Измерение следов транспортных средств




Путем измерения устанавливаются размеры и расположение следов по отношению к неподвижным ориентирам (нанесенным осевой и раздели-
тельной полосам, краям дороги, бордюрному камню, тротуара, столбам на обочине и т.п.). Рекомендуется измерить:

а) ширину колеи, оставленной колесами (гусеницами, полозья-
ми) (рис. 22), т.е. расстояние между средними линиями или одно-
именными краями следовых колес[3];

б) ширину беговой части протекторов колес (гусениц, полозьев);

в) базу автотранспортного средства (расстояние между перед-
ней и задней осью) — по следам на месте разворота с применением
заднего хода или по вмятинам на стоянке (рис. 23);

г) длину окружности шины (колеса) — по расстоянию между
серединами двух последовательных отображений какой-либо осо-
бенности поверхности колеса (повреждения, внедрившегося камешка
и др.). По длине окружности шины (S) определить ее наружный
диаметр (Д), используя формулу Д = S х 1,1: 3,14 (1,1 — коэффи-
циент прогиба шины); все измерения проводятся между центрами
(средней линией) следов;

д) длину следов торможения (если они располагаются на уча-
стках с различным дорожным покрытием, надо измерить длину
следа на каждом из этих участков);


Рис. 23. Схема измерения базы автотранспорт­ного средства: Лп — линия передней оси (колея передних колес); Лз — линия задней оси (колея заднике колес); Б — база автомобиля.

 

 

_______ -—

 

Рис. 22. Схема измерения ширины колеи и следа шины (беговой дорож­ки):

К — ширина колеи; об — ширина следа одного ската шины; ав — ши­рина следа двухскатной шины.

е) длину и ширину сле­дов пролившейся жидкости, нанесенной грязи или иного вещества.


Для этого используются следующие признаки:

а) при движении по сыпучему грунту по краям
следа колеса образуется веер из частиц грунта,
острие которого направлено в сторону движения;

б) при переезде через лужи и загрязненные уча-
стки дороги образующийся след сходит на нет в

сторону движения;

в) капли жидкости, падающие из транспортного средства, имеют
вытянутую форму, острый конец которой направлен в сторону дви-
жения;

г) при движении по траве стебли ее наклоняются в сторону
движения транспортного средства (рис. 24).

 

 

Отдельные, наиболее четкие участки поверхно­стных следов фотографируются или зарисовываются и при возможности копируются на лип­кие пленки аналогично тому, как это делается с соответствующими следами ног. При наличии технических средств осуществляется фотограммет-рирование всего участка дороги с расположенными на нем следами.


 
Рис 24. Признаки направления движения: 1. Направление углов рисунка протектора в следах шин повышенной проходимо­сти. 2. Расположение пыли около следа. 3. Расположение концов палок, сломанных при переезде. 4. Расположение зазора около камня, вдавленного в грунт при пере­езде. 5. Соотношение углов расхождения (а) и углов схождения следов (б) на пово­роте. 6. Рельеф дна следа. 7. Капли жидкости, упавшие с транспортного средст­ва. Стрелкой показано направление движения.
 
 


 

Участки объемных следов на сыпучем веществе закрепляются и изымаются вместе с частью следоносителя, а отобразившиеся в плотном пластичном грунте копируются при помощи гипса и поли­мерных материалов.

Одновременно, на случай возникновения необходимости про­ведения сравнительных исследований, изымаются пробы грунта, в котором оставлены следы.

Следы повреждений на транспортном средстве, возникшие в результате столкновения, наезда, опрокидывания, фиксируются путем их детальной фотосъемки. Следы наслоений, возникающие на транспортном средстве или оставленные транспортным средст­вом на других объектах в результате происшествия, изымаются по возможности вместе со следоносителем или же отделяются от объ­екта и упаковываются в соответствии с правилами изъятия микро­частиц.

Обнаруженные на месте происшествия предметы с отобразив­шимися на них следами транспортных средств, а также предметы, отделившиеся от транспортного средства (осколки стекла, частицы краски и т.п.), перечисляются в протоколе и приобщаются к делу в качестве вещественных доказательств. Упаковка данных предме­тов должна быть произведена с таким расчетом, чтобы не были повреждены находящиеся на них следы.

При наличии на месте происшествия следов горюче-смазоч­ных веществ изымаются их пробы, по возможности с частью следо­носителя, и помещаются в герметичные стеклянные сосуды.


Описание следов
транспортных средств в протоколе осмотра

В протоколе осмотра указываются:

а) вид и состояние поверхности, на которой
оставлены следы (мокрый асфальт, сухая пес-
чаная почва, снег);

б)вид следа (объемный, поверхностный, по-
зитивный, негативный, статический, динами-
ческий, след торможения, разлившаяся жидкость, осыпавшаяся
грязь с нижней части транспортного средства и т.д.);

в) место расположения следа по отношению к неподвижным
ориентирам;

г) ширина беговой части протекторов колес (гусениц, полозьев),
ширина колеи, база транспортного средства, длина следа юза, ширина и
длина следа пролившейся жидкости, осыпавшейся грязи и т.п.;

д) расстояние между двумя отпечатками одной и той же осо-
бенности следа (дефекта покрышки, застрявшего камня и т.д.);

е) обнаруженные признаки направления движения.
Месторасположение обнаруженных следов транспортных

средств отмечается на составляемых плане или схеме, прилагаемых к протоколу.

При описании в протоколе осмотра следов столкновения, обнаруженных на транспортном средстве и иных объектах, указываются:

а) вид следа (вмятина, царапина, разрыв металла и т.д.);

б) место расположения следа и его размеры (наибольшие дли-
на и ширина);

в) наличие на объекте наслоений краски или других частиц от
детали, оставившей след;

г) обнаруженные признаки направления приложения силы в
момент столкновения;

д) иные особенности, характеризующие оставленный след.

Анализ следов Он позволяет установить вид и модель автомаши-
транспортных ны, мотоцикла, велосипеда, трактора и т.д. и в ряде
средств случаев идентифицировать транспортное средство

оставившее следы. Анализ совокупности обнаруженных следов способствует установлению места дорожно-транспортного происшествия, направления и скорости движения транспортных средств до и после него, причин и механизма происшествия, характера действий отдельных его участников.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: