Технологическая карта урока на тему «Пасха»




Технологическая карта урока на тему «Пасха»

Учебный предмет (курс), класс Основы православной культуры, 4 класс
УМК Рабочая программа курса «Основы православной культуры» автор
Учитель Влазнева Т.А.
Тема занятия   Пасха
Цель занятия сформировать представление о понятии «Пасха»
Задачи урока воспитательные развивающие обучающие
помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником «Пасха»; дать детям эмоционально-полноценное представление о праздновании «Пасхи» на Руси; содействовать возрождению народных обычаев и традиций в современных условиях в творчестве детей. в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий. сформировать у младшего подростка мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним; показать ценность достижений культуры для человечества.
Планируемые результаты урока Личностные Метапредметные Предметные
обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним; мотивация к обучению; соотнесение с нормой; оценивать усваиваемое содержание учебного материала; определять правила работы в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатами. получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников; умение проговаривать последовательность действий на уроке; учиться выдвигать версию; отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного; прогнозировать предстоящую работу (составлять план), оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (осуществлять самоконтроль); имеют представление о понятии «Пасха», как празднуют Пасху; уметь различать воскресение как день недели и день возобновления жизни.
Методическое обоснование урока Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе. С этой целью на уроке используется деятельностный метод обучения, основанный на методе рефлексивной самоорганизации, структура урока обусловлена этапами технологии деятельностного метода (ТДМ). Исходя из классификации уроков деятельностной направленности (дидактическая система деятельностного метода, автор которой Л.Г.Петерсон) - это урок открытия нового знания(ОНЗ).
ИОС урока Учебно-методическое обеспечение А.В. Кураев «Основы православной культуры», Г.А. Обернихина. Рабочая тетрадь «ОПК», Г.А. Обернихина. Методическое пособие для учителя. Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) — Пасха - самый радостный праздник (электронный ресурс). Режим доступа: https://paskha.ru, свободный. — Сайт праздника Пасха светлое Христово Воскресение (электронный ресурс). Режим доступа: https://www.paskhaday.ru, свободный. — https://www.belonika.woman.ru/home/culinary/article/45975/ -кулич — Презентация PowerPoint     Необходимое аппаратное и программное обеспечениеМультимедийный компьютер, программные средства
         

Организационная структура урока

 

Название этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.   Начинается урок Должен всем пойти он впрок. А для этого должны Быть внимательными вы. Приветствие учителя
2. Целеполагание Отрывок из ст. Павла Потехина: слайд 1 Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит; Заря глядит уже с небес: Христос воскрес! Христос воскрес! С полей уж снят покров снегов, И реки рвутся из оков, И зеленеет ближний лес: Христос воскрес! Христос воскрес! Вот просыпается земля, И одеваются поля: Весна идет, полна чудес! Христос воскрес! Христос воскрес! Учебные вопросы: 1. Главная мысль стихотворения. 2.О каком празднике говорится в стихотворении? 3.Кто это Иисус? 4.В какой день он был распят? 5.В какой день он воскрес?     Слайд 2 Пришел к нам праздник самый лучший, Любимый самый и самый певучий, Празднуйте люди, все вместе! Воскрес Христос- и это не сказка! Вот и наступила долгожданная …(пасха) - Итак, кто даст ответ на вопрос «Как этот праздник называется?» - Верно – это Пасха - Сформулируйте тему урока. «Пасха». Слайд 3 Пасха! В трубы золотые Ангелы трубят с небес, Будьте счастливы, все люди, Радуйтесь! Христос воскрес! - Что вы знаете об этом празднике? - Как вы думаете, вы всё знаете об этом празднике? - Что бы вам хотелось ещё узнать о празднике Пасха на уроке? - А также на уроке вы узнаете, что воскресенье не только день недели, что такое пасха и как её празднуют.   Дети отвечают на вопросы учителя Ответы: 1.Христос воскрес. 2.О Пасхе. 3.Сын Божий. 4.В пятницу. 5.В воскресенье.     Учащиеся высказывают свои предположения по сути вопросов, поставленных учителем.
3. Добывание (сообщение) нового знания   - Дорогие ребята! Накануне этих светлых и радостных дней хочется всех вас поздравить с наступлением великого праздника Пасхи! В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью. Это не просто праздник! Это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости. На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресением Христовым. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес из мёртвых. На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, колокольный звон звучал кругом, поддерживая радостное, праздничное настроение. Слайд 4 История Христа не заканчивается Его казнью. Ведь Он сказал Понтию Пилату, что имеет власть снова принять Свою жизнь. Поэтому Евангелие говорит, что после распятия Христос вернулся к жизни - воскрес. А на все остальные вопросы вы будете искать ответы в текстах. (В группы раздаются тексты с вопросами. Учащиеся работают с текстами и отвечают на вопросы. Выступления групп.) 1 группа. Пасха наступила – Радость охватила: Иисус любимый, Отстрадав, воскрес! Поздравляю с праздником, Чудом из чудес! Праздник Пасхи является переходящим. Каждый год Пасха приходится на разные даты. Время этого праздника определяется так: за отправную точку берётся день весеннего равноденствия(21 марта). Затем люди смотрят на ночное небо и ждут полнолуния. И то воскресение, которое последует за этим первым весенним полнолунием. И называется Пасхой. Символика такого решения ясна: весна – это время победы жизни и света После весеннего равноденствия день становится длиннее ночи, но и ночь в полнолуние самая светлая.Как оживающий мир природы в это время залит живительным светом, так и Пасха Христова наполняет своим светом души.   1.-Что значит «переходящий» праздник? 2.-С каким природным явлением связан отсчёт Пасхи?   2 группа. После смерти Христа Его тело положили в гроб – так иудеи называли высеченную в скале пещеру для погребения усопших. Враги Христа приставили стражу, они боялись, что ученики украдут Его тело и скажут, что Он воскрес. Ни стража, ни печать, ни большой камень не могли удержать во гробе Владыку жизни. По прошествии субботы, ночью на третий день после Своих страданий и смерти, Иисус Христос воскрес из мёртвых. 1. Рано утром того же дня верные ученицы Христа Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия пришли к Его гробу. И они принесли душистое масло – миро, чтобы, как предписывает обычай, помазать Тело Господа. Они увидели Ангела, который, который сидел на камне у входа в пещеру. Ангел сказал: «Что вы ищите Живого между мёртвыми? Его нет здесь: Он Воскрес. Идите и скажите ученикам Его, что увидят Его в Галилее». И они со страхом и великой радостью пошли возвестить об этом Его ученикам. Потом и Сам Воскресший Иисус Христос являлся ученикам, со словами: «Радуйтесь! Мир вам!» И беседовал Он с ними, чтобы уверовали они в Воскресение Христово.   1.-Кого называют «жёны- мироносицы»? 2.-Кто возвестил жёнам-мироносицам о Воскресении Христа? 3.-Кому первому явился Иисус Христос?   3 группа   По церковным правилам новый богослужебный день начинается с вечерней службы, обычно совершаемой в пять часов вечера. Так и на вечере Великой Субботы уже поются воскресные песнопения - начинается празднование Пасхи Христовой. О каких же событиях они напоминают христианам? В Великую Субботу Иисус Христос, Телом пребывая во гробе, Душою сошёл в ад и вывел оттуда томящихся праведников. А на третий день Он воскрес. Вот об этом и поётся в песнопениях службы субботы и воскресенья. В полночь, по учению Церкви, Христос Спаситель Воскрес.И вновь в полночь собираются христиане в храме, чтобы встретить Христа Воскресшего. Поклонившись святой Плащанице, священнослужители унесли её в алтарь и положили на Престол для того, чтобы видимым образом показать, что после Воскресения Христос ещё сорок дней пребывал на земле и являлся разным людям. После этого из глубины алтаря слышится песнь: «Воскресение Твоё Христе Спасе, Ангели поют на небесех…».Эта песнь была изображением того, что в то ночное время, когда в Иерусалиме жители ещё спали, на небе лики Ангелов уже прославляли Господа Воскресшего. Первыми на земле получили весть о Воскресении пришедши ещё затемно ко гробу Господню жёны- мироносицы. Подобно им, выходит из храма крестный ход с зажжёнными свечами, и обойдя вокруг храма, останавливается перед закрытыми дверями,как бы при входе в пещеру Гроба Господня. И здесь же священник возглашает слова, некогда сказанные Ангелом жёнам- мироносицам: «Христос Воскресе!» И все христиане, входя в храм, с радостью откликаются на эту радость: «Воистину Воскресе!». 1.-С какого богослужения начинается празднование Пасхи? 2.-Что символизирует крестный ход? 4.-Какими словами возвещают священнослужители радостную весть о Воскресении? 5.-Что отвечает народ?     2. 4 группа 3. Закончился продолжительный Великий Пост. Неделя после Пасхи называется Светлой седмицей. Каждый день во всех храмах совершаются праздничные Литургии с крестным ходом. До субботы Светлой седмицы в православных храмах день и ночь остаются открытыми Царские Врата, ведущие в алтарь. И то, что они открыты символизирует, что нет преграды между Небом и землёй, она разрушена Спасителем. 4. Всю Светлую седмицу лился по Святой Руси радостный пасхальный звон: не замолкала с утра до ночи ни одна колокольня, каждый человек мог подняться в эти дни на колокольню храма и позвонить в колокола. 5. Свято чтили на Руси все обряды христианского благочестия. Всю Светлую неделю ходят в каждом приходе от деревни к деревне богоносцы с крестами. хоругвями и образами. Разнося благостную весть о Воскресении Христовом. Одни богоносцы- певцы сменяют других. «Ходить под Богом» на Святой считалось в народе за благочестивый подвиг. Приступали к нему только с благословения священника. 6. На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться». Самый лучший подарок в эти дни пасхальное яйцо. «Дорого яичко ко Христову дню!» -говорит народная пословица. 7. Похристосуются- разговеются, помолятся и во храме Божием, и в своём доме христиане, примут богоносцев с иконами. Светло и радостно станет на душе. 1.-В чём заключались благочестивые пасхальные обычаи? 2 2.-Как приветствуют друг друга на Пасху православные христиане? Как называется это приветствие? 3 3.-Что считается лучшим подарком на Пасху?   5 группа   Много угощений готовилось к празднику в каждом доме. После ночной пасхальной службы христиане садятся за праздничный стол. Люди, которые серьёзно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти два месяца до Пасхи православные христиане постятся: не едят мяса, яиц, молока. Во дни поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве, добрым делам. Зато на Пасху- пир горой! На стол подаются крашеные варёные яйца, кулич (сладкий хлеб, похожий на кекс) и творожное блюдо, которое названо в честь праздника, -пасха. Главный подарок этого праздника- пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и неподвижного яйца появляется новая жизнь, поэтому оно стало символом воскресного праздника.Христиане расписывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят родным и близким.   1.Как готовятся православные христиане к Пасхе?. 2.В чём заключается пост? 3.Назовите блюда пасхального стола. Слайд 5 Внимательно слушают. Работа в группах. Выступления. Заполнение таблицы.      
4. Физминутка Праздник Пасхи - это не только молитвы. У этого праздника всегда была другая сторона. На Пасху было принято проводить семейные застолья; игры с пасхальными яйцами - катание и битье. Вот и мы сейчас с вами поиграем. «Чокаться» яйцами, стукнув тупым или острым концом крашеного крутого яйца о яйцо соперника - также древ­няя традиция. Выигрывает тот, чье яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.   Коллективное выполнение
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.   Работа с учебником. 2.Работа по вопросам: слайд 6 1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя? (Потому что на крест он пошёл ради спасения людей). 2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа? (Они верят, что воскреснут, так же как и Иисус). 4. В чем состоит христианский пост? (В помощи ещё более голодным людям и принятии в свои дома беженцев) 5. Как звучит главный «Пасхальный гимн»? В чём его смысл? (Христос воскрес из мёртвых, победив своей смертью смерть, и прежде умершим даровал жизнь). Слайд. 7 - Ребята, перед вами таблица. В ней заполнена левая часть, вам заполнить правую часть. Работаем в паре.  
1. Праздничная служба Крестный ход, открытие Царских Ворот
2. Пасхальное приветствие: «Христос воскресе!» «Воистину воскресе!»
3. Приветствие друг друга Три поцелуя в щёки
4. Пасхальное угощение Кулич, пасха, крашеные яйца (почему красят?)
5. 7 дней каждый может… звонить в колокола

 

Молодцы, теперь сравните ваш ответ с моим по слайду 7

 

Чтение и обсуждение отрывков о ходе праздника на стр.28-31   Ребята заполняют правую колонку, посовещавшись с соседом по парте.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.   Слайд 8. Тест «Найди верный вариант»  
  1. С каким событием связан праздник Пасхи?
v Мария Магдалина подарила императору Тиверию красное яйцо v Христос воскрес из мертвых v С весенним праздником мая
  1. Почему Христа называют Спасителем?
v Воскреснув, Христос победил смерть, и теперь за порогом смерти людей ожидает любовь Христа v Он спас израильтян от власти римлян v Он спас людей от глобальных катастроф
  1. Что значат слова молитвы, которая поется на пасху: «Смертию смерть поправ»
v Умерев как человек, Христос принес Свою любовь и тем, кто перешагнул порог смерти v Теперь все примирились со смертью как с неизбежностью v Люди поняли, что о смерти не нужно думать
  1. Какой день недели называют малой Пасхой?
v Субботу v Понедельник v Воскресенье   Слайд 8 Проверьте и оцените вашу работу  
Ребята самостоятельно находят правильный вариант ответа    
7. Включение в систему знаний и повторение.   - О чём узнали на уроке? - На какие вопросы вы получили ответы? - Остались ли ещё вопросы, интересующие вас по теме урока? - Что вы не поняли? Что было сложно? Отвечают на вопросы учителя
8. Домашнее задание. Подготовить рассказ о традициях празднования православного праздника Пасха в семье (презентация или фотоотчет). На выбор: 1. Нарисуй пасхальную открытку 2.Записать рецепт пасхи и кулича. Записывают домашнее задание в дневник.
9. Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов).   Предлагаю каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью. Подчеркните свой вариант ответа:  
  На уроке я работал активно / пассивно
2 Своей работой на уроке я доволен / не доволен
  Урок для меня показался коротким / длинным
  За урок я не устал / устал
  Мое настроение стало лучше / стало хуже
6 Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным

Слайд 9

Оценивают своё участие в уроке.    

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

1 группа.

Пасха наступила –

Радость охватила:

Иисус любимый,

Отстрадав, воскрес!

Поздравляю с праздником,

Чудом из чудес!

Праздник Пасхи является переходящим. Каждый год Пасха приходится на разные даты. Время этого праздника определяется так: за отправную точку берётся день весеннего равноденствия(21 марта). Затем люди смотрят на ночное небо и ждут полнолуния. И то воскресение, которое последует за этим первым весенним полнолунием. И называется Пасхой. Символика такого решения ясна: весна – это время победы жизни и света После весеннего равноденствия день становится длиннее ночи, но и ночь в полнолуние самая светлая. Как оживающий мир природы в это время залит живительным светом, так и Пасха Христова наполняет своим светом души.

 

1.-Что значит «переходящий» праздник?

2.-С каким природным явлением связан отсчёт Пасхи?

2 группа.

После смерти Христа Его тело положили в гроб – так иудеи называли высеченную в скале пещеру для погребения усопших. Враги Христа приставили стражу, они боялись, что ученики украдут Его тело и скажут, что Он воскрес.

Ни стража, ни печать, ни большой камень не могли удержать во гробе Владыку жизни. По прошествии субботы, ночью на третий день после Своих страданий и смерти, Иисус Христос воскрес из мёртвых.

Рано утром того же дня верные ученицы Христа Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия пришли к Его гробу. И они принесли душистое масло – миро, чтобы, как предписывает обычай, помазать Тело Господа. Они увидели Ангела, который, который сидел на камне у входа в пещеру. Ангел сказал: «Что вы ищите Живого между мёртвыми? Его нет здесь: Он Воскрес. Идите и скажите ученикам Его, что увидят Его в Галилее». И они со страхом и великой радостью пошли возвестить об этом Его ученикам. Потом и Сам Воскресший Иисус Христос являлся ученикам, со словами: «Радуйтесь! Мир вам!» И беседовал Он с ними, чтобы уверовали они в Воскресение Христово.

 

1.-Кого называют «жёны- мироносицы»?

2.-Кто возвестил жёнам-мироносицам о Воскресении Христа?

3.-Кому первому явился Иисус Христос?

3 группа

 

По церковным правилам новый богослужебный день начинается с вечерней службы, обычно совершаемой в пять часов вечера. Так и на вечере Великой Субботы уже поются воскресные песнопения - начинается празднование Пасхи Христовой. О каких же событиях они напоминают христианам? В Великую Субботу Иисус Христос, Телом пребывая во гробе, Душою сошёл в ад и вывел оттуда томящихся праведников. А на третий день Он воскрес. Вот об этом и поётся в песнопениях службы субботы и воскресенья.

В полночь, по учению Церкви, Христос Спаситель Воскрес.И вновь в полночь собираются христиане в храме, чтобы встретить Христа Воскресшего. Поклонившись святой Плащанице, священнослужители унесли её в алтарь и положили на Престол для того, чтобы видимым образом показать, что после Воскресения Христос ещё сорок дней пребывал на земле и являлся разным людям.

После этого из глубины алтаря слышится песнь: «Воскресение Твоё Христе Спасе, Ангели поют на небесех…».Эта песнь была изображением того, что в то ночное время, когда в Иерусалиме жители ещё спали, на небе лики Ангелов уже прославляли Господа Воскресшего.

Первыми на земле получили весть о Воскресении пришедши ещё затемно ко гробу Господню жёны- мироносицы. Подобно им, выходит из храма крестный ход с зажжёнными свечами, и обойдя вокруг храма, останавливается перед закрытыми дверями,как бы при входе в пещеру Гроба Господня. И здесь же священник возглашает слова, некогда сказанные Ангелом жёнам- мироносицам: «Христос Воскресе!» И все христиане, входя в храм, с радостью откликаются на эту радость: «Воистину Воскресе!».

 

1.-С какого богослужения начинается празднование Пасхи?

2.-Что символизирует крестный ход?

4.-Какими словами возвещают священнослужители радостную весть о Воскресении?

5.-Что отвечает народ?

 

4 группа

Закончился продолжительный Великий Пост. Неделя после Пасхи называется Светлой седмицей. Каждый день во всех храмах совершаются праздничные Литургии с крестным ходом. До субботы Светлой седмицы в православных храмах день и ночь остаются открытыми Царские Врата, ведущие в алтарь. И то, что они открыты символизирует, что нет преграды между Небом и землёй, она разрушена Спасителем.

Всю Светлую седмицу лился по Святой Руси радостный пасхальный звон: не замолкала с утра до ночи ни одна колокольня, каждый человек мог подняться в эти дни на колокольню храма и позвонить в колокола.

Свято чтили на Руси все обряды христианского благочестия. Всю Светлую неделю ходят в каждом приходе от деревни к деревне богоносцы с крестами. хоругвями и образами. Разнося благостную весть о Воскресении Христовом. Одни богоносцы- певцы сменяют других. «Ходить под Богом» на Святой считалось в народе за благочестивый подвиг. Приступали к нему только с благословения священника.

На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться». Самый лучший подарок в эти дни пасхальное яйцо. «Дорого яичко ко Христову дню!» -говорит народная пословица.

Похристосуются- разговеются, помолятся и во храме Божием, и в своём доме христиане, примут богоносцев с иконами. Светло и радостно станет на душе.

1.-В чём заключались благочестивые пасхальные обычаи?

2.-Как приветствуют друг друга на Пасху православные христиане? Как называется это приветствие?

3.-Что считается лучшим подарком на Пасху?

 

5 группа

 

Много угощений готовилось к празднику в каждом доме. После ночной пасхальной службы христиане садятся за праздничный стол. Люди, которые серьёзно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти два месяца до Пасхи православные христиане постятся: не едят мяса, яиц, молока. Во дни поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве, добрым делам. Зато на Пасху- пир горой! На стол подаются крашеные варёные яйца, кулич (сладкий хлеб, похожий на кекс) и творожное блюдо, которое названо в честь праздника, -пасха.

Главный подарок этого праздника- пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и неподвижного яйца появляется новая жизнь, поэтому оно стало символом воскресного праздника.Христиане расписывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят родным и близким.

 

1.Как готовятся православные христиане к Пасхе?.

2.В чём заключается пост?

3.Назовите блюда пасхального стола.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь