Инновационный процесс: цели, основные этапы и характеристики




Ранее мы дали определение жизненного цикла инновации - это период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс.

Инновационный процесс - это процесс создания, освоения и распространения инноваций.

Инновационный процесс - это широкое понятие, он может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации:

1) как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга;

2) как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и распространения;

3) как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта как частного случая инвестиционного проекта.

Цели процесса инновации можно свести к следующим:

нахождение нового решения задачи - создание изобретения;

проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;

налаживание серийного производства продукции;

параллельная подготовка и организация сбыта;

внедрение нового товара на рынок;

закрепление на новых рынках путем постоянного совершенствования технологии, повышения конкурентоспособности продукта.

В теории и практике нет единого подхода к составу жизненного цикла (этапов инновационного процесса) продукта, и тем более, вида услуг.

В соответствии с международной практикой (ИСО 9004) жизненный цикл продукта разделен на следующие этапы:

маркетинг, поиск и изучение рынка;

проектирование и (или) разработка технологических требований;

разработка продукции;

материально-техническое снабжение;

подготовка и разработка производственных процессов;

производство;

контроль, проведение испытаний и обследований;

упаковка и хранение;

реализация и распределение продукции;

монтаж и эксплуатация;

техническая помощь и обслуживание;

утилизация продукции после использования.

В методологии комплексной системы управления качеством продукции, которая используется в странах СНГ, рассматривается 4 стадии жизненного цикла продукции:

исследование и разработка;

изготовление;

обращение и реализация;

эксплуатация и потребление.

Основные этапы инновационного процесса имеют следующее содержание:

На первом этапе проводятся (используются) фундаментальные исследования. Они проводятся в академических институтах, ВУЗах и отраслевых специализированных институтах, лабораториях.

На втором этапе проводятся исследования прикладного характера. Они осуществляются во всех научных учреждениях и финансируются как за счет бюджета (государственные научные программы или на конкурсной основе), так и за счет заказчиков. Поскольку результат прикладных исследований далеко не всегда предсказуем, сопряжен с большой долей неопределенности, на этом этапе и далее велика вероятность получения отрицательного (тупикового) результата. Именно с этого этапа возникает риск потери вложенных средств, инвестиции в инновацию носят рисковый характер и называются рискоинвестициями, а коммерческие организации, занимающиеся рискоинвестициями - рискофирмами (венчурными).

На третьем этапе осуществляются опытно-конструкторские и экспериментальные разработки. Они проводятся как в специализированных лабораториях, КБ, опытных производствах, так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленных предприятий. Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а также собственные средства организаций.

На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным этапам жизненного цикла продукта.

Если рассматривать инновационный процесс применительно к конкретной фирме, то можно заметить, что инновационная деятельность составляет органическую часть маркетинговой деятельности фирмы. В особенности это относится к фирмам, занятым производством наукоемкой продукции. У них наблюдается особо тесное взаимодействие службы НИОКР со службой маркетинга.

Подразделения НИОКР становятся трансформаторами идей и разработок, исходящих от потребителей. Они принимают активное участие в разработке программ маркетинга по продукту. Между изучением потребностей и НИОКР существует обратная связь, позволяющая в процессе НИОКР максимально учитывать требования потребителей и корректировать в соответствии с ними технико-экономические показатели нового изделия с целью их оптимизации.

Главное в инновационной политике фирмы - формулирование основной цели НИОКР, определение срока их проведения, оценка результатов в виде конкретных практических целей, сокращение срока внедрения новых продуктов.

Четкая политика в области разработки новых продуктов (услуг) задает направление сбору информации и выработке предложений, что приводит к настойчивому поиску новых возможностей и создает мотивацию для исследовательских групп.

Основные этапы процесса инновации имеют следующие характеристики.

1.Систематизация поступающих идей:

а) сбор информации о технологических изменениях на рынке, о нововведениях, поступающих из подразделений НИОКР, служб маркетинга, сбытового аппарата фирмы, торговых посредников, конечных потребителей (пожелания, требования, рекламации);

б) сбор информации о потенциальных возможностях фирмы в отношении разработки и освоения продукции, определение степени и размеров риска;

в) сбор информации о целевых рынках и долгосрочных тенденциях их развития.

2.Отбор выявленных идей и выработка идей нового продукта:

а) определение возможностей практической реализации идей;

б) выявление степени технологической общности новых и традиционных изделий;

в) соответствие новой продукции имиджу фирмы и стратегии ее развития;

г) определение потенциальной чистоты будущего изделия.

3. Анализ экономической эффективности нового продукта:

а) техническая разработка продукта, когда идея приобретает вид конкретного проекта;

б) определение технико-экономических характеристик продукта, оценка его качества и потребительских свойств;

в) оценка потенциального рыночного спроса и объема продаж;

г) определение расходов (инвестиций) на создание и освоение новой продукции, сроков ее окупаемости;

д) наличие необходимых ресурсов для производства новой продукции: технологических, машин и оборудования, сырья и материалов, кадрового персонала, финансовых;

е) сроки освоения новой продукции и выхода с ней на рынок;

ж) анализ и оценка рентабельности (прибыльности) производства новой продукции.

4.Создание нового продукта:

а) разработка конкретной программы развития нового продукта с распределением обязанностей по подразделениям фирмы;

б) создание образца и проведение технических испытаний (проверка на экологичность, безопасность и пр.);

в) определение наименования товара, его товарного знака, оформления, упаковки, маркировки.

5. Тестирование на рынке:

а) тестирование на ограниченном рынке в течение не менее 3-х месяцев по цене и другим коммерческим условиям (предоставление скидок с цены, кредита и др.);

б) выбор оптимальных каналов реализации;

в) выбор средств и методов рекламы;

г) организация технического обслуживания.

6. Принятие решения о внедрении нового изделия в производство (массовое, серийное) на основе программы маркетинга по продукту, отражающей:

а) коммерческое обоснование нововведения: объем продаж, рентабельность продукции, степень удовлетворения спроса и потребностей, каналы и методы сбыта, наличие опыта в сбыте подобных товаров; известность фирмы на рынке, стабильность связей с покупателями и потребителями;

б) производственные возможности фирмы: использование имеющихся мощностей, обеспеченность ресурсами, квалифицированным персоналом;

в) финансовые возможности: общая сумма инвестиций в массовое производство и сбыт, источники финансирования, предполагаемые результаты - прибыльность или убыточность на расчетный период;

г) соответствие нормативным показателям - стандартам, государственным нормам в стране предполагаемого сбыта продукции;

д) обеспечение патентной защиты нововведения.

Особое внимание следует уделять процедуре распространения нововведений, которая, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.

Распространение инновации - это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т.п. Дело в том, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.

Заключительной фазой процесса распространения инновации является диффузия инновации - это процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социально-экономической системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, продукты, технологии и т.п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами, диффузия - это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей нововведения и изменяются их качественные характеристики.

Скорость диффузии нововведений зависит от различных факторов:

формы принятия решения;

способа передачи информации;

свойств социальной системы;

свойств самого нововведения, к которым относятся:

его относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями;

совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой;

сложность;

накопленный опыт внедрения и др.

Одним из важнейших факторов распространения любой инновации является ее взаимодействие с соответствующим социально-экономическим окружением, т.е. с субъектами инновационного процесса.

Все субъекты инновационного процесса могут быть разделены на следующие группы:

новаторы, которые являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации;

ранние реципиенты - это предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшества на рынок. Они получили название "пионерских" организаций;

раннее большинство - это фирмы, первыми внедрившие новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль;

отстающие - это фирмы, которые сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели.

Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам (последователям). Согласно теории нововведений Й. Шумпетера, диффузия нововведений - это процесс увеличения числа имитаторов, внедряющих нововведения вслед за новаторами в ожидании более высокой прибыли.

Й. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия нововведений. Однако на ранних стадиях диффузии нововведений никто из хозяйствующих субъектов не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих нововведений. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одно из альтернативных нововведений под угрозой вытеснения с рынка.

Внедрение нововведения - это всегда трудный и болезненный процесс для любой организации.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: