ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ КРИШТОФЫ ЕЛЕНЫ ГЕОРГИЕВНЫ




Практическое занятие

Тема: Проблемный анализ современной художественной литературы Крыма.

 

 

План занятия.

1.Е. Криштоф «Сто рассказов о Крыме». Анализ.

Елена Криштоф была великим человеком и писателем. Она видела то, что не каждый бы смог увидеть. Ее страсть к искусству, литературе дала ей подчеркнуть отношение между людьми. Она прожила не легкую, но интересную жизнь. Елена хорошо понимала чувства людей, переживших войну, и даже чувствовала вину за них. Криштоф исследовала весь Крым, чтобы можно было внести все его основные черты показать, что люди упускают в жизни. Так же она хорошо понимала школьников и провела с ними большую часть жизни. Елена знала все произведения Пушкина. В книге рассказывается о многих событиях, как легендарных, так и действительных, происходивших в давние и в недавние времена на крымской земле, рассказывается о выдающихся полководцах, о революционерах, о писателях и художниках, о героях труда, чья творческая жизнь связана с современным полуостровом.

Елена Георгиевна Криштоф родилась 16 июня 1925 года в Алуште. Ее отец, Георгий Иванович, долгое время работал в Германии, а в Крыму в советское время руководил известным табачным совхозом, расположенным под Алуштой. Он рано умер от распространенного в то время недуга — чахотки. Это случилось в 1934 году, когда Елене было всего девять лет. Войну, оккупацию Крыма семья из трех женщин — бабушки, мамы и Елены, пережила отчасти в Алуште, отчасти в отдаленном поселке на северо-востоке Крыма, где было не так голодно. После войны Елена Криштоф окончила филфак Крымского пединститута.

Криштоф рассказывала, как она, молоденькая учительница, преподавала русский язык и литературу послевоенным школьникам. В большинстве — совершенно неграмотным. «Дети были прекрасные, — вспоминала Елена Георгиевна. — Все почти переростки — из-за войны. Но как они хотели учиться! Я их так любила. Мы друг друга прекрасно понимали».

Судьба Криштоф не один год была тесно связана со школой. Были премии и награды: «Лауреат республиканской премии им. С. Н. Ценского», «Лауреат Государственной премии Автономной Республики Крым», «Заслуженный деятель искусств АР Крым».

Несколько лет Криштоф посвящает сбору материалов для самого любимого своего детища — романа об А. С. Пушкине «Для сердца нужно верить». Ее роман о Пушкине вышел в 1988 году в Крыму. Через девять лет, в 1997 г., роман был переиздан в Москве.

С 1988 по 1997 годы в журнале «Брега Тавриды» вышли новые произведения писательницы: детективный ретро-роман «Великий немой», подборки рассказов «Жизнь в картинках», «Пришел и спас», «История одной жизни», «Переделкинские рассказы».

Много лет Елена Криштоф регулярно ездила в Дом творчества в Переделкино. Сдружилась с Арсением Тарковским и его женой. После Криштоф остались очень интересные воспоминания об Арсении Тарковском «Нищий царь».

1 августа 2001 года Елена Криштоф, ожидая выхода новой книги, полная творческих планов, она скоропостижно скончалась у себя дома — на руках соседей и друзей. Похоронили ее в Симферополе, на старом кладбище Абдал.

Я считаю, что Елена Криштоф была великим человеком и писателем. Она видела то, что не каждый бы смог увидеть. Ее страсть к искусству, литературе дала ей подчеркнуть отношение между людьми. Она прожила не легкую, но интересную жизнь. Елена хорошо понимала чувства людей, переживших войну, и даже чувствовала вину за них. Криштоф исследовала весь Крым, чтобы можно было внести все его основные черты показать, что люди упускают в жизни. Так же она хорошо понимала школьников и провела с ними большую часть жизни. Елена знала все произведения Пушкина. Она была понимающая, заботливая, добрая, откровенная.

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ КРИШТОФЫЕЛЕНЫГЕОРГИЕВНЫ

Чем усерднее вчитывалась я в произведения поэтессы, тем более убеждалась, что она действительно была разной и непохожей – среди беспощадного к ней света и в кругу задушевных друзей, на людях и в одиночестве, в момент поэтического вдохновения.

Впрочем, есть книги, которые содержат самый достоверный портрет – это ее сочинения, в которых она отразилась вся, какой была в действительности и какой хотела быть.

«Сто рассказов о Крыме»

Непосредственным толчком к написанию произведения послужили события весны 1969 года, когда Е.Г.Криштоф вместе со своими друзьями посетила Эльтиген (микрорайон города Керчи), где со времени Великой Отечественной войны сохранились останки десантных катеров.

Возникший замысел – написать не просто книгу, а книгу биографию, книгу – портрет родного края с позиции их авторского осмысления потребовал от писательницы нескольких лет напряженной подготовительной работы. Три года ушло на непосредственное написание текста. В поисках сюжета она неоднократно отправлялась в различные места Крымского полуострова: то вместе с геологами в Черноморский район, чтобы увидеть и описать красоту степного Джангуля («Следы на земле Тарханкута»), то в поселок Счастливое, где шло строительство водохранилища («Как рождаются легенды»), то в Феодосию в картинную галерею Айвазовского, чтобы послушать экскурсию талантливых экскурсоводов Софьи Александровны и Николая Степановича Барсамовых («Стоит человеческой жизни»).

«Для сердца нужно верить»

Несколько лет Криштоф посвящает сбору материалов для самого любимого своего детища — романа об А. С. Пушкине «Для сердца нужно верить». Пушкина и его книги (именно так!) Елена Георгиевна любила с детства. Наизусть знала всего «Евгения Онегина». И работая над романом, настолько погрузилась в материал, что могла рассказывать о персонажах, как о своих знакомых, могла описывать до мелочей их одежду, прически, привычки…

Ее великолепный роман о Пушкине «Для сердца нужно верить» впервые вышел не в Москве, а в Крыму, в 1988 г. Может, время было такое… в столице не до Пушкина было, все искали бестселлеры — что-нибудь позаковыристей, да и запрещенного накопилось предостаточно. Только через девять лет, в 1997 г., роман был переиздан в Москве. И вот недавно роман снова переиздан — снова в Москве, в «ТЕРРЕ». Мне кажется, что художественный мир Криштоф на самых ранних порах становления ее художественной индивидуальности был во многом иллюзорен и населен образами, сошедшими со страниц любимых книг. Все внимание поэта в эти годы обращено к быстро меняющимся приметам душевного состояния, к многоголосию жизни.

«Май, месяц перед экзаменами»

«Экзамен на аттестат зрелости мы держим один раз, и май действительно месяц перед этими экзаменами. Но потом идет еще длинная жизнь и предлагает всё новые экзамены. Как ты справишься с этими испытаниями? Зависеть это будет от того, какие у тебя были друзья, какие учителя, кого ты любил… Если в семнадцать лет твой друг слишком требователен к тебе, это бывает и тяжело. Но нетребовательному другу какая цена?» Эта книга Елены Георгиевны действительно отражает всю глубину творческих мыслей поэта. Тема дружбы…я считаю, эта тема нашего поколения, поколения ХIХ… Дать определение слову дружба люди пытаются с давних пор. Во имя дружбы совершались подвиги и бескорыстные поступки, ради дружбы сражались и погибали. Но охарактеризовать это слово в несколько предложений практически невозможно, ведь каждый человек вкладывает в его значение что-то свое. Мы вкладываем в это слово верность и стремление всегда прийти на выручку, сопереживание и радость за счастье близкого, как за самого себя.

Друг должен быть искренним в своих чувствах, здесь нет места лести и лицемерию. Даже когда правда может больно задеть, только друг найдет в себе силы сказать ее в лицо, ничего не тая. Между друзьями нет места зависти и соперничеству. Только настоящий друг будет радоваться за другого так же, как за самого себя. Вот где истина: «Если в семнадцать лет твой друг слишком требователен к тебе, это бывает и тяжело. Но нетребовательному другу какая цена?

Настоящая дружба – это великая ценность в жизни, и счастлив тот, у кого есть друг.

Я думаю, что сила произведений Криштоф — не в зрительных образах, а в завораживающем потоке все время меняющегося, гибкого ритма. Не у многих русских поэтов, современников, найдется такое умение пользоваться ритмическими возможностями традиционно-классического слога. Все в прозе зависит от ритма ее переживаний.

Книги одних авторов умирают еще при их жизни, слава других авторов умирает вместе с ними, с их званиями и регалиями… Но есть писатели, которых издают и читают и после их смерти. Не все они — великие, не все они — классики, однако все они — избранные. Избранные читателями.
Елена Криштоф — именно из таких, избранных читателями авторов.
В 2010 году ей исполнилось бы 85 лет, а в 2011 году будет 10 лет со дня ее ухода от нас. К сожалению, в Симферополе и в Крыму до сих пор так и не увековечена ее память. Уместны были бы, как минимум, мемориальные доски на доме, где она жила в Симферополе, и на ее доме в Алуште, которую она любила и где выросла.

Елена Криштоф была и в преклонном возрасте — современным человеком, современным писателем. Она сумела определить свое место в постсоветской литературе, нашла новые темы, новые сюжеты, нового читателя. Сейчас уже можно твердо сказать, что она писатель не только XX, но и XXI века. Мне жаль, что далеко не все ее книги были доступны широкому читателю в советское время, да и сейчас тоже. От этого потеряла не Криштоф — потеряли читатели. Ее творчество всегда было намного шире Крымского полуострова. Готовятся к изданию и, может быть, выйдут три еще не издававшихся романа, так и остались неизданными переработанные ею «Сто рассказов о Крыме»...
И все же надеюсь, что роман о Пушкине (признанный пушкиноведами одним из лучших художественных произведений о русском классике) и «Библейские истории…», а также другие произведения Елены Криштоф еще будут издаваться и переиздаваться, заставляя читателей сопереживать ее героям и, может быть, помогая им становиться хоть немного лучше.

2. Проблемный анализ сборника рассказов «Крымские каникулы»

(составитель Литвинова А.Л.) Сборник - книга для чтения на курорте - знакомит с малоизвестными широкому кругу читателей историческими крымскими событиями, крымскими страницами жизни замечательных людей, в частности А.С.Пушкина, А.А.Ахматовой, Леси Украинки и др., с крымскими открытиями ученых XVIII-XX вв., с героическими подвигами русских и советских воинов на крымской земле, с уникальной природой полуострова и проблемами ее охраны.

 

Контрольные вопросы

1. Основные темы произведений Елены Криштоф

2. О каких вечных проблемах рассуждает автор сборника «Сто рассказов о Крыме»?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: