Уравнения, содержащие неизвестное под знаком модуля
Уравнения вида
Наиболее рациональный путь решения – переход к совокупности .
Уравнения вида
Такие уравнения можно двумя способами заменить равносильными условиями: и
.
Выбор способа замены зависит от того, какое и неравенств или
решить легче.
Пример 1. Решить уравнение .
Решение. Исходное уравнение равносильно совокупности Û
.
Решая эти уравнения, получим корни х = ‑ 1; х =3; х =1±2
Ответ: ‑ 1; 3; 1±2
Пример 2. Решить уравнение .
Решение. Исходное уравнение равносильно системе Û
.
Решая эти уравнения, получим корни х = ‑ 2; х =4; х =±2 . Но условию
удовлетворяют только числа – 2 и ‑ 2
.
Ответ: ‑ 2; ‑ 2
Пример 3. Решите уравнение .
Решение. Поскольку в уравнении функция, стоящая под знаком модуля, проще, то лучше записать уравнение как совокупность двух систем:
Û
.
Уравнение из первой системы совокупности корней не имеет. Решением второй системы является .
Ответ:
Уравнения вида
Уравнения этого вида можно решать, используя замену .
Пример 4. Решить уравнение .
Решение. Так как , данное уравнение примет вид:
.
Сделаем замену , получим новое уравнение
, которое имеет два положительных корня t =2; t =3. Значит, | x |=2: | x |=3, откуда x =±2, x =±3.
Ответ: ‑ 2; 2; ‑ 3; 3
Пример 5. Решить уравнение .
Решение. Так как , данное уравнение примет вид:
. Сделаем замену
, получим новое уравнение
; t = ‑ 2; t =1. Однако t = ‑ 2 не удовлетворяет условию
.
Получим уравнение . Откуда
Û
.
Ответ: 0; 2
Уравнения, решение которых основано на свойствах модуля
Пример 6. Решить уравнение .
Решение. Возведем обе части уравнения в квадрат: Û
.
Используя формулу разности квадратов, разложим левую часть на множители: Û
. Откуда х =
; х =4.
Ответ: ; 4
Уравнения вида
При решении таких уравнений применяется метод интервалов:
1. определяются точки, в которых каждая из функций равна нулю;
2. найденные промежутки разбивают область определения уравнения на промежутки, на каждом из которых все функции сохраняют знак;
3. исходное уравнение решается на каждом промежутке, при этом модули опускаются с учетом знака функций на рассматриваемом промежутке;
4. объединяются решения, найденные на всех частях области определения уравнения.
Пример 7. Решите уравнение .
Решение. Заметим, что данное уравнение имеет вид .
Из свойств абсолютной величины следует, что это равенство справедливо тогда и только тогда, когда ab ³0. Поэтому исходное уравнение равносильно неравенству .
Корни трехчленов: x =6; x = ‑ 1; x = ; x =1. Решим неравенство методом интервалов:
Ответ: (‑ ∞; ‑ 1]È[1; ]È[6; +∞)
Рассмотрим уравнение: |2 ‑ x |=16 – 2|5 – x | ‑ | x |
Шаг 1. Под каждым из модулей все слагаемые расположить в порядке убывания степеней х, причем коэффициент при старшей степени х сделать положительным числом.
|2 ‑ x |=16 – 2|5 – x | ‑ | x | Û | x – 2|+| x |+2| x – 5|=16.
Шаг 2. Определить нули каждого выражения под знаком модуля, присутствующего в уравнении (неравенстве). Эти точки разбивают область определения каждого подмодульного выражения на интервала знакопостонства.
Шаг 3. Нанести нули каждого из выражений на отдельную силовую прямую и расположить все эти прямые друг под другом. Указать на прямых такие промежутки, в пределах которых все подмодульные выражения одновременно сохраняют знакопостоянство.
Для нашего примера
Здесь на промежутках (‑ ∞; 0], (0; 2], (2; 5], (5; +∞) все подмодульные выражения одновременно являются знакопостоянными.
Шаг 4. На каждом из полученных промежутков раскрыть модули в соответствии со знаками подмодульных выражений на этом промежутке и решить соответствующее промежутку уравнение (неравенство). Все полученные решения объединить в общий ответ.
В нашем примере:
1)
2) .
3)
4)
Ответ: (‑ 1; 7)
Метод интервалов выручает в следующих ситуациях:
· Под знаком модуля встречаются не только линейные функции, но квадратичные, кубические, показательные и пр.;
· Формулировка задачи не обязательно сводится к решению уравнения или неравенства.
Примеры решения задач
Пример 1. Решить уравнение | x |=3.
Решение. Это отношение геометрически означает, что расстояние от точки х до начала координат равно 3, т.е. х =3 или х = ‑ 3.
Ответ: 3; ‑ 3
Пример 2. Решить уравнение | x +5|=2.
Решение. Рассматривая | x +5| как | x – (‑ 5)| данное уравнение означает что расстояние от точки х до точки – 5 равно 2. Откладывая на числовой оси от точки – 5 отрезок длиной 2 (в обе стороны), получим – 7 и – 3.
Ответ: ‑ 7; ‑ 3
Пример 3. Решить уравнение |3 – 2 x |=1.
Решение. Преобразуем |3 – 2 x |=|2 x – 3|=|2(x – 1,5)|=2| x – 1,5|, откуда 2| x – 1,5|=1. Разделив обе части уравнение на 2, получаем | x – 1,5|=0,5. Используя числовую ось, получаем ответ х =1 или х =2.
Ответ: 1; 2
Пример 4. Решите уравнение | х +3|=2 х – 1.
Решение: х +3=0, х = ‑ 3.
1) (‑ ∞; ‑ 3) – х – 3=2 х – 1, х = (не входит в рассматриваемый промежуток).
2) [ ‑ 3; +∞) х +3=2 х – 1, х =4; 4Î[ ‑ 3; +∞).
Ответ: 4
Пример 5. Решить уравнение
Решение. Это уравнение не приводится к виду . Поэтому решим его методом интервалов, сопроводив решение маленькой, но важной «уловкой», которая поможет уменьшить количество рассматриваемых интервалов. Сначала запишем уравнение в виде:
. Заметим, что сумма модулей
. Поэтому 5 ‑ 2 x
0, а значит,
х ‑ 4:
2 х – 2:
Последнее наблюдение позволяет нам рассматривать лишь два промежутка (‑ ¥; 1] и (1; 2,5] вместо трёх: (‑ ¥; 1], (1; 4] и (4; +¥). На каждом из этих двух промежутков раскроем модули и решим соответствующие уравнения:
Û
Û x =1.
Ответ: 1
Пример 6. Найти количество целых чисел, принадлежащих области значений функции , заданной на отрезке [ ‑ 5; 5].
Решение. Методом интервалов раскроем модули:
1)
2)
3)
Теперь построим график исходной функции на отрезке [ ‑ 5; 5].
Из графика видно, что областью значений данной функции является отрезок [6; 42]. Поэтому искомое количество целых числе из отрезка [6; 42] равно 42 – 6+1=37.
Ответ: 37
Пример 7. Найти сумму корней уравнения или корень, если он единственный:
Решение. Это уравнение вполне можно было бы решить методом интервалов, раскрывая модули на каждом из четырёх промежутков: (‑ ¥; 0],
Запишем данное уравнение в виде | x ‑ 2|= , из которого усматриваем «подсказку»: знаменатель x ‑ 5 больше нуля, поскольку неотрицательным являются числитель и левая часть уравнения. Итак, x >5, а значит подмодульные выражения x, x ‑ 2, 3 x ‑ 4 положительные и потому | x ‑ 2|= x ‑ 2, | x |= x, |3 x ‑ 4|=3 x ‑ 4.
Таким образом, данное уравнение равносильно системе:
Û
. Û
Û x =11.
Ответ: 11
Пример 8. Найти максимальный корень уравнения .
Решение: Поскольку х 2 – 2 х +1=(х – 1)2, х 2 – 4 х +4=(х – 2)2, то уравнение принимает вид: .
Вспоминая, что , вводим новую переменную t =
, t ³0. Данное уравнение является квадратным относительно t:
Û
Û t =3.
Возвращаясь к переменной х, получаем
=3 Û
Û
Û
Û
.
Максимальный корень уравнения – 2,5.
Ответ: 2,5
Пример 9. Найти целые решения уравнения |3 x +26|+|2 y +29|=2.
Решение. Так как х и у принимают только целые значения, то |3 x +26| и |2 y +29| будут принимать только целые неотрицательные значения, причем |2 y +29| - нечетные.
Поэтому их сумма может быть равна 2, только если .
Следовательно, Û
Ответ: (‑ 9; ‑ 14), (‑ 9; ‑ 15)
Пример 10. Решить уравнение
Решение. ОДЗ: х ¹3. Уравнение записывается в виде
На ОДЗ можно сократить и получаем откуда
т. е.
Получаем корни
которые подходят по ОДЗ.
Ответ: 4; 2
Пример 11. Решить уравнение
Решение. ОДЗ: х ¹±1. Оно имеет решение, если т. е. при
Таким образом, для
получаем:
Решим отдельно полученные дробно-рациональные уравнения. Первое уравнение сводится к виду откуда
Это квадратное уравнение решений не имеет, так как
Из второго уравнения совокупности (3.13) получаем т. е.
Квадратное уравнение имеет корни: т. е. первый корень не принадлежит множеству
на котором решали уравнение, следовательно, ответом является только
Ответ:
Пример 12. Решить уравнение
Решение. По определению модуля:
Решаем первую систему совокупности:
Значение не подходит по условию
Следовательно, корнем является
Решаем вторую систему совокупности:
Получили ответ
Ответ:
Пример 13. Решить уравнение
Решение. Поскольку то уравнение записывается в виде
ОДЗ: х ¹0.Решим методом интервалов.
Нулями выражений, стоящих под модулем, являются и
Эти значения разбивают числовую ось на три промежутка.
x |
x |
– |
– |
– |
+ |
+ |
+ |
| x | |
| x – 2| |
Раскрыв модули на каждом из полученных промежутков, с учетом их знаков, получим совокупность систем:
Решим отдельно системы:
I. ![]() ![]() ![]() ![]() | II. ![]() ![]() ![]() |
III.
Решением данного уравнения являются значения и
Ответ: ;
Пример 14. Решить уравнение
Решение. Запишем уравнение в виде
Возведем обе его части в квадрат: После упрощения имеем:
т. е.
Получаем
– корень.
Ответ:
Пример 15. Решить уравнение
Решение. ОДЗ: т. е.
Преобразуем данное уравнение к виду
Заменяем Уравнение приобретает вид
Решаем его как дробно-рациональное и получаем:
Последнее квадратное уравнение имеет корни:
Возвращаясь к переменной х, получаем:
Второе уравнение совокупности решений не имеет, так как слева положительное выражение, а справа – отрицательное.
Первое уравнение совокупности сводится к I типу уравнений с модулем и равносильно совокупности при условии x ¹0
Приходим к совокупности т. е.
Решение имеет только второе уравнение совокупности, его корни: Оба они подходят по ОДЗ.
Ответ: 1; ‑ 4
Пример 16. Решить уравнение
Решение. ОДЗ: x > ‑3. С учетом ОДЗ данное уравнение равносильно уравнению:
Используя свойства модуля (имеем сумму двух неотрицательных величин), получаем:
т. е х =3 – решение полученной системы, оно подходит по ОДЗ.
Ответ: 3
Упражнения
1. Решите уравнение:
1) ![]() | 2) ![]() | 3) ![]() | 4) ![]() |
5) ![]() | 6) ![]() | 7) ![]() | 8) ![]() |
9) ![]() | 10) ![]() |
2. Решите уравнение:
1) ![]() | 2) ![]() | 3) ![]() |
4) ![]() | 5) ![]() | 6) ![]() |
7) ![]() | 8) ![]() | 9) ![]() |
10) ![]() |
3. Решите уравнение:
1) ![]() | 2) ![]() | 3) ![]() |
4) ![]() | 5) ![]() | 6) ![]() |
7) ![]() | 8) | 9) |
10) ![]() |
4. Решите уравнение:
1) ![]() | 2) ![]() | 3) ![]() |
4) ![]() | 5) ![]() | 6) ![]() |
7) | 8) ![]() | 9) ![]() |
10) ![]() |
5. Решите уравнение:
1) ![]() | 2) | 3) |
4) | 5) | 6) |
7) | 8) | 9) |
10) |
6. Решите уравнение:
1) ![]() | 2) ![]() |
3) ![]() | 4) |
5) | 6) |
7) | 8) |
9) | 10) |
7. Найдите сумму корней уравнения:
1) ![]() | 2) ![]() |
3) ![]() | 4) ![]() |
5) ![]() | 6) ![]() |
7) ![]() | 8) ![]() |
9) ![]() | 10) ![]() |
8. Найдите произведение корней уравнения:
1) ![]() | 2) ![]() | 3) ![]() |
4) ![]() | 5) ![]() | 6) ![]() |
7) ![]() | 8) ![]() | 9) ![]() |
10) ![]() |
9. Найдите:
1) Разность между наибольшим и наименьшим корнями уравнения
![]() | 2) Среднее арифметическое корней уравнения
![]() |
3) Разность между наибольшим и наименьшим корнями уравнения
![]() | 4) Сумму целых корней уравнения
![]() |
5) Произведение числа корней уравнения на его наибольший корень
![]() | 6) Число натуральных корней уравнения
![]() |
7) Количество корней уравнения
![]() | 8) Меньший корень уравнения
![]() |
9) Сумму рациональных корней уравнения
![]() | 10) Нерациональный корень уравнения
![]() |
10. Найдите сумму целых корней уравнения:
1) ![]() |
2) ![]() |
3) ![]() |
4) ![]() |
5) ![]() |
6) ![]() |
7) ![]() |
8) ![]() |
9) ![]() |
10) ![]() |
Дополнительные задания
1. Решите уравнение:
1) ![]() | 2) ![]() | 3) ![]() |
4) ![]() | 5) ![]() | 6) ![]() |
7) ![]() | 8) ![]() | 9) ![]() |
10) ![]() |
2. При каких значениях параметра а уравнение…
1) ![]() |
2) ![]() |
3) ![]() |
4) ![]() |
5) ![]() |
6) ![]() |
7) ![]() |
8) ![]() |
9) ![]() |
10) ![]() |