Игры на выявление лидера. Другой лидер




Лидерство

Детский оздоровительный лагерь – это место, где может быть очень эффективно построена психолого-педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение в творческую деятельность; созданию условий для каждого члена временного детского коллектива стать лидером в избранной им сфере деятельности. Главное требование – личностно-ориентированный подход к каждому ребенку и учет особенностей ситуации развития.

Формирование лидерской позиции - это формирование активного отношения к жизни, развитие способности рефлексировать, оказывать влияние на людей, превращая их в единомышленников, направляя их усилия на достижение общих социально значимых целей. Лидерская позиция характеризуется ответственным отношением к себе, другим членам группы, людям, природе, миру; готовностью взять на себя ответственность при решении проблемных ситуаций.

Лидер – тот человек, которого группа наделяет ответственностью за принятие решение. И который на себя эту ответственность принимает.

Аутсайдер - должен быть в каждой группе.

Задача вожатого выводить аутсайдера из аутсайдеров, путем взаимодействия его с лидером! Но при выходе на хорошие позиции аутсайдера в любом случае появится новый аутсайдер вплоть до того, что аутсайдером станет прежний лидер. Но оставлять ситуации на своем месте нельзя т.к. ребенок всю смену пробыв аутсайдером, может очень сильно замкнуться в себе и уже тяжело будет ему помочь!

Мы не можем, показать на любого ребенка и сказать, что это прирожденный лидер. Лидерство в коллективе основывается на построении взаимодействия между участниками.

Таким образом, можно выделить педагогические условия формирования лидерства в детском коллективе:

1. Обеспечение многообразия деятельности, в которую включается ребенок: в любой деятельности выдвигается свой лидер и такая организация жизнедеятельности временного детского коллектива позволяет практически каждому ребенку реализовать свой лидерский потенциал.

2. Создание самоуправления, которое может служить источником различных видов деятельности, фактором, помогающим развитию коллектива и отдельной личности в коллективе.

3. Создание условия для обучения в различных формах, как основного вида деятельности (может являться источником для появления лидеров); поэтому для этого необходимо формирование познавательного интереса.

4. Формирование коллектива, так как развитый коллектив обладает огромной воспитательной силой, обладает способностью видеть в каждом ребенке личность, позволяет ей раскрыться.

5. Личность педагога-организатора. Он своим поведением может влиять на динамику лидерства в коллективе.

 

Выявить лидера в коллективе можно социометрическим методом.

Социометрический статус – это один из основных факторов положения личности в подсистеме личностных отношений, который характеризуется уровнем эмоционального предпочтения (приемлемости) данного индивида по сравнению с остальными членами группы.

В социальном опросе личность оценивается как желательный партнер по деятельности. То есть чем больше сверстников выбирают данного индивида для совместной деятельности, тем выше его социальный статус. В соответствии с количеством полученных «выборов» различают четыре категории статуса.

 

КАТЕГОРИИ СТАТУСА.


Звезда – индивиды, которые получили наибольшее количество выборов, они Изолированные – относят тех, кто не получил ни одного выбора.

Отверженные – относят тех, кто получил отрицательные критерии.

находятся в центре всеобщего внимания. Пренебрегаемые – число выборов, полученные членом группы находится ниже среднего.

Лидер.

Воздушные шарики

 

 
 
 
 

 

 

1 – лидеры, готовые разрабатывать свои планы действия уже сейчас (обычно экстраверты)

2 – лидеры-коммуникаторы, готовые быть правой рукой, организаторы, обеспечивают общение в команде (центроверты)

3 – «баба-яга против!» - лидеры, не желающие жить по стандарту, заданному кем-то, противостоит ведущему, но может быть генератором идей.

4 – лидер-аналитик, прогнозирующий ситуфцию, но в данный момент не желающий привлекать внимание

Лидер – человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Он способен «выложиться» для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства.

 

Также различают два вида лидеров:

· лидер-созидатель: действует в интересах дела,организации и всех ее членов, которых он ведет за собой.

· лидер-разрушитель: действует в своих собственных интересах, для него на первом месте не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих.

 

В детских организациях встречаются лидеры, чьи роли различны:

1. Деловые лидеры – играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом, осознают межличностные отношения. Деловой лидер обладает следующими качествами:

· способность управлять собой («если я хочу, то смогу») – в полной мере использовать свое время, энергию.

· наличие четких личных целей («знаю, что хочу»).

· умение решать проблемы («найти выход в лабиринте мнений») – вычленить в проблеме главное и второстепенное.

· творческий подход к организации людей («не так, как все») – поиск нестандартных подходов к решению управленческих проблем.

· умение влиять на окружающих («вести за собой») – уверенность в себе, способность убеждать и слушать других.

· знание особенностей организаторской деятельности («организовать дело») – умение подобрать и расставить людей, составить план и включить людей в его выполнение.

· наличие организаторских способностей («в их единстве») – организаторское чутье, эмоционально-волевая воздейственность, склонность к организаторской работе.

· умение работать с группой («сплотить товарищей на дело») – понимание важности сплочения коллектива.

2. Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для коллектива.

3. Лидер-умелец – это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива (например, в походе самый опытный турист).

4. Эмоциональные лидеры – их роль связана с действиями, относящимися, в основном, к сфере межличностного общения в коллективе. Эти лидеры зачастую не испытывают потребности в управлении коллективом. От эмоциональных лидеров зависит психологический климат в коллективе, самочувствие сверстников, а также принятые нравственные ценности.

 

Чаще всего лидером становится тот, у кого есть какие-либо особенности, ценимые членами отряда, и кто располагает личностными чертами, нужными отряду именно в данный момент времени.

Организаторские способности – это такое сочетание индивидуальных свойств, которое позволяет человеку быстро, надежно, уверенно организовать людей на выполнение какого-либо дела.

Общие организаторские способности:

· компетентность – знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер;

· активность – умение действовать энергично, напористо;

· инициативность – творческое проявление активности, способность к генерированию идей, новых подходов к решению известных проблем и др.;

· общительность (коммуникативность) – открытость другим, готовность и умение идти на контакт с людьми;

· сообразительность – способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное;

· настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;

· самообладание – способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях;

· работоспособность – выносливость, способность вести напряженную работу, длительное время не уставать;

· наблюдательность – умение видеть главное с первого взгляда, запоминать и систематизировать важные детали;

· самостоятельность – независимость в решениях, умение самому находить пути выполнения задач, брать ответственность на себя;

· организованность – способность подчинить себя необходимому режиму работы, планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность;

 

Специфические способности лидера (своеобразные индикаторы лидерского таланта):

· организаторская проницательность – тонкая психологическая избирательность, способность понять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, найти для каждого его место в зависимости от индивидуальных особенностей, настроения;

· способность к активному психологическому воздействию – разнообразие средств воздействия на людей в зависимости от их индивидуальных качеств, от сложившейся ситуации;

· склонность к организаторской работе, лидерской позиции; потребность брать ответственность на себя.

 

 

Другой лидер

Но ведь, не только дети могут быть лидерами. Вожатый в детском коллективе – это лидер – руководитель!

Главное правило, которому должен следовать лидер – руководитель (вожатый) детского коллектива и детского отдыха: любое дело, которое им организуется, должно обусловливаться взаимным единством интересов детей, педагогических целей и задач.

Существует определенный набор принципов, которым должен следовать педагог-организатор, вожатый с позиции гуманистического подхода (В.П. Бедерханова):

1. С самого начала и на всем протяжении педагог демонстрирует детям свое полное к ним доверие.

2. Он помогает детям в формировании и уточнении целей и задач, стоящих перед группами и перед каждым ребенком в отдельности.

3. Он исходит из того, что у детей есть внутренняя мотивация.

4. Он выступает для детей как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.

5. Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ребенка.

6. Он развивает в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.

7. Он старается быть активным участником группового взаимодействия.

8. Он открыто выражает в группе свои чувства.

9. Он стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого.

10. Для содействия формирования лидерской позиции он сам демонстрирует лидерское поведение: разнообразные стили лидерства, качества личности лидера, уважение прав и свобод других, делегирование полномочий, и др.

 

Важно, чтобы в процессе воспитания решался ряд задач:

  • Формирование у детей целостной научно обоснованной картины мира, мировоззрения (развитие познавательного потенциала личности);
  • Формирование гражданского самосознания, т.е. самосознания гражданина, ответственного за судьбу Родины;
  • Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование адекватного этим ценностям поведения (развитие ценностного потенциала личности);
  • Формирование у подрастающего человека креативности, как черты личности (развитие творческого потенциала);
  • Формирование самосознания, помощь в осознание собственного «Я», помощь ребенку в самореализации;
  • Развитие коммуникативного потенциала личности, способности к межличностному общению;
  • Развитие художественного потенциала личности, ее способностей и задатков.

Именно от вожатого зависит, какой характер взаимоотношений сложится в его отряде, какие моральные нормы, жизненные установки, ценности будут преобладать среди детей. Будут ли проводимые дела приводить к позитивным, положительным результатам или, напротив, к утверждению в отряде вседозволенности, подавлению сильными слабых, способствовать проявлениям распущенности, агрессивности и т.д.

Поэтому очень важно добиваться того, чтобы с подъема и до отбоя в детском коллективе царил дух взаимоуважения, взаимопонимания и взаимоподдержки.

Вожатый, помни! Вся твоя деятельность должна быть направлена на обеспечение оздоровления и развития детей, организацию их интересного и полноценного отдыха!

Игры на выявление лидера

Камушки (пуговки) В коробочку высыпается большое количество камушков различной формы и цвета. Группа садится в круг за один стол. Коробочка кладется на середину. Участникам говорится, что необходимо выбрать тот камушек, который им больше нравится. Далее дается задание молча, не прикасаясь к камушкам других участников, выстроить камушки в линию по убыванию, составить из них букву, расположить от самого темного к самому светлому и пр.

Многоугольник в тумане Группа встает в круг, и все участники закрывают глаза (надевают повязки). На пол у ног игроков кладется веревка, и дается задание найти и поднять ее. Когда все участники держат веревку в руках, им предлагается складывать из нее различные геометрические фигуры. При этом соблюдаются правила: веревку должны держать все участники; члены группы могут говорить друг с другом, но никто не должен открывать глаза. Группе необходимо: образовать квадрат, создать равносторонний треугольник, сложить любую трапецию.

Палатка Участники делятся на команды по 5-6 человек в каждой. Все команды получают по стопке газетной бумаги и катушке ниток (скотч). Каждая команда должна построить из этих НЕМУДРЁНЫХ материалов палатку, в которой хватит места для всех его членов. Также можно использовать столы и стулья, находящиеся в комнате. На обсуждение и планирование строительства дается 4 минуты. В это время к бумаге и катушке прикасаться нельзя. В планировании работы, в самом строительстве должны участвовать все члены команды. На проведение строительных работ отводится 8 минут. В конце каждая команда должна продемонстрировать, что все ее участники действительно помещаются в палатке.

Гомеостат Группе дается задание без предварительной договоренности выбросить одинаковое количество пальцев на обеих руках.

Шеренга Группе необходимо в абсолютной тишине выстроиться в одну линию по:

§ росту

§ количеству братьев и сестер;

§ числу видимых пуговиц на одежде;

§ ширине улыбки;

§ размеру обуви;

§ длине волос;

§ длине большого пальца.

Общежитие

Задача группы: «Вы приехали ни Тихоокеанский курорт. В гостинице, где вы остановились, имеется 2 двухместных, 2 трехместных,..... четырехместных номера. Ваша задача расселить всех членов группы. Первыми заселяются 2-х и 3-х местные номера»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: