Теоретический материал для углублённого изучения




Литература5 класс

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

· рассказ о жизни и творчестве К. М. Симонова;

· выявить отношение поэта к войне;

· определить роль выразительных средств языка;

· определить стихотворный размер, рифму.

Тезаурус

Амфибрахий – трёхсложный размер с ударением на втором слоге.

Анапест – трёхсложный размер с ударением на третьем слоге.

Баллада – это лиро-эпический жанр литературы, повествовательная песня с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычный случай.

Дактиль – трёхсложный размер с ударением на первом слоге.

Метафора – слово или выражение, употреблённое в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство.

Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.

Псевдоним – подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя.

Хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге.

Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

Ямб – двусложный размер с ударением на втором слоге.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Тема войны никогда не оставляла Симонова. Константин Михайлович был свидетелем тех страшных лет. Именно в первые месяцы войны, в 1941 году, было написано стихотворение «Майор привёз мальчишку на лафете…».

Автор рассказывает нам о встрече с мальчиком, которого везли из Бреста. Город-герой Брест. Именно он 22 июня 1941 года подвергся бомбардировке фашистских захватчиков. В это время находилось в Брестской крепости более 7 тысяч военнослужащих и членов их семей. Фашисты рассчитывали уничтожить крепость за несколько часов, но защитники крепости сумели продержаться месяц. Брестская крепость стала символом мужества, героической стойкости и доблести времён Великой Отечественной войны. В 1965 году крепость получила почётное и заслуженное звание «Крепость-герой».

Константин Симонов писал: «Когда говорят о мужестве, вспоминают Брест, когда говорят об испытаниях, вспоминают Брест, когда говорят о жизнях, отданных за нашу землю, вспоминают Брест. Это общее для нас начало войны, символ этого начала – трагического и героического. И когда мы говорим «Брест», ведь это мы думаем не только о защитниках Бреста, мы думаем вообще о том, как мы выстояли, как мы остановили врага, как мы разрушили его планы, как немцы не дошли за 6 недель до Москвы, как рухнул блицкриг, как они проигрывали войну».

Вы знаете о маленьких героях войны, о сынах полка, о маленьких тружениках тыла.

В первой части стихотворения поэт рассказывает нам о том, как из оккупированной Брестской крепости отец вывозит мальчика в тыл. Во время войны такие случаи были не редки, но мы видим, что ребёнок седой. Даже трудно представить, что пришлось пережить мальчику.

Майор привёз мальчишку на лафете.

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

Во второй части стихотворения мы видим чувства поэта, который переживает увиденную картину. Он обращается мыслями к жене, которая просит его вернуться домой.

Мы шли ему навстречу из России.

Проснувшись, он махал войскам рукой…

Ты говоришь, что есть ещё другие,

Что я там был и мне пора домой…

Образ мальчика собирательный. Он символизирует всех детей военного времени. Поэт говорит, что мальчишка обязательно вернётся в Брест, как только его освободят.

Я должен видеть теми же глазами,

Которыми я плакал там, в пыли,

Как тот мальчишка возвратится с нами

И поцелует горсть своей земли.

И далее он говорит:

За всё, чем мы с тобою дорожили,

Призвал нас к бою воинский закон.

Теперь мой дом не там, где прежде жили,

А там, где отнят у мальчишки он.

Финал стихотворения звучит как призыв, как надежда, как вера.

Если война затянется, то долг сына – вместо отца защищать родную землю от врагов.

Но если нет, когда наступит дата

Ему, как мне, идти в такие дни

Вслед за отцом, по праву, как солдата,

Прощаясь с ним, меня ты помяни.

Военная лирика о детях пронизывала души и сердца всем, кто воевал, особенно тем из них, у кого были дети.

Сила поэзии Симонова военных лет заключается в сострадании, в его отношении к горю, постигшему советский народ.

Поэт переживает все испытания, выпавшие на долю людей в дни войны, как личные, это и позволяет ему создать стихи, получившие всенародное признание. Ни минуты Симонов не сомневался в победе, это ему помогало убеждать советских людей, защитников Родины, которые верили каждому его слову.

Теоретический материал для углублённого изучения

Сила и обаяние военных стихов Симонова заключается в их правдивости. Поэт вместе со своим народом искренне переживает все испытания, выпавшие на долю родной страны, как личные, это и позволяет ему создать стихи, получившие всенародное признание.

«Я не был солдатом, был всего только корреспондентом, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, – поле под Могилёвом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков», – писал поэт.

Дополнительный материал

Константин (Кирилл) Симонов родился 15 (28) ноября 1915 года в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Его мать, урождённая княгиня Александра Оболенская, принадлежала к небогатой, хотя и одной из самых старинных аристократических семей. Когда Константину исполнилось 4 года в 1919 году, они с мамой переехали в Рязань. После смерти мужа она выходит замуж за Александра Григорьевича Иванищева, который и стал заниматься воспитанием мальчика. Александр Григорьевич преподавал тактику в военных училищах, а потом стал командиром Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. В Рязани Симонов учился в школе № 2 имени Крупской на рязанской улице Революции.

Рязанское детство нашло отражение в стихах и прозе Константина Михайловича. Он говорил: «Это, прежде всего, диктовалось моей глубокой симпатией к Рязани, где я рос и учился. Ведь детство и юность навсегда западают в память». В 1928 году семья уезжает из Рязани, но в течение всей жизни Симонов не один раз будет приезжать в город детства.

О Рязани поэт писал так: «Этот город для меня – очень многое в жизни. Десять лет детства, три года школы. А позже несколько месяцев в Солотче и кругом неё, рядом с таким чудесным знатоком родной нашей природы, как Константин Георгиевич Паустовский. А потом вышло так, что здесь, под Рязанью, кинематографисты «построили» Сталинград, и я был на съёмках фильма по роману «Солдатами не рождаются» в тех самых местах, где когда-то мальчишкой бегал по заливным лугам».

Рязанское детство и юность упомянуты в стихотворении «Родина». Симонов любуется заокскими лугами, русскими берёзками.

…Клочок земли, припавший к трём берёзам,

Далёкую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

К нам это чувство, словно приказанье,

Не позовёшь – ворвётся всё равно.

В лесной глуши, на север, за Рязанью

Меня поймало первый раз оно…

Ещё одним городом детства и юности Симонова был Саратов. С теплотой он вспоминает о годах, проведённых в этом городе: «Саратов – город моей юности. Любил его и люблю». Здесь Симоновы-Иванищевы прожили с 1927 по 1931 годы. Здесь началась его самостоятельная жизнь. Он поступает в фабрично-заводское училище (ФЗУ), работает токарем по металлу. Отчим считал, что в шестнадцать лет юноша уже может принимать самостоятельные решения. Да и материальное положение семьи было не совсем благополучным.

«Мы жили туго, в обрез, и, когда я на второй год фабзавуча стал приносить 37 рублей в получку, это имело практическое значение для семейного бюджета», – вспоминал писатель.

После Саратова семья переезжает в 1931 году в Москву. Константин Симонов устраивается рабочим. Ему нужно было наработать трудовой стаж, поэтому он продолжает работать ещё два года после того, как в 1936 году поступил учиться в Литературный институт имени А. М. Горького, который успешно заканчивает в 1938-м году. Будучи студентом, он публикует в газетах и журналах свои статьи и становится известным поэтом.

В 1939 году начинается война на Халхин-Голе против японских захватчиков. Симонов не раздумывая едет в район боевых действий. Результатами этой поездки стали цикл стихов «Монгольская тетрадь» и поэма «Далеко на Востоке». Здесь он становится сотрудником армейской газеты. До отъезда на фронт он окончательно меняет имя и вместо родного Кирилл берёт псевдоним Константин. Причина замены имени простая – не мог выговорить звуки «р» и «л». Произносить собственное имя ему было трудно. Псевдоним становится литературным именем, и вскоре поэт Константин Симонов приобретает всесоюзную популярность. С началом Великой Отечественной войны Симонов призван на фронт. Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. Работал в газете «Боевое знамя». В 1943 году ему присвоено звание подполковника, а после войны – полковника. Во время войны Константин Михайлович постоянно писал. В основном публиковался в газете «Красная звезда».

Знаменитое стихотворение «Жди меня» было написано в начале войны. В июне-июле Симонов как военный корреспондент был на Западном фронте, чуть не погиб под Могилёвом, а в конце июля оказался в Москве, ночевал на даче у Льва Кассиля в Переделкине, написал стихотворение «Жди меня». Печатать стихотворение он сначала не собирался, читал только самым близким, но стихотворением зачитывались, переписывали его от руки. Симонов решается его сдать в печать. В декабре того же 1941 года «Жди меня» опубликовала «Правда», а в 1943-м на экраны вышел одноимённый фильм. Стихотворение было посвящено его будущей жене Валентине Серовой.

Константин Симонов вёл большую просветительскую и общественно–политическую работу.

Ушёл из жизни Константин Симонов 28 августа 1979 года в Москве.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: