной экологией, социальной экологией и экологией человека?