ПОЛОЖЕНИЕ О Единой системе классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК ТЭИ) Банка России




21.

Деятельность ЕС в области стандартизации направлена на выполнение положений Римского договора 1957 г. о создании единого европейского рынка. Договор предписывает сближение законодательных, распорядительных и административных решений стран-членов. Для начала работ по сближению национальных стандартов в рамках устранения технических барьеров в торговле была характерна попытка их гармонизации. Однако вскоре стала очевидной невозможность решения проблемы таким путем, вследствие чего осуществляется переход на создание единых европейских стандартов — евронорм. Но главным направлением, реально устраняющим технические барьеры в торговле, признано принятие Директив ЕС прямого действия, т.е. содержащих законодательные положения и требования к параметрам конкретных видов товаров или процессов (процедур). Если в них имеются ссылки на евронорму или технический регламент, это переводит указанные нормативные документы в ранг обязательных к выполнению.

Таким образом был сделан переход от гармонизации отдельных национальных стандартов и технических регламентов к гармонизации законодательных положений (технического законодательства). Совет ЕС определил основной принцип гармонизации стандартов и сертификации — гармонизация законоположений ограничивается установлением требований безопасности в рамках директив. Это значит, что для данной продукции должны быть обеспечены условия свободной торговли в рамках ЕС; на органы, ответственные за стандартизацию промышленных товаров, возлагается задача по разработке таких технических регламентов, которые заставляют изготовителей выпускать продукцию, соответствующую общим требованиям директив. Примечательно, что сами по себе технические регламенты и евронормы не обязывают производителей четко выполнять их требования. Однако на администрацию предприятий возложена обязанность подтверждать соответствие продукта общим требованиям директив. Поэтому если предприятие не соблюдает требования евронормы (технического регламента) и не может декларировать соответствие продукции их требованиям, на него ложится бремя доказательств соответствия изделия общим требованиям директив через сертификацию.

При разработке евронорм широко используются национальные стандарты странчленов, особенно германские (стандарты DIN), французские (APNOR), а также международные. Если указанные нормативные документы отвечают требованиям интеграции западноевропейских стран, их применяют в качестве европейских стандартов.

Работы по директивам ЕС в области стандартизации сконцентрированы на регламентации обязательных норм по безопасности труда, охране здоровья и окружающей среды, а также на выявлении стандартов (технических регламентов), на которые следует делать ссылки в директивах в части требований к параметрам качества товаров. Проблемные моменты европейской региональной стандартизации связаны с инновационными процессами, в первую очередь в машиностроении и технологии. Имеются два аспекта этих проблем: обеспечение научно-технического прогресса стран—членов ЕС через стандартизацию и экономическая эффективность стандартизации в период разработки новой продукции или технологии.

Для упорядочения и ускорения разработки директив по стандартизации установлены следующие принципы:

• гармонизация законодательств стран-членов ЕС исходя из требований безопасности, охраны здоровья и защиты окружающей среды;

• передача определения технических норм, обеспечивающих эти параметры, Европейскому комитету по стандартизации (СЕН) и Европейскому комитету по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК);

• признание национальными правительственными органами соответствия общим требованиям директив тех изделий, которые изготовлены по Европейским (евронормам) или национальным стандартам (техническим регламентам). Если же изготовитель выпускает продукцию по какому-то другому нормативному документу, то он должен доказывать соответствие своего товара требованиям директив сертификатом соответствия, утвержденным в ЕС, либо путем сертификационных испытаний в соответствующих организациях.

После того как Комиссия ЕС пришла к выводу, что во многих случаях трудности в товарообмене возникают из-за незнания о существующих или разрабатываемых стандартах (технических регламентах) в других странах ЕС, была принята Директива ЕС "Методы и процессы информирования в области стандартов и технических регламентов". После ее основательной доработки и введения в действие, сложилась процедура взаимного информирования, основные моменты которой следующие:

• каждая страна—участница ЕС обязана информировать соответствующую инстанцию о программах подготовки проектов нормативных документов. При этом по вопросам регламентов следует обращаться в Комиссию Европейского Союза, по стандартам — в центральные секретариаты СЕН и СЕНЭЛЕК;

• каждая из указанных центральных инстанций накапливает и обрабатывает информацию и доводит ее до национальных органов по стандартизации стран-членов и региональных органов по стандартизации;

• каждая страна—член ЕС обязана сообщать полученную информацию заинтересованным кругам.

Директива касается всех видов продукции, кроме пищевых товаров, сельхозпродукции, медикаментов и косметики.

Основные практические задачи по региональной стандартизации возложены на СЕН и СЕНЭЛЕК, которые в своей практике информационного обеспечения руководствуются данной Директивой.

22. Международная организация по стандартизации, ИСО (International Organization for Standardization, ISO) — международная организация, занимающаяся выпуском стандартов. Международная организация по стандартизации создана в 1946 году двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации, на основе двух организаций: ISA (International Federation of the National Standardizing Associations), учреждённой в Нью-Йорке в 1926 году (расформирована в 1942) и UNSCC (United Nations Standards Coordinating Committee), учреждённой в 1944 году. Фактически её работа началась с 1947 года.[2] СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник СССР. 23 сентября 2005 года Россия вошла в Совет ИСО. При создании организации и выборе её названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово ισος — равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название «исо». Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается проблемами сертификации. ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

ПОЛОЖЕНИЕ О Единой системе классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК ТЭИ) Банка России

19 июля 2000 года № 116-П Настоящее Положение устанавливает единые методологические и организационные основы проведения работ по классификации и кодированию технико-экономической информации в системе Банка России, порядок разработки, ввода в действие и использования классификаторов технико-экономической информации, определяет порядок взаимодействия структурных подразделений Банка России, участвующих в их разработке, ведении и использовании. Положение разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”; Федеральный закон “О банках и банковской деятельности”; Федеральный закон “О стандартизации”; Федеральный закон “Об информации, информатизации и защите информации”; Федеральная целевая программа “Реформирование статистики в 1997-2000 годах”, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.96 № 1410; Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.02.93 № 121 “О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики”; Распоряжение Банка России от 24.06.97 № Р-208 “О вводе в действие в банковской системе Российской Федерации общероссийских классификаторов”; ГОСТ Р 1.2-92 “Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов”; ГОСТ 6.01.1-87 “Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации. Основные положения”; ГОСТ Р 6.30-97 “Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов”; ПР 50-734-93 “Порядок разработки общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации”; ПР 50-735-93 “Положение о ведении общероссийских классификаторов на базе информационно-вычислительной сети Госкомстата России”. Использование ЕСКК ТЭИ для кредитных организаций, входящих в банковскую систему России, носит рекомендательный характер в целях обеспечения информационной совместимости при обмене данными на межведомственном уровне, за исключением случаев использования общероссийских классификаторов, введенных в действие Постановлениями Госстандарта России и применяемых в обязательном порядке.

25. Международный опыт управления качеством сконцентрирован в пакете международных стандартов серии ИСО 9000, принятых Международной организацией по стандартизации (ИСО) в марте 1987г. и периодически обновляемых. В 1994 г. вышла вторая редакция стандартов этой серии, в 2000 г. появилась третья редакция этих стандартов. Международная организация по стандартизации является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации. Разработка международных стандартов направлена в первую очередь для развития международной торговли, снятия таможенных барьеров. Стандарты на системы качества предприятий (серии 9000) кроме того создают доверие к производителям, позволяют упорядочить деятельность предприятия, развивать бизнес наиболее эффективно. Что же собой представляют эти стандарты? Стандарты серии ИСО 9000 представляют собой набор требований, которые охватывают те направления деятельности, которые в той или иной степени все равно выполняются на любом предприятии (анализ контракта, ведение документации, контроль выпускаемой продукции.). Но эти мероприятия проводятся бессистемно, эпизодически. Стандарты же требуют выполнения этой деятельности на систематической основе, на основе документированных процедур, фиксировать результат. Особенностью этих стандартов является добровольность в том смысле, что производитель сам принимает решение о построении системы качества в соответствии с ИСО 9000 или нет, но, приняв такое решение, становится обязательным выполнение требований этих стандартов. Зачастую руководитель предприятия решает внедрять систему качества под давлением требований заказчика: когда есть перспектива выгодного заказа, но условием заключения контракта является наличие сертифицированной системы качества. А сертифицировать можно только на соответствие чему-то. Вот для этих целей и применяют ИСО 9000. Стандарты серии ИСО 9000 применимы к любым предприятиям независимо от сферы деятельности, формы собственности, размеров предприятия. Требования ИСО 9000 говорят о том, что должно быть сделано. Предприятие само определяет, как это должно быть сделано и подтверждено. Образно говорят: «скажи, что и как ты будешь делать; делай так, как сказал; предоставь доказательства, что выполнил правильно». Требование о наличии документированных процедур и записей по качеству зачастую воспринимаются так, что всё надо делать заново. На самом деле в стандартах есть только общее требование и рекомендации по возможности учитывать сложившуюся практику, традиции предприятия. Например, п 6.2.2 е) ИСО 9001:2000 «организация должна поддерживать в рабочем состоянии соответствующие записи об образовании, подготовке, навыках и опыте персонала». Предприятие может иметь такие записи в виде личных дел сотрудников, в виде журналов, в виде карточки в отделе кадров. Одной из важнейших черт этих стандартов является их универсальность, то есть принципиальная применимость ко всем без исключения видам деятельности. Стандарты ИСО 9000 содержат минимальные требования, которым должна соответствовать организация работ по обеспечению гарантии качества независимо от того, какую именно продукцию выпускает предприятие или какие услуги оно оказывает. Если система управления качеством, в рамках которой реализуются процессы управления на данном предприятии, соответствует требованиям указанных стандартов, то сегодня это воспринимается как убедительное доказательство способности предприятия обеспечить выпуск продукции или оказание услуг требуемого качества. Отличительной особенностью международных стандартов ИСО 9000 является то, что они устанавливают степень ответственности руководства организации за качество. Руководство предприятия отвечает за разработку политики в области качества, за создание, внедрение и функционирование системы управления качеством, что должно четко определяться и оформляться документально. К обязанностям руководства относятся подбор специалистов и выделение необходимых ресурсов для производственного, контрольно-измерительного и испытательного оборудования, а также для программного обеспечения компьютерной техники. Руководство должно устанавливать требуемый уровень компетенции и следить за своевременностью повышения квалификации персонала. На руководителей организации возлагается обязанность выявлять те показатели качества товара, которые влияют на его рыночную устойчивость. Также руководство организации отвечает за определение целей, которые предопределяют решения о производстве новых товаров или оказании новых услуг потребителям.

26. Стандартизация в странах СНГ Проведение согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации в рамках содружества независимых государств (СНГ) вызвана первоочередными требованиями расширения и восстановления уз тесного партнерства в различных областях экономики наших стран. Совершенно очевидно, что развитие промышленности, других сфер хозяйства бывших республик СССР возможно лишь в едином экономическом пространстве, которое может успешно функционировать только при условии введения и сохранения единых стандартов. В 1992 году главы Правительств стран СНГ подписали "Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации". Был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации. В соответствии с Соглашением в его состав вошли руководители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации государств - членов СНГ и представители межгосударственных организаций, занимающиеся решением вопросов по стандартизации по специальной тематике. Данное Соглашение, а также "Положение о Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации" регулирует основную направленность деятельности Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС). Организация работы МГС и его Технического секретариата проходит в рамках "Правил процедуры Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации". Разработкой и проведением конкретных работ в области межгосударственной стандартизации и метрологии занимаются Межгосударственные технические комитеты по стандартизации (МТК), являющиеся рабочими органами МГС. В настоящее время насчитывается более 300 Межгосударственных технических комитетов по стандартизации, номенклатура которых сформирована в соответствии с требованиями технических комитетов международных организаций по стандартизации (ИСО - Международная организация по стандартизации, МЭК - международная электротехническая комиссия, МОЗМ - Международная организация законодательной метрологии). По решению Межгосударственных советов по стандартизации, метрологии и сертификации принимаются межгосударственные стандарты и измерения к ним. Так, одним из первых в качестве межгосударственных стандартов по линии МТК были разработаны ГОСТ 1.0-92 "Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации Общие положения" и ГОСТ 15-92 "Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: