Двигательные умения и навыки.




Спортивные игры.

В старшей группе дети успешно овладевают способами действий, подготавливающими их к участию в таких спортивных играх, как городки, баскетбол, бадминтон, футбол, хоккей. Необходимо заблаговременно позаботиться о приобретении нужного инвентаря и подготовке мест для этих игр.

Городки. Для игры требуются палки биты и городки. На земле чертят квадрат, сторона которого—1 —1,5 м. Это город. На расстоянии 4—б м от города проводят линию (кон), с которой играющие бросают биты. Городки в виде различных фигур (письмо, колодец, пушка, самолет, рак, забор, коза, бочка) поочередно расставляют на лицевой линии города. Каждый игрок получает 2 биты и бросает их подряд, одну за другой, стараясь выбить городки из города. В начале игры биты бросают с кона, а затем, когда из фигуры выбьют хотя бы один городок, играющие подходят ближе и бросают биты с полукона — с расстояния 3—4 м. После того как будут выбиты все городки фигуры, ставится новая фигура. Выигрывает тот, кто выбьет городки всех фигур партии, совершив меньшее количество бросков. Для игры дошкольников количество фигур в партии может быть произвольным — от 2 до 4. Детям 6— 7 лет не рекомендуется играть подряд более 2—3 партий.

Площадка для игры в городки должна располагаться в стороне от других игровых площадок. Для задержания бит перед городом на расстоянии не менее 1 —1,5 м ставится сетка или забор высотой примерно 1 м. Для того чтобы играющий не задел случайно кого-либо битой при замахе и броске, дети должны быть внимательными, не подходить к товарищу близко, особенно со стороны той руки, которой совершается бросок.

Баскетбол — командная игра. В ней одновременно участвуют 2 команды. В каждой — 5 основных и несколько запасных игроков. Время игры ограничено двумя таймами по 5 мин (всего 10 мин), между которыми дается перерыв в 5 мин.

Цель игры состоит в том, чтобы забросить в корзину соперника как можно больше мячей, соблюдая при этом правила игры. Правила обусловливают поведение игроков, точность их действий.

Для ведения игры по правилам обязательно наличие соответствующей площадки с разметкой, оборудования и инвентаря. Для старших дошкольников наиболее удобна площадка 15X8 м с плотным грунтом, асфальтовым или деревянным покрытием. Последнее наиболее целесообразно: от деревянного покрытия хорошо отскакивает мяч, он быстро сохнет после дождя, его легко содержать в порядке. В центре площадки

отмечается круг диаметром 1,8 м для розыгрыша спорных мячей. Стойки с укрепленными на них щитами (120X90 см) и корзинами (диаметр 45 см) устанавливаются за лицевой линией (1 — 1,5 м) по ее центру. Целесообразно использовать стойки такой конструкции, которая обеспечивает предупреждение возможных травм у детей. С этой же целью площадь участка на расстоянии 1—2 м от площадки следует освободить от твердых предметов (физкультурного оборудования, деревьев, крупных камней и т. п.).

В старшей группе детей начинают приучать к правильной технике передачи мяча. Так же постепенно происходит формирование действий, подготавливающих ребенка к усвоению правильной техники ведения мяча и броска в корзину.

Вызови по имени. Дети делятся на 4—5 подгрупп и образуют круги. Выбирают водящих. Они становятся в центр круга с мячом. По сигналу воспитателя водящие бросают мяч вверх (повыше) и называют по имени того, кто должен успеть поймать мяч, прежде чем он упадет. Поймавший мяч занимает место водящего. Выигрывает группа, которая уронит мяч на землю меньшее количество раз.

Указания. Величину круга следует постепенно увеличивать. Нужно обращать внимание на то, как важно каждому из них уметь соглас2овывать свои действия с действиями товарищей, нести ответственность за успех или неудачу команды.

Займи свободный кружок. В разных местах площадки на расстоянии 1,5—2 м один от другого чертятся кружки диаметром 50 см. Назначается водящий. Дети становятся в круг и перебрасывают мяч друг другу в разных направлениях. Водящий находится между кругами. Передвигаясь, он старается поймать мяч на лету или дотронуться до него рукой. Если ребенку это удается, воспитатель свистит в свисток. По сигналу дети меняются местами в кругах, а водящий старается занять любой из них. Водящим становится тот, кто не успел занять кружка. Игра продолжается.

Указания. Побеждает тот, кто ни разу не был водящим (назначение на эту роль педагогом не засчитывается). Дети играют небольшими группами.

Обгони мяч. Играют несколько команд. Игроки каждой команды становятся в круг. Один ребенок выбирается водящим. У него мяч. После сигнала воспитателя водящие отдают мячи игрокам, стоящим справа от них, а сами бегут влево, обегают круг и возвращаются на свои места. В это время те, у кого мячи, передают их следующим игрокам справа, а сами бегут влево и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не обегут круг, а мяч не возвратится к водящему.

Указания. Дети не должны нарушать порядок, выбегать из круга раньше времени. При повторении игры дети могут передавать мяч влево, обегая круг вправо.

Чья команда больше? Две команды по 4—5 игроков становятся в колонны на расстоянии 1,5—2 м от корзины. У первых в колоннах — мячи. После сигнала воспитателя они бросают мячи в корзину. Каждый, кто бросил мяч, ловит его и передает следующему игроку команды, после чего сам обегает «змейкой» расставленные на площадке за каждой командой 3 кегли и становится в конец колонны. То же проделывают все игроки по очереди. Выигрывает команда, забросившая в установленное время больше мячей в корзину.

Бадминтон. В эту игру играют с ракеткой и воланом. Сперва дети проделывают подготовительные упражнения, знакомящие их с особенностями полета волана. Два ребенка перебрасывают волан друг другу, не давая ему упасть на землю. Дети перебрасывают волан поочередно из правой руки в левую, из левой в правую. Это же они проделывают на ходу, а потом на бегу. Можно предложить им постараться попасть воланом в цель. Эти упражнения очень полезны для развития глазомера, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

Овладевая действиями с воланом и ракеткой, дети упражняются по одному? 1) ребенок подбивает волан ракеткой, стоя на месте или перемещаясь шагом, медленным бегом, стараясь ударить как можно большее число раз и не дать ему упасть; 2) ребенок подбивает волан ракеткой, поворачивая ее для следующего удара другой стороной; 3) ребенок подбивает волан ракеткой, перехватывая ее из одной руки в другую; 4) ребенок ударяет по волану, подвешенному на веревке, справа, слева, снизу, сверху; 5) ребенок старается направить ракеткой волан точно в цель, перебросить через сетку. После этих упражнений переходят к игре парами. Сперва воспитатель должен поиграть в паре с ребенком, подкидывая волан как можно точнее (рукой и ракеткой). Потом двое детей становятся в паре друг против друга на расстоянии 3—4 м, у одного из них ракетка, у другого — волан. Один подбрасывает волан, другой должен отбить его ракеткой. Затем они меняются ролями. Когда дети в достаточной мере овладеют основными навыками, они могут играть в паре друг с другом.

Футбол. В старшей группе детей знакомят с действиями, подготавливающими к игре в футбол. Полезны следующие упражнения: подошвой ноги катать мяч вперед, назад, в стороны, стоя и подпрыгивая на одной ноге; проделывать то же, одновременно поворачиваясь вправо, влево и кругом; жонглировать мячом, подбивая его подъемом ноги; подкинуть мяч руками, а подбить бедром, подъемом; подкинуть мяч руками, подбить ногой

и снова поймать; подцепить мяч носком и подкинуть его вверх, стараясь перебросить через веревку, планку.

В этих и многих других действиях дети упражняются индивидуально, каждый со своим мячом. Постепенно они овладевают умениями прокатывать мяч правой и левой ногой в заданном направлении, стараясь попасть в кеглю: закатывать в ворота, в сетку. Ограничивая расстояние для прокатывания мяча, воспитатель сдерживает стремление ребенка ударять по мячу сильно. Важно приучить детей, перемещаясь с мячом по площадке, слегка подбивать его одной ногой или обеими поочередно так, чтобы он не откатывался далеко, а все время находился у ног ведущего. Ведя мяч, дети огибают расставленные в разных местах площадки кубы, кегли и другие предметы. Все удары ногой по мячу дети старшей группы совершают внутренней стороной стопы, так называемым ударом «щечкой». Катящийся мяч останавливают внутренней стороной стопы и подошвой.

Хоккей. В хоккей можно играть в любое время года. Весной, летом и осенью играют в хоккей на траве клюшкой и мячом. Зимой в хоккей с мячом дети играют на утрамбованном снегу, не пользуясь коньками. На снегу без коньков можно организовать хоккей с шайбой. В детском саду желательно иметь инвентарь для обоих видов хоккея.

В период начальной подготовки детям предлагаются следующие упражнения: 1) перекладывать клюшку из одной руки в другую, поднимать и опускать, замахиваться, вращать ее вперед и назад, сбоку и перед собой, удерживая двумя руками; 2) действовать с клюшкой и мячом индивидуально — прокатывать мяч по прямой, вокруг себя, обводя предметы; 3) прокатывать мяч клюшкой друг другу в парах, в шеренгах, в колоннах, по кругу, стоя на месте; 4) отбивать клюшкой мяч о стенку: задерживая и останавливая его, многократно без фиксированной остановки; 5) проделывать то же в движении: шагом, на медленном ходу, бегом, во время быстрого бега; 6) закатывать мяч клюшкой в лунку, попадать мячом в кеглю и сбивать ее; 7) перебрасывать мяч клюшкой через невысокое препятствие; 8) закатывать и забрасывать мяч клюшкой в ворота; 9) стоя в воротах, защищать их, ловить мяч, брошенный партнером; 10) обводить защитника, делать это вдвоем.

Для игры выбирается ровная площадка размером 20 X 10 м, края ее отмечаются флажками. У торцевых сторон площадки обозначаются ворота шириной 1,5 м, размечается центр поля. В игре участвуют 2 команды по 6 человек.

Простейшие правила игры состоят в следующем: перебрасывать мяч и вести его можно только клюшкой; следует стараться прокатывать мяч по земле и

не давать ему взлететь выше 0,5 м; во время игры нельзя грубо толкать друг друга, хватать руками, подставлять ножку, громко кричать, спорить с судьей (воспитателем); останавливать мяч разрешается не только клюшкой, но и руками, ногами, туловищем; если мяч вышел за пределы площадки, он вводится в игру игроком противоположной команды в том месте, где пересек границу площадки. Нарушившего правила судья наказывает выведением из игры или засчитывает команде штрафное очко.

Двигательные умения и навыки.

Двигательное умение — способность не автоматизировано управлять движениями. Умение выполнять движения в результате повторения переходит в навык.

Двигательный навык — автоматизированный способ управления движениями. Движение при повторении в одних и тех же условиях постепенно становится привычным: все меньше приходится думать над тем, как выполнить тот или иной его элемент. Со временем движение автоматизируется.

Формирование двигательного навыка проходит три стадии. Эти физиологические закономерности представлены в такой последовательности: I стадия — иррадиация; II — специализация и III — стабилизация условно-рефлекторного акта.

I стадия формирования двигательного навыка — короткая по времени. Она направлена на создание первоначального умения. Для нее характерно широкое иррадиирование процесса возбуждения и недостаточное внутреннее торможение при ознакомлении ребенка с новым движением. Знакомясь с ним, ребенок испытывает неуверенность, у него появляются лишние движения, неточность их воспроизведения в пространстве и во времени, напряженность мускулатуры.

II стадия — более продолжительна по времени. Она характеризуется многократной повторяемостью движения, в результате чего правильность разучиваемого движения постепенно улучшается. Происходит уточнение отдельных двигательных рефлексов и всей системы в целом. Образование двигательных навыков на этой стадии происходит волнообразно. Ребенок то легко, свободно выполняет двигательное действие, то, по прошествии времени, как будто впервые выполняет его. Постепенно происходит уточнение и совершенствование двигательных умений. В коре головного мозга образуется система временных связей — динамический стереотип.

III стадия — стабилизация навыка, уточнение динамического стереотипа. Ребенок овладевает навыком. Его движения становятся экономичными, свободными, точными и раскованными.

Процесс обучения движениям состоит из следующих этапов:

1) Первоначальное разучивание - ставится задача создать целостное представление о движении и сформировать умение выполнять его в общих чертах (освоить основу техники). При этом наблюдаются излишнее мышечное напряжение, неточность в выполнении движения, отсутствие слитности между его элементами.

2) Углубленное разучивание — создать правильное представление о каждом элементе техники движения, выработать умение четко и слитно выполнять их.

3) Закрепление навыка и совершенствование техники — закрепление приобретенного умения в навык, а также выработка умения применять его в различных условиях, изменяющихся ситуациях (в соревновательной, игровой форме).

Следовательно, этапы обучения физическим упражнениям — это педагогический процесс совместной деятельности воспитателя и ребенка, направленный на освоение ребёнка двигательного действия

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: