Отступки апостольских и евангельских чтений, связанные с датами Пасхи 2010 и 2011 годов




Так устроен наш современный Устав, что максимальная возможная отступка - 5 недель. По новой пасхалии она должна быть 6 недель. Но на 6-е суботу и воскресение в Уставе просто нет чтений! Отметим, что эти чтения уже начались еще на Неделе Праотец. То есть для точного соблюдения церковного Устава по новой пасхалии, отступка должна начинать на неделю раньше, 6 декабря. Если этого не произошло, нельзя менять и Пасху, так как нарушается устав Святых Отцов!

Все недели перед Пасхой по новой пасхалии начинаются позже

В нынешней пасхалии указаны дни начала Триоди (Неделя о мытаре и фарисее) и мясопуста. В новой пасхалии они станут другими, примерно на неделю позже.
Следовательно, когда у нас будет седмица после "мытаря и фарисея" ("всеядная" - скоромная пища ради проклятия еретиков) у сторонников А.Ю. Рябцева - обычная неделя.

Когда у нас седмица мясопустная (в среду и пятницу пища без масла), у них - всеядная.

Когда у нас сыропустная (пища скоромная без мяса, также в противовес еретикам), у них - обычная неделя (в среду и пяток без масла).

Когда у нас 1-я седмица Великого Поста, у них сыропустная. Когда у нас Светлая седмица, они постятся и кладут земные поклоны. И так далее.

Мясоед 2011 года по новой пасхалии будет больше на неделю, чем у нас

В этом году их "Петровки" станут меньше на неделю. Т.к. их Пасха на седмицу ближе ко дню свв. ап. Петра и Павла. И воистину пророческими звучат слова "Церковного Ока": "И уставы начнет творити которыиждо, яко еретицы творят. Не держаще предания Святых Апостол, и Святых Богоносных Отец, иже егда достоит поститися, и не постятся. И егда лепо есть не поститися, постятся. От православныя веры истинныя далече отстоят, и скверну веру свою развращенно держат".J Видимо, нынешние "неопасхалисты" тяжело перенесли в 2010 году самую раннюю Пасху и самый большой Петровский пост (6 недель)

На некоторых неделях, у нас на утрени будут 2 кафизмы, у них три и наоборот

5. От Пасхи 2011 года до Пасхи 2012 года у нас различаются ВСЕ службы, так как меняются и гласы. Практически больше года (от недели Праотцем 2010 года до Вербного Воскресения 2012 года) у нас РАЗНЫЕ Уставы богослужения!

Выходит, что если менять Пасху на 2011 год, нужно составлять другой Устав (Око Церковное), не только Пасхалию!

6. Наконец, если одни будут праздновать Пасху 11 апреля, а другие 18-го, это приведет к нарушению единогласия в Церкви, достигнутого еще на 1-м Вселенском Соборе 325 г.!

Как Алексей Юрьевич думает, Митрополия в Румынии примет его пасхалию, или ему все равно, как они празднуют?

Заключение

Во всех святоотеческих трудах говорится о двух источниках Богопознания: Священном Писании и Предании. Они не противоречат друг другу, но вместе проповедуют одну Богооткровенную Истину.

У г-на же Рябцева эти два источника иногда не согласны. Так, согласно Евангелию, Господь совершил с апостолами первую Пасху Свою на еврейской седмице пасхальной. А Алексей Юрьевич считает, что по Апостольскому правилу это было категорически запрещено (!).

Он пишет: "Изменен был и порядок празднования христианской Пасхи. Раньше она праздновалась не ранее чем через неделю после "расчетной" иудейской (что больше соответствовало Апостольскому правилу). Теперь же в каждом году лунного цикла самая ранняя христианская Пасха могла наступить не менее чем через два дня после "иудейской". Что больше соответствовало традиции понимания Евангельских событий (Воскресение в третий день), чем Апостольскому правилу".

Получается, по Рябцеву, что Апостолы праздновали с Самим Богом Пасху после иудейской Пасхи, потом "запретили" такое празднование в своих правилах, а мы "нарушаем" эти каноны, если празднуем в то же время года, что и они тогда, 1-й раз (!). Значит, Апостолы праздновали со Христом Новозаветную Пасху по- июдейски?! Это, как уже было показано выше, СОВЕРШЕННО НЕВЕРОЯТНО!!

При этом г-н Рябцев ссылается на пасхальные расчёты еврейских "мудрецов", как на достоверный источник. Они, конечно, хотят исполнить Закон. Но, по учению Свв. Отец, в действительности не почитают Законодателя, поскольку находятся вне Церкви Божией. Поэтому не мы должны смотреть на них, как они празднуют по своему календарю (который, по словам Алексея Рябцева, к тому же неточен). Но они должны признать Христа БОГОМ, креститься и потом праздновать с нами ИСТИННУЮ ПАСХУ – ХРИСТОВУ, а не ВЕТХОЗАВЕТНУЮ.

Есть также сведения, что во времена после Христа евреи изменили порядок своего празднования, став совершать его до равноденствия. "Жидове погрешают, понеже пред поровнанием дня с нощию бывающаго луннаго четыре надесятаго Пасху творят. Но мы християне, держащеся истиннаго Духом Святым уставления, всяко должни есмы жидовскаго заблуждения, и еретическаго злоумия удалятися, НЕ ДОСТОИТ БО НАМ НА НЫНЕШНЕЕ БЕЗУМИЕ ЖИДОВСКОЕ СМОТРИТИ, ЗАНЕЖЕ ВЕЗДЕ ПРАВДУ ЗАКОННУЮ РАЗРУШИША" (Кирилова книга, лл., 312 об.-313об.).

А Алексей Юрьевич говорит нам: "Ведь иудеи могут провести реформу своего календаря. Тогда придется и нам исправлять свои таблицы, чтобы не нарушать Пасхальных правил". Выходит, "будем менять сколько раз евреям захочется"?! Г-н Рябцев говорит здесь про правила, где написано: "Не празднуйте со иудеи и прежде времени". А если, предположим, евреи скажут: "Будем отмечать песах вместе со старообрядцами, как написано у них в календаре". Что тогда, как будем праздновать Пасху?!

В заключение хочу привести слова из "Кормчей", согласные с Кириловой книгой и с существующей ныне Пасхалией:

"Якоже и изложение веры имать, сиречь, Верую во Единаго Бога еже тии вдохновением Святаго Духа прогласиша. УСТАВИ ЖЕ СЕЙ СВЯТЫИ ВСЕЛЕНСКИИ СОБОР, И СВЯТУЮ ПАСХУ ПРАЗДНОВАТИ НАМ, ЯКОЖЕ И НЫНЕ ПО ОБЫЧАЮ ДЕРЖИМ. Неции бо от прежних в четвертой надесять мартовы луны, праздноваху Пасху" (Кормчая патр. Иосифа, л. 6).

И поучение Апостольское о разрушителях Предания: "Повелеваем же вам братие о имени Господа нашего Исуса Христа, ОТЛУЧАТИСЯ вам от всякаго брата, безчинно ходяща, а не по Преданию, еже прияша от нас" (Сол. зач. 276–277).

О ТАК НАЗЫВАЕМОЙ "НОВОЙ ПАСХАЛИИ"

Диакон Валерий Тимофеев(г. Чебоксары), член Канонической комиссии РПСЦ

Нас называют новопасхалистами. И правильно называют. Мы новопасхалисты и новозаветники.
Алексей Рябцев

Иже узаконенное о Пасце предание преложити покусится: аще есть мирскии человек, да изринется. Аще ли причетник, да извержется.
Антиохийского Собора правило 1

Аще кто мирскии человек, преступает взаконеное Пасхи предание, и со июдеи или о себе един во ино время восхощет сотворити Пасху, да есть не причастен, и изриновен от Церкве. Аще же есть причетник таковое творя, да извержется, и да будет лишен отнюдь святительския чести и имене. И причетницы елико же их приобщаются ему по извержении, и тии да извержени будут.
Толкование на 1 правило Антиохийского Собора

В последнее время появился ряд работ А. Рябцева, в которых он высказывает свою точку зрения на необходимость изменения существующей церковной Пасхалии. Из доступных нам работ наиболее полно его взгляды изложены в статье "О праздновании священного дня Пасхи - Светлого Христова Воскресения", а также в дискуссии, которая велась с ним и другими новопасхалистами в Интернете на сайтах Древлеправославие (https://drevlepravoslavie.forum24.ru/) и Самарское староверие (https://samstar.ucoz.ru/) в первой половине 2011 г. от Р.Х. Настоящая работа посвящена исследованию высказанных новопасхалистами взглядов и учений.

1.

1-ю часть своей статьи "О праздновании священного дня Пасхи - Светлого Христова Воскресения" А. Рябцев начинает с заявления: "Христианскую Пасху надо праздновать: 1) после иудейской; 2) после первого полнолуния после весеннего равноденствия; 3) в воскреный день недели". Автор не упомянул того, кто установил этот порядок правил, которым он пользуется, скорее всего, он сам, так как Церковное предание каноны устанавливают иной порядок перечисления правил празднования Пасхи.

