ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа имеетаксиологическую, инструментальную, потребностно-мотивационную и развивающую направленность.
Аксиологическое направление учит ребенка принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Инструментальное направление формирует умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, что помогает личностной рефлексии ребенка. Потребностно-мотивационное направление предполагает прежде всего развитие умения делать выбор, готовность нести за него ответственность, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте. Развивающее направление обеспечивает формирование эго-идентичности, половой идентичности и личностного самоопределения.
Пятый класс для учащихся является довольно сложным периодом: происходят резкие изменения условий обучения, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов - все это снижает работоспособность, повышает тревожность, вызывает состояние фрустрации.
Воспитательная система школы не может в одиночку справиться с этими и многими другими проблемами школьников. Система дополнительного образования детей может и должна принять активное участие в их решении.
Данная программа направлена на развитие навыков, способствующих успешной адаптации пятиклассников к условиям средней школы, а именно: формирование устойчивой учебной мотивации, развитие толерантности, понимания интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, формирование позитивной Я-концепции, способности к рефлексии и самосовершенствованию, развитие умения строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом.
Нормативно-правовой базой программы являются:
- «Конвенция о правах ребенка»;
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- «Положение об учреждениях дополнительного образования детей»;
- «Требования к программам дополнительного образования»;
- «Положения о службе практической психологии в системе министерства образования РФ»;
- этический кодекс психолога;
- правила техники безопасности и внутреннего распорядка учреждения.
Новизна данной программы состоит в том, что:
- в ее образовательном содержании превалирует гуманистический подход Роджерса, согласно которому, в условиях помогающих отношений у ребёнка ускоряется интеллектуальное развитие, изменяются личностные качества. Он становится самоуправляемым и уверенным в себе, способным понимать и принимать себя и других, становится более естественным и более зрелым в поведении, у него повышается самооценка, он более спокойно справляется с жизненными проблемами, возрастает творческий потенциал.
- практические занятия, на которых организуется работа школьников по применению базовых понятий, организуются в виде активных методов обучения, которые позволяют учащимся:
- быть активными участниками процесса познания
- понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают
- активно взаимодействовать между собой.
- моделировать в игре развитие реальных жизненных процессов
- в короткие сроки рассмотреть все многообразие проблемных ситуаций и промоделировать пути их разрешения.
Актуальность предлагаемой программы обоснованна тем, что сегодня школа не в состоянии успешно решать стоящие перед ней задачи без учета интенсивности, конструктивности, длительности, «болезненности» адаптационных процессов, происходящих у школьников десяти-одиннадцатилетнего возраста в период перехода в основную школу.: Неадаптированность ребенка к обучению ведет к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной деструктивности личности.
Цель программы – способствование психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы, переходы на ФГОС, развитие коммуникативных навыков учащихся.
Задачи программы:
- формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки;
- снижение уровня тревожности;
- формирование устойчивой учебной мотивации;
- освоение детьми школьных правил;
- развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, учителями и родителями;
- формирование навыков самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
- формирование навыков партнерского взаимодействия.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ социальной адаптации и психологического дополнительного образования детей состоят в широком применении активных методов обучения: ролевых игр, тренингов, дискуссий, моделирования образцов поведения.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу в течении учебного года. Каждое занятие включает вводную часть, обсуждение возникших между занятиями учебных и иных проблем обучающихся, теоретическую часть (в виде лекции, беседы, дискуссии), общую практическую часть – ролевые игры, рисуночная арт-терапия, моделирование образцов поведения.
Ожидаемые результаты и способы проверки.
В результате освоения данной программы школьники будут более эффективно достигать своих целей в обучении, деятельности и общении. Они познакомятся с понятийным аппаратом психологии, овладеют навыками самоанализа; понимания чувств и мотивов поведения других людей; конструктивному общению, умению творчески преодолевать конфликты.
Психологические знания и умения помогут ребятам более осознанно и ответственно относиться к своим интересам и увлечениям, что будет способствовать их лучшей социальной адаптации, более активной жизненной позиции.
Практические занятия помогут обучающимся закрепить полученные знания, поработать над своими коммуникативными и мыслительными навыками, лучше узнать мир эмоций, переживаний, отношений.
Основной ожидаемый результат – позитивные изменения личности и поведения учащихся – отслеживается с помощью методов психологической диагностики. Такая диагностика требует от педагога специальной подготовки и не может быть строго проведена для всех членов учебной группы и во всех случаях. Это связано с тем, что психодиагностика является строго добровольной по всем положениям прав ребенка. Мною применяются методы психологической диагностики – психолого-педагогическое наблюдение, диагностические беседы и игры, психологические тесты.