На тему: «Энергосбережение в Германии»




КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Москва


Введение

 

Лет 30 назад вряд ли кто мог предположить, что экспортным хитом Германии будут технологии в области энергосбережения и оборудование для ветряных и солнечных электростанций. Экономить энергию считалось непрестижно: кому понравится в чем-то себе отказывать? Все изменилось после того, как мировые цены на нефть утратили стабильность. Германия опасалась чрезмерной зависимости от российского газа и нефти, поэтому энергосбережение стало для нее проблемой национальной безопасности. Устойчивая тенденция постоянного удорожания энергоресурсов и ограниченность их запасов обуславливают особую актуальность вопросов энергосбережения. Во всем мире им уделяется огромное внимание. Такие понятия как "экодом" и "энерго-эффективное здание" становятся уже вполне привычными.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена, тем что энергосбережение - проблема первостепенной государственной важности. Вот почему начальная инициатива должна исходить именно от государства. Богатый опыт в этой сфере накоплен сегодня в США, Германии и ряде других стран.

Глобальные изменения климата, истощение запасов ископаемых ресурсов энергии на планете заставляют цивилизованный мир обращать все большее внимание на эффективность использования имеющихся ресурсов энергии и увеличение доли возобновляемых. Без преувеличения можно сказать, что в этом смысле Германия на сегодняшний день, что называется, впереди планеты всей.

Постоянный рост цен на газ и другие энергоносители, а также зависимость Германии от стран-экспортеров, послужил поводом для нового витка дебатов о немецкой энергетической политике. Краеугольными темами дискуссии являются поддержание стабильности системы смешанного энергообеспечения, стимулирование внутригерманского производства энергии за счет использования угля и альтернативных источников энергии, а также регулирование и демонополизация немецкой газотранспортной системы.

Объект исследования - энергосбережение Германии.

Предмет исследования данной курсовой работы является энергосберегающая деятельность в целом.

Цель данной работы заключается в рассмотрении основных направлений энергосберегающей политики на примере Германии.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

рассмотреть энергетику в целом;

охарактеризовать основные направления энергосбережения;

проанализировать основные достижения Германии в этой области.

При выполнении работы использованы такие методы, как изучение, обобщение и анализ.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка используемой литературы.

 

1.
Энергетическая политика ФРГ

 

Проблема энергосбережения

 

Энергосбережение - комплекс мер (правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических), направленный на эффективное использование топливно-энергетических ресурсов, а также на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.

ФРГ занимает 5-е место в мире по объёмам суммарного энергопотребления, но не обладает достаточным количеством собственных сырьевых ресурсов и сильнее многих европейских стран зависит от импорта энергоносителей. В настоящее время эта зависимость составляет около 60% (по нефти - 97%, по газу - 81%), что значительно выше среднеевропейского уровня. Учитывая традиционно промышленный профиль германской экономики, проблема рационального использования энергии всегда достаточно остро стояла перед страной. В период с 1955 по 1973 гг. удельное потребление энергии германской промышленностью сократилось примерно на 42%. При этом на долю металлургической, химической и промышленности нерудных материалов пришлось около 75% экономии. Характерная особенность этого периода состояла в том, что достигнутые показатели энергосбережения были получены без каких-либо серьёзных мер вмешательства со стороны государства, а прежде всего за счёт внутриотраслевых и межотраслевых структурных сдвигов, происходивших естественным, рыночным путём в результате перестройки отраслевой структуры и обновления технологической базы германской промышленности. Проводившиеся тогда исследования выявили и ещё одну любопытную закономерность: не было обнаружено жесткой зависимости между величиной затрат на использование энергии в тех или иных отраслях промышленности и соответствующими показателями её экономии. В условиях относительно низких мировых цен на энергоносители, энергосбережение было не столько целью, сколько побочным продуктом структурных и технологических сдвигов.

Качественно иная ситуация сложилась после энергетического кризиса 1973 г. Резкий рост цен на нефть привёл к значительному увеличению удельного веса затрат на энергию и топливо в общей структуре издержек производства. В среднем по промышленности он вырос с 8% в 1960 г. до 13-14% в 1975 г., а на транспорте, где уровень зависимости от потребления нефти был особенно высок, аналогичный показатель увеличился в разы. Таким образом, все основные потребители энергии - промышленность, транспорт и домашние хозяйства - получили сильнейший экономический стимул к её экономии. «Нефтяной шок» стал поворотным пунктом и в государственной политике в энергетической сфере. Если раньше принципиальная позиция германского правительства состояла в том, что обеспечение энергетическим сырьём является проблемой частного капитала, за решение которой он несёт полную ответственность, то теперь официальная точка зрения на этот счёт радикально изменилась.

В правительственной энергетической программе 1974 г. прямо говорилось, что надёжность снабжения национальной экономики энергией является политической проблемой и в случае необходимости решать её следует даже вопреки краткосрочным интересам тех или иных промышленных кругов.

К разряду политических была отнесена и проблема энергосбережения. Созданная в 1974 г. авторитетная группа экспертов в своём итоговом докладе правительству констатировала, что в ряде случаев имеющиеся резервы экономии энергии «не могут быть выявлены с помощью рыночных механизмов» и поэтому «государству следует отказаться от выжидательной позиции и проводить активную политику в борьбе с расточительным использованием энергоресурсов и внедрением энергосберегающих технологий». В соответствии с рекомендациями экспертной группы в 1976 г. впервые был принят федеральный закон об экономии энергии. Он предусматривал, в частности, активное участие государства в формировании тарифов на использование энергии, регламентирование технико-экономических условий производства с помощью государственной технологической политики, прямое установление технических стандартов и норм при производстве, эксплуатации оборудования и продаже товаров, широкий набор финансовых и налоговых стимулов, способствующих росту заинтересованности производителей и потребителей в экономии энергии. При этом правительство резервировало за собой право использовать любые, в том числе административные, инструменты для достижения поставленных целей. «Вопрос о системной совместимости тех или иных методов регулирования (в сфере энергосбережения) в каждом конкретном случае следует рассматривать отдельно в общем контексте политических, экономических и социальных обстоятельств», - говорилось в официальном комментарии к Закону об экономии энергии.

С момента описываемых событий прошло более тридцати лет, но взятый тогда курс на энергосбережение превратился в долгосрочную стратегическую линию энергетической политики ФРГ и вплоть до сегодняшнего дня является одним из важнейших направлений государственной активности в этой сфере.

За последние 15 лет энергоёмкость единицы условного ВВП уменьшилась в ФРГ на 22%, и по этому показателю Германия входит в число мировых лидеров. Однако рост цен на энергоносители и повышенные обязательства по сокращению вредных выбросов в атмосферу, взятые на себя ФРГ в рамках Киотского протокола, заставляют германское правительство предпринимать дополнительные усилия на этом направлении.

В нынешней ситуации неопределённости относительно будущей структуры энергобаланса страны принципиальное согласие существует лишь по одному вопросу: Германия должна расходовать энергию предельно экономно. Эта установка была зафиксирована в трёх правительственных постановлениях 2002г. о рациональном использовании энергии в промышленности, на транспорте и в жилищном секторе. ФРГ стала также одним из инициаторов Плана действий ЕС по энергоэффективности, предусматривающего к 2020 г. сбережение 20% энергии. Это равносильно экономии 390 млн т. топлива в нефтяном эквиваленте, 100 млрд евро импорта энергоносителей, сокращению выброса CO2 в атмосферу на 780 млн т. Конкретно намечено 75 направлений экономии, которые должны реализовываться как через директивные показатели (например, стандарты теплоизоляции зданий), так и через добровольные акции и договорённости (маркировка товаров по энергоёмкости, сертификация и т.д.). Для строительного сектора норма экономии определена в 27-30%, транспорта - 26%, в быту выделено 14 категорий товаров (отопительные приборы, компьютеры, ксероксы, телевизоры, электромоторы, холодильники, стиральные машины и т.д.), для которых с 2008 г. установлены стандарты энергоёмкости.

Главным координатором многочисленных программ и проектов в сфере энергосбережения стало созданное в 2000 г. Немецкое энергетическое агентство (DENA). Его учредителем является федеральное правительство в лице Министерства экономики, Министерства транспорта, строительства и жилищного хозяйства и Министерства охраны окружающей среды. Вторым учредителем является банковская группа KfW. Будучи по своему юридическому статусу обществом с ограниченной ответственностью, DENA до половины расходов, связанных со своей деятельностью, финансирует из частных источников.

В сферу компетенции DENA входят: энергосбережение в жилищном секторе, эффективность потребления электроэнергии, энергоэффективность и экология на транспорте, возобновляемые источники энергии. DENA не финансирует конкретные проекты, а концентрируется на внедрении инструментов и методов повышения энергоэффективности, применимых в различных отраслях и на рынке в целом. Примером такой деятельности может служить разработка образца единого федерального энергетического паспорта зданий, который содержит энергетические характеристики строения - его отопления, теплоизоляции окон, энергопотребления в целом. По новым правилам без такого сертификата здание теперь не может быть ни введено в строй, ни выставлено на продажу. В условиях, когда именно жилищный сектор и домашние хозяйства, а не промышленность, стали главными потребителями энергии, подобная процедура предъявляет повышенные требования к участникам рынка недвижимости с точки зрения обеспечения энергоэффективности жилых строений.

Основные инструменты и методы осуществления государственной политики ФРГ в области энергосбережения включают в себя:

развитие частно-государственного партнёрства в рамках реализации энергосберегающих проектов в промышленности, на транспорте и в жилищном секторе;

установление стандартов энергоэффективности для оборудования, товаров и зданий;

обеспечение финансирования пилотных проектов и программ энергосбережения, в первую очередь на объектах ЖКХ и социальной сферы;

сокращение потребления энергии на объектах, находящихся в федеральной, земельной и коммунальной собственности;

проведение соответствующей налоговой политики, нацеленной на стимулирование снижения потребления энергии и топлива.

В целом надо сказать, что для проведения эффективной политики в области энергосбережения в ФРГ сегодня создана широкая и детализированная правовая база; дееспособный механизм её реализации в форме целевых программ, стимулирующих экономию энергоресурсов и развитие эффективного энергоменеджмента; чёткое разграничение компетенции государственных и регулирующих органов.

1.1. Потребление энергии

· Германия - один из самых крупных потребителей электроэнергии, занимающий по этому показателю пятое место в мировом рейтинге. Кроме того, эта страна - третий в мире потребитель натурального газа и четвертый - угольного топлива.

· Более половины от общего объема в структуре всех направлений энергетики Германии занимают нефтепродукты (34,6%) и газ (21,7%). В том, что касается нефти, то из собственных разведанных ее запасов Германия может покрыть лишь 4% от необходимого для нормального функционирования экономики страны объема.

· Основной источник добычи нефти в Германии - нефтяное поле на западном побережье земли Шлезвиг-Гольштейн на севере страны. Годовой объем добычи германской нефти равен 24 млн. баррелей, что примерно соответствует тому количеству, которое вырабатывает крупнейшее месторождение Саудовской Аравии всего за одну неделю. Поэтому Германия - страна, практически полностью зависимая от нефтяного импорта, который она получает в основном из России и Норвегии.

· Газовые потребности Германии покрываются за счет внутренней добычи на 15%, оставшуюся часть этого вида топлива ФРГ также вынуждена импортировать: 37% потребляемого в стране газа обеспечивается его поставками из России, 26% приходится на Норвегию, остальная часть покупается в Голландии (18%), Дании и Великобритании (4%). Сейчас российский газ поставляется в Германию транзитом через Украину, а также через газопровод Ямал-Европа, проложенный через Белоруссию и Польшу. Но совместный российско-европейский проект газопровода «Северный поток», в разработке которого принимают самое активное участие германские компании «под руководством» экс-канцлера ФРГ, а ныне председателя комитета акционеров Северо-Европейского газопровода Герхарда Шредера, намерен начиная с 2011 года существенно видоизменить не только газовую, но и энергетическую карту как Германии, так и всего европейского континента. Нет никаких сомнений в том, что с пуском «Северного потока», прокладываемого между Выборгом и германским Грайфсвальдом, в структуре газового импорта в Германию резко увеличится удельный вес российских поставок. Мощность этого проложенного по дну Балтийского моря газопровода составит предположительно 55 млрд. кубометров газа в год, то есть почти вдвое больше, чем сегодня обеспечивает Ямал-Европа.

· Если кроме нефтегазовой составляющей германской энергетики вспомнить о том, что 42% вырабатываемой в стране электроэнергии имеет своим источником бурый и черный уголь, то становится понятным, какую важность для нормального экономического функционирования Германии имеют те виды топлива, которые принято считать традиционными. Сейчас на повестке дня правительства Германии в энергетической сфере стоит задача сделать Германию первой страной в мире, которая к 2050 году полностью перейдет на энергию, получаемую из экологически чистых источников. С технической и экономической точек зрения, как утверждают специалисты федерального Агентства по охране окружающей среды, этот план выполним даже на базе уже имеющихся технологий. Попутно решаемая задача - уменьшение выбросов в атмосферу углекислого газа на 80-85%, так как перевод энергетики на возобновляемые и экологически чистые источники энергии позволит избавиться от выбросов электростанций, работающих на угле и природном газе.

· Программа модернизации энергетической отрасли Германии, предусматривающая, что доля возобновляемых источников энергии, в том числе биогаза, геотермальных, гидроэлектрических, ветровых и солнечных источников, к 2020 году должна составить 47% от ее общей выработки, уже работает.

· Чтобы сдержать темпы глобального потепления и не допустить резких изменений климата, промышленные страны, по оценкам экспертов, должны на 95 процентов сократить объемы выбросов в атмосферу парниковых газов. В Германии 40 процентов выбросов CO2 приходится на производство электроэнергии. По словам председателя Экспертного совета по экологии Мартина Фаульштиха (Martin Faulstich), добиться стопроцентного перехода на возобновляемые источники энергии, то есть отказа от АЭС, нефти, газа и угля к 2050 году - можно. По его словам, этот план является осуществимым с финансовой точки зрения, а в долгосрочной перспективе - такая стратегия представляется экономически более выгодной.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: