Работа над ошибками
(указывается количество ошибок)
А. Орфографические ошибки
I. Слово, в котором допущена ошибка (выписывается или слово, или предложение в сокращенном виде, если для применения правила необходим синтаксический анализ; место ошибки подчеркивается; не допускается переноса из диктанта в работу неправильного написания слов; однотипные ошибки группируются).
II. Название орфограммы.
III. Содержание правила (правило излагается лаконично, но исчерпывающе; излагается только то правило, которое применимо в данном случае; орфографическое нельзя подменять изложением условий его применения; обосновывается применение правила, т.е. производится необходимый анализ (морфологический, морфемный, словообразовательный, в определенных случаях – синтаксический, в частности, если ошибка вызвана омонимией частей речи, должны быть даны методические приемы разграничения омонимичных частей речи); указывается причина ошибки: например, неправильно определена часть речи или применено правило, относящееся к другому типу морфем и т.д.; если орфограмма не регулируется орфографическим правилом (например, непроверяемые безударные гласные корня, удвоенные согласные на стыке морфем, надо: 2) назвать орфограмму; 3) выписать словарную статью из словаря (толкового, иностранных слов или этимологического); 4) составить предложения с анализируемым словом и родственными ему, содержащими ту же орфограмму.
IV. Аналогичные примеры (не менее трех).
Б. Пунктуационные ошибки.
Ошибки, допущенные в простом предложении
I. Предложение, в котором допущена ошибка (место ошибки обязательно подчеркивается; если предложение очень длинное, при выписывании допускается его сокращение). В выписанном предложении произвести необходимый синтаксический анализ, используя принятые графические обозначения. В случае невыделения обособленных членов предложения, выраженных причастными и деепричастными оборотами, от причастия и деепричастия ставятся стрелки с вопросами к зависимым словам и таким образом определяются границы оборотов.
II. Название пунктограммы.
III. Содержание правила. Здесь же указать причину ошибки (например, неправильное установление границ причастных и деепричастных оборотов, ошибка в определении формы слова, незнание пунктуационного правила и т.д.).
IV. Аналогичные примеры (не менее двух).
Примечание. В случае постановки так называемой «лишней» запятой в простом предложении пунктограмма определяется как «Знаки препинания в простом неосложненном предложении» (п. II.), в п. I предложение выписывается без осложнения и делается разбор по членам предложения, показывающий, что нет основания для постановки запятой.
Ошибки, допущенные в сложном предложении.
Примечания.
1. Алгоритм анализа тот же, что и для простого предложения.
2. В анализируемом, а также в аналогичных предложениях должны быть выделены грамматические основы и средства связи предикативных частей. Для каждого предложения составляются схемы. Однородность придаточных должна быть доказана (используются стрелки и постановка вопросов).
3. Если ошибки допущены в сложном бессоюзном предложении на постановку двоеточия или тире, ставится стрелка с вопросом (или надписывается союз) для выявления характера отношения между предикативными частями сложного бессоюзного предложения.
4. Аналогичные предложения должны быть той же структуры, что и анализируемое предложение (с воспроизведением распространения и осложнения простых предикативных частей анализируемого предложения).
5. Нельзя группировать разнотипные пунктуационные ошибки, даже если они допущены в пределах одного предложения (в этом случае разрешается выписывать и анализировать только определенную часть сложного предложения).
Образцы работ над ошибками
Образец № 1
А. Орфографические ошибки
I. Слово, в котором допущена ошибка:
Б е чевка
II. Название орфограммы.
Непроверяемая безударная гласная корня.
III. Словарная статья (из этимологического словаря).
Бечевка. Образовано посредством суффикса –к(а) от сущ. Бечева – «веревка» неясного происхождения. Возможно, что последнее является заимствованием из тюркс. яз. (ср.: тюркс. Бек – веревка, шнур). Сомнительно объяснение сущ. Бечева как родственного сущ. бич (Даль). (Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971. – с. 45)
IV. Однокорневые слова.
Бечева, бечевка, бечевочный, бечевник.
Ерофей Кузьмич покрутил руками вокруг ноги, будто завязывая бечевку от лаптя (Бубеннов); То бурлаки идут бечевой (Некрасов).
Образец № 2
I. В и н е грет
II. Непроверяемая безударная гласная корня.
III. Словарная статья (из этимологического словаря).
Винегрет. Заимств. в 18 в. из франц.яз. Франц. vinai-grette – “соус из уксуса и масла” – суффиксальное производное от vinaigre – “уксус”, сложения vin – “вино” и aigre ”кислый”. (Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971. – с. 45)
IV. Винегрет, винегретный, винегретик.
Винегрет – главная закуска, но зато его много, целые тазы (А. Лиханов). Неплохо бы винегретику съесть.
Образец № 3
I. Кочан.
II. Непроверяемая безударная гласная корня.
III. Кочан. Общеслав. Образовано, вероятно, с помощью суффикса – анъ от коча- – “кочка”
(Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971. – с. 68)
IV. Кочан, кочанный, белокочанный, краснокочанный.
Пестрели крутые, бледно-зеленые кочаны капусты (И. Тургенев). Мы всегда выращивали краснокочанную капусту; в отличие от белокочанной, ее листья окрашены в фиолетово-красный цвет.
Образец № 4
I. Агре сс ия
II. Двойные согласные в заимствованных словах.
III. Агрессия, -и, ж. (лат. аgressio – “приступ, нападение”) Вооруженное нападение одного или нескольких государств на другие с целью захвата чужих земель и насильственного подчинения своей власти (Школьный словарь иностранных слов. – М., 1983).
IV. Агрессия, агрессивный, агрессор, агрессивность.
Агрессия фашистской Германии против СССР началась в 1941 году. НАТО ведет агрессивную политику Ваша агрессивность неуместна.
Образец № 5
I. Над (каким?) пропитанн ы м водою, еще не (каким?) растаявш и м снегом порхает белая бабочка. Многочисленные ручейки и речонки объединяются в (каком?) пенящ е м ся бешеном потоке.
II. Правописание окончаний прилагательных и причастий.
III. Прилагательные и причастия имеют окончания, аналогичные окончаниям вопросительного слова какой. Отсюда вытекает методический прием проверки орфограммы – постановка вопроса.
IV. В (каком?) приготовившемся к зимнему покою лесе было свое очарование. На (каком?) покрывающем склоны и дно долины роскошном ковре не было видно ни одного следа. Проснулся он, разбуженный странным звуком, (каким?) колебавшимся в воздухе, уже (каком?) посвежевшем от близости вечера.
Образец № 6
I. Мне кажется, что плывет по небу сказочное белое чудовище на золоче н ых распахнувшихся крыльях. Вокруг нас бежали рощи, перелески и некоше н ые луга. Потом они поплывут студе н ым Охотским морем до самой Камчатки.
II. Правописание Н, НН в отглагольных прилагательных.
III. В прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, пишется Н. Соответствующие прилагательные с приставкой НЕ пишутся также с одним Н, так как эта приставка не имеет значения сов. вида.
Прилагательные, образованные от глаголов несовершенного вида, следует отличать от омонимичных им причастий: страдательные причастия прошедшего времени несовершенного вида имеют при себе зависимые слова.
Золоче н ых образовано от глагола несовершенного вида золотить, некоше н ые – от глагола несовершенного вида косить, студе н ым – от глагола несовершенного вида студить. Зависимых слов в рассматриваемых предложениях у них нет. Следовательно, это прилагательные, а не причастия.
IV. Люблю ущелий профили точ ен ые, Гортанный клекот речек озорных, Глаза крымчанок (чем?) солнцем золоч енн ые, И руки виноградарей степных (С. Островой). Люблю я тройку удалую И свист саней на всем бегу, (как?) на славу кова нн ую сбрую И золоч ен ую дугу (А. Толстой). Топор у Савки был хороший, (кем?) дедушкой точ енн ый. Уже не такие студ ен ые, как в марте, дуют северные ветры. Вдоль улицы стояли обычные, рубл енн ые (из чего?) из лиственницы избы.
Образец № 7
I. Не шумный, но затяжной дождь.
Примечание. Слово выписывается в контексте, достаточном для применения правила.
II. Правописание НЕ с прилагательными.
III. НЕ является словообразовательной приставкой м пишется с прилагательным слитно, если противопоставляются совместимые, сосуществующие признаки: не шумный, но затяжной дождь = не шумный и затяжной дождь. Возможна замена синонимичным прилагательным без НЕ: тихий, но затяжной дождь.
IV. Не глубокий, но быстрый ручей = не глубокий и быстрый ручей или мелкий и быстрый ручей. Не высокий, но крепкий росток = не высокий и крепкий росток = низкий и крепкий росток; ср.: не глубокий, а мелкий ручей; не высокий, а низкий росток (первый из противопоставленных признаков отрицается).
Образец № 8
I. Не понятная горожанину радость.
II. Правописание НЕ с прилагательными.
III. НЕ является словообразовательной приставкой и пишется с прилагательным слитно, если зависящие от прилагательного слова не содержат отрицания и не связаны союзом НИ…НИ.
Непонятная (кому?) горожанину радость – зависимое от прилагательного слово не содержат отрицания.
IV. Не типичный (для чего?) для этого климата холод; не интересные (по чему?) по содержанию главы романа; не свойственная (кому?) ему мелочность.
Образец № 9
I. (Кому?) никому не нужные трухлявые грибы.
II. Правописание НЕ с прилагательными.
III. НЕ является отрицательной частицей и пишется с прилагательным раздельно, если в качестве зависимого слова при прилагательном выступают отрицательные местоимения или наречия.
IV. (Для кого?) ни для кого не интересные рассказы; (в какой степени?) ничуть не интересные рассказы.
Образец № 10
I. Не прекращающаясяканонада.
II. Правописание НЕ с причастиями.
III. НЕ является словообразовательной приставкой и пишется с причастием слитно, если нет противопоставлений и нет зависимых слов, ведущих к раздельному написанию НЕ с причастиями.
IV. Не заживающие раны, не написанные письма, не убранные хлеба.
Образец № 11
I. Не умеющий читать ребенок; еще не утихший ветер.
II. Правописание НЕ с причастиями.
III. НЕ является отрицательной частицей и пишется с причастием раздельно, если оно имеет зависимое слово.
Не умеющий (что делать?) читать ребенок; (до каких пор?) еще не утихший ветер.
IV. Не успевшая (что сделать?) пожелтеть хвоя; не желающий (что делать?) думать человек; (до каких пор?) еще не укатанная дорога; не спавшие (как долго?) всю ночь люди.
Образец № 12
I. (В какой мере?) совершенно не тронутый лежал снег.
II. Правописание НЕ с причастиями.
III. Наречия меры и степени, выступающие в качестве зависимых слов, ведут к слитному написанию НЕ с причастиями.
IV. (В какой мере?) почти нераспустившийся цветок, но: почти не распустившийся (до каких пор?) к полудню цветок; (в какой мере?) абсолютно невысохшая краска