Когда Вы говорите …
• Рассказывайте, кто с ребенком говорит.
• Когда Вы обращаетесь к ребенку, называйте его по имени.
• Говорите, перед тем, как прикасаетесь к нему рукой. Ребенку может быть неприятно, если кто-нибудь неожиданно прикоснется к нему.
•Когда Вы намерены отойти от ребенка, предупреждайте его об этом.
•Не оставляйте ребенка-инвалида по зрению одного в незнакомом месте.
Рассказывайте …
•Описывайте ребенку ближайшую окружающую среду.
•Давайте ему возможность ощупывать, нюхать, пробовать на вкус, слушать и, таким образом, получать информацию с помощью разных анализаторов.
•Чтобы ребенок не путал разные понятия, объясняйте ему, что щупать можно не все, что видно, и видно не все, что можно осязать.
•По возможности применяйте наглядные пособия (настоящие предметы, макеты и т.п.).
Ощупывайте …
•Стимулируйте ребенка использовать свои руки для обследования разных материалов.
•Когда Вы показываете ребенку что-то, управляйте его руками, ставя на них ваши руки. Одновременно рассказывайте, какого цвета предмет, какая его форма и как им пользоваться.
•Обучайте ребенка обследовать предметы систематически, а также способом «вспомогательной и активной рук» (одна рука держит посуду, а другая отыскивает на столе игрушку и кладет ее в посуду).
•Предупреждайте ребенка перед тем, как он дотрагивается до чего-то теплого, холодного или липкого. Он может испугаться неожиданного незнакомого ощущения и начать побаиваться использовать свои руки для рассматривания окружающего мира.
• Стойте за ребенком, когда учите его какому-то движению. Делайте движение вместе с ребенком. Если Вы стоите напротив него, движение получается зеркальным и ребенку трудно воспринять его.
|
• Рассказывайте ребенку, что происходит, что Вы делаете. Употребляйте знакомые ему слова.
Называйте …
• Употребляйте настоящие названия разных направлений и предметов. Ребенок не может понимать такие неопределенные понятия, как «там далеко», «тут» и т.п.
• Употребляйте слова «смотреть» и «видеть».
• Когда определяете размеры, исходите из размеров собственного тела ребенка. Например, это такого же размера как твоя рука или в длину твоей руки от кисти до плеча и т.д.
Управляйте …
•Держите предметы на своих определенных местах. Разрешайте ребенку самостоятельно сходить за вещами и возвращать их на свои места. Рассказывайте ему, когда переставляете что-то.
•Давайте ребенку самостоятельно отыскивать вещи, упавшие на пол. Говорите, где они находятся. Например, мел справа, рядом с твоей ногой.
•Обучайте ребенка систематическому способу отыскивания: изогнутым движениям от себя.
• Когда Вы занимаетесь с ребенком за столом, используйте устойчивые подставки, например, подносы и миски. Когда ребенок рассматривает руками, что на столе, он легко разбрасывает вещи вперемешку.
• Рисуйте для слепого ребенка выпуклые контуры картинок, например, клеем.
• Если у ребенка есть остаток зрения, используйте его (цветные контрасты, увеличенные изображения, освещение и т.д.).
Стимулируйте …
•Разрешайте ребенку действовать самостоятельно, пробовать, пачкать.
•Давайте ребенку время, чтобы он добился положительных результатов, и укрепились усвоенные им навыки.
•Создавайте безопасную ситуацию для обучения.
•Хвалите и поощряйте ребенка.
• Давайте ребенку часто возможность добиться положительных результатов.
Говорите, рассказывайте, ощупывайте, называйте, управляйте, стимулируйте … СОВЕТЫДЛЯ ТЕХ, КТО ВОСПИТЫВАЕТ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