7 правило Святых Апостол гласит: "Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина". Славянская Кормчая патриарха Иосифа передает это правило в следующем виде: "Со июдеи не праздновати. Аще который епископ, или презвитер, или диакон святый день Пасхи, прежде времени со июдеи празднует, да извержется. Се разумно есть".

В главе 7-й литеры "П" "О Святой Пасхе" из Алфавитной Синтагмы иеромонаха из г. Солунь Матфея Властаря (+ ок. 1360 г.) (1) в подглавке "О том, что для Пасхи положены четыре ограничения" разъясняет: "Относительно нашей Пасхи необходимо обращать внимание на четыре постановления, из которых два содержатся в Апостольском правиле, а два ведут начало из неписанного предания. Первое – мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия; второе – не праздновать ее вместе с иудеями в один день; третье – не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия; и четвертое – после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы". Разница, между "новопасхалистским" утверждением и канонами, как видим, существенная.

В предисловии к статье А. Рябцев сходу заявляет, что "используемые нами пасхальные расчеты и составленные на их основе пасхальные таблицы содержат грубую ошибку, которая приводит в некоторые года к нарушению Апостольского и Соборных правил о запрещении празднования христианской Пасхи вместе с иудеями". В качестве примера того, что с "пасхальными таблицами можно легко напутать" А. Рябцев уже в 1 части своей статьи приводит ошибки индиктов в издании "Ока церковного" (Верещагино, 2009) и в церковных календарях за периоды 1997-2000 и 2005-2009 годов. Заслугу в исправлении ошибочных индиктов автор, конечно, приписывает себе. Далее в тексте статьи автор разъясняет читателям, что "индиктовый круг – это период в 15 лет", "первому лету от Адама" соответствует "индикт 1", второму – "индикт 2", что "раньше никто индиктов не рассчитывал" и "чтобы узнать какой сейчас "индикт", надо найти остаток от деления номера лета "от Адама" на 15".

Относительно индиктов следует сказать, что сам термин "индикт" (лат. Indictio – "назначение, наложение") происходит от латинского глагола indico – "назначаю, налагаю". В Древнем Риме со времен царя Сервия Тулия граждане обязаны были раз в пять лет собираться на Марсово поле для переписи (ценза). После переписи проводились очистительные жертвоприношения – lustrum. Соответственно, и все пятилетие называлось "люстром". Люстры имели значение только для римских граждан. В период Поздней Республики и Ранней империи для удобства сбора податей уже не с римлян, а с жителей провинций, пятилетние периоды между переписями стали объединять по три, таким образом, возник 15-летний цикл индикта. За начало индикта был принят сентябрь, т.к. к этому времени заканчивались полевые работы.

Индикт сам по себе не имеет никакого отношения к пасхальным вычислениям. Он мог быть принят Церковью либо после победы императора Константина над Максенцием в 312 г., когда императору явился Христос (312 г.), либо в 313 г. – после издания Миланского эдикта о свободе вероисповедания. Вполне возможно также, что счет индиктами мог быть принят церковью с 1 индикта, который был при Константине (327 г.). Традиционный способ нахождения индикта описан еще Матфеем Властарем: им будет остаток при делении года от сотворения мира на 15 (этот способ правильно упоминается А. Рябцевым). Существуют также способы нахождения индикта и по эре от Р.Х. Для этого можно от года по эре Р.Х. вычесть 312 и разность разделить на 15. Можно также разделить год от Р.Х. на 15 и к остатку прибавить 3. Результаты будут совпадать.

Алгоритм счета индиктов известен давно, поэтому создана специальная таблица, чтобы не терять времени на расчеты, когда требуется определить несколько индиктов. Помещаю ее здесь для практических целей.

Индикты (2)

Для полноты картины, следует также отметить, что существуют католические, т.н. "Римские индикты" (Indictio Romana), которые начинаются, не с 1 сентября, как в Православной Церкви, а с 1 января, но для нас они практического значения не имеют.

Далее, А. Рябцев рассматривает "Круг солнцу" и "Круг луне" и приводит примеры их вычисления. "Кругом солнцу" называется 28-летний период, по завершении которого числа месяцев будут приходиться на те же дни недели, как это было 28 лет назад, или, как говорит А. Рябцев, "дни недели выпадут на те же самые числа месяцев Юлианского календаря". Под термином "круг луне" понимают: 1) 19-летний период времени, после которого новолуния и полнолуния бывают в те числа солнечных месяцев, в которые они были 19 лет назад; 2) в Пасхалии также называются и отдельные годы лунного круга.

Течение "кругов луне" Православная Церковь начинает с древнейших времен "от Адама", которое было в пятницу, 1-го марта. Повторяя в очередной раз общеизвестное, А. Рябцев пишет: "Получив "круг Луне", определяют находящиеся в пасхальной таблице "основания" и "епакты".

Так как в дальнейшем А. Рябцев отводит в своих построениях "основаниям" и "епактам" значительное место, то следует сказать, что в пасхальных расчетах "основание" означает число дней, на которое юлианский солнечный год превышает лунный, т.е. показывает число дней, которое надо добавить к лунному году, чтобы он равнялся юлианскому солнечному. Истинная разница между лунным и солнечным годом составляет 10 дней 21 час 11 минут 25 секунд, но для простоты расчетов округляют ее до 11 дней. Следовательно, если вести счет лет лунным годам относительно солнечных, то разница постоянно будет увеличиваться на 11. Пока эта разница не превышает 30, то она и является "основанием", но когда она достигнет более 30 дней (т.е. месяца), то из нее вычитают 30, и "основанием" будет остаток. Впрочем, все это давно хорошо известно, и соотношения "кругов луне" и "оснований" тоже высчитаны давным-давно и используются Церковью со времени составления первых пасхальных канонов. И хотя сам А. Рябцев говорит, что "соотношения годов лунного цикла и "оснований" имеются в богослужебных книгах в уже готовом виде", тем не менее он приводит таблицу, в которой "круги луне" начинает не с 1-го, а с 17-го, так как "после 16-го года происходит так называемый "скачок луны" (особая поправка на одни сутки).

Но какой смысл даже в этом случае переворачивать порядок течения "кругов луне"?
При этом А. Рябцев предлагает увеличить "основания" в пасхальных таблицах, так как за предыдущий Великий индиктион накопилась разница (которую А. Рябцев почему-то именует "ошибкой") между табличным и реальным полнолунием почти в 2 дня.
В том, что "основания" могут быть увеличены со временем нет ничего удивительного. По свидетельству Матфея Властяря, "основание" увеличивалось на 1 каждые 300 лет, пока в 1333 году дошло до первого нашего нынешнего "основания" – 14. Такое увеличение оснований могло происходить вследствие того, что астрономические новолуния (из-за несовершенства "цикла Метона") каждые 312 с половиной лет происходили на день раньше, чем это определялось по Пасхалии. Это, однако, никак не влияло на определение дня Пасхи, так как Пасха вычислялась и до сих пор вычисляется не по астрономическим полнолуниям. Кстати следует заметить, что католики до самой Григорианской реформы отмечали Пасху в те же самые дни, что и Православная Церковь, увеличивая свои эпакты, которые соответствовали нашим "основаниям" на 1 в 800, 1100 и 1400 годах.

Если бы действительно существовала необходимость увеличить "основания", то Церковь могла бы сделать это и в XVIII-XIX вв., когда "основание" следовало увеличить на 1, но этого сделано не было. Какой смысл в XXI веке увеличивать "основание" на 2, если оно не имеет решающего влияния на время празднования Пасхи? Только для того, чтобы автор этого предложения мог бы в следующей какой-нибудь "реформаторской" статье записать на свой счет не только "исправление ошибки" в индикте, но в "основании"?

Рассуждения А. Рябцева относительно "епакты" заслуживают самого пристального рассмотрения. Он уверяет читателей, что "епакта" - это то число марта, на которое выпадает 20-е число лунного месяца: "На 20-е число пасхального лунного месяца выпадает окончание семи пасхальных дней у иудеев. Поскольку полнолуние (и, соответственно, начало иудейской пасхальной недели) – это 14-е число лунного месяца, то окончание этой недели будет 20 числа (14+6=20)".

А. Рябцев уверяет читателей, что будто бы "пасхальные дни у иудеев" заканчиваются 20 числа "пасхального лунного месяца". Что это за месяц из текста остается неизвестным. Вероятнее всего, имеется в виду тот месяц, который в книгах Исход и Левит назван "первым" месяцем: "В первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня" (Левит 23:5). А в книге Исход говорится о семи днях: "С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца" (Исход 12:18). Никаким образом вечер 21 дня 1-го месяца не может быть 20 числом "пасхального лунного месяца" (по Рябцеву) (см. ниже).

Согласно традиционному, не "новпасхалистскому" пониманию, епакта означает число, "дополняющее" соответствующе ему "основание" до 21-го, когда основание меньше этого числа, или число, дополняющее "основание" до 51-го, если основание больше 21-го. Именно таким образом высчитывались епакты в прежние времена, а не так, как это представлено в статье А. Рябцева – с использованием отрицательных чисел. Для примера его расчет для 16 "круга луне": круг луне – 16, епакта – 22 (3-11= -8; -8+30=22). Результат, конечно, получается такой же, как и при традиционном способе расчета, но для чего нужно это модернизаторство автору, который якобы стремиться восстановить якобы истинную компутацию?

Епакты были введены в Пасхалию для того, чтобы обозначать окончание опресночной седмицы, которое дает возможность высчитать день ветхозаветной пасхи. Но епакты показывали только не истинную иудейскую пасху, а "расчетную" времен, близких в 1 Никейскому Собору (до того, как были увеличены "основания").

Нынешние же епакты, прямо зависимые от "оснований" показывают приблизительную еврейскую пасху после XIV века, так как Матфей Властарь прямо упоминает об увеличении "основания" каждые 300 лет на 1, пока в его время первое в ряду "основание" не стало 14 (сохраняется и сейчас).

Таким образом, "основания" и "епакты" показывают приблизительную, "расчетную", а не истинную иудейскую пасху.

Зная это, можно высчитать и приблизительную иудейскую пасху времен Никейского Собора. Если "основание", принятое сейчас, вычесть из 30, то получим мартовское новолуние, приблизительно совпадающее с нынешним астрономическим новолунием. Оно, в свою очередь, тоже приблизительно будет соответствовать дню 1 Нисана (современное иудейское название первого библейского месяца). Если к полученному новолунию (1 Нисана) прибавим 21 (последний день опресночной седмицы), то получим 22 день Нисана (3). Таким образом, епакта показывает на "расчетный" 22 день Нисана, а по этой дате уже можно определить день 15 Нисана, или приблизительную еврейскую пасху настоящего времени. Если к полученной дате прибавить 3, то получим приблизительную еврейскую пасху времен, близких к Никейскому Собору.

Как в Александрийской, так и в современной Пасхалии пасхальные границы установлены в пределах 22 марта – 25 апреля. А. Рябцев говорит, что "дата Пасхи, обозначаемая "ключом границ" (т.е. цифрами от 1 до 35, соответствующих дням в пределах 22 марта-25 апреля. – д.В.Т.), получается путем прибавления к 21 марта этого числа". Однако он не объясняет, почему надо прибавлять эти числа именно к 21 марта.

Дело в том, что пасхальные границы (22 марта-25 апреля) были установлены вследствие того, истинное пасхальное полнолуние по Александрийской Пасхалии не может быть ранее 21 марта. Следовательно, если 21 марта случиться в субботу (тогда же будет и иудейская пасха), то христианская Пасха должна быть в следующее после иудейской пасхи воскресенье, т.е. 22 марта. Это и есть самый ранний предел Пасхи. Верхний предел Пасхи (25 апреля) установлен вследствие того, что самым поздним истинным пасхальным полнолунием будет 18 апреля, и случится оно в воскресенье (иудейская пасха). Следовательно, христианская Пасха будет через неделю в следующее воскресенье – 25 апреля.

Оставшийся текст 1 части своей статьи А. Рябцев посвящает рассказу об "исправных буквах", вычислению дней недели по "кругам солнцу", вруцелетам, упоминает о счете по "Дамаскиновой руке". Но все это и без А. Рябцева хорошо описано в руководствах по вычислению Пасхалии, поэтому, в данном случае, мы на всем этом останавливаться не будем.

2.

В первом же предложении 2 части своей статьи А. Рябцев пытается создать выгодный для себя общий настрой. Соборное рассмотрение в 2010 г. т.н. "новой хронологии" и признание ее лжеучением (4) он называет всего лишь "обсуждением вопроса о хронологии". Соборян он обвиняет в глухом невежестве: "подавляющее большинство соборян никакого понятия не имеет о том, каким образом рассчитывается дата Пасхи". Затем он заявляет, что в праздновании христианской Пасхи "основным правилом является запрет празднования вместе с иудеями, для чего предписано праздновать после них и обязательно в воскресный день". А ниже: "Иудеи празднуют Песах (иудейскую Пасху) семь дней".

В начале своей работы мне уже приходилось обращать внимание читателя на искажения, которые допускает А. Рябцев при цитировании правил празднования Пасхи. Здесь будет уместно повторить, что в Синтагме Властяря (литера "П", гл. 7) говорится: "Относительно нашей Пасхи необходимо обращать внимание на четыре постановления, из которых два содержатся в Апостольском правиле, а два ведут начало из неписанного предания. Первое – мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия; второе – не праздновать ее вместе с иудеями в один день; третье – не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия; и четвертое – после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы".

Само 7 правило Святых Апостол гласит: "Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина". Славянская Кормчая патриарха Иосифа передает это правило в следующем виде: "Со июдеи не праздновати. Аще который епископ, или презвитер, или диакон святый день Пасхи, прежде времени со июдеи празднует, да извержется. Се разумно есть".

Если мы обратимся к толкованиям церковных канонистов на это правило, то увидим, что если Аристин (5) (в другом произношении – Аристен) толкует коротко: "Совершающий Пасху с иудеями извергается. Ясно", то более поздние канонисты, такие как Иоанн Зонара (6) и патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон (7) дают более развернутые толкования, но при этом принимают в расчет не всю опресночную седмицу, а только ОДИН ЕЕ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ, который и именуется иудейской пасхой.

Итак: " Зонара. Некоторые весенним равноденствием считают 25 марта, а другие 25 апреля. А я думаю, что правило не говорит ни того, ни другаго. Ибо чаще Пасха празднуется прежде 25 апреля, а бывает, когда празднуется прежде 25 марта, так что (если таким образом понимать весенние равноденствие) будет случаться, что Пасха празднуется не согласно с этим правилом. Итак, кажется, что досточтимые апостолы называют весенним равноденствием нечто иное. А вся заповедь сего правила заключается в следующем: христианам праздновать Пасху не с иудеями, т. е. не в один и тот же с ними день; ибо их не праздничный праздник должен предшествовать, а потом должна совершаться наша Пасха. Не исполняющий сего священнослужитель должен быть извержен. То же определил и Антиохийский Собор в первом правиле, говоря, что определение о праздновании Пасхи есть определение перваго Никейскаго Собора, хотя в правилах Никейскаго Собора и не находится такого правила".

Очевидно, что под иудейской пасхой Зонара понимал ОДИН ДЕНЬ, поэтому христианам нельзя, согласно его толкованию, праздновать Пасху с иудеями В ОДИН И ТОТ ЖЕ С НИМИ ДЕНЬ. Об этом он пишет совершенно недвусмысленно: "А вся заповедь сего правила заключается в следующем: христианам праздновать Пасху не с иудеями, т. е. не в один и тот же с ними день; ибо их не праздничный праздник должен предшествовать, а потом должна совершаться наша Пасха". То есть христиане должны праздновать Пасху после ДНЯ иудейской пасхи. При этом он указывает только, что христианская Пасха часто бывает раньше 25 марта. Ни о каких наблюдениях 7 дней иудейского песаха нет и речи.

Вальсамон же относительно даты празднования христианской Пасхи говорит только, что она бывает после совершения иудеями своего песаха, но специально оговаривает, что определенного дня празднования христианской Пасхи не существует, так как этот праздник подвижный, но Пасха непременно должна быть после весеннего равноденствия. Вальсамон пишет: "Божественные апостолы не хотят, чтобы мы праздновали вместе с иудеями, и посему определяют, чтобы Пасха Господня совершалась у нас после совершения иудеями законной пасхи. И поелику они празднуют пасху прежде весенняго равноденствия. Весеннее же равноденствие бывает не 25 марта месяца, как некоторые говорят, или 20, или в другой какой определенный день, но когда случится. Ибо от круговаго вычисления солнечнаго и луннаго течения так и иначе бывает весеннее равноденствие. Моисей законоположил, чтобы иудеи ежегодно совершали пасху, или прехождение от зла, в воспоминание избавления от работы египетской, и сие не иначе как, но прежде весенняго равноденствия, когда луна в первом месяце, т. е. в марте имеет четырнадцать дней. Празднуем и мы Пасху Господню, или освобождение наше от работы диаволу, которое Христос и Бог наш даровал нам Своим страданием. Но мы празднуем Пасху не тогда, когда совершается пасха иудейская, а после нея, т. е. после того, как бывает весеннее равноденствие и после 14-го дня перваго месяца или первой луны марта месяца в эту именно седмицу, потому что тогда были и страдание и Воскресение Христа. Ищи и 8-е слово иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго, которое он написал на Пасху. Ищи еще 73 правило карфагенскаго собора и что написано в нем нами о пасхе".

Из толкования Вальсамона важно отметить его указание, что христиане празднуют Пасху после иудейской, то есть после того, как бывает весеннее равноденствие, и после "14-го дня перваго месяца или первой луны марта", но "в эту именно седмицу, потому что тогда были и страдание и Воскресение Христа". Как видим, и в толковании Вальсамона не находим требования ожидать окончания иудейских опресночных (или "пасхальных") дней. Иными словами, не находим у Вальсамона требования пережидать 7 дней иудейского песаха.

Таким образом, слова славянской Кормчей "прежде времени" с учетом полного греческого текста и толкований Зонары и Вальсамона означают только одно: нельзя праздновать святой день Пасхи раньше весеннего равноденствия, как это бывало у иудеев.

И если новопасхалисты, читая славянский текст: "Со июдеи не праздновати", на этом основании для празднования христианской Пасхи требуют ожидать окончания иудейской опресночной седмицы (как будто кто-либо из христиан эту седмицу празднует (!)), то сами себя обличают в неполном и предвзятом цитировании, не желая вникнуть в смысл слов "прежде времени со июдеи празднует". А эти слова, по толкованию греческого текста правил, приводимому у виднейших церковных канонистов Зонара и Вальсамона прямо означают, что нельзя праздновать Пасху раньше весеннего равноденствия вместе с иудеями. И если иудеи празднуют песах раньше весеннего равноденствия, то христиане не должны принимать этого в расчет. Из толкований канонов Зонары, Вальсамона и Матфея Властаря следует, что христианам запрещено праздновать день Пасхи в один день с иудеями или раньше их.

Свят. Епифаний Кипрский (+ 403) (8) в слове против четыренадесятников, изложил точку зрения Церкви на исчисление Пасхи в следующем виде: "3. А святая Божия Церковь, в деле этого тайноводства совмещая все в связи, не отпадает от истины. Она принимает в расчет не только четырнадцатый день, но и седмицу, этот кругообразно повторяющийся порядок семи дней сей субботы, для того, чтобы Воскресение и празднество привести в соответствие с тем, что сбылось с Господом, то есть в соответствие с первообразом. Она принимает еще в расчет не только четырнадцатый день луны, но и течение солнца, чтобы нам в одном году не совершить двух Пасх, а в другом не остаться без празднования и одной Пасхи. Поэтому мы, хотя наблюдаем четырнадцатый день, но переходим за равноденствие, и относим наконец совершение Пасхи на святой день Господень; вземлем же агнца с десятого дня, по йоте узнавая имя Исусово, так что от нас не сокрыто ничто из относящегося по всей истине к церковному и истинному совершению этой животворной Пасхи ". О какой седмице говорит свт. Епифаний, когда пишет, что Церковь "принимает в расчет не только четырнадцатый день, но и седмицу, этот кругообразно повторяющийся порядок семи дней"? О еврейской ли опресночной седмице тут говорится? Нет, конечно, потому что ни для кого же не секрет, что ранние Отцы Церкви называли Пасхой не только собственно день Христова Воскресения, но и предшествующую ему Страстную неделю, а иногда даже и пятницу этой Страстной недели.

Святитель Епифаний говорит еще, что Церковь принимает в расчет не только 14 день, но и седмицу, чтобы празднество Пасхи пришлось на воскресение. Это соответствует правилу Александрийской Пасхалии, согласно которой датой весеннего равноденствия в Александрии считалось 21 марта, и, следовательно, Пасха по Александрийской Пасхалии не может быть ранее 22 марта (но не позднее 25 апреля). Поэтому свт. Епифаний говорит, что "мы, хотя наблюдаем четырнадцатый день, но переходим за равноденствие, и относим наконец совершение Пасхи на святой день Господень". Как видим, у свят. Епифания Кипрского, который, будучи по происхождению финикийцем, в юности обучавшимся у иудеев, нет никакого следа наблюдения иудейской опресночной седмицы для определения даты христианской Пасхи. Он прямо говорит, что расчет христианской Пасхи не зависит от иудейских вычислений, у которых в году может быть и две пасхи.

Свт. Епифаний Кипрский свидетельствует также, что в его время для иудеев имел значение один день, и противопоставляет его христианской "пасхальной седмице", как в то время называлась Страстная седмица (Панарий, ересь 70, гл. 12): "Много можно было бы говорить о том, как прекрасно устроили отцы, или лучше, чрез них сам Бог установил в Церкви самое точное и истинное празднование этого всечестнаго и всесвятаго праздника, чтобы он совершался после равноденствия, когда приходится праздновать его в четырнадцатый день луны, дабы мы не праздновали его в самый четырнадцатый день. Ибо у иудеев соблюдается один только день; у нас же не один, но шесть, целая неделя. Посему и сам Закон говорит, распространяя пределы времени: возмите себе овча единолетно, непорочно, совершенно от десятаго дня месяца, и будет вам соблюдено даже до четвертаго надесять дне, и заколите его к вечеру в четыренадесятый день месяца, т. е. луны (Исх. 12, 5-7). А Церковь соблюдает обычай совершать праздник Пасхи, то есть седмицу, назначенную и самими апостолами в их Постановлениях, от втораго дня недели, когда покупали агнца. И если четырнадцатый день луны приходится во второй день недели, то с этого дня начинается заклание агнца; точно также, если он приходится и в третий день недели, и в четвертый, и в пятый, и в кануне субботы и в субботу (9), — потому что шесть дней назначено на совершение этого дела. Ибо ни от шестнадцатаго, ни от девятаго дня луны мы не можем начинать седмицы сухоядения и Пасхи, называемой святою, но от десятаго до наступления пятнадцатаго, находящагося между двумя течениями ночи и дня".

Несмотря на то, что, как говорится, "жестокО есть противу рожну прати", А. Рябцев повторяет неоднократно во второй части своей статьи: епакта – это "число марта, на которое выпадает 20-й день лунного месяца", что "в пасхальных таблицах содержится не дата полнолуния, с которого начинает праздноваться иудейская пасха, а дата 20-го дня лунного месяца". На это необходимо ответить, что выше уже было показано, что епакта указывает не на "20-й день лунного месяца", как думает А. Рябцев, а на приблизительную (расчетную) дату 22 дня месяца Нисана (21 дня лунного месяца Авив).

Ошибка А. Рябцева в расчете границ иудейской пасхи вместе с опресночной седмицей проистекает из его убеждения, что иудеи начинают праздновать песах "в полнолуние в 14-й день лунного месяца. Это происходит 15-го числа месяца нисана. "Нисан" - это название месяца в иудейском лунно-солнечном календаре. Поскольку иудейский календарь жестко связан с движением луны, начало песаха всегда выпадает на 15-е нисана. Заканчивается празднование в 20-й день лунного месяца (21-го нисана)".

Соответствуют ли эти утверждения Священному Писанию, в частности, Пятикнижию Моисееву? Исследуем этот вопрос.

В книге Левит о дате пасхи и продолжительности праздника опресноков говорится: "В первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня. И в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу. Семь дней ешьте опресноки" (Левит 23:5-6). В Острожской Библии перевод более точен: "В первый месяц, четырнадцатыи день месяца, между вечерными пасха Господу. И в пятнадцатыи день месяца перваго, праздник опреснок Господу. Седмь днии да ясте опресноки". О продолжительности ястия опресноко в книге Исход говорится: "С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца" (Исход 12:18).

Теперь сравним эти свидетельства с рассужениями А. Рябцева. Если вечер 14-го дня (С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб …) он считает днем 15-го числа нисана, то логично было бы ожидать, что и вечер 21 дня того же месяца (до вечера двадцать первого дня того же месяца) оп признАет 22-м днем нисана. Но не тут-то было! Вечер 21 дня у него удивительно превращается в "20-й день лунного месяца", который объявляется 21-м днем нисана! Остается только развести руками в недоумении…

Эти неувязки и натяжки, впрочем, для неопасхалистов не играют роли. Они с настойчивостью повторяют, что иудейская пасха – это не однодневный, а семидневный праздник. Создается такое впечатление, что это утверждение стало для них чуть ли не краеугольным камнем веры. С величайшей настойчивостью они штудируют книги в поисках подтверждения своих взглядов, но улов их пока невелик.

Из самого текста Священного Писания они приводят только цитату из пророка Иезекииля в синодальном переводе: "В первом месяце, в четырнадцатый день месяца, должна быть у вас Пасха, праздник семидневный, когда должно есть опресноки" (Иезекииль 45:21)". Хотя в старопечатной Острожской Библии в том же самом стихе не обнаруживается никакого "семидневного праздника": "Четвертаго надесяте дне месяца, да будетъ вамъ пасха праздникъ. Седмь днь да ясте опресноки". Как видим, говорится лишь, что Пасха – праздник, а опресноки надо есть семь дней.

Вторым свидетельством в свою пол



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: