Существует несколько видов логопедического массажа. Основными являются:
1. Классический (ручной) массаж – это массаж, при выполнении которого используются 4 классических приема: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. В классическом массаже учитывается состояние мышечного тонуса, соответственно он подразделяется на активизирующий и расслабляющий.
Гармонизирующий массаж – это средний массаж между расслабляющим и активизирующим массажем. Его проводят в случае неравномерного мышечного тонуса.
2. Точечный или массаж по биологически активным точкам (БАТ) – это массаж который является методом рефлекторной терапии. Точечный массаж заключается в воздействии на активные точки надавливанием и также делится на расслабляющий и тонизирующий массаж.
3. Смешанный массаж – это массаж, который включает в себя несколько видов массажа. Например, дифференцированный классический массаж может быть дополнен приемами точечного массажа, что усиливает воздействие на организм в целом; либо дополнен отдельными приемами инструментального (зондового) массажа, что усиливает воздействие на отдельные мышечные группы.
4. Самомассаж – это массаж, который выполняется самим ребенком самостоятельно. Данный вид массажа является дополнительным средством воздействия и также может быть расслабляющим и активизирующим. Это может быть как массаж руками, так и массаж языка с помощью зубов (артикуляционное упражнение «Причешем язычок», когда ребенок с силой проталкивает язык через сомкнутые зубы).
5. ИЛК – искусственно-локальная контрастодермия — это воздействие на кожные рецепторы то холодом, то теплом.
6. Массаж рефлексогенных зон — это массаж стоп, кистей рук, волосистой части головы, ушей, языка. Массаж рефлексогенных зон регенерирует органы, улучшает их кровоснабжение, способствует расслаблению. Уже только этим создаются важные предпосылки для восстановления нарушенных функций в организме. Опыт показывает, что такой массаж способен снять блокаду или перенапряжение.
|
7. Сегментарно-рефлекторный массаж – это когда массаж проводят отдельными зонами, частями, например, сначала одну половину лица, затем другую, или это может быть массаж отдельных частей кистей рук, стоп, ушных раковин, волосистой части головы, языка. При сегментарно-рефлекторном воздействии применяют все основные приемы классического массажа + дополнительно разработанные и научно обоснованные для различных паталогий методик. При таком массаже могут использоваться элементы гимнастики и изотомические (с элементами сопротивления) упражнения для нормализации работы мышц шеи, губ, языка. Выбор приемов массажа, техника их применения и дозирование воздействия зависят от формы и стадии паталогического процесса. Все это устанавливается при первом посещении специалиста.
8. Аппаратный массаж – проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.
9. Инструментальный массаж – массаж с применением логопедических зондов и специальных приспособлений таких, как зондозаменители, шпателя, зубные щетки, ложки и пр.
Крупенчук О.И. разработала интересную новую методику проведения логопедического массажа обычными ложками. Такой массаж имеет ряд преимуществ:
· он помогает избежать отрицательной реакции на зондовый массаж,
|
· его легко могут освоить заинтересованные родители и применять в домашних условиях,
· движения массажа достаточно просты, что позволяет обучить детей самомассажу.
Все действия с ложками выполняются в сопровождении стихотворений, которые не только задают ритм движения и определяют последовательность действий, но и описывают сами движения, что очень полезно для детей с недоразвитием речи.
И все же, зондовый массаж, по мнению специалистов, является наиболее эффективным в коррекционной работе с детьми, у которых имеются речевые нарушения.
Зонды – логопедические (франц. sonde – щуп) инструменты, предназначенные для механического воздействия на язык при постановке и коррекции произношения некоторых звуков. Традиционный набор зондов логопеды применяют для постановки звуков уже много лет. Первым разработчиком зондового массажа по праву считается Е.В. Новикова, представившая в 1998 году способ коррекции речевых расстройств и набор зондов для логопедического массажа. Е.В. Новикова создала свой комплект зондов и разработала особый массаж языка, губ, щек, скул, мягкого неба с их помощью.
Приемы классического массажа.
В логопедическом массаже используются те же приемы, что и в обычном классическом. В классическом массаже есть четыре основных приема, всё остальное их модификации. Классический массаж дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее.
|
1. Поглаживание – рука скользит по коже или слизистой, не сдвигая её, не собирая в складки, кожа не должна краснеть. Производится движение в различных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно). Поглаживанием начинается и заканчивается любой сеанс массажа.
2. Растирание – смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях. Рука смещает кожу, но не давит вглубь. Применяется с большей силой давления (прямолинейное, круговое, спиралевидное, штрихование).
3. Разминание – выполняется смещение тканей с захватом массируемой области, способы разминания (надавливание, сжимание, перетирание, растягивание, щипки).
4. Вибрация – это передача колебаний руки логопеда на массируемые ткани. Вибрация бывает двух видов: прерывистая, непрерывная. Вариантами приёма вибрации являются потряхивание и ударная техника это поколачивание (пальцевой душ). Техника вибрации осуществляется одним или несколькими пальцами, при этом тканям придаются колебательные движения различной частоты и амплитуды. Вибрация может осуществляться поверхностью всех пальцев либо кончиками пальцев.
Существует ещё один приём, он заимствован из точечного массажа, и используется в классическом. Это плотное нажатие. Этот приём, улучшающий кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах выхода пучков нервных окончаний. Это так называемые биологически активные точки. Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, любое поглаживание.
Выбор приемов зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.
Перед массажем главное, что нужно сделать, это определить тонус мышц речевого аппарата. Он может быть нормальным, повышенным (гипертонусом) или пониженным (гипотонусом).
Определение тонуса лучше проводить в положении лежа, когда мышцы ребенка максимально расслабленны. В норме мышцы находятся в состоянии некоторого напряжения. Здоровая мышца мягкая, упругая эластичная, её ощупывание безболезненно. При гипертонусе мышцы более плотные, напряженные, пассивные движения совершаются с трудом. При гипотонусе мышцы вялые и дряблые. Соответственно при гипертонусе необходим расслабляющий массаж, а при гипотонусе – активизирующий. Мышцы речевого аппарата могут быть поражены только с одной стороны. В этом случае наблюдается отклонение языка, губ, челюсти в сторону. Та сторона, в какую отклоняется язык или губа – спастическая, противоположная – вялая.
Начинать массаж нужно с сохранных (не пораженных) участков. Для этого необходимо тщательное обследование речевого аппарата, чтобы выяснить, какие мышцы или мышечные группы поражены и в какой степени.