Методика проведения диспута и дискуссии




Дискуссионные формы

Особенностью форм и методов работы, направленных на развитие критико-аналитической активности читателей, является то, что они рассчитаны на вовлечение самих читателей в дискуссию по актуаль­ным проблемам, в обмен мнениями о книгах и других изданиях. Это характерно для так называемых дискуссионных форм массовой работы обсуждения книг, диспутов, вечеров вопросов и отве­тов, комментированных чтений, просмотров и прослушиваний аудио­визуальных материалов и др.

Формы критико-аналитической направленности могут обеспечить всесторонний и глубокий анализ произведений печати или отдельных проблем, изложен­ных в них. Заинтересованное отношение читателей к рассматриваемым на мероприятии книгам обеспечивается обязательным предварительным оз­накомлением их с этими книгами и с литературой, посвященной им. В основе способов, входящих в эту группу, критический, творческий подход к диало­гу библиотекаря и участников дискуссии, участников дискуссии между со­бой. В результате обмена мнениями, направляемого ведущим, вырабатыва­ется определенное общественное мнение о произведении и его ценности.

Обсуждения книг, журнальных публикаций и газетных статей практикуются в литературных кружках, в клубах по интересам, в производственных и учебных коллективах (бригада, класс, студенческая группа). Они проводятся в виде бесед в литера­турных гостиных, при презентациях (премьерах) книг, а также после громких чтений. Чем больше знакомы участники обсужде­ния, тем непринужденней обстановка и больше шансов на то, что оно пройдет интересно (2).

Обсуждение книгспособствует возбуждению читательской активно­сти, выработке умений и навыков критического мышления, самостоятель­ной работы над книгой, формированию эстетических взглядов и вкусов. Чтобы обсуждение было принципиальным и активным, требуется серьез­ная и длительная подготовка. Одним из решающих условий, обеспечиваю­щих живой, полезный обмен мнениями о книгах, является правильный выбор произведения. Если большинство считает произведение хорошим или плохим и это так, то вряд ли целесообразно проводить обсуждение. Если же мнения разделились или достойное произведение не встречает понимания, а плохое хвалят, то тогда, видимо, проведение обсуждения оправдано.

После выбора произведения (одного или нескольких) составляется план подготовки обсуждения. Самое главное при этом — учесть возмож­ности индивидуального подхода к будущим участникам обсуждения, ока­зания им необходимой консультационной помощи, подбора литературы и др. При разработке программы обсуждения надо иметь в виду, что главное место в нем должны занимать выступления читателей.

Обсуждение открывается кратким (5-10 мин.) вступительным сло­вом ведущего, которое должно быть как можно более живым и интерес­ным, дать общее направление выступлениям, но ни в коей мере не предвос­хищать мнений читателей о книге. Больше времени следует отвести для заключительного слова, в котором подытоживаются выступления, на их основе дается оценка произведения и поправляются, если это необходимо, неверные высказывания читателей.

Материалы обсуждения — отзывы читателей, протокол или стено­грамма, план подготовки, представляющие большой интерес, собираются и хранятся в библиотеке. Копии протоколов и отзывы направляются авто­рам и издательствам (14).

 

Наиболее сложная форма обсуждения - читательская конферен­ция, предусматривающая обмен мнениями о книгах в широкой чита­тельской аудитории.

Читательские конференции относятся к активным методам массовой работы, которые предполагают участие читателей. Весь процесс проведения конференции зависит не только от их присутствия, но и от желания высказать свою точку зрения, услышать отзывы других читателей, поспорить, отстаивая свое мнение, или согласиться с мнением оппонентов. Читательские конференции дискуссионны. В их основе лежит обсуждение прочитанного.

Свободный обмен взглядами — основа читательских конференций.

Читательские конференции могут быть разных видов. По содержанию они могут делиться на конференции по произведениям художественной и специальной литературы. Обсуждения профессиональной, научной литературы организуются в трудовых коллективах, на предприятиях, в научных коллективах. Зачастую они являются формой повышения квалификации специалистов, когда на обсуждение выносятся новая монография, учебник (в среде педагогов), ряд публикаций, освещающих актуальные проблемы, дискуссионные вопросы. Обсуждения проводятся на кафедрах в учебных заведениях, в рамках методических и методологических семинаров и т. д. Организация таких конференций характерна для научных библиотек. Масштабы дискуссии могут быть разными — на уровне кафедры, факультета, всего вуза.

Чаще всего читательские конференции посвящены обсуждению художественной литературы. Они проводятся по одному произведению; по ряду произведений, объединенных одной темой (тематические); по творчеству отдельных авторов. Примером последних являются конференции по творчеству В. Астафьева, В. Распутина, Ч. Айтматова и др. Тематические читательские конференции организуются по теме Великой Отечественной войны. Относительно редко проводятся жанровые конференции.

Следующий вид читательских конференций — конференции с привлечением автора. Они достаточно специфичны и пользуются большой популярностью среди читателей, для которых привлекательным моментом является встреча с «живым» писателем. Поэтому библиотекари зачастую не прилагают усилий для их подготовки. Интересным видом читательских конференций являются литературные суды.

Одним из видов читательских конференций является читательско-зрительская. Такие конференции вошли в практику в 1970-е годы, в период, когда на телевидении и в кино появилось большое количество экранизаций произведений художественной литературы. Библиотековеды изучали новый для того времени феномен — читательско-зрительский интерес, возникающий под влиянием кино- и телеэкранизаций. Это было относительно новым явлением и вызывало повышенное внимание. В основе таких конференций лежит как читательский, так и зрительский интерес. Библиотекари, проводившие их, должны были не только хорошо разбираться в проблемах литературы, литературоведении, но и знать специфику кино, особенности экранизации произведений, уметь пропагандировать издания по киноискусству. На таких конференциях ставились вопросы, касающиеся выраженной в фильме авторской позиции, трактовки режиссером идеи произведения, полноты раскрытия основных образов, изучались мнения читателей о качестве экранизации, работе режиссера, оператора, художника, композитора, актеров и т. д.

Еще один вид читательских конференций вошел в арсенал библиотек в те же годы — заочные читательские конференции. Основная их особенность заключается в том, что они проходили не в режиме реального обсуждения, а через средства массовой информации: чаще всего газеты, иногда радио, редко — телевидение. К достоинствам таких конференций можно отнести более широкий охват аудитории, возможность участвовать независимо от местонахождения, в любое время ознакомиться с высказываниями других читателей в удобное время и в удобном месте. Особо надо отметить всесоюзные читательские конференции. Они проводились на страницах одной из самых популярных газет — «Комсомольской правды», приурочивались к знаменательным политическим датам и были важными общественно-политическими акциями, вкладом данной газеты во всесоюзное празднование конкретного события. Можно вспомнить конференции «Дорогой отцов», «Рабочий класс в художественной литературе» и т. д. Начиналась конференция со вступительной редакционной статьи, где обосновывались ее цель, задачи, определялся список обсуждаемой литературы, а читатели приглашались к участию — написанию отзывов в газету, лучшие из которых публиковались. В рамках такой всесоюзной акции многие библиотеки на местах проводили реальные читательские конференции, о результатах которых сообщали в редакцию.

Как видим, читательские конференции имеют достаточно богатую историю. В современный период мы наблюдаем спад интереса как; читателей, так и библиотекарей к этому методу массовой работы. Во многом это обусловлено, к сожалению, всеобщим падением интереса к чтению, особенно художественной литературы, а также современным состоянием литературного процесса. Он перестал быть значимым в общественной жизни, а быть начитанным перестало быть столь престижным. Поменялись социальные ценности, изменились культурные ориентиры. Остается только надеяться на возрождение отечественной : литературы и в качестве отклика — на появление талантливого читателя, которому не только интересен процесс чтения, но и хочется обсудитьпрочитанное в среде единомышленников.

Рассмотрим этапы подготовки и проведения читательских конференций. Первый этап - выбор книги. Не каждая, даже хорошая книга, может стать объектом читательской конференции, а только та, которая отвечает следующим требованиям: она проблемна, дискуссионна, вызывает споры, неоднозначную оценку критиков и читателей. Кроме того, библиотекари стоят на позиции пропаганды лучшей литературы. От этого этапа в значительной мере зависит успех мероприятия.

Во многих библиотеках проходили читательские конференции по про­изведениям В. Тендрякова. Его небольшие повести «60 свечей», «Ночь после выпуска» и другие были проблемными, спорными и прекрасно соот­ветствовали всем требованиям. Все произведения Ч. Айтматова, почти одновременно появившиеся роман В. Астафьева «Печальный детектив» и по­весть В. Распутина «Пожар» также были высокохудожественными и дис­куссионными.

Второй этапопределение читательского назначения, выбор аудитории, в которой будет проходить конференция. Сказанное соответствует принципу дифференцированного подхода. Рекомендуется проводить читательские конференции в однородной аудитории. Это во многом обусловлено тем, что в таком случае читатели чувствуют себя более свободно, раскованно, охотнее высказывают свое мнение. Процесс общения в такой аудитории происходит более плодотворно.

Третий этап подготовки читательской конференции можно назвать этапом «паблик рилейшнз». Библиотекарь решает, кого привлечь к ее проведению. Это могут быть литературоведы, преподаватели литературы, школа и конкретные классы, среди которых будет проводиться конференция, классный руководитель, представители средств массовой информации, редакций местных газет, радио, телевидения, профессиональные писатели и др. Образуется группа (комиссия) по подготовке конференции под руководством библиотеки. Для каждого определяется участок работы. Например, представители СМИ публикуют рекламу конференции, освещают ее ход, рассказывают об итогах, осуществляют прямую трансляцию или показ фрагментов. Педагоги помогают организовать аудиторию, литераторы и литературоведы принимают участие в составлении вопросов. Разрабатывается стратегия рекламной кампании.

Четвертый этапрекомендация произведения или произведений, литературы о них и о творчестве автора. Подбираются рецензии, литературно-критические работы о творческом пути писателя, материалы о его биографии и т. д. Библиотеки, как правило, добиваются, чтобы как можно большее количество читателей прочитало произведение, по которому проводится конференция.

Важным элементом проведения этого этапа является пропаганда творчества автора, всех его произведений. Как правило, библиотекари собирают информацию о биографии писателя, составляют список его работ, литературы о нем. Информация может быть представлена в традиционной форме — «Уголка читателя» — или с использованием современных технологий: составляется листовка, которая служит одновременно приглашением, пропагандой и рекламой читательской конференции.

На этом же этапе оформляются библиотечные выставки. Они организуются в разных отделах библиотеки и могут быть посвящены как творчеству автора, так и темам, связанным с его судьбой.

Пятый этапразработка вопросов к читательской конференции. Одновременно с созданием рекламы конференции библиотека готовит вопросы для обсуждения. Это один из наиболее сложных, интеллектуальных этапов. Он требует хороших литературоведческих знаний, творческого подхода. К нему необходимо привлекать профессиональных литературоведов. Ни в коем случае нельзя предлагать вопросы, которые ассоциируются учитателей с уроками литературы: носящие как бы проверочный характер.

Постановка вопроса — сложный творческий процесс, требующий хорошего знания литературы, умения видеть и формулировать проблемы. Примеры таких вопросов: «В чем смысл заглавия «Плаха»?», «Для чего понадобилось Ч. Айтматову вводить в роман волчью стаю?», «Образ Иисуса Христа в романе — подражание М. Булгакову или Ч. Айтматов вкладывает в это другой смысл?». Очень важно высветить позицию автора. Это помогает глубже понять произведение, отношение автора к отдельным героям (кому он сочувствует, кого осуждает, на чьей он стороне). Следующий прием при составлении вопросов — освещение художественных особенностей произведения. Сказанное не значит, что совокупность вопросов, вынесенных на обсуждение, является жестким планом, но они должны помочь организовать весь ход дискуссии, помочь осветить важнейшие стороны произведения.

Шестой этап — подготовка аудитории к мероприятию. Необходимо организовать ее таким образом, чтобы создать у читателей атмосферу непринужденного общения.

Оформление аудитории должно настраивать читателей на конструктивное общение, создавать установку на разговор об авторе и его произведении. Уместны портрет автора, выставка его произведений, литературы о нем. Если есть возможность, в оформлении можно задействовать фотографии, репродукции, которые соответствуют теме.

Успех читательской конференции во многом зависит от ведущего. К этому человеку предъявляются определенные требования. Прежде всего ему необходима профессиональная и литературная компетентность. Он должен быть образован, начитан, обладать хорошим литературно-художественным вкусом, хорошо знать и любить творчество автора, хорошо разбираться в современном литературном процессе. Второе качество — коммуникабельность. Ведущий обязан обладать умениями и навыками общения, вызывать симпатию, уметь располагать к себе читателей, вести дискуссию, вызывать на разговор, инициировать откровенное высказывание мнений. Важное качество — отсутствие авторитарности. Нужно с уважением относиться к любому высказанному мнению, ни в коем случае не «выставлять оценки» за выступления (один сказал правильно, другой — неправильно и т. д.). Каждый читатель имеет право быть выслушанным и высказать любое мнение.

Следующее требование, предъявляемое к ведущему, — наличие элементов харизмы, умение вызывать симпатии, способность нравиться многим. Читатели должны находиться под обаянием личности ведущего, стремиться завоевать его симпатии. Необходимо остановиться на проблеме культуры речи. Следует продумать употребление неологизмов, сленга. Совершенно недопустимо употребление неформальной лексики.

Седьмой этапфиксация читательской конференции. В традициях библиотек — вести запись проводимых конференций. Когда-то это был протокол читательской конференции, в котором отражались самые интересные выступления. В настоящее время библиотеки записывают ход конференции на аудио- или видеомагнитофон. В первые годы ведение записи смущало читателей, а сейчас, наоборот, может служить стимулом для выступления. Приглашение на конференцию средств массовой информации также стимулирует аудиторию, вызывает у людей желание появиться в СМИ. Библиотеки создают у себя фонды видео- и аудиозаписей массовых мероприятий. Это позволяет выявить и учесть ошибки в их проведении, сохранить живую историю библиотеки.

После проведения читательской конференции начинается посткоммуникативная стадия. Она заключается в распространении итогов кон­ференции и служит своеобразной ее рекламой. Как правило, оформля­ются стенгазета, плакат с фотографиями выступавших, с цитатами из их высказываний. Это повышает престиж читательской конференции и выступавших на ней лиц. В прошлые годы библиотекари практиковали установление контакта с автором, присылая ему своеобразный отчет о конференции.

В настоящее время читательские конференции проводятся редко. Причины этого были указаны выше. В несколько сокращенном виде эта форма применяется в клубах по интересам, в циклах литературных мероприятий. Читательские конференции способствуют углубленному восприятию произведений, выработке у читателя собственного мнения, умения его сформулировать, что является одним из критериев оценки качества (11).

 

К читательским конференциям близко по своей дискуссионной, критико-аналитической направленности подходят диспуты и дискуссии.

Диспут – публичный спор оппонентов со взаимоисключающими точками зрения.

Задача диспута: разрешить возникшую конфликтно-познавательную ситуацию, отстоять, утвердить истину – объективную точку зрения.

Диспуты способствуют формированию верных убеждений, повышению общей и речевой культуры, выработке в процессе полемики убедительных аргументов и доводов.

Дискуссия – публичный спор единомышленников, точки зрения которых сталкиваются в поисках наиболее оптимальных путей и средств решения проблемы; сопоставление мнений в коллективном поиске.

Задачи библиотеки в проведении диспутов и дискуссий:

· дать слушателям знания по теме, сформировать правильное отношение к поставленным проблемам, способствовать возникновению познавательной активности слушателей и развитию их социальной активности в целом;

· выявить индивидуальные мнения, скорректировать ошибочные, углубить знания по проблеме и сформировать правильное отношение к ней, стимулировать познавательную и социальную активность в целом;

· разрешить возникшую конфликтную ситуацию и утвердить истину; научить аудиторию отстаивать свои взгляды, реализовать познавательную активность слушателей;

· организовать глубокое и всестороннее коллективное обсуждение проблемы с целью поиска оптимальных путей решения, стимулировать развитие творческих способностей слушателей.

 

Запросы аудитории, принимающей участие в диспуте и дискуссии:

· желание получить объяснение по интересующей проблеме;

· желание удовлетворить познавательный интерес к проблеме и высказать собственное суждение;

· стремление утвердиться во мнении по спорному процессу, отстоять свою позицию;

· стремление узнать разные точки зрения на проблему в целом или на отдельные ее аспекты, возможность для выражения собственной точки зрения или поддержки какого-либо мнения.

 

При проведении диспутов и дискуссий могут быть использованы различные методы изложения материала: информационно-проблемный, информационно-дискуссионный, полемический, дискуссионно-поисковый.

 

Методика проведения диспута и дискуссии

1. Выбор темы

Различия между диспутом и дискуссией начинаются с выбора темы для обсуждения.

Тема диспута может быть правильно сформулирована только в том случае, если она отражает подлинный, а не мнимый конфликт, столкновение взглядов, точек зрения. Не всегда конфликт лежит на поверхности, иногда он протекает скрыто. Задача ведущего – выявить его вовремя.

Тема диспута четко ограничена одним аспектом, в самой формулировке ее заложена альтернатива (или-или). Вопросы, поднимаемые в диспуте, требуют немедленного разрешения, точного ответа.

Тема дискуссии многоаспектна, малоисследованна, затрагивает общественно значимые, но не выясненные, не решенные проблемы. Главные вопросы дискуссии: почему возникли эти проблемы и каким образом их устранить. Участники дискуссии будут сообща намечать подход к раскрытию проблемы, взаимно дополняя друг друга. Диспуты и дискуссии могут возникнуть в процессе обсуждения полемических материалов, публикуемых на страницах журналов и газет.

Поводом к диспуту могут стать книги, фильмы, которые вызывают противоречивые оценки, порой взаимоисключающие друг друга.

Если книга или статья, а также фильм не вызывают резких возражений, а ставят ряд исследовательских проблем их обсуждение может проходить в форме дискуссии.

Примерные темы диспутов и дискуссий:

Диспуты Дискуссии
Где вы, рыцари ХХI века? Как вырастить настоящих мужчин?
Нужна ли семья современному человеку? Современная семья? Какой ей быть?
Возможно ли счастье без семьи? Семейное счастье? В чем его секрет?
Нужен ли лидер в семья современному человеку? Чтобы царил в семье дух уважения!

 

1. Разработка вопросов обсуждения

Основной вопрос диспута или дискуссии чаще всего сформулирован уже самой темой. Но для более последовательного его рассмотрения выдвигается еще 3-4 вопроса, тесно связанных друг с другом, представляющих собой своеобразный фон спора.

 

Примерные вопросы к диспуту и дискуссии:

Вопросы к диспуту «Всем ли быть творцами?» Вопросы к дискуссии «Чтобы всем быть творцами, нужно…?»
Все ли профессии творческие? Чем объяснить дефицит творческой инициативы? или почему рожденный летать начинает ползать?
А зачем всем быть творцами, разве обществу не нужны хорошие исполнители? Что может сделать семья для развития творческих способностей личности?
Если я не творец, есть ли в этом моя вина? Методика формирования творческих способностей личности в школе и в вузе. «За» и «против».
Стоит ли «надрываться» во имя творчества?  

3. Подготовка выступающих

В процессе подготовки к диспуту, дискуссии организатор опирается на помощь оргкомитета (актива читателей), члены которого участвуют в разработке вопросов обсуждения, оформлении помещения, задают тон дискуссии. В качестве средств активизации аудитории могут быть использованы: аудиозаписи информационного материала, писем читателей, высказавших полярные точки зрения, интервью специалистов или заинтересованных людей, данные опроса, анкетирования, чтение отрывков из книг, показ фрагментов фильмов по теме обсуждения. Но особое внимание следует уделить слову, устному выступлению. Хорошо если обсуждению будет предшествовать беседа, лекция по отдельным вопросам исследуемой проблемы, если ее участники самостоятельно изучат необходимую литературу.

Чтобы обеспечить всестороннее изучение проблемы, выступающие выбирают не только вопрос, но и определяют область знания. Возможны письменные тезисы выступлений, индивидуальные беседы, консультации, советы, рецензии, рекомендации литературы, предостережения от длинных монологов.

По каждому вопросу обсуждений готовятся несколько выступлений, но у каждого свой аспект. Участники изучают мнения социологов, психологов, педагогов, философ, историков, чтобы потом на обсуждении изложить их концепции.

Участник могут выступать от лица конкретного специалиста, высказывая, естественно, свое отношение к его суждению.

Слово в диспуте по своему характеру отличается от слова в дискуссии. В острополемическом выступлении на диспуте оратор дает оценку позиции оппонента и пытается во что бы то ни стало доказать его ошибочность. Участники стремятся к победе собственной точки зрения, к признанию ее истинности.

В дискуссии резкая критика мнений нежелательна, т.к. может повредить духу коллективного творчества, выработке единого мнения. Это не значит, что не будет острых моментов, но они возникнут по частным вопросам и не могут разрушить атмосферу сосредоточенного мышления и коллективного поиска истины.

 

4. Подготовка ведущего

Обсуждение на диспуте происходит в атмосфере острой, горячей полемики, и, чтобы управлять спором ведущему требуются такие качества, как воля и самообладание, быстрая реакция и находчивость, ощущение сценической свободы и раскованности, хорошая память и чувство юмора. Во вступительном слове он должен широко использовать приемы альтернативы, ярко очерчивать два прямо противоположных взгляда на проблему, предлагать два взаимоисключающих друг друга пути ее решения.

В ходе диспута не следует вступать в полемику со слушателями, избегая нежелательного подавления своим авторитетом противоположных мнений.

В дискуссии же ведущий выступает организатором процесса сиюминутного коллективного творчества, направленного на поиск наиболее верных подступов к решению поставленной проблемы. Уже в самом вступительном слове он стремиться настроить аудиторию на волну сосредоточенного размышления и внимательному отношению к чужому мнению. Тем самым показывает пример объективного и уважительного отношения к работе, проделанной участниками, доброжелательной атмосферы обсуждения.

 

5. Подготовка помещения.

Для дискуссии наиболее удобен круговой интерьер (участник должны видеть друг друга).

Для диспута подойдет «стол с острыми углами» или буквой «П», чтобы подчеркнуть существенную особенность спора – четкое разделение позиций, полярность мнений по проблеме. В интерьере уместны две кафедры для оппонентов и столик для жюри и ведущего.

 

6. Проведение диспута и дискуссии

Проведение обсуждений в больших аудиториях требует четкой организации, искусного ведущего и подготовки участников и слушателей. Вести обсуждение могут двое, в диспуте им может помогать жюри, которое следит за ходом обсуждения, вопросами к аудитории, «корректирует» спор и направляет его.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: