История возникновения науки




Математика(от греческого mathema – наука) – наука, в которой изучаются пространственные формы и количественные отношения. Математика зародилась в глубокой древности и от рождения условно делится на дис­кретную и континуальную (непрерывную) математику. К континуальной математике относится все, что содержит идеи теории пределов и непрерывности. Все остальное — это дискретная математика (discrete mathematics). Главной ее спецификой является дискретность, т.е. антипод непрерывности.

 

Дискретная математика – область математики, изучающая дискретные математические объекты и структуры. Ее элементы возникли в глубокой древности. С незапамятных времен известны комбинаторно-логические задачи, решение которых связано с перебором комбинаций дискретных объектов и логическим анализом возникающих вариантов. Некоторые из них сохранились до нашего времени в занимательной математике в виде задач-головоломок.
Дискретные системы с древнейших времен применяются в вычислительной практике. Широко известны изобретенные в древности различные системы представления чисел и связанные с ними алгоритмы выполнения арифметических операций, решения уравнений и т.д., повсеместно были распространены дискретные вычислительные приспособления: абак, различные виды счетов.

Развиваясь параллельно с другими разделами математики, элементы дискретной математики являлись их составной частью. Важнейшие примеры дискретных математических объектов: натуральный ряд чисел; конечное множество элементов произвольной природы; функция (отображение) из конечного множества в конечное множество; слово (последовательность символов) и формальный язык (множество слов) в конечном алфавите; конечный граф и другие. Содержательно дискретный объект обычно мыслится как состоящий из строго отделенных друг от друга неделимых частей. Объекты рассматривают как дискретные также в тех случаях, когда по каким-либо причинам отвлекаются от присущих им свойств непрерывности.
Следует подчеркнуть, что деление математики на «непрерывную» и «дискретную» весьма условно, т.к. вся математика едина и пронизана глубокими аналогиями. Сходные идеи и конструкции одинаково успешно работают в различных ее разделах. С одной стороны, происходит обмен идеями и методами между ними, а с другой – часто возникает необходимость исследования моделей, обладающих как дискретными, так и непрерывными свойствами одновременно. Например, аппарат теории множеств и теории графов используется при изучении не только дискретных, но и непрерывных объектов. Математика, изучающая количественный аспект материаль­ной действительности, отражает противоречивость реального мира. Непрерывность и однородность пространства — это предпосылки возникновения континуальных разделов математики, а разрывность и неоднородность — дискретных разделов. В то же время единство мира, тесная связь его непрерывных и дискретных свойств являют­ся основанием единства математики. Однако характер объектов, исследуемых дискретной математикой, настолько своеобразен, что методов классической математики не всегда достаточно для их изучения. Поэтому те спе­цифические методы, которые применяются для очень широкого класса конечных дискретных объектов, и были объеди­нены в общее направление — дискретную математику. Изучение элементов дискретной математики является существенной и неотъемлемой частью общемате­матического образования на всех его этапах и для всех обучаемых.
В широком смысле дискретная математика включает в себя такие давно сложившиеся разделы математики, как теория чисел, алгебра, теория множеств, математическая логика и другие. В узком смысле дискретная математика состоит из ряда специальных разделов и сравнительно новых разделов, которые интенсивно стали развиваться с середины прошлого века в связи с изобретением и постепенным внедрением во все сферы жизни ЭВМ и цифровых технологий. К таким разделам можно отнести теорию функциональных систем, теорию графов и сетей, комбинаторный анализ, теорию автоматов и алгоритмов, теорию кодирования, теорию синтеза управляющих систем, дискретную геометрию и др.

Несмотря на то, что элементы дискретной математики встре­чались на протяжении всего периода развития математики, термин «дискретная математика» относительно новый в математическом лексиконе. Во втором издании Большой советской энциклопедии (1949-1958) он не употребляется. Статья «Конечная математика» появляется только в третьем издании энциклопедии (1969-1981), что обусловлено бурным развитием дисциплин, связанных с ис­следованием кибернетических систем, описываемых дискретными математическими моделями, и изучением таких моделей. Конечная математика (дискретная математика) - раздел математики, занимающийся изучением свойств объектов конечного характера.
Конечная математика – «область математики, занимающаяся изучением свойств структур финитного (конечного) характера, которые возникают как внутри математики, так и в ее приложениях». К числу таких конечных структур могут быть отнесены, например, конечные группы, конечные графы, а также некоторые математические модели преобразователей информации, конечные автоматы и т. п. Иногда допускают расширение предмета конечной математики до произвольных дискретных структур и приходят к дискретной математике.
К таким структурам могут быть отнесены некоторые алгебраические системы, бесконечные графы, определенные виды вычислительных схем, клеточные автоматы и т. д. В качестве синонима понятий «конечная математика» и «дискретная математика» иногда употребляется термин «дискретный анализ».
В статье Кудрявцев В.Б. «Конечная математика» дискретная математика про­тивопоставляется классической: «В отличие от конечной математи­ки классическая, в основном, занимается изучением свойств объ­ектов непрерывного характера». Такое противопоставле­ние не совсем точное, поскольку до определения в середине XX в. понятия «дискретная математика» к классической математике от­носилось и изучение дискретных объектов.
Начало следующего этапа в развитии дискретной математики относят к XVII в. и связывают с появлением работ Л. Эйлера в области комбинаторного анализа и теории графов и Я. Бернулли по комбинаторной теории вероятностей. Большую роль в развитии идеологии дискретной математики сыграл Г. В. Лейбниц. В XIX веке в области дискретной математики работали известные математики, такие, как Ж. Л. Лагранж, А. Кэли, Дж. Буль, К. Жордан и многие другие.
Начиная с XVII века, в математике в основном занимались изучением функций непрерывно меняющегося аргумента, что являлось основой для всех ее приложений. Однако изучение моделей, имеющих дискретный характер, привело к необходимости обратить­ся к разделам математики, идущим в основном от математической логики и традиционно включающим комбинаторный ана­лиз, теорию графов, теорию алгоритмов, теорию алгебраиче­ских систем и ряд других. В современной математической науке, а также в ее приложениях, исследования в этих областях зани­мают все более заметное место.

Наряду с использованием дискретных математических ме­тодов для решения аналитических и прикладных задач в гуманитарных и естественнонаучных дисциплинах, важным аспектом их применения является также формирование методо­логических и языковых навыков, позволяющих формализовать и структурировать проблемы в соответствующей предметной области.
В истории цивилизации можно выделить три крупных пери­ода: сельскохозяйственный, или аграрный, — до XVIIв.,инду­стриальный - с XVII по XXв., информационный — с XX в. Эти периоды определялись научно-техническими революциями и, следовательно, характером тех систем и явлений природы, ко­торые вовлекались в сферу главных производственных интере­сов и потребностей людей. В каждый период создавались но­вые технологии производства, новая картина реального мира, новые системы знаний (науки) и, в частности, дискретная математика (рис.1).

Во взаимоотношениях математики и ее приложений с середи­ны XX века произошел существенный перелом. Математические методы, традиционно используемые в таких областях, как физика, механика, инженерные науки, стали вторгаться в самые различные сферы науки и практики — от биологии, экономики, социологии, психологии до компьютерных технологий. Эти приложения потребовали изменить представление о математике как о вычислительной теории, стали обращаться к восприятию абстракт­ной природы ее основных понятий и методов, что позволило мыслить более ясно и последовательно при решении научных проблем.
Большое значение для осознания роли дискретной математики в науке XX века имело возникновение и распостранение в современном естествознании представлений о дискретном характере окружающей нас реальности (атомно-молекулярная теория, квантовая и статистическая физика). Существенное влияние на развитие дискретной математики на этом этапе оказали исследования и работы А. Пуанкаре и Д. Гильберта, Э. Л. Поста, А. М. Тьюринга и других ученых.
Бурное развитие дискретной математики во второй половине XX века связывают с «цифровой революцией» в телекоммуникационной и вычислительной технике. Дискретная математика стала основой проектирования и применения многочисленных цифровых электронных устройств. Первые применения дискретной математики в этой области связаны с именами В. А. Котельникова, К. Э. Шеннона, В.И. Шестакова. Возникновение в рамках кибернетики математической теории управляющих систем привело к развитию целых новых разделов дискретной математики: теории сложности, теории тестов, теории надежности схем, теории автоматов и других. Существенный вклад в дискретную математику на этом этапе был сделан Дж. фон Нейманом, А.А. Ляпуновым, С.В. Яблонским, О.Б.Лупановым.

Начиная с середины XX в. в нашу жизнь бурно вошли и вско­ре заняли доминирующее место информационные системы раз­личного назначения. Сначала это были кибернетические систе­мы, а затем системы с интеллектуальными свойствами. Определяющими в таких системах являются информацион­но-логические, принципиально дискретные процессы решения разнообразных задач. Для этих процессов не существенны ме­сто и время их решения, они мало зависят от пре­образования энергии и вещества.

Классической высшей математики недостаточно для моделирования кибернетических и интеллектуальных систем. Для описания главных систем информационного периода и появилась новая математика, которую называют в России дискретной математикой (выделяется дискретность структуры информации, собственно информационной системы и ее функционирования); в США — Computer Science (на первое место выдвигается техническая сторона дела — компьютеры); в Западной Европе — информатикой (акцент делается на инфор­мационные процессы).

Дискретная математика ориентирована на описание и ис­следование информационных систем, функционирующих в информационной среде. Дискретная математика объединила отдельные разделы, ранее сформированные как самостоятельные теории (математическая логика, теории множеств, гра­фов, кодирования и др.)
Кибер­нетические области информатики используют в качестве аппара­та язык как фундаментальной, так и прикладной математики. Кибернетика — наука об общих принципах уп­равления в живых, неживых и искусственных системах. Решая мно­жество разнообразных задач, кибернетика имеет общий стержень, общую методологию, в основе которой лежит понятие системы, т.е. структуры, объединения некото­рого количества обособленных элементов, подчиненных единой взаимосвязи, определенным отношениям. Кибернетика является наукой об управляемых системах любого характера: биологиче­ских, социальных, технических, экономических. В связи с этим в различных системах выделяют так называемый кибернетический подход, смысл которого заключается в наличии механизма управ­ления этой системой, в существовании обратной связи.

В XXI веке дискретная математика является бурно развивающейся ветвью математики. Ее роль и место определяются в основном тремя факторами: 1) дискретную математику можно рассматривать как теоретические основы компьютерной математики; 2) модели и методы дискретной математики являются хорошим сред­ством и языком для построения и анализа моделей в различных науках, включая химию, биологию, генетику, физику, психологию, экологию, со­циологию и др.; 3) язык дискретной математики чрезвычайно удобен и стал фактиче­ски метаязыком всей современной математики.
Дискретной математикой такженазывают совокупность математиче­ских дисциплин, изучающих свойства абстрактных дискретных объектов, т.е. свойства математических моделей объектов, про­цессов, зависимостей, существующих в реальном мире, которы­ми оперируют в различных областях знаний.
Ее математический аппарат можно опреде­лить как взаимосвязанную совокупность языка, моделей и мето­дов математики, ориентированную на решение различных, в том числе инженерных, задач. Использование такого аппарата связа­но с характером исследуемых моделей – отдельных элементов абстрактных множеств, отдельных чисел в различных системах счисления, отдельных значений 0 и 1 (истина и ложь), булевых функций и т.д.
В настоящее время знание дискретной математики необхо­димо специалистам в различных областях деятельности и элементы дискретной математики все чаще вводят в программы подготовки не только математиков, инженеров, программистов, но даже юристов. Ин­терес к этой дисциплине не случаен, т.к. потребность в зна­ниях этой области математики объясняется широким кругом ее применения: электроника и информатика, вопросы оптимизации и принятия решений. XXI в. называют веком информатизации, когда основной объем информации хранится в памяти ЭВМ. Применение ЭВМ для комплексной автома­тизации информационной деятельности принципиально измени­ло характер взаимоотношений человека и машины. Если раньше компьютер осваивали только те, кто непосредственно его обслу­живал: программисты, электронщики, операторы, то в XXI в. без машинной обработки информации не обойдется ни одна отрасль деятельности.

Дискретная математика исследует объекты, которые порой не имеют ни физической, ни числовой интерпретации. В классиче­ской математике характеристики реальных объектов можно представить в виде чисел, а закономерности — в виде соотношений. В отличие от реальных характеристиками информационных объек­тов могут служить понятия «структура», «отношение», «связь». Обычно объекты информа­тики рассматривают как комбинации некоторых абстрактных символов, над которыми производятся некие манипуляции.
В настоящем время идет процесс информатизации общества, ин­теллектуализации организационных систем, внедрения компью­теров во все сферы жизни человека. Происходит процесс информатиза­ции разнообразных технических систем, постоянное расширение интеллектуальных возможностей динамических систем.
Методы, разрабатываемые дискретной математикой, часто ис­пользуются в различных направлениях информатики.
Достижения математической логики используются для ана­лиза процессов переработки информации с помощью ЭВМ. Тео­рия автоматов разрабатывает методы, с помощью которых мож­но на основе моделей логического типа изучать процессы, про­текающие в самой машине во время ее работы. Для работы на компьютере информацию представляют в дискретной форме, позволяющей переводить ее в программы, понятные ЭВМ.
Теория информации изучает вид тех форм, в которых инфор­мация представляется в компьютере. Формализация любой информации, реально существующей в живой и неживой природе, происходит через компьютерное моделирование. Системный ана­лиз изучает структуру реальных объектов и дает способы их фор­мализованного описания. Общая теория систем как часть систем­ного анализа изучает различные по характеру системы с общих позиций. Теория массового обслуживания изучает широкий класс моделей передачи и переработки информации в системах массо­вого обслуживания

 

В настоящее время нашла широкое применение наука семи­отика, которая исследует знаковые системы самой различной природы. Четко различая понятие знака и знаковой ситуации, се­миотика включает такие разделы, как синтактика (что связывает знак), семантика (что выражает знак), сигматика (что обозначает знак) и прагматика (что дает знак). Синтактический аспект ин­формации, связанный со структурными и статистическими оцен­ками, в основном рассматривается в информатике и вычислительной технике. Сигматический аспект рассматривает теория сиг­налов и кодирования. Знаковые системы благодаря своей гибкости способны обеспечить разнообразные запросы пользователей.
Имитационное моделирование — наука, в которой создаются и используются специальные приемы воспроизведения процессов, протекающих в реальных объектах, в тех моделях этих объектов, которые реализуются в вычислительных машинах.
Теория принятия решений изучает общие схемы, используемые при выборе решения из альтернативных возможностей (в услови­ях неопределенности). Теория игр изучает модели, в которых вы­бор происходит в условиях конфликта или противоборства. Мате­матическое программирование рассматривает проблемы принятия оптимальных решений с помощью математического аппарата.

Искусственный интеллект — одно из молодых и перспектив­ных направлений информатики, появившееся во второй полови­не XX в. на базе вычислительной техники, математической логи­ки, программирования, психологии, лингвистики и других от­раслей знаний. Объектами его изучения являются межпредметные процедуры (метапроцедуры), используемые при решении интеллектуальных задач.
Информационные системы применяются для анализа и про­гнозирования потока информации, исследования способов ее представления, хранения и извлечения. Актуальным является так­же создание информационно-поисковых систем, систем хранения, обработки передачи информации, в состав которых входят информационные базы данных, терминалы, средства связи. Опе­рационные системы связаны с разработкой и производством ком­пьютеров.

 




Теперь уже можно осознать место дискретной математики в системе знаний, необходимых для тех, кто связал свою жизнь с компьютером. Для представителей многих специальностей, особенно для про­граммистов и информатиков-экономистов, существенное значение в будущей профессиональ­ной деятельности имеет знание классической логики, т.к. она образует математическую основу информатики. На знаниях законов логики базируются принципы алгоритми­зации, которые лежат в основе программирования. Фундаментом всей вычислительной техники и автоматики является преобразо­вание двоичных сигналов, анализ, проектирование и использова­ние логических схем. Основу современной математической логи­ки составляют исчисление высказываний и исчисление предика­тов, на которых базируется любой язык программирования. Широко применяются логические методы для построения баз дан­ных. Активно используются знания логики в развитии современ­ных направлений информационных наук. Ряд проблем искусственного интеллекта невозможно решить без знаний основ классической логики.



Часто приходится обрабатывать информацию, полученную в результате всевозможных статистических обобщений, социологи­ческих опросов и т.д., с помощью средств теории вероятностей и математической статистики. При этом понадобятся умения форму­лировать гипотезы о видах распределений, проверять их жизнеспо­собность, истинность, отражение реальности. Поэтому специалистам важно ориентироваться в различных видах индуктивных умозаключений и уметь отличать достоверные выводы от вероятно­стных, т.е. применять в работе знания классической логики.



Изучая дискретную математику, нельзя не уделять внимания людям, которым принадлежат основопола­гающие результаты. Поэтому, перечислим имена крупных математиков, внесших существенный вклад в современную дискретную математику: английский математик и философ Б. Рассел, английский математик А. Тьюринг, американские математики А. Чёрч, К. Гёдель, Э. Пост, С. Клини, польские математи­ки Л. Лукасевич, С. Мостовской, советские математики А. А. Марков, И. И. Жегалкин, П. С. Новиков, В. М. Глушков, российские ученые С. В. Яблонский, О. Б. Лупанов, Ю. И. Журавлев.



Обучение дискретной математике – многоцелевой, многоуровневый, многофункциональный процесс, состоящий в целенаправленном воздействии на элементы систе­мы обучения и их связи.

Как было показано ранее, математика является единой научной дисциплиной, непрерывные и дискретные разделы кото­рой постоянно взаимодействуют между собой, обогащая друг друга. Этапы непрерывно­го обучения дискретной математике определяются возрастом обу­чаемых, их психологическими и физическими возможностями, раз­личными
целями и задачами, достигаемыми и решаемыми при обучении. Главной целью обучения
дискретной математике на всех эта­пах является усвоение обучаемыми знаний для продук­тивной деятельности в современном информационном мире, овла­дение ими умениями
использования мощных средств исследования реальной действительности, в том числе и
вычислительной техни­ки, развитие их умственных способностей для решения жизненных
вопросов.



 


Достижение этой цели возможно, с одной стороны, при зна­комстве учащихся с
необходимым комплексом знаний и обучении активным навыкам их использования, с другой
стороны, при уско­рении у учащихся умственного развития, знакомстве их с различ­ными
стилями мышления, обучении умению эффективно исполь­зовать эти стили в случае
необходимости.

 





Выбор дискретной математики как составляющей при обуче­нии математике вызван
широким распространением дискретных математических моделей при исследовании
кибернетических си­стем, повс­еместным изучением информатики, теоретической базой
которой является дискретная математика. Кроме того, целью изучения дискретной
математики является повышение с ее помощью интеллектуального развития человека,
умственное совершенствование обучаемых, формирование у них приемов логического
мышления, развитие их соображения и вооб­ражения, формирование их личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: