Тест «Познание».
1. Способность человеческого мозга отображать объективный материальный мир в субъективных идеальных образах составляет сущность
1) знания 2) сознания 3) познание 4) признание
2. Художественное (эстетическое) познание основано на
1) | выдвижении научных гипотез |
2) | обобщении данных, полученных экспериментальным путем |
3) | накоплении и обобщении жизненного опыта |
4) | отображении мира в художественных образах |
Какие из категорий характерны для научного познания мира?
1) | доброе - злое |
2) | объективное - субъективное |
3) | справедливое - несправедливое |
4) | прекрасное - безобразное |
4. Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности?
А. Познавательная деятельность человека в качестве своей главной, конечной цели выдвигает постижение абсолютной истины.
Б. Познавательная деятельность обязательно предполагает использование определенных научных приборов, носит орудийный характер.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
5. Примером какого знания служит следующее утверждение:
«Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобой законом»?
1) | теоретического |
2) | астрологического |
3) | житейского |
4) | мифологического |
6. Укажите верное высказывание:
1) | Добросовестно заблуждающийся ученый, равно как и лжеученый, сознательно искажающий истину, неспособны придти к истинному знанию. |
2) | Относительная истина равна заблуждению, и то и другое представляют собой недостоверное знание. |
3) | Абсолютная истина отличается от относительной тем, что представляет собой полное исчерпывающее знание о мире, о познаваемых объектах. |
4) | Знания, полученные в результате опытов и экспериментов, истинны по определению. |
7. Ученые-социологи на протяжении ряда лет проводили исследование среди молодых ученых и ученых зрелого возраста с целью выяснить мотивы их прихода в науку. Респондентам (ученым, участвующим в опросе) задавали вопрос: «Почему вы пришли в науку, избрали построение карьеры в научной сфере?»
|
Были получены результаты (в%), представленные в таблице:
Варианты ответов | % отвечавших | |
молодые ученые | ученые зрелого возраста | |
мне интересно постижение истины, наука дает такую возможность | ||
наука позволяет максимально развивать свои интеллектуальные способности | ||
научная карьера – это уважаемая и престижная деятельность | ||
работа в научной сфере позволяет получать гранты и открывает доступ в зарубежные центры | ||
наука дает возможность зарабатывать достаточно много и содержать семью |
Проанализируйте данные опросов и выберите верное утверждение.
1) | мотивы прихода в науку молодых ученых практически не отличаются от мотивов их более старших коллег, для обеих групп важнее всего постижение истины |
2) | если старшее поколение более ценит в научной деятельности возможность реализовать себя, занять уважаемую позицию, то молодое поколение, прежде всего, ищет возможность получить гранты, работать за рубежом |
3) | старшее поколение лучше адаптировалось к условиям рыночных реформ и научилось «зарабатывать» на своих научных исследованиях и разработках |
4) | для молодых ученых, в большей мере, чем для ученых старшего возраста, характерна романтическая увлеченность научными поисками, материальная сторона их волнует незначительно. |
8. Проанализируйте данные опросов и выберите верное утверждение.
|
1) | мотивы прихода в науку молодых ученых практически не отличаются от мотивов их более старших коллег, для обеих групп важнее всего постижение истины |
2) | если старшее поколение более ценит в научной деятельности возможность реализовать себя, занять уважаемую позицию, то молодое поколение, прежде всего, ищет возможность получить гранты, работать за рубежом |
3) | старшее поколение лучше адаптировалось к условиям рыночных реформ и научилось «зарабатывать» на своих научных исследованиях и разработках |
4) | для молодых ученых, в большей мере, чем для ученых старшего возраста, характерна романтическая увлеченность научными поисками, материальная сторона их волнует незначительно. |
9. Верны ли следующие суждения о ступенях познания?
А. Рациональное (логическое) познание предполагает, с одной стороны, отвлечение, отрыв от конкретных предметов и явлений, а с другой стороны, связано с проникновением во внутреннюю, скрытую их сущность.
Б. Формулирование сущности познаваемых явлений в системе понятий характерно для чувственной ступени познания.
1) верно А 2) верно Б 3) верны оба ответа 4) оба невены
Научное познание, в отличие от познания эстетического, характеризуется
1) | нацеленностью на поиск истины |
2) | выделением эмпирического и теоретического уровней |
3) | наличием познаваемого объекта и познающего субъекта |
4) | отображением мира в субъективных чувственных образах |
11. Исследование явлений действительности в контролируемых и управляемых (изменяемых) условиях составляет сущность метода познания
|
1) сравнения 2) гипотезы 3)
12. Студент социологического факультета университета провел по заданию своего научного руководителя курсовое исследование. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в своей деятельности он опирался не только на теоретические, но и на эмпирические методы познания?
1) | Студент изучил круг научных источников и литературы по исследуемой проблеме. |
2) | Студент провел репрезентативный опрос респондентов, необходимый ему для формулирования выводов. |
3) | Студент выдвинул и обосновал собственную гипотезу проводимого исследования. |
4) | Студент сформулировал ряд научных выводов и доложил их на заседании университетского научного клуба. |
13. Какая область научного знания исследует природу прекрасного и безобразного?
1)этика 2) эстетика 3) психология 4) логика
14. Верны ли следующие суждения о сущности познания?
А. Непосредственные чувственные ощущения, в результате которых люди постигают отдельные внешние стороны и качества предметов и явлений, представляют собой единственный источник достоверной информации об объекте.
Б. Одним из критериев истинности знания выступает его логическая обоснованность и доказательность.
1.верно А 2. верно Б 3. Верны оба ответа 4. Оба неверны
15. Какой из приведенных результатов познавательной деятельности получен эмпирическим путем?
1) | Выдвижение философами концепции глобального общества и новых угроз и вызовов его стабильному развитию. |
2) | Признание учеными-историками факта расселения протоиранских племен, родственных скифам и сарматам, на территории Тувы и Горного Алтая на основе проведенных археологических раскопок. |
3) | Составление прогноза развития мировой экономической системы после финансового кризиса. |
4) | Историками выдвинута новая версия происхождения государства у славянских племен. |
16. Философ Ян Снядецкий писал: «Без материальных предметов нет чувственных восприятий, а без них нет понятий и мышления: это первое и несомненное начало нашего познания». Какова главная мысль его высказывания?
1) | Чувственное познание возможно и без материальных познаваемых объектов. |
2) | Сначала человек формулирует идеальный образ предмета, понятие о нем, а потом уже непосредственно ощущает его. |
3) | Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой, представляя целостный единый процесс. |
4) | Мир и человек непознаваемы, человек живет ощущениями и познает только ощущения. |
17. Высказывание, соединяющее вместе несколько суждений, например «Человеку свойственно ошибаться. Преподаватель - человек. Следовательно, преподаватель тоже может ошибаться в своих суждениях» является примером:
1) представления 2) восприятия 3) понятия 4) умозаключения
18. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Одним из методов самопознания выступает самонаблюдение.
Б. Осуществляя процесс самопознания, каждый человек изучает отношение к себе других людей.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
19. Запишите слово, пропущенное в схеме:
о
методы научного познания |
Выдвижение гипотез |
Построение математической модели результата |
Построение логичной и непротиворечивой системы доказательств |
Формулировка выводов и заключений |
20. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «научное познание».
Доказательность, гипотеза, моделирование, обоснованность, объективность, иррационализм, эксперимент, исследование.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.
21. Установите соответствие между видами знаний и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ВИДЫЗНАНИЙ | ||
1) | «Прелесть весны познается только зимою, и, сидя у печки, сочиняешь самые лучшие майские песни» | А) | житейское знание |
2) | «Находки золотых фигурок, исполненных в характерном зверином стиле, свидетельствуют о пребывании протоиранских племен на Южном Урале и на юге Сибири» | Б) | научное знание |
3) | «С глубокой древности китайцы сохранили рассказы о том, что первые люди на земле были созданы богиней Нюйвой из речной глины» | В) | мифологическое знание |
4) | «Познание подобно морю: тот, кто барахтается и плещется на поверхности, всегда больше шумит и потому привлекает к себе больше внимания, чем искатель жемчуга, без лишнего шума проникающий в поисках сокровищ до самого дна неизведанных глубин» | ||
5) | «В зависимости от условий одно и то же вещество может находиться в различных агрегатных состояниях, твердом, жидком или газообразном» | ||
6) | «Находясь лесу, следует соблюдать определенные правила поведения, громко не кричать, иначе можно заблудиться, так как лесное эхо искажает звуки» |
22. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Мировоззрение – система обобщенных взглядов на мир и место _______________(А) в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные _______________(Б) людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение – это далеко не все взгляды и _______________(В) об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения _______________(Г) философии. В качестве _______________(Д) мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения – существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной _______________(Е), общественного класса. По своей сущности мировоззрение – общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) предметы 2) субъекты 3) социальная группа 4) человек
5) жизненные позиции 6) рассудок 7) способности
8) представления 9) основной вопрос.