Классификация разновидностей тахилалии




Патологически ускоренный темп нередко сочетается с дру­гими нарушениями речи лексико-грамматического и фоне­тического характера. Для обозначения таких комбинозов к концу XIX столетия было предложено большое количество терминов: battarismus poltern, angophasia, paraphasia, glottering, tumultus sermonis, brudeln, balbutiement, praeceps, tachiphemia и др.

В отечественной литературе для обобщенного обозначе­ния таких речевых нарушений иногда используется термин спотыкание. Это неправомерно, так как спотыкание опре­деляет только необоснованные остановки, паузы, запинки, а в данном случае в основе речевых нарушений лежат преж­де всего аграмматизмы на фоне патологически ускоренной речи.

Баттаризм (парафазия) — неправильное формирование фразы как следствие особого нарушения речевого внима­ния, тяжелых расстройств темпа речи. Часто сочетается с другими нарушениями речи.

В качестве причин и механизмов возникновения можно рассматривать соматические, психогенные факторы и привычку. Неврологические исследования указывают на изменения в физиологии и анатомии мозга, которые или свидетельствуют о пренатальных нарушениях, или они унаследованы как конституциональная особенность.

А. Либманн (1900) считал, что парафазия появляется в результате преимущественно моторных или преимуществен­но сенсорных расстройств внимания, сходных с его нару­шениями при соответствующих формах афазии. По мнению М. Надолечны, торопливость в речи обусловлена несоответ­ствием между желанием говорить и речемоторной возмож­ностью. Эта речевая атаксия свойственна лицам с поспешным и беспокойным характером, с недостаточно,четкой па­мятью словесных норм и расстройством внимания. Центр тяжести все-таки падает на чисто моторно-артикуляцион-ную трудность слова, причем последующее слово вклинива­ется в предыдущее, а концентрация внимания децентрали­зуется. М. Зееман предполагает причину нарушения в стриопаллидарной системе. Кроме того, он указывает на органические изменения в мозгу и на связь ускоренной речи с эпилепсией.

Из психических факторов следует назвать недостаточ­ную концентрацию внимания, несоответствие темпа мыш­ления и речи.

Механизм баттаризма с анатомо-физиологических по­зиций также можно объяснить преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения вследствие ано­малий центральной нервной системы. М. Надолечны опре­деляет его как парартрию и считает, что данное нарушение выражается в проглатывании и перестановке слогов и слов, в остановках в речи. Э. Фрешельс объясняет парафразию с позиций механизма правильной речи. В норме благодаря вниманию процесс течения мысли направляется в соот­ветствии с моторной гибкостью речи. Этим достигается из­вестная отрегулированность психомоторных процессов. Данный механизм нарушается при быстром течении мысли. Последующее понятие нередко превосходит силу пре­дыдущего до того, как оно будет произнесено, и само преждевременно вклинивается в речь. Получается картина парафазии. По мнению Ю.А. Флоренской, нарушается ре­гулирующая функция речевого внимания. Вследствие это­го не происходит самопроизвольной перестройки его по ходу речевого потока. Теряется концентрация внимания в логически важных частях речевого потока, и потому речь становится спотыкающейся, неряшливой, хаотичной, она содержит повторения, пропуски, смешения, недоговаривания, включения во фразу неадекватного по смыслу речево­го материала и т.д.

С лингвистической точки зрения парафазию можно рассматривать как синтаксическое расстройство (А. Гутц-ман, 1885; X. Пик, 1913). Недоговаривание, пропуски, смазанность речи А. Гутцман относит за счет дискоординации между скоростью течения мысли и речемоторной функци­ей. В этом речевом нарушении он видит не столько рас­стройство темпа, сколько расстройство синтаксического по­рядка, которое выражается в нарушении правильного распорядка слов при развертывании фразы. Ведущее значе­ние в речи X. Пик придавал слову. Сочетание слов пред­ставляет определенную фразу в процессе речи. При нару­шениях речи именно эта фаза может страдать. Расстройство правильного словесного оформления мысли приводит к осо­бым аграмматизмам, которые представляют неправильное речевое построение в структуре предложения. Приближе­ние парафазии к своеобразным формам синтаксических аг-рамматизмов или к расстройствам речи органического по­рядка приводит к необходимости выделения основных и вторичных нарушений в структуре дефекта.

Ю.А. Флоренская считала, что механизмы парафазии и афазии одинаковы. Основное расстройство при афазии и па­рафазии связано с затруднением произвольного нахождения слов и выражается как нарушение правильного течения синтаксических рядов речи, рыхлость предложения, непро­извольная вставка в речь добавочных элементов, наруше­ние буквенного состава слова, наличие литеральных пара­фазии.

Полтерн (спотыкание) — патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожно­го характера (запинками, спотыканием, необоснованны­ми паузами). Характеризуется нарушением общей и рече­вой моторики. Часто сочетается с другими нарушениями речи.

Начиная с работ Аристотеля полтерн рассматривается в группе различных расстройств органического и функцио­нального происхождения. С конца XIX в. оно выделено как самостоятельное речевое нарушение. Экспериментальные исследования направлены на отграничение спотыкания прежде всего от заикания. А. Куссмауль (1879) выделил дислогические расстройства речи, или дизфразии, обуслов­ленные нарушением содержательной стороны речи, и спаз­матические лалоневрозы, к которым отнес заикание как просто артикуляторное расстройство речи. Он первым ука­зал на возможность смешения спотыкания с заиканием и < предложил способ различения этих расстройств: привле­чение внимания к речи у заикающихся усиливает судорож-ность, у лица со спотыканием — улучшает речь; заикаю­щиеся в домашних условиях говорят лучше, а люди со спотыканием — хуже.

