Прочитать. Переписать в тетрадь то, что выделено жирным шрифтом.




Речевой этикет: нормы и традиции.

Домашнее задание: решить тест. Документ формата Word прикрепить в комментариях под постом «Родной язык/ Родная литература – Гусева А.С.» Пример названия документа: «Название_предмета_Тема_урока_Фамилия_Имя»

История появления речевых этикетных формул». Речевые этикетные формулы имеют свою долгую историю. Так, слово «здравствуйте» в качестве приветствия сформировалось в конце 17 века из описательного оборота «желаю тебе здравствовати». С этого времени в языке стали появляться такие формулы, как «добрый день», «добрый вечер». Они возникли по образцу речевых формул из европейских языков «good afternoon», «guten tag», и тд. Слово «прощай» означало «отпусти меня с миром», потом появилось выражение «до свидания». Слово «спасибо» первоначально означало «спаси тебя бог». Слово «благодарю» произошло от «благодарствую», т.е. приношу благодарение. Английская пословица гласит: «Если кошку не гладить – у нее высохнет спинной мозг». Мы с вами должны помнить, что и весь речевой этикет – это словесные «поглаживания», которые создают хорошие отношения. Вовремя поздравить и пожелать добра, одобрить поступок, что-то посоветовать – в этих случаях нам, конечно же, не обойтись без формул речевого общения.

 

«Формулы речевого общения». Формулы речевого этикета – это слова, применяемые для трех стадий разговора: начало разговора (приветствие/ знакомство), основная часть, заключительная часть разговора. Например, форма приветствия:

1. Пожелание здоровья – здравствуйте.
2. Указание на время встречи – добрый день.
3. Эмоциональные пожелания – очень рад.
4. Уважительная форма – мое почтение.

 

В завершение разговора, используют формулы в виде пожеланий (всего хорошего, всего доброго, до свидания), надежд о дальнейших встречах (до завтра, созвонимся).

 

«Ситуации речевого общения». Ключевую роль в культуре речевого этикета играет понятие ситуация. В зависимости от ситуации наш разговор может изменяться. При этом ситуации общения могут характеризоваться самыми разными обстоятельствами, например:

1. Личности собеседников;
2. Место;
3.Тема;
4. Время;
5. Мотив;
6. Цель.

 

Средства общения

 

В общении большую роль играют мимика и жесты. Особенно высоко ценится улыбка. Улыбка – это символ человечности. Прочитайте слова писателя В. Солоухина: «Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть. Ноги – ходить. Рот – поглощать пищу, – все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала. Вы ее никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко». Вот как написал об улыбке писатель Сент-Экзюпери: «Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь».

 

Давайте восклицать, друг другом восхищаться
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты –
Ведь это все любви счастливые моменты.

– так поёт Окуджава.

 

Комплименты – это приятные слова, одобрение нашей внешности, ума, поступка. Ведь когда нас одобряют, просто крылья могут вырасти, и нет, наверное, человека, который на одобрение не откликнулся бы желанием стать еще лучше.

 

 

Домашнее задание:

Тест.

Вопрос № 1. Укажите слово, после которого в предложении нужно поставить запятую:

Уважаемый Николай Степанович разрешите пригласить вас на премьеру спектакля!
а) уважаемый
б) Николай
в) Степанович
г) пригласить Вопрос

 

Вопрос № 2. Каким из предложенных способов привлечь внимание собеседника будет вежливее?

а) Эй, Санька!

б) Александр, позвольте Вас отвлечь!

 

Вопрос № 3. Вы пришли в поликлинику и вам нужно обратиться к врачу, но Вы не знаете его имени. Укажите все способы, которыми можно начать обращение.

а) доктор

б) дяденька

в) извините, можно

г) господин доктор

д) Эй, вы!

 

Вопрос № 4. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Дима увидел свою учительницу Наталью Ивановну. Как Диме правильнее поздороваться?

а) Здравствуйте, Наталья Ивановна!

б) Здравствуйте!

в) Пройти мимо молча

г) Добрый день!

 

Вопрос № 5. Ученица 5 А класса Маша Иванова, разговаривая по телефону, сказала: "Привет! Как твои дела?». С кем могла начать разговор Маша таким образом? Выбери все возможные варианты ответа.

а) с мамой

б) с учителем математики

в) с подругой Таней

г) с братом Игорем

д) с бабушкой

е) с мамой своей одноклассницы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: