Ответственность и полномочия




Содержание

1. Назначение

2. Персонал

3. Основные термины и определения

4. Инвентарь, сырье и материалы

5. Общие положения

6. Ответственность и полномочия

7. Документы

8. Процедура

9. Обучение

10. Литература

11. Распределение

12. Лист ознакомления

Назначение

Данная стандартная операционная процедура устанавливает порядок уборки помещений и обработки оборудования в аптечной организации.

 

Персонал

Руководитель организации / индивидуальный предприниматель

Начальники (руководители) подразделений

Заместители начальника (руководителя) подразделений

Начальники (руководители) отделов подразделений

Заместители начальника (руководителя) отделов подразделений

Провизоры

Фармацевты

Санитарка (уборщица)

 

Основные термины и определения

 

Санитарный режим – распорядок дня, действия и условия деятельности, направленные на проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Санитарная одежда - халат (костюм) медицинский и другая защитная одежда, предназначенная для защиты медикаментов, материалов и готовой продукции от дополнительных микробиологических и других загрязнений, выделяемых персоналом.

Инвентарь, сырье и материалы

Инвентарь, сырье и материалы Технические характеристики
Пример: Ведра пластмассовые с мерной шкалой промаркированные (для замачивания уборочных материалов – с крышками) Пример: 10 л, ООО «Диорит XXI», Россия
Швабры промаркированные 140см, ООО «Хозяин», Россия
Щетки для мытья окон промаркированные Hausmann, Австрия
Щетка для чистки унитаза ООО «ТПЩИ», Россия
Тряпки для пола промаркированные 70 × 80 см, ООО «Хозяин», Россия
Салфетки из микрофибры Paclan Practi для протирки поверхностей промаркированные 30 × 30 см, Paclan, Китай
Салфетки марлевые четырехслойные 30 × 30 см, ООО «Амелия Центр», Россия
Губки поролоновые для мытья раковин 80 × 55 × 22 мм, ООО «Торговый Дом НХК», Россия
Лопатка для перемешивания растворов пластиковая 50 см Ferrari, Италия
Стакан мерный стеклянный 500 мл, ООО «Лабтех», Россия
Пакеты для сбора и утилизации отходов 35 л, ООО «Росэкопласт», Россия
Перчатки нитриловые Размер M, “ECOLOGICAL PRODUCTS USA, LLC”, США
Средство жидкое моющее «Прогресс» 1 л, ООО «АСМ Медиа», Россия
Универсальное порошкообразное моющее средство «Mr. Proper» 400 г, ООО "Проктер энд Гэмбл", Россия
Средство дезинфицирующее порошкообразное «Хлорамин Б» 1 кг, «Цзясин гранд корпорейшн», Китай
Средство чистящее порошкообразное «Comet» 475 г, ООО «Проктер энд Гэмбл-Новомосковск», Россия
Средство чистящее универсальное «Comet» (гель) 500 мл, ООО "Проктер энд Гэмбл", Россия
Средство для мытья стекол «Мистер Мускул» 500 мл, ООО «СК Джонсон», Украина
Мыло жидкое для рук «Бархатные ручки» с дозатором 240 мл, производитель: концерн «Калина», Россия
Контейнеры с педалью для сбора, хранения и транспортирования медицинских отходов промаркированные 15 л, ООО «КМ-Проект», Россия
и др.  

Общие положения

5.1. Санитарные требования к помещениям аптек.

5.1.1. Помещения аптек следует оборудовать, отделывать и содержать в соответствии с правилами санитарного режима в чистоте и надлежащем порядке.

5.1.2. Перед входами в аптеку должны быть приспособления для очистки обуви от грязи. Очистка самих приспособлений должна проводиться по мере необходимости, но не реже
1 раза в день.

5.1.3. Отделка помещений для хранения лекарственных препаратов (внутренние поверхности стен, потолков) должна быть гладкой и допускать возможность проведения влажной уборки.

5.1.4. Места примыкания стен к потолку и полу не должны иметь углублений, выступов и карнизов.

5.1.5. Материалы покрытия помещений должны быть антистатическими и иметь гигиенические сертификаты (водостойкие краски, эмали или кафельные глазурованные плитки светлых тонов). Полы покрываются неглазурованными керамическими плитками, линолеумом или релином с обязательной сваркой швов.

5.1.6. В коридорах, комнате отдыха персонала аптечной организации, кабинетах допускается вешать занавески, расстилать ковры, разводить цветы, вывешивать стенгазеты, плакаты и т.д.

5.1.7. Декоративное оформление помещений, в том числе озеленение, допускается при условии обеспечения необходимого ухода (очистка от пыли, мытье и т.д.) по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю.

 

5.2. Санитарные требования к оборудованию аптек.

5.2.1. Установка оборудования должна производиться на расстоянии не менее 0,5 метров от стен или другого оборудования, чтобы иметь доступ для очистки, дезинфекции, ремонта, технического обслуживания, поверки и (или) калибровки оборудования, обеспечивать доступ к товарам аптечного ассортимента, свободный проход работников.

 

5.3. Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря.

5.3.1. Перед началом работы необходимо провести влажную уборку помещений (полов и оборудования) с применением дезинфицирующих средств.

Внимание! Сухая уборка помещений запрещается!

5.3.2. Генеральная уборка производственных помещений должна проводиться не реже
1 раза в неделю. Моют стены, двери, оборудование, полы. Полотки очищают от пыли влажными тряпками 1 раз в месяц. Оконные стекла, рамы и пространство между ними моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами не реже одного раза в месяц.

5.3.3. Оборудование торгового зала подвергают ежедневной уборке, шкафы для хранения лекарственных препаратов в помещениях хранения (материальные комнаты) убирают по мере необходимости, но не реже одного раза в неделю.

5.3.4. Обработка холодильного оборудования снаружи проводится не реже 1 раза в неделю. Разморозка и последующая обработка холодильного оборудования изнутри проводится по режиму, указанному в руководстве по эксплуатации холодильного оборудования дезинфицирующим средством с моющим эффектом. Обработка полок внутри, без разморозки холодильного оборудования, производится при освобождении полок от лекарственных препаратов или при смене групп лекарственных препаратов на полках.

5.3.5. Уборочный инвентарь должен быть промаркирован и использован строго по назначению. Хранение его осуществляется в специально выделенном месте (комнаты, шкафы) раздельно. Ветошь (салфетки), предназначенную для уборки оборудования, после дезинфекции и сушки хранят в чистой, промаркированной, плотно закрытой таре (банка, кастрюля и др).

5.3.6. Для уборки и дезинфекции поверхностей рекомендуются поролоновые губки, салфетки с заделанными краями из неволокнистых материалов.

5.3.7. Для протирки полов можно использовать тряпки с заделанными краями из суровых тканей.

5.3.8. Приготовление дезинфицирующих растворов должно осуществляться специально обученным персоналом в соответствии с действующими инструкциями в помещении _________________________________. Для дезинфекции поверхностей допускается использование дезинфицирующих средств из числа разрешенных Минздравом России к применению на территории России.

5.3.9. При приготовлении дезинфицирующих растворов и проведении санитарной обработки помещений и оборудования аптечной организации необходимо использовать средства индивидуальной защиты.

5.3.10. Отходы производства и мусор должны собираться в специальные контейнеры с приводной крышкой с удалением из помещения не реже 1 раза в смену.

5.3.11. Сбор, временное хранение, обеззараживание, обезвреживание, транспортирование, утилизацию отходов аптечной организации производится в соответствии с их классом опасности.

5.3.12. Раковины для мытья рук, санитарные узлы и контейнеры для мусора моют, чистят и дезинфицируют ежедневно.

5.3.13. Санитарный день в аптечных организациях проводится 1 раз в месяц (одновременно, кроме тщательной уборки, можно проводить мелкий текущий ремонт).

 

Ответственность и полномочия

6.1. Руководитель организации / индивидуальный предприниматель несет ответственность за назначение уполномоченного по качеству в аптечной организации, утверждение документов, необходимых для организации и функционирования системы качества; проведение аудитов системы качества.

6.2. Уполномоченный по качеству несет ответственность за организацию и функционирование системы качества в аптечной организации.

6.2.1. Уполномоченный по качеству в аптечной организации назначается приказом руководителя организации / индивидуального предпринимателя.

6.2.2. Уполномоченный по качеству обязан обеспечить следующие процессы непосредственно или через делегирование полномочий:

- разработку и поддержание в актуальном состоянии документов, необходимых для функционирования системы качества в аптечной организации;

- своевременное оповещение руководителя организации / индивидуального предпринимателя обо всех изменениях в правовом регулировании в сфере системы качества;

- проведение первичного и повторного обучения для специалистов аптечной организации по порядку уборки помещений и обработки оборудования в аптечной организации.

6.3. Начальник (руководитель) подразделения несет ответственность за ознакомление сотрудников подразделений аптечной организации с порядком уборки помещений и обработки оборудования в аптечной организации, а также за его исполнение.

6.4. Иные сотрудники несут ответственность за порядок соблюдения правил уборки помещений и обработки оборудования в рамках исполнения должностных обязанностей.

 

Документы

7.1. Перечень документов, необходимых для обеспечения системы качества в аптечной организации:

- Приказ о назначении уполномоченного по качеству в аптечной организации;

- Стандартная операционная процедура по порядку уборки помещений и обработки оборудования в аптечной организации;

- Журнал учета получения и расходования дезинфицирующих средств для проведения дезинфицирующих мероприятий на объектах;

- Журнал учета проведения текущих уборок;

- Журнал учета проведения генеральных уборок;

- Журнал регистрации проведения санитарных дней;

- Журнал учета отходов;

- Технологический журнал учета отходов класса Б и В организации;

- Акты проверки с отчетом по аудиту системы качества;

- План обучения сотрудников аптечной организации и отчеты по проведенному обучению.

 

Процедура

8.1. Подготовительные работы

8.1.1. Сотруднику аптечной организации, осуществляющему уборку помещений и/или обработку оборудования необходимо подготовиться к работе: одеть комплект спецодежды и средства индивидуальной защиты;

8.1.2. Подготовить уборочные материалы и промаркированный уборочный инвентарь (салфетки, тряпки, щетки, швабры, ведра и др.);

8.1.3. Подготовить дезинфицирующие растворы для уборки помещений и/или обработки оборудования (описание приготовления дезинфицирующего раствора).

8.1.3.1. Приготовление дезинфицирующего раствора для уборки помещений:

8.1.3.1.1. Налить в ведро вместимостью 10 л (при необходимости изменить) (количество) л воды.

8.1.3.1.2. Отмерить с помощью мерного стакана средство дезинфицирующее (указать название и объем / количество), налить / добавить его в ведро.

8.1.3.1.3. Отмерить с помощью мерного стакана средство моющее (указать название и объем / количество), налить / добавить его в ведро.

8.1.3.1.4. Перемешать с помощью лопатки в течение 20 секунд.

8.1.3.1.5. Добавить воды до метки (при необходимости изменить).

8.1.3.1.6. Дезинфицирующий раствор используют свежеприготовленным.

 

8.1.3.2. Приготовление дезинфицирующего раствора для обработки оборудования:

8.1.3.2.1. Налить в ведро вместимостью 10 л (при необходимости изменить) (количество) л воды.

8.1.3.2.2. Отмерить с помощью мерного стакана средство дезинфицирующее (указать название и объем / количество), налить / добавить его в ведро.

8.1.3.2.3. Отмерить с помощью мерного стакана средство моющее (указать название и объем / количество), налить / добавить его в ведро.

8.1.3.2.4. Перемешать с помощью лопатки в течение 20 секунд.

8.1.3.2.5. Добавить воды до метки (при необходимости изменить).

8.1.3.2.6. Дезинфицирующий раствор используют свежеприготовленным.

8.1.3.3. Приготовление моющего раствора для обработки уборочного инвентаря:

8.1.3.3.1. Налить в ведро вместимостью 10 л (при необходимости изменить) (количество) л воды.

8.1.3.3.2. Отмерить с помощью мерного стакана средство моющее (указать название и объем / количество), налить / добавить его в ведро.

8.1.3.3.3. Перемешать с помощью лопатки в течение 20 секунд.

8.1.3.3.4. Добавить воды до метки (при необходимости изменить).

8.1.3.3.5. Моющий раствор используют свежеприготовленным.

8.1.3.4. Приготовление дезинфицирующего раствора для обработки уборочного инвентаря:

8.1.3.4.1. Налить в ведро вместимостью 10 л (при необходимости изменить) (количество) л воды.

8.1.3.4.2. Отмерить с помощью мерного стакана средство дезинфицирующее (указать название и объем / количество), налить / добавить его в ведро.

8.1.3.4.3. Отмерить с помощью мерного стакана средство моющее (указать название и объем / количество), налить / добавить его в ведро.

8.1.3.4.4. Перемешать с помощью лопатки в течение 20 секунд.

8.1.3.4.5. Добавить воды до метки (при необходимости изменить).

8.1.3.4.6. Дезинфицирующий раствор используют свежеприготовленным.

 

8.2. Основные работы

8.2.1. Уборка помещений и/или обработка оборудования аптечной организации проводится в соответствии с таблицей:

 

Вид уборки Наименование дезинфицирующих / моющих растворов, концентрация, время экспозиции, способ обработки Обрабатываемые поверхности
     
Текущая (ежедневная) Указать Оборудование торгового зала
Указать Санитарно-техническое оборудование
Указать Приспособления для очистки обуви от грязи
Указать Пол
Генеральная (1 раз в неделю) Указать Оборудование торгового зала
Указать Шкафы для хранения лекарственных препаратов в помещениях хранения
Указать Внешняя поверхность холодильного оборудования
Указать Санитарно-техническое оборудование
Указать Стены
Указать Двери
Указать Приспособления для очистки обуви от грязи
Указать Пол

 


 

     
Санитарный день (1 раз в месяц) Указать Оборудование торгового зала
Указать Шкафы для хранения лекарственных препаратов в помещениях хранения
Указать Внешняя поверхность холодильного оборудования
Указать Санитарно-техническое оборудование
Указать Потолок
Указать Оконные рамы
Указать Межрамные промежутки
Указать Стекла
Указать Стены
Указать Двери
Указать Приспособления для очистки обуви от грязи
Указать Пол
В соответствии с инструкцией Указать Внутренняя поверхность холодильного оборудования

 

8.3. Заключительные работы

8.3.1. Пакет с отходами поместить на временное хранение в _________________(указать).

8.3.2. Слить в канализацию оставшиеся отработанные дезинфицирующие растворы после уборки помещений и/или обработки оборудования.

8.3.3. После использования уборочный инвентарь продезинфицировать.

8.3.3.1. Дезинфекцию уборочного инвентаря проводят в помещении _________________________(указать).

8.3.3.2. Прополоскать салфетки, половые тряпки в моющем растворе (указать).

8.3.3.3. Оставшийся моющий раствор вылить в канализацию.

8.3.3.4. Продезинфицировать салфетки и половые тряпки путем замачивания в дезинфицирующем растворе (указать) в течение (указать).

8.3.3.5. Ведра, швабры, щетки вымыть дезинфицирующим раствором, ополоснуть теплой водой (открыв краны воды питьевой и горячей).

8.3.3.6. Оставшийся дезинфицирующий раствор вылить в канализацию.

8.3.3.7. Убрать уборочный инвентарь для просушивания в места, предназначенные для его хранения.

8.3.4. Утилизировать отходы в соответствии со схемой обращения отходов в аптечной организации.

8.3.5. После окончания работы необходимо тщательно вымыть с мылом перчатки, не снимая с рук, после чего просушить их.

8.3.6. Снять перчатки, поместить их на место хранения / в контейнер для отходов (указать).

8.3.7. Комплект спецодежды, в котором проводилась уборка, поместить на место хранения.

8.3.8. В зависимости от типа уборки и класса собранных отходов заполнить необходимые журналы: Журнал учета проведения текущих уборок, Журнал учета проведения генеральных уборок, Журнал регистрации проведения санитарных дней, Журнал учета отходов, Технологический журнал учета отходов класса Б и В организации, выполненные на бумажном* или электронном носителе.

* - журнал, выполненный на бумажном носителе, должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью и подписью руководителя аптечной организации.

Обучение

Для всех новых сотрудников проводится обучение по порядку уборки помещений и обработки оборудования в аптечной организации.

Повторное обучение проводятся не реже 1 раза в год.

 

Литература

1. Приказ Минздрава России № 647н от 31.08.2016 г. "Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения";

2. Приказ Минздрава России № 646н от 31.08.2016 г. «Об утверждении Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения»;

3. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 706н от 23.08.2010 г. «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств»;

4. Приказ Минздрава РФ № 309 от 21.10.1997 г. «Об утверждении Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)»;

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ№ 163 от 09.12.2010 г. «Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».

 

Распределение

  Подразделение Количество копий
Оригинал Руководитель организации / индивидуальный предприниматель  
Копия 1 Начальники (руководители) подразделений  
Копия 2 Уполномоченный по качеству  

 


Лист ознакомления

№ п/п ФИО сотрудника аптечной организации Дата Подпись
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 


 


Приложение № 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: