Неожиданно для самой себя




Фоторепортаж после кинолектория в библиотеке «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти», посвященного 27 августа - Дню российского кино, 28 августа - 70 - летию со дня рождения российской актрисы

Чем выше поднимешься, тем больнее падать, гласит народная пословица. Весь трагизм этого утверждения Наталья Гундарева (1948 -2005), советская и российская актриса театра и кино, испытала на себе.

23 августа 2018 года, в преддверии Дня российского кино, который отмечается ежегодно 27 августа, в библиотеке «Фолиант» ппрошел кинолекторий, посвященный 70-летнему юбилею «сладкой женщины». Встреча представляла собой интерактивную беседу на тему: «За все ли в жизни надо платить?»

Чуть больше прикоснувшись к биографии одной из самых популярных актрис советского кинематографа 1970-1990 годов, ведущей актрисы театра им. Маяковского (1972-2001), народной артистки РСФСР (1986), лауреата Государственной премии СССР (1984), обладательницы премии «Ника», читатели библиотеки узнали, что наиболее известные роли Н. Гундарева сыграла в таких фильмах, как «Одиноким предоставляется общежитие», «Вас ожидает гражданка Никонорова», «Хозяйка детского дома», «Сладкая женщина», «Однажды двадцать лет спустя» и других.

Посмотрев отрывки из фильма «Осенний марафон» (1980) режиссера Георгия Данелии и фильма «Альфонс», снятого Владимиром Златоустовским в 1993 году, а также документальный фильм «Прощание», вместеподумали о том, почему название фильма «Сладкая женщина» стало для Гундаревой иро­ничным прозвищем? Именно этот фильм принес ей славу, любовь зрителей и титул «лучшей актрисы года».

Зачем она всю жизнь изматывала свой ор­ганизм бесконтрольным и бессистемным голода­нием? Так ли уж нужно было это делать при ее актерской востребованности и самобытности? Как ей удалось поступить вТеатральное училище имени Щукина при конкурсе в 250 человек на место? Какую роль в жизни актрисы сыграли Виктор Павлов и Михаил Филиппов?

Почему распался ее первый брак с режиссером Леонидом Хейфецем? Почему не сложилось семейное счастье со вторым мужем - Виктором Кореш­ковым, коллегой по театру? Какое роковое решение пришлось принять актрисе и как именно оно повлияло на ее судьбу?

Правда ли, что за все в жизни надо платить? Какую цену пришлось заплатить российской актрисе за свой громкий успех?

На все эти вопросы читатели получили исчерпывающие ответы. А еще узнали о той поразительно мудрой оценке, которую Наталья Гундарева сама дала событиям своей жизни за пару лет до смерти в одном из интервью.

Итак…

Неожиданно для самой себя

 

Звездой театра и кино москвичка Наталья Гун­дарева стала неожиданно не только для родителей, но и для себя самой. Из­начально она хотела по­ступать в Московский ин­женерно-строительный институт, чтобы, как и мама, проектировать здания. В выпускном классе, в 1964 году, Наталья даже перевелась на вечернюю форму обучения, чтобы поработать в конструктор­ском бюро. Практически сразу девушке доверили дело далеко не школяр­ское - реконструировать керамические комбинаты. А когда стало получаться, назначили помощницей главного инженера про­екта. Но делом всей ее жизни строительство так и не стало. Наталью ждал иной путь.

 

«Конопатое чудо»

 

Театр она любила с дет­ства, однако о профессио­нальной сцене не мечтала. Как и многие девчонки, юная Наташа посещала драмкружок в школе, по­том - городской Дворец пионеров. Там-то она и по­знакомилась с Виктором Павловым, также впоследствии ставшим известным актером. Этот человек из­менил ее жизнь раз и навсегда.

- Ведь у тебя настоящий актерский талант! - не раз говорил он девушке. - Тебе надо в театральный посту­пать!

И Гундарева решила: по­пытаю счастья, а там будь что будет - и подала документы в Театральное учи­лище имени Щукина. Тогда, в 1967 году, в сте­нах прославленного вуза ее ждал огромный конкурс: на одно место претендо­вали 250 абитуриентов. Но это не остановило На­талью, равно как и пролив­ной дождь, в буквальном смысле смывший с нее всю «красоту». Многочасовой макияж поплыл, наглажен­ное платье превратилось в неопрятный балахон, уло­женные в прическу волосы повисли беспомощными прядками.

Пришлось брать строгих экзаменаторов природ­ным талантом, который не подвел. А еще - забавными веснушками во все юное и непосредственное лицо. «Конопатое чудо» - окре­стила Гундареву приемная комиссия и без долгих ко­лебаний пропустила через все отборочные туры.

Повезло Наталье и с со­курсниками - на одном по­токе с ней учились Юрий Богатырев, Константин Райкин, Наталья Варлей. Правда, даже им не уда­лось отвлечь Гундареву от учебы. Будущая актриса оказалась фанатичной студенткой: ходила на все занятия, аккуратно запи­сывала лекции и... часами танцевала в спортзале, «утеплившись» тремя ша­лями. Что поделаешь, фи­гура требует жертв! Осо­бенно «такая не идеальная, как у меня», как всегда счи­тала Гундарева.

 

Режиссерские открытия

 

Как показало время, усилия оказались не на­прасными: в 1971 году уже дипломированная актриса получила сразу несколько приглашений в престиж­нейшие театры столицы - «Современник», МХАТ, имени Вахтангова и имени Мая­ковского.

Выбор пал на легендарную «Маяковку»: ее до глубины души потрясли такие спектакли, как «Смерть Тарелкина» в интерпретации Петра Фоменко, «Разгром» Марка Захарова, «Дети Ва­нюшина» и «Трамвай «Же­лани»» Андрея Гончарова. Выбранной сцене Ната­лья Гундарева оставалась верна на протяжении всей жизни.

Карьеру Гундарева начала, как и все молодые актрисы, с эпизодов, порой самых незначительных и корот­ких. Была Варкой в «Думе о Британке», Катей в «Де­тях Ванюшина», Василисой Одинцовой в «Марии».

Наконец, в 1974 году судьба подарила ей долго­жданный шанс проявить себя по-настоящему. Ис­полнительница роли Ли­почки в пьесе Островского «Банкрот» неожиданно за­болела, и Гончаров дал ука­зание ввести в спектакль Гундареву. На все репети­ции строгий мастер отвел Наталье всего десять дней. Она же не только не под­вела труппу, но и заставила говорить о себе всю театральную Москву. Уже на следующий день Гундарева проснулась знаменитой - можно сказать, вспорхнула на театральный олимп.

- Тогда на нем я потес­нила саму Татьяну Доро­нину! - не раз вспоминала с улыбкой актриса. - Все спектакли Гончаров начал ставить на меня. Доронина, считавшая себя настоящей звездой «Маяковки», такой обиды стерпеть не смогла и... решила уйти. Да не просто, а громко хлопнув дверью.

Вскоре актрисе повезло и в кино. В 1976 году на экраны вышел фильм «Труффальдино из Бергамо». В то время Наталья считалась «хозяйкой «Ленфильма» и была недовольна, когда против ее воли на роль Труффальдино утвердили Константина Райкина. Однако дуэт удался!

В 1977 году она снялась в одном из куль­товых советских фильмов под названием «Сладкая женщина». Работа оказа­лась непростой, но вместе с тем и выигрышной: в од­ной ленте Наталья сыграла сразу трех героинь. Эта картина принесла Гунда­ревой любовь советских зрителей и титул «Лучшей актрисы года». Столь почетное звание она полу­чила от журнала «Совет­ский экран». Причем не один раз: в 1977, 1981 и 1984 годах.

Название фильма «Сладкая женщина» стало для Гундаревой иро­ничным прозвищем, к которому сама актриса впоследствии с грустью прибавляла печальную частичку «не». Ведь после каждого подъема неумолимая судьба «дарила» ей жесткие падения.

Костюм героини Нины в фильме Георгия Данелии «Осенний марафон» (1979) Гунда­рева придумала сама, сама дописала некоторые места в сценарии. В фильме «Однажды 20 лет спустя» (1980) актриса очень правдоподобно сыграла роль многодетной матери, хотя в жизни родить собственного ребенка не могла...

- Теперь очевидно, что, ограничивая актрису, режиссёры словно насильно совершили выдающееся открытие. Таких «простых» женщин, как женщины Гундаревой, в советском кино ещё не было. И простые бывают роковыми, а роковые - простыми…, - так сказал о Гундаревой российский кинокритик Михаил Трофименков.

«Наташа, выручи! Дай денег жене на аборт!»

 

Несмотря на нестандарт­ную внешность, Гунда­рева всегда пользовалась успехом у мужчин. И дело было не только в ее «кустодиевской» привлекатель­ности, но и в необычайно легком характере, под­купавшем сильный пол.

Однако все ее романы со сверстниками заканчива­лись ничем. Причина была банальной: никто не стре­мился полюбить Гундареву по-настоящему. Кто-то просто приятно проводил с ней время, кто-то стано­вился ее ухажером ради частички дешевой попу­лярности, а иные и вовсе торопились воспользо­ваться ее простодушием и отзывчивостью...

Один случай Гундарева запомнила на всю жизнь. Ухажер пришел к ней на свидание с цветами. Каза­лось бы, причина для радо­сти, но Гундарева насторо­жилась: раньше кавалер ей букетов не дарил. Под гру­зом неловкой паузы неза­дачливый ловелас быстро «раскололся»:

- Наташа, мне деньги нужны... Жене на аборт. Я с ней развожусь, так зачем мне от нее дети? Только алименты платить! Наташа, выручи!

Необходимую сумму Гун­дарева буквально бросила любовнику в лицо, от шока и обиды отходила долго...

 

Неудачная попытка

Первое настоящее се­мейное счастье Гундарева обрела с режиссером Ле­онидом Хейфецем. Двух творческих людей сбли­зила работа над общей кар­тиной - драмой «Обрыв». Не помешала и разница в возрасте - актриса была младше своего наставника на целых четырнадцать лет (по тем временам - повод для немыслимого скан­дала!).

Гундарева и Хейфец про­жили вместе шесть лет, а потом все рассыпалось. Во-первых, Наталья так и не смогла найти общего языка с матерью своего супруга. Убеленная седи­нами женщина не хотела прощать сыну расстава­ния с девушкой из интел­лигентной и аристокра­тической семьи. Ведь все было так хорошо, и зачем только эта Гундарева все испортила?

Во-вторых, новоиспе­ченная жена известного режиссера не приняла его богемный образ жизни. Каждый вечер дом Хей­феца был полон, компа­ния расходилась по домам далеко за полночь. Пока щедрый хозяин наслаж­дался интеллектуальным общением с коллегами и друзьями, его супруга, стараясь угодить гостям, на кухне валилась с ног от усталости. И продолжаться это могло неделями! Од­нажды терпение Гундаре­вой лопнуло.

- Мне надоело каждый вечер готовить для всех твоих знакомых! - устро­ила Наталья скандал мужу. - Тем более что по­сле бессонных ночей у меня нет сил прилично играть в спектаклях!

Роковой шаг

И, наконец, самое страш­ное - ради новой роли Гун­дарева пошла на аборт. Непростое решение Наталья Георгиевна приняла в 1973 году, когда ей, перспек­тивной 25-летней актрисе, предложили главную роль в «Осени», эпохальном ки­нотворении Андрея Смир­нова. А ведь она уже была на третьем месяце бере­менности.

Шаг оказался ро­ковым - Гундарева избавилась от токсикоза, не дававшего ей возможности работать, но навсегда лишилась возможности иметь детей. Для обоих супругов это стало тяже­лейшим ударом. Они все больше отдалялись друг от друга, у каждого бурлила своя, насыщенная творче­ством жизнь... Леонид пер­вым предложил поставить точку в их отношениях.

В одночасье жизнь ак­трисы раскололась на две части. В одной ее ждали

толпы поклонников и ин­тереснейшие роли, а в дру­гой - неустроенная личная жизнь, лишенная радости материнства. Так «неслад­кая женщина» поняла, что за все нужно платить. По­няла и приняла эти пра­вила игры...

Плохая примета

 

Вторую попытку обрести семейное счастье Гунда­рева предприняла, выйдя замуж за Виктора Кореш­кова, коллегу по театру. Теперь уже именитая ак­триса была старше своего возлюбленного на четыре года.

Вскоре после свадьбы безоблачное счастье Натальи омрачил непри­ятный случай: во время купания в реке она поте­ряла обручальное кольцо.

- Плохая примета! - в один голос заявили подруги.

И действительно, актер­ская семья распалась уже через год после похода в загс, причем опять по ини­циативе супруга.

- Я полю­бил другую, - признался Наталье Виктор. И не про­сто другую, а близкую и верную подругу семьи - Валентину Игнатьеву, со­листку ансамбля «Веселые ребята».

- Мы часто общались с Наташей по душам, - не раз вспоминала печаль­ную историю сама Игна­тьева. - Я любила бывать на их с Витей спекта­клях... Именно мне она и призналась первой, что ее муж стал каким-то стран­ным - вялым, апатичным, замкнутым. Никто из нас и подумать не мог, что это все из-за любви ко мне.

Через два дня после развода с Гундаре­вой Корешков признался Игнатьевой в своих чув­ствах. Певица ответила ему взаимностью, вскоре у них родился сын. Второй развод стал для Гундаревой не менее силь­ным ударом, чем первый. Успешная карьера и всесо­юзная популярность в оче­редной раз не принесли актрисе женского счастья.

Почти два десятилетия Гундарева и Игнатьева не общалась. Но в 1999 году

подруги-соперницы поми­рились. К тому моменту по иронии судьбы Валентина тоже уже была экс-женой Корешкова. Ее брак с Вик­тором продлился всего че­тыре года.

 

«Врожденный трудоголизм»

 

В последние годы на но­вые несчастья Гундарева обрекала себя сама. Всю жизнь она изматывала ор­ганизм бесконтрольным и бессистемным голода­нием, подвергая его силь­нейшим стрессам. Ситуа­цию усугубляла привычка к курению, особенно по утрам и натощак, а также «врожденный трудого­лизм», как любила шутить сама актриса. В чем же при­чина такого фанатизма?

Оказывается, несмотря на свою востребован­ность и актерскую само­бытность, Гундарева всю жизнь боялась услышать у себя за спиной слова: «А у героини-то нашей та­лии не найти!»

- Я сама слышала, как Олег Табаков однажды безо всяких обиняков за­явил Наташе: «Хочешь главную роль? Пожалуйста, только похудей!» - подели­лась в одном из интервью актриса Татьяна Догилева.

К тому же у Гундаревой были свои особые «взаи­моотношения» со сценой, съемочной площадкой, ми­ром софитов в целом.

- Он меня и изматывает, и вдохновляет, - не раз признавалась актриса. - Словно и ненавидит, и обо­жает одновременно. Но избавиться от его власти я не могу. Особенно, власти театра. Это - моя любовь, мой дом.

Как-то Наталья Гундарева пришла на переозвучку фильма «Одесса памяти моей» с зашкалива­ющим давлением. Сил у нее хватило лишь на то, чтобы добраться до ближайшего кресла и мгновенно уснуть.

- Наталья Георгиевна, вызвать вам врача? - забес­покоились все вокруг.

- Нет! Сейчас валидол выпью и за работу! - от­махнулась Гундарева.

От­работав, она снова рухнула в кресло...

Не любила именитая актриса пользоваться и служебным транспортом, хотя по статусу он ей, без­условно, полагался.

-Кому машину? Мне? - неизменно удивлялась Гун­дарева. - Электрички хо­дят, доберусь как-нибудь!

Ехала с дачи с пол­ными сумками... И это притом, что у нее сердце было слабым с рож­дения. От гипертонической болезни она страдала всю жизнь - постоянно прини­мала таблетки, стабилизи­рующие работу сердечно-­сосудистой системы.

Здоровье актрисы по­дорвали также пластические операции, которые она начала делать сразу после пя­тидесяти. Выглядела Гунда­рева великолепно, но в жизни за все надо платить.

Летом 2001 года в Москве стояла ано­мальная жара. 19 июля ор­ганизм актрисы окончательно дал сбой: на даче Наталью Георгиевну сразил инсульт. Скорую помощь вызвал супруг Михаил Филиппов, актер все того же Театра имени Маяковского. За ишемическим инсультом последовала многоднев­ная кома, а затем - годы реабилитации...

Оправиться после этого Гундаревой так и не удалось: осенью 2004 года ее самочувствие резко ухудшилось, а 15 мая 2005 в возрасте 56 лет актриса скончалась.

Похоронили Наталью Георгиевну на Троекуровском кладбище столицы под свиридовскую «Ме­тель». Такова была ее по­следняя воля.

Подводя итоги…

 

За пару лет до смерти, когда здоровье Натальи Гундаревой временно улучшилось, и в одном из интервью она дала поразительно мудрую оценку всем событиям своей жизни.

- Долгие годы я не жила, а просто существо­вала в режиме безумной гонки. Через силу вставала каждое утро с постели, на­качивала организм кофе и никотином, а дальше - нескончаемая карусель репетиций, примерок, кинопроб, телесъемок... В конце дня я и понять не могла, на что, по сути, я потратила целые сутки. Словно действия мои были пустыми, лишенными вну­треннего смысла...

И вот Бог меня инсультом остановил. Теперь на все смотрю я дру­гими глазами - как шуршит на ветру листва, светит солнце, шумит дождь, плы­вут облака, стелется туман по полям... Всегда и везде мы живем либо в прошлом, цепляясь за воспомина­ния, либо в будущем, обду­мывая предстоящие дела. А вот настоящее от нас не­заметно исчезает. Но ведь каждый миг жизни имеет свою неповторимую уни­кальную ценность. А по­тому во всех испытаниях, даже в горе, всегда ищите счастье и радость!..

…Сегодня эти слова можно считать духовным завеща­нием всем нам.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Казьмина Н. Прощание. Фрагменты рецензии/ Наталья Казьмина//Театр. - 1988.- №9. - Стр. 82-88.

2. Ловчинский Н. Наталья Гундарева. Несладкая женщина/Никита Ловчинский/Дарья-Биография. - 2015.- №12 (ноябрь).- Стр. 10-13.

3. Мережко В. Вчера, сегодня, завтра…: Наталья Гундарева //Мой любимый актёр: Писатели, режиссёры, публицисты об актёрах кино: Сборник / Сост. Л. И. Касьянова. М.: «Искусство», 1988. - Стр. 371-382.

4. Старосельская Н. Наталья Гундарева. - М.: «Молодая гвардия», 2008. - 304 с. - (Серия «Жизнь замечательных людей»). - Тираж: 5000 экз.

 

P. S. https://vk.com/album-46420619_256325165 - вот в этом фотоальбоме - «За все ли в жизни надо платить?» - можно посмотреть все остальные фотографии, сделанные в ходе кинолектория в библиотеке «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти», посвященного 27 августа - Дню российского кино, 28 августа - 70 летию со дня рождения российской актрисы Н. Гундаревой. Всего их - 42.

 

23.08.18. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail: rossinskiye@gmail.com; Страница группы Вконтакте https://vk.com/library_foliant$ 30-78-00



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: