Путем измерения устанавливаются размеры и расположение следов по отношению к неподвижным ориентирам (нанесенным осевой и раздели-
тельной полосам, краям дороги, бордюрному камню, тротуара, столбам на обочине и т.п.). Рекомендуется измерить:
а) ширину колеи, оставленной колесами (гусеницами, полозья-
ми) (рис. 22), т.е. расстояние между средними линиями или одно-
именными краями следовых колес[3];
б) ширину беговой части протекторов колес (гусениц, полозьев);
в) базу автотранспортного средства (расстояние между перед-
ней и задней осью) — по следам на месте разворота с применением
заднего хода или по вмятинам на стоянке (рис. 23);
г) длину окружности шины (колеса) — по расстоянию между
серединами двух последовательных отображений какой-либо осо-
бенности поверхности колеса (повреждения, внедрившегося камешка
и др.). По длине окружности шины (S) определить ее наружный
диаметр (Д), используя формулу Д = S х 1,1: 3,14 (1,1 — коэффи-
циент прогиба шины); все измерения проводятся между центрами
(средней линией) следов;
д) длину следов торможения (если они располагаются на уча-
стках с различным дорожным покрытием, надо измерить длину
следа на каждом из этих участков);
Рис. 23. Схема измерения базы автотранспортного средства: Лп — линия передней оси (колея передних колес); Лз — линия задней оси (колея заднике колес); Б — база автомобиля. |
_______ -—
Рис. 22. Схема измерения ширины колеи и следа шины (беговой дорожки):
К — ширина колеи; об — ширина следа одного ската шины; ав — ширина следа двухскатной шины.
е) длину и ширину следов пролившейся жидкости, нанесенной грязи или иного вещества.
|
а) при движении по сыпучему грунту по краям
следа колеса образуется веер из частиц грунта,
острие которого направлено в сторону движения;
б) при переезде через лужи и загрязненные уча-
стки дороги образующийся след сходит на нет в
сторону движения;
в) капли жидкости, падающие из транспортного средства, имеют
вытянутую форму, острый конец которой направлен в сторону дви-
жения;
г) при движении по траве стебли ее наклоняются в сторону
движения транспортного средства (рис. 24).
Отдельные, наиболее четкие участки поверхностных следов фотографируются или зарисовываются и при возможности копируются на липкие пленки аналогично тому, как это делается с соответствующими следами ног. При наличии технических средств осуществляется фотограммет-рирование всего участка дороги с расположенными на нем следами.
Рис 24. Признаки направления движения: 1. Направление углов рисунка протектора в следах шин повышенной проходимости. 2. Расположение пыли около следа. 3. Расположение концов палок, сломанных при переезде. 4. Расположение зазора около камня, вдавленного в грунт при переезде. 5. Соотношение углов расхождения (а) и углов схождения следов (б) на повороте. 6. Рельеф дна следа. 7. Капли жидкости, упавшие с транспортного средства. Стрелкой показано направление движения. |
Участки объемных следов на сыпучем веществе закрепляются и изымаются вместе с частью следоносителя, а отобразившиеся в плотном пластичном грунте копируются при помощи гипса и полимерных материалов.
Одновременно, на случай возникновения необходимости проведения сравнительных исследований, изымаются пробы грунта, в котором оставлены следы.
|
Следы повреждений на транспортном средстве, возникшие в результате столкновения, наезда, опрокидывания, фиксируются путем их детальной фотосъемки. Следы наслоений, возникающие на транспортном средстве или оставленные транспортным средством на других объектах в результате происшествия, изымаются по возможности вместе со следоносителем или же отделяются от объекта и упаковываются в соответствии с правилами изъятия микрочастиц.
Обнаруженные на месте происшествия предметы с отобразившимися на них следами транспортных средств, а также предметы, отделившиеся от транспортного средства (осколки стекла, частицы краски и т.п.), перечисляются в протоколе и приобщаются к делу в качестве вещественных доказательств. Упаковка данных предметов должна быть произведена с таким расчетом, чтобы не были повреждены находящиеся на них следы.
При наличии на месте происшествия следов горюче-смазочных веществ изымаются их пробы, по возможности с частью следоносителя, и помещаются в герметичные стеклянные сосуды.
Описание следов |
транспортных средств в протоколе осмотра |
В протоколе осмотра указываются:
а) вид и состояние поверхности, на которой
оставлены следы (мокрый асфальт, сухая пес-
чаная почва, снег);
б)вид следа (объемный, поверхностный, по-
зитивный, негативный, статический, динами-
ческий, след торможения, разлившаяся жидкость, осыпавшаяся
грязь с нижней части транспортного средства и т.д.);
|
в) место расположения следа по отношению к неподвижным
ориентирам;
г) ширина беговой части протекторов колес (гусениц, полозьев),
ширина колеи, база транспортного средства, длина следа юза, ширина и
длина следа пролившейся жидкости, осыпавшейся грязи и т.п.;
д) расстояние между двумя отпечатками одной и той же осо-
бенности следа (дефекта покрышки, застрявшего камня и т.д.);
е) обнаруженные признаки направления движения.
Месторасположение обнаруженных следов транспортных
средств отмечается на составляемых плане или схеме, прилагаемых к протоколу.
При описании в протоколе осмотра следов столкновения, обнаруженных на транспортном средстве и иных объектах, указываются:
а) вид следа (вмятина, царапина, разрыв металла и т.д.);
б) место расположения следа и его размеры (наибольшие дли-
на и ширина);
в) наличие на объекте наслоений краски или других частиц от
детали, оставившей след;
г) обнаруженные признаки направления приложения силы в
момент столкновения;
д) иные особенности, характеризующие оставленный след.
Анализ следов Он позволяет установить вид и модель автомаши-
транспортных ны, мотоцикла, велосипеда, трактора и т.д. и в ряде
средств случаев идентифицировать транспортное средство
оставившее следы. Анализ совокупности обнаруженных следов способствует установлению места дорожно-транспортного происшествия, направления и скорости движения транспортных средств до и после него, причин и механизма происшествия, характера действий отдельных его участников.