Название проекта: «Патриотами не рождаются,
Патриотами становятся».
Проект подготовлен Шишиморовой Т.Н.
Руководитель проекта Шишиморова Татьяна Николаевна
Образовательная организация МБОУ «Веретьинская СШ» Спасского района Рязанской обл.
Тел 8 920 955 68 69
e-mail: ver6300@yandex.ru
г. Спасск-Рязанский
«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».
Л.Н. Толстой
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось и является одной из важнейших задач современной школы. Это постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, готовности к ее защите. Воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты.
Актуальность проекта бесспорна. Человек не рождается патриотом. Он им становится. Если поэтапно начинать с изучения истории своей семьи, родного края - своей малой Родины, а затем перейти к изучению истории России; вести работу по формированию гражданина Российской Федерации, то он непременно будет знать не только историю своей страны, но и будет являться настоящим ее патриотом, гражданином, готовым к деятельному участию в жизни Родины, приумножению ее богатств и дальнейшего процветания. Данный проект посвящен разработке именно этих вопросов.
Цель: совершенствование гражданско-патриотического воспитания и развития учащихся на примере героев-земляков; формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством вовлечения обучающихся, педагогов, родителей в активную деятельность по патриотическому воспитанию.
Задачи:
Ø обеспечить учащихся историческими знаниями (с учетом их возрастных особенностей) о событиях Великой Отечественной войны и Героях Советского Союза поселения;
Ø приобщить к духовным и нравственным ценностям, традициям старшего поколения через внеклассную работу;
Ø познакомиться с основными направлениями деятельности по патриотическому воспитанию различных структурных подразделений поселения.
Сроки реализации проекта:
Проект реализуется с 1 сентября 2018 года по 1 октября 2020 года
I этап Подготовительный Сентябрь-октябрь 2018г.
Цель: подготовка условий создания и реализации проекта.
Задачи: Разработать, обсудить проект. Проанализировать материально-технические, педагогические условия его реализации.
II этап практический Внедрение и реализация Ноябрь 2018 г - сентябрь 2019г.
Цель: реализация проекта по патриотическому воспитанию.
Задачи: Отработать содержание деятельности, её наиболее эффективные формы и методы. Проводить мониторинг реализации проекта.
III этап практический Реализация и корректировка сентябрь 2019 г- сентябрь 2020 г.
Цель: реализация проекта
Задачи: 1.Расширять и укреплять связи и отношения школы с администрацией поселения, сельским клубом и социумом.
2. Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
3. Привлечение общественности, СМИ.
IV этап аналитический Отслеживание и анализ результатов
Апрель – сентябрь 2019г.
Цель: анализ итогов реализации проекта.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации проекта.
3. Спланировать работу на следующий период.
География проекта: - Федотьевское сельское поселение Спасского района Рязанской области.
Описание проекта Рязанская земля, где располагается наше Федотьевское поселение, по патриотическому и культурному наследию является благодатной почвой для воспитания у учащихся чувства патриотизма. Многие наши земляки участвовали в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Среди них Герои Советского Союза Клочков И.Ф., Исаичкин П.П., Чуличкин И.Ф. Настоящий проект основан на использовании местного материала, в т. ч. экспонатов и экспозиций школьного краеведческого уголка, фондов сельских библиотек, интернет сайтов.
№ п/п | Что сделать | сроки | Кто отвечает | Отм. Об исполнении |
Разработка проекта | Сентябрь 2018 | Шишиморова Т.Н., Колдаева А. | ||
Составление сметы проекта | Сентябрь 2018 | Колдаева А. | ||
Социологический опрос жителей улицы Казакова о её названии | Октябрь 2018 | Колдаева А. Евтеев А. | ||
Анкетирование учащихся «Что такое патриотизм?» | Октябрь 2018 | Денискин С. | ||
Встреча с родственниками Казакова И.Н. | Декабрь 2018 | Евтеев А. Денискин С. | ||
Изучение биографий Героев Советского Союза, уроженцев Федотьевского поселения | В течение года | Колдаева А. Евтеев А. | ||
Встречи с руководителями Совета ветеранов поселения, администрации поселения, СДК, библиотек | В течение года | Денискин С. Колдаева А., Евтеев А. | ||
Участие в подготовке и проведении массовых мероприятий гражданско-патриотической направленности (встречи, митинги, Вахта Памяти и т.д.) | В течение года | Колдаева А., Денискин С. | ||
Участие в конкурсах, акциях, квестах гражданско-патриотической направленности | В течение года | Колдаева А., Денискин С. Евтеев А. |
Кадровое обеспечение проекта –
Петрыкина Н.В. –заместитель директора школы;
Шишиморова Т.Н., учитель истории и обществознания – руководитель проекта;
Колдаева Анастасия, учащаяся 10 класса;
Денискин Сергей, учащаяся 9 класса, лидер ученического самоуправления, школьного отделения РДШ;
Нелидкина Н.В., педагог- библиотекарь;
Федорова Т.В., глава администрации Федотьевского сельского поселения;
Тетерина В.И., председатель первичной ветеранской организации поселения;
Заведующие СДК, библиотек с. Федотьево, с. Веретье;
Евтеев Александр, учащийся 10 класса – сбор и обработка, представление информации.
Критерии оценки эффективности проекта:
Количественные показатели – охват общественности; количество проведенных конкретных дел - акций, мероприятий, реализация привлеченных средств
Качественные – динамика уровня развития личности (не знал – узнал, не имел – приобрел, не умел – научился). Качество продуктов социально-творческой деятельности – поделки, рисунки, походы, акции и др. Повышение уровня социальной успешности участников и их активности.
Конкретные ожидаемые результаты реализации проекта:
ü Развитие у учащихся чувства любви к Родине, родному краю, школе.
ü Воспитание уважения школьников к подвигу ветеранов войны.
ü Активизация творческого потенциала школьников.
ü Развитие интереса к изучению истории своего родного края и Отечества.
ü Привлечение общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников.
ü Будут налажены темные связи между учреждениями и организациями на территории Федотьевского сельского поселения.
Ресурсное обеспечение проекта
Необходимые материалы | Количество | Сумма | Источники финансирования |
Бумага для листовок и анкет | 1 пачка | 300 руб. | средства школы |
Фломастеры | 1 коробка | 100 руб. | средства школы |
Копирование материалов | 150 листов | 300 руб. | средства школы |
Канцтовары | — | 150 руб. | средства школы |
Файлы | 50 шт. | 60 руб. | средства школы |
Печать фотоматериалов | 350 руб | Средства школы |
Итого: 1260 руб.
Порядок контроля и оценки результатов проекта:
Результаты работы по реализации проекта будут отслеживать руководитель проекта и администрация школы. Оценивать эффективность и результаты проекта могут директор или его заместитель, участники мероприятий, родители, организаторы проекта.
ü Обсуждение итогов каждого мероприятия проекта по итогам опроса, анкетирования учащихся и родителей по итогам мероприятий с целью выявления удовлетворенности мероприятием.
ü Анализ активности родителей и учащихся в мероприятиях
ü Отчеты о реализации проектных мероприятий (на уровне школы с приглашением заинтересованных лиц).
1. Обсуждение |
Анкетирование:
Наше поселение небольшое, но здесь родились три героя Советского Союза.
Цель анкетирования выяснить - знают ли учащиеся 6, 7 и 9 классов этих героев, что о них знают.
Анкета
Ø Кого можно считать патриотом?
Ø Кто такие ветераны войны.
Ø Почему их нужно уважать?
Ø Кого из Героев Советского Союза войны, живущих в поселении, я знаю.
Ø Что я знаю об их подвиге.
Ø Как я отношусь к ветеранам.
Ø Когда была Великая Отечественная война?
Результаты анкетирования:
Опрошено 15 учащихся. Все правильно понимают: кого можно считать патриотом, кто такие ветераны и почему их нужно уважать.
87 % знают фамилии Героев Советского Союза, и единицы знают имя и отчество героев. 13% не знают (проживают в другом поселении, ранее учились в другой школе).
Исходя из результатов анкетирования, решили изучить
биографии героев, подготовить материал для проведения классных часов, Вахты Памяти. Оформить стенд в школе.
Социологический опрос
Учащиеся 10 класса провели опрос жителей улицы имени Казакова И.Н. в с. Федотьево, которая названа в честь участника Великой Отечественной войны, который и после окончания войны оставался кадровым военным, оказывал помощь администрации поселения в установке памятника односельчанам, павшим в годы войны.
Опрос включал следующие вопросы:
Ø В честь кого названа ваша улица?
Ø Что вы о нём знаете?
Ø Разговариваете ли вы со своими детьми о названии улицы?
Было опрошено 20 односельчан. Опрос показал следующее:
Ø все жители улицы Казакова знают в честь кого она названа.
Ø Знают его родственников, живущих в селе.
Ø О заслугах Казакова И.Н. конкретно знают,
Ø Говорят, что в селе Федотьево долгое время не было памятника павшим в годы Великой Отечественной войны и в 1991 году он его построил.
Ø Жители считают его героическим человеком.
Вывод: Взрослое население поселения в достаточной мере знает героев своей малой Родины, но героическому прошлому поселения в семье не уделяется должное внимание. Родители, бабушки и дедушки с детьми о названии улицы, о героях беседуют мало. Всё идёт от семьи. И в воспитании патриотизма, любви к малой Родине, ответственности за её покой роль семьи велика.
Промежуточные результаты работы:
1. Собрали материал о героях Советского Союза. Оформили три презентации о них для классных часов и внеклассной работы. Этот материал будет выложен на сайте школы.
2. Встретились с родственниками Казакова И.Н.
3. Распространили листовки на улицах с. Федотьево: почему улицу назвали именем Казакова И.Н.
4. Оформили в школе стенд «Герои Советского Союза».
5. Изучили биографии земляков-участников Великой Отечественной войны, о которых мало известно.
6. Приняли участие в конкурсах рисунков, сочинений, посвященных Великой Отечественной войне.
7. Подготовили концерты к 9 мая для местного населения.
8. Проводим ежегодный уход за могилами ветеранов и систематический уход за обелисками памяти в с. Федотьево и с. Веретье.
9. Нами реализованы сл. Мероприятия и проекты -
Ø «Судьбы, опалённые войной»
Ø «Солдатский платок»
Ø «Помним, помогаем, поздравляем!»
Ø «Поздравляем ветеранов»
Ø «И в Веретье есть моряк. Настоящий» и др.
Наши выводы:
Главным результатом любой работы является ее эффективность. Показателями эффективности патриотического воспитания в поселении можно определить следующие:
а) удовлетворённость детей совместной деятельностью,
б) активность школьников в мероприятиях патриотической направленности;
в) результативность участия в соревнованиях, конкурсах; награды;
Удовлетворённость учащихся и их родителей можно измерить проведённым анкетированием. Изучение отношения к организации патриотического воспитания в школе.
• детям нравится данная деятельность, она значима для них, их ожидания оправдались;
• родители удовлетворены деятельностью своих детей, поддерживают их выбор, их ожидания также оправдались;
Активность учащихся школы в мероприятиях патриотической направленности высокая. Дети с удовольствием участвуют в различных внутришкольных, районных соревнованиях, конкурсах.
Пропаганда героических традиций российского народа становится более эффективной, если она опирается на местные факты, преломляется через традиции родного края. Использование местного материала в учебных занятиях и внеурочной деятельности делает исторические события более близкими и понятными, развивает у учащихся интерес к героическому прошлому и настоящему своего родного края.
Перспективы работы:
• Углублять и расширять деятельность по патриотическому воспитанию.
• Продолжать поиски новых форм организации деятельности школьников в этом направлении.
• Ориентироваться на дальнейшее удовлетворение индивидуальных запросов, потребностей, интересов учащихся и их родителей по созданию кружков и клубов.
• Больше внимания уделять информационному обеспечению в области патриотического воспитания
• Использование государственных символов России в патриотическом воспитании.