Анализ признаков полтерна и заикания показывает, что в первом случае люди обычно не осознают своего недостат­ка, в то время как заикающиеся от него страдают. При со­средоточенном внимании речь при полтерне и парафазии j улучшается, а при заикании — ухудшается. В присутствии некоторых людей или в ответственной обстановке дети с парафразией и пол терн говорят лучше, заикающиеся — хуже. Во время непринужденного разговора симптомы пол-терн и парафазии усиливаются, симптомы заикания умень­шаются.

В 30-50-х годах XX столетия были проведены электро­энцефалографические исследования, подтверждающие раз­личия между заиканием и спотыканием.

Французские исследования Pichon и Borel-Maisonny (1964) вычленяют нарушение речи, которое они называют бормотанием (bredouillment). Авторы подчеркивают, что
бормотание отличается от спотыкания тем, что оно касается расстройства темпа и ритма только внешней стороны речи, а при спотыкании одновременно страдает внешняя и внутренняя речь. В настоящее время признана классификация D. Weiss (1964), который различает две формы: чистые формы спотыкания и спотыкание-синдром.

Чистые формы спотыкания обусловлены врожденными конституциональными аномалиями развития. Речь при спотыкании носит поверхностный и одновременно абстрак­тный характер и является рубленой, нечеткой по смыслу высказывания и способу артикулирования. В ней проявля­ются элементы аграмматизма и нарушений синтаксиса (про­валы, повторения, телескопирование, вставки, нарушения согласования и управления слов во фразе), которые отра­жают внутренний беспорядок мышления. Речь недостаточ­но выразительна из-за быстроты, аритмии, захлебываний.

D. Weiss чистые формы спотыкания делит на следующие группы:

Первая группа — с моторными расстройствами; основ­ными симптомами нарушения являются ускоренная речь и отклонения в артикулировании звуков речи.

Вторая группа — с сенсорными расстройствами; в кли­нике спотыкания преобладает трудность нахождения необ­ходимых слов, имеются нарушения слухового внимания.

Третья группа — с общей трудностью формулирования речи несмотря на достаточный запас слов.

Четвертая группа — со спотыканием, при котором речь пресекается растягиванием отдельных гласных (а-а, э-э) или вставлением восклицаний, отражающих постоянные труд­ности в выборе слов или общих формулировок речи.

Полтерн наблюдается при хорее, псевдобульбарном па­раличе, дистрофирующих органических заболеваниях го­ловного мозга, а также при психопатии, психических забо­леваниях, олигофрении.

По мнению B.C. Кочергиной, спотыкание отличается большой распространенностью. По данным К.П. Беккера (1981), среди учащихся 7-8 лет массовой школы — 1,8% детей, а в классах для заикающихся — 11,5% детей имеют полтерн. Симптомы полтерн позволяют отличать его от нор­мальной речи, а также от речи заикающихся.

Речевые и неречевые нарушения при баттаризме (парафазии) и полтерн (спотыкании)

Речевые нарушения касаются внешней, внутренней и письменной речи. Для устной речи людей с этими расстрой­ствами характерны поспешность, малая понятность, рас­стройства в образовании отдельных звуков, пропуски, пе­рестановки, изменения звуков, слогов, выпадения и изменения слов и целых фраз. Выпадение предложений про­является при пересказе прочитанного. Предложения корот­кие, мало связанные между собой, детали отсутствуют. По спешность в речи приводит к спотыканию: человеке не сразу произносит звук, беззвучно движутся губы и язык, напоми­ная хореотические, или судорогоподобные движения. Име­ются расстройства дыхания, голоса, дикции. Отсутствует звонкость, часты симптомы перенапряжения голоса, иног­да имеются монотонность и носовой оттенок. Расстройства голоса могут быть вызваны недостаточностью расслабления фарингса и голосового аппарата.

Люди с баттаризмом и полтерн читают так же, как и гово­рят: длинные фразы предпочитают членить на короткие. В свя­зи с этим они часто теряют основную нить читаемого, не могут запомнить содержание. В процессе письма наблюдаются оста­новки движущейся руки, пропуски, перестановки, замены, неправильное написание букв, слогов, слов и целых фраз.

При этих расстройствах нарушены все стороны речевой деятельности: импрессивная и экспрессивная речь, просоди­ка (ритм, темп речи, интонационная выразительность, па-узация, логические ударения, музыкальность речи и т.п.); голос (монотонный, слабый, форсированный, с носовым от­тенком), речевое дыхание, речевая моторика; лексико-грамматический строй речи, синтаксис, семантика; наблю­даются постоянные трудности в выборе слов, в общих формулировках и в выражении своих мыслей.

Неречевая симптоматика выражается в расстройствах общей моторики, внимания, мышления, поведения. В об­щей моторике у людей с баттаризмом и полтерн отмечается стремительность, разбросанность движений, быстрая ходь­ба, резкие повороты. Речь сопровождается быстрыми, час­то беспорядочными движениями лица (гримасами), рук и всего тела. Внимание неустойчивое. Они не умеют слушать других. Плохое слуховое внимание. В силу этого они плохо улавливают и запоминают, как говорят окружающие. Мыш­ление страдает разбросанностью, недостаточной логичнос­тью, своего дефекта не замечают, контактны и способны к самоутверждению. Это служит причиной того, что такие люди только в отдельных случаях обращаются за помощью. Но, хотя сами они недостаточно осознают свой дефект, их словесная коммуникация ограничена в силу неразборчиво­сти речи и беспокойного поведения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: