Разминка. Артикуляционная гимнастика для губ и языка.




Занятие по сценической речи и актерскому мастерству.

Тема: Развитие речевого аппарата. Изучение основных навыков актерского мастерства.

Цель: Развитие диапазона голоса. Отработка четкой дикции. Использование голосовых регистров. Воспитание начальных навыков фонации. Закрепление основ актерского мастерства посредством игр и упражнений.

Задачи: Освоение основ словесного действия. Проверка голосовых возможностей учащихся. Работа со звукорядом, упражнения по голосоведению.

Развитие основных навыков актерского мастерства: внимания, памяти, фантазии и воображения, воспитание двигательной активности обучающихся.

Ход занятия:

Организационный момент- 5 минут.

Разминка. Артикуляционная гимнастика для губ, языка.-15 мин.

Упражнения для красивого тембра голоса- 15 мин.

Практическая часть.

Тренинг по актерскому мастерству:

Игровые упражнения по актерскому мастерству.-25 мин.

Упражнения и этюды на развитие пластики.- 25 мин.

Итоговая часть.- 5 мин.

Организационный момент.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы поработаем над сценической речью и актерским мастерством. Все вы знаете, что любой актер должен уметь хорошо говорить и красиво играть. Для этого существует целый ряд упражнений и тренингов. Сегодня они помогут на нашем занятии освоить некоторые элементы актерских техник.

Дикция — ясность, разборчивость произнесения текста. Хорошая дикция — непременное условие хорошей речи. Особенно важно четкое произношение согласных.

Выразительная дикция — важнейшая характеристика актерского мастерства.

Четкая дикция зависит от уровня натренированности активных органов речи — к таким органам относятся язык и губы. В связи с этим отработку выразительной дикции следует начинать с тренировки мышц — артикуляционной гимнастики.

Дикция показывает, насколько человек правильно произносит слова и слоги, как четко он произносит звуки — все это поддается тренировке, совершенствованию.

Нечеткое произношение слов мешает их правильному восприятию, а плохо произнесенная фраза иногда даже лишается смысла. Искажение звуков может сильно отвлечь внимание аудитории, заставив их заострять внимание на дефектах звучания, а не на смысле сказанной фразы. Предлагаю вам выполнить ряд упражнений по артикуляционной гимнастике.

 

Разминка. Артикуляционная гимнастика для губ и языка.

Упражнения для разминки губ:

«Рупор» - необходимо широко открыть рот. Одновременно произносится звук «а».

«Трубочка» - максимально вытянуть губы вперед. Одновременно с этим произносится звук «у».

«Улыбочка» - необходимо растянуть губы, как будто улыбаясь, не размыкая их.

«Бублик» - максимально растянуть губы, произнося звук «о».

 

Упражнения для разминки языка:

«Лошадка» - необходимо дотронуться языком до верхнего неба и потом резко опустить язык с цокающим звуком;

Лопатка» - открыть рот, высунуть язык, достать им до подбородка.

«Конфетка» - надо упираться языком поочередно в каждую щеку. Рот закрыт.

«Маятник» - необходимо высунуть язык. Тянуться им,то вправо, то влево.

«Иголочка» - максимально вытянуть язык вперед. Рот открыт.

«Грибочек» - дотянутся языком до верхнего неба, так чтобы натянулась уздечка.

«Индюшонок» - высунуть язык изо рта. Водить им по верхней губе из стороны в сторону. Постепенно увеличивать скорость движения и добавлять голос (на распев произносить разные гласные).

«Кружечка» - открыв рот, высунуть язык и свернуть его в форме чашки или кружки.

«Барабанщик» - необходимо совершать удары языком по верхним зубам, сопровождая это произнесением звука «д».

 

Упражнения для красивого тембра голоса:

«Протяжные слоги » - сделать глубокий вдох. Выдыхая, произносить слоги «бом», «бим», «бон» протяжно (тянуть надо последний звук).

«Кью-икс» - произносить слоги «кью» и «икс». Проговаривая «кью» сильно вытянуть губы трубочкой, на слог «икс» растянуть губы в улыбке.

«Звукорежиссер» - одну ладонь нужно прижать к уху, вторую поднести ко рту на расстояние несколько см. В этом положении произносить слова, слоги и звуки. Это упражнение помогает понять истинное звучание своего голоса.

 

«Мы – деревья». Найдем правильное звучание звука «М», проверим вибрацию. Итак: мы – деревья. Подул ветер, и задрожали корни со звуком «м-м-м». Звук самый низкий. Теперь – ствол дерева с этим же звуком. Звук средний. Но вот зашумела крона дерева, листва. Звук «м-м-м» самый высокий.

 

«Хочу – не хочу». Со звуком «м-м-м», рассматриваем свои кисти, колени, бедра при этом в определенной последовательности:

Хочу работать

Не хочу работать

Болит зуб

Увидели что-то вкусненькое

Удивляемся от услышанной новости

Что-то изменилось в нашем поведении?

 

«Зверята». Представим себе, что мы зверята и немного пообщаемся по звериному. Встанем на корточки, и мы превратились:

Львята. Звук «р». Порычим на себя перед зеркалом.

Змея. Звук «ш ». Раскачиваемся из стороны в сторону. Выдох ровный.

Сороки – сплетницы. Передайте услышанную сплетню дальше со звуком «трр». Нафантазируйте о чем говорите. Ощущаете резкие движения? Хорошо. Диафрагма сама делает такие движения, какие указывает ей природа.

Собака. Вообразите, что вы стали собакой. Жарко, скучно, вокруг тишина. Не на кого полаять. Клонит ко сну. Вдруг скрипнула калитка… Неожиданная радость: вернулся хозяин. Поприветствуйте его звонким лаем: «ав-ав!», что в переводе на язык людей означает: «я здесь!».

Звукоряд. Повторим звуки: и, э, а, о, у, ы. Распев звуков, резкий выброс звуков, растягивание звуков.

К каждому из звуков добавляем звук «б». получаем: - би-бэ-ба-бо-бу-бы. «Печатаем на компьютерной клавиатуре».

Работа со скороговоркой. Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап!

Рассказать как великий сыщик

Рассказать как диктор новостей

Рассказать как страшную историю

Рассказать как речевку в строю.

Юному чтецу предстоит как можно лучше передать характер, темп, специфику речи, настроение воображаемого диктора. Например:

· спортивного комментатора;

· диспетчера автовокзала;

· учителя, диктующего текст ученикам;

· докладчика на совещании;

· двоечника;

· сказочника;

· полицейского и т.д.

При этом чтецу непозволительно терять мысль, глотать звуки, нечетко проговаривать слова. Речь должна оставаться динамичной и чистой. Обычно всего по нескольким фразам сценичного актерского мастерства можно определить, удался образ или нет.

Театр – искусство синтетическое. Важно, чтобы маленький актер смог развивать все качества, необходимые для актерского мастерства. Это и воображение, и фантазия, и внимание, и многое другое.

3.Игровые упражнения по актерскому мастерству:

ДРУЖНЫЕ ЗВЕРИ

Цель: Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

Ход игры: Называются три группы животных — медведи, обезьяны и слоны. Затем называется поочередно одно из животных, а ребенок должен выполнить движение, которое соответствует данному животному. Например, медведь – топнуть ногой, обезьяна – хлопнуть в ладоши, слон – поклониться. Можно выбирать других животных и придумывать другие движения. Главное, чтобы дети четко выполняли их.

 

СЛЕД В СЛЕД

Цель: Развивать внимание, согласованность действий, ориентировку в пространстве.

Ход игры: По ходу игры дети фантазируют, где они находятся, куда и почему так идут, какие препятствия преодолевают. Например: хитрая лиса ведет своих лисят по тропинке, на которой охотники установили капканы; разведчики идут через болото по кочкам; туристы перебираются по камушкам через ручей и т.п.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: