Ожидаемые результаты и способы проверки.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа имеетаксиологическую, инструментальную, потребностно-мотивационную и развивающую направленность.

Аксиологическое направление учит ребенка принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Инструментальное направление формирует умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, что помогает личностной рефлексии ребенка. Потребностно-мотивационное направление предполагает прежде всего развитие умения делать выбор, готовность нести за него ответственность, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте. Развивающее направление обеспечивает формирование эго-идентичности, половой идентичности и личностного самоопределения.

Пятый класс для учащихся является довольно сложным периодом: происходят резкие изменения условий обучения, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов - все это снижает работоспособность, повышает тревожность, вызывает состояние фрустрации.

Воспитательная система школы не может в одиночку справиться с этими и многими другими проблемами школьников. Система дополнительного образования детей может и должна принять активное участие в их решении.

Данная программа направлена на развитие навыков, способствующих успешной адаптации пятиклассников к условиям средней школы, а именно: формирование устойчивой учебной мотивации, развитие толерантности, понимания интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, формирование позитивной Я-концепции, способности к рефлексии и самосовершенствованию, развитие умения строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом.

Нормативно-правовой базой программы являются:

- «Конвенция о правах ребенка»;

- Закон Российской Федерации «Об образовании»;

- «Положение об учреждениях дополнительного образования детей»;

- «Требования к программам дополнительного образования»;

- «Положения о службе практической психологии в системе министерства образования РФ»;

- этический кодекс психолога;

- правила техники безопасности и внутреннего распорядка учреждения.

Новизна данной программы состоит в том, что:

- в ее образовательном содержании превалирует гуманистический подход Роджерса, согласно которому, в условиях помогающих отношений у ребёнка ускоряется интеллектуальное развитие, изменяются личностные качества. Он становится самоуправляемым и уверенным в себе, способным понимать и принимать себя и других, становится более естественным и более зрелым в поведении, у него повышается самооценка, он более спокойно справляется с жизненными проблемами, возрастает творческий потенциал.

- практические занятия, на которых организуется работа школьников по применению базовых понятий, организуются в виде активных методов обучения, которые позволяют учащимся:

  • быть активными участниками процесса познания
  • понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают
  • активно взаимодействовать между собой.
  • моделировать в игре развитие реальных жизненных процессов
  • в короткие сроки рассмотреть все многообразие проблемных ситуаций и промоделировать пути их разрешения.

Актуальность предлагаемой программы обоснованна тем, что сегодня школа не в состоянии успешно решать стоящие перед ней задачи без учета интенсивности, конструктивности, длительности, «болезненности» адаптационных процессов, происходящих у школьников десяти-одиннадцатилетнего возраста в период перехода в основную школу.: Неадаптированность ребенка к обучению ведет к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной деструктивности личности.

Цель программы – способствование психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы, переходы на ФГОС, развитие коммуникативных навыков учащихся.

Задачи программы:

- формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки;

- снижение уровня тревожности;

- формирование устойчивой учебной мотивации;

- освоение детьми школьных правил;

- развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, учителями и родителями;

- формирование навыков самостоятельного решения конфликтов мирным путем;

- формирование навыков партнерского взаимодействия.

Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ социальной адаптации и психологического дополнительного образования детей состоят в широком применении активных методов обучения: ролевых игр, тренингов, дискуссий, моделирования образцов поведения.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу в течении учебного года. Каждое занятие включает вводную часть, обсуждение возникших между занятиями учебных и иных проблем обучающихся, теоретическую часть (в виде лекции, беседы, дискуссии), общую практическую часть – ролевые игры, рисуночная арт-терапия, моделирование образцов поведения.

Ожидаемые результаты и способы проверки.

В результате освоения данной программы школьники будут более эффективно достигать своих целей в обучении, деятельности и общении. Они познакомятся с понятийным аппаратом психологии, овладеют навыками самоанализа; понимания чувств и мотивов поведения других людей; конструктивному общению, умению творчески преодолевать конфликты.

Психологические знания и умения помогут ребятам более осознанно и ответственно относиться к своим интересам и увлечениям, что будет способствовать их лучшей социальной адаптации, более активной жизненной позиции.

Практические занятия помогут обучающимся закрепить полученные знания, поработать над своими коммуникативными и мыслительными навыками, лучше узнать мир эмоций, переживаний, отношений.

Основной ожидаемый результат – позитивные изменения личности и поведения учащихся – отслеживается с помощью методов психологической диагностики. Такая диагностика требует от педагога специальной подготовки и не может быть строго проведена для всех членов учебной группы и во всех случаях. Это связано с тем, что психодиагностика является строго добровольной по всем положениям прав ребенка. Мною применяются методы психологической диагностики – психолого-педагогическое наблюдение, диагностические беседы и игры, психологические тесты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: