Взаимосвязь закономерностей и принципов спортивной тренировки




РЕФЕРАТ

На тему: «Спортивная подготовка»

 

Выполнил студент 1 курса

группы 891
Тыхеев Никита Игоревич

 

 

Содержание

1. введение………………………………………………………………………………….3

2. Общепедагогические методы……………………………………………………………4

3. Практические методы………………………………………………………………........4

4. Взаимосвязь закономерностей и принципов спортивной тренировки……………….8

5. заключение………………………………………………………………………………9

6. список литературы…………………………………………………………………….10

 

 

Введение

 

Физическое воспитание и спорт являются важнейшим средством укрепления здоровья, формирования морально-волевых качеств, достижения физического совершенства, эстетического воспитания подрастающего поколения. Спорт сплачивает детские и юношеские коллективы, воспитывает дух товарищества, коллективизма. Спортивные занятия с детьми, подростками, юношами и девушками стали составной частью их всестороннего и гармонического развития, одним из важных условий духовного и физического совершенствования. Юношеский спорт в Российской Федерации становится все более важным социальным фактором обеспечения крепкого здоровья, всесторонней физической подготовленности, воспитания подрастающего поколения, эффективной подготовки спортивных резервов.

В процессе общественного развития возник ряд научных дисциплин, призванных глубоко и всесторонне отображать сущность явлений физического воспитания, раскрывать его закономерности, расширять и углублять знания об эффективных средствах, методах и формах организации воздействия на физическое развитие и физическую подготовленность человека.

Каждый из нас осознает, что спорт является важной составляющей полноценного развития каждой личности. Чтобы стать сильным и выносливым необходимо тщательно и долго тренироваться. Но как тренироваться? Какими способами и средствами? Ведь одному человеку подходят одни методы тренировок, другим - совершенно другие.

Под термином спортивная подготовка следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.

В процессе тренировки используются две группы методов:

· общепедагогические (словесные и наглядные методы)

· практические (метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы)

Целью моей работы является рассмотрение существующих в настоящее время методов спортивной тренировки и их применения.

 


 

Общепедагогические методы

 

Словесные методы: применяются в спортивной тренировке, к ним относятся объяснение, рассказ, беседа, обсуждение, анализ и др. Они часто используются в лаконичной форме, особенно в процессе подготовки квалифицированных спортсменов, этому способствует специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными. Эффективность такого тренировочного процесса зависит от умелого использования указаний, команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.

Наглядные методы - к ним относятся:

· правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен;

· демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники двигательных действий занимающихся, тактических схем на макетах игровых площадок и полей и др.;

· применение простейших ориентиров, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др.;

· применение световых, звуковых и механических лидирующих устройств, в том числе и с программным управлением и обратной связью.

Эти устройства позволяют спортсмену получить информацию о темпоритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений, а иногда и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но и принудительную коррекцию двигательного действия.

 

Практические методы

 

К методам строго регламентированного упражнения относятся методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, и направленные преимущественно на воспитание физических качеств.

Среди методов, направленных преимущественно на освоение спортивной техники, выделяют методы разучивания упражнений в целом и по частям. Разучивание движения в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно. Однако при освоении целостного движения внимание спортсменов акцентируют последовательно на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.

При разучивании более или менее сложных движений, которые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляется по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приведет к интеграции в единое целое ранее освоенных составляющих сложного упражнения.

При применении целостно-конструктивного и расчлененно-конструктивного методов большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям. В имитационных упражнениях сохраняется общая структура основных упражнений, однако при их выполнении обеспечиваются условия, облегчающие освоение двигательных действий.

Среди методов, направленных на совершенствование физических качеств, выделяют две основные группы методов - непрерывные и интервальные.

Непрерывные методы тренировки - применяются в условиях равномерной и переменной работы, в основном используются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности.

При использовании этих методов упражнения могут выполняться как в равномерном, так и в переменном режиме.

Равномерный режим – характеризуется выполнением физических упражнений в течении относительно длительного времени с постоянной интенсивностью. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью. Недостатком этого метода является быстрое приспособление (адаптация) к нему.

Переменный режим – отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения, путём изменения скорости, темпа, ритма, амплитуды движения. Преимущество метода – он устраняет монотонность в работе, но этот метод желательно применять с подготовленными спортсменами.

Повторный метод – характеризуется многократным повторением упражнений с определённым и направленным интервалом отдыха, при условии достаточно полном восстановлении работоспособности спортсмена. Тренировочный эффект, в отличии от интервального метода, только в период выполнения упражнения. Недостаток – он достаточно быстро исчерпывает энергетические ресурсы, может возникнуть образование скоростного барьера, эффект перетренированности.

 

Интервальные методы тренировки - характеризуются выполнением серии упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными произвольными паузами отдыха. В качестве примеров можно привести типичные серии, направленные на совершенствование специальной выносливости: 10 х400; 10 х 1000 м - в беге и беге на коньках, в гребле. Также тренировка по системе Табата, целью которой является выполнение максимального количества движений за минимальное время. Эта методика была названа в честь доктора Изуми Табата, который разработал ее со своей командой исследователей в конце 90-х годов. Она предполагает чередование нагрузок высокой интенсивности с отдыхом и отнимает минимум времени. При этом можно использовать практически любой вид нагрузки — махи с гантелями, работу с эспандерами, работу на кардиотренажерах и так далее.

Пример: вы приседаете в течение 20 сек., потом 10 сек. отдыхаете и начинаете новый подход. И так нужно повторять в течение 4 минут (т. е. 8 циклов). Затем меняете вид упражнения и делаете её по той же схеме.

Фитмикс — это комплекс тренировок, разработанный инструктором Леонидом Зайцевым. Предполагает чередование разных движений: имитация уклонения от ударов соперника на бойцовском ринге, наклоны в стороны с опорой на шест, удары ногами и так далее. Время занятия — до получаса.

Фартлек — это программа тренировок, которая предполагает бег с чередованием отрезков разной интенсивности. Интервалы можно отмерять не только по времени, но и по шагам. Пример такой тренировки:

· 10 шагов в быстром темпе;

· 10 шагов трусцой;

· 20 шагов в темпе;

· 20 шагов трусцой;

· 30 шагов в быстром темпе и так далее.

Таким образом, можно увеличить количество шагов в одном интервале до 100 и более, а после этого таким же образом снизить их до 10. Считайте только шаги правой или левой ноги. Время одного занятия — до 20 минут.

Метод круговой тренировки – характеризуется выполнением специально подобранного комплекса физ. упражнений с использованием ряда методов. Этот метод сопряжённого развития физ. качеств и совершенствования навыков. Отличительные черты: 1) регламентация работы и отдыха на каждой станции; 2) индивидуализация нагрузки; 3) использование хорошо изученных упражнений; 4) последовательное включение в работу различных мышечных групп.

Выделяют несколько вариантов круговой тренировки:

1. По методу длительного непрерывного упражнения. Занятия проводятся без перерывов и складываются из одного, двух или трех прохождений круга. Применяются в основном для развития общей и силовой выносливости.

2. По методу экстенсивного интервального упражнения. Применяется для совершенствования общей, скоростной и силовой выносливости, скоростно-силовых качеств.

3. По методу интенсивного интервального упражнения. Он рассчитан на совершенствование скоростной силы, максимальной силы, скоростной и силовой выносливости.

4. По методу повторного упражнения. Его предлагается использовать для развития максимальной силы и скоростной выносливости.

Для проведения круговой тренировки заранее:

– составляется комплекс упражнений;

– определяют места, на которых будут выполняться упражнения («станции»);

– на первом занятии проводят испытания на максимальный тест (МТ) по каждому упражнению при условии их правильного выполнения;

– устанавливают систему повышения нагрузки от занятия к занятию;

– на последнем занятии рекомендуется проверить максимальный тест по каждому упражнению и сравнить полученные результаты с исходными.

Возможности непрерывных методов тренировки в условиях переменной работы значительно многообразнее. В зависимости от продолжительности частей упражнений, выполняемых с большей или меньшей интенсивностью, особенностей их сочетания, интенсивности работы при выполнении отдельных частей, можно добиться преимущественного воздействия на организм спортсмена в направлении повышения скоростных возможностей, развития различных компонентов выносливости, совершенствования частных способностей, определяющих уровень спортивных достижений в различных видах спорта.

В случае применения варьирующего варианта могут чередоваться части упражнения, выполняемые с различной интенсивностью или же с различной интенсивностью и изменяющейся продолжительностью. Такая тренировочная работа будет способствовать воспитанию специальной выносливости, становлению соревновательной техники. Прогрессирующий вариант нагрузки связан с повышением интенсивности работы по мере выполнения упражнения, а нисходящий - с ее снижением. Так, проплывание дистанции 500 м является примером применения прогрессирующего варианта. Примером нисходящего варианта является пробегание на лыжах 20 км с результатами соответственно 20, 21, 22 и 23 мин.

Примером варьирующего варианта могут служить серии для совершенствования спринтерских качеств в беге: 3x60 м с максимальной скоростью, отдых -3-5 мин, 30 м - с ходу с максимальной скоростью, медленный бег -200 м. Примером прогрессирующего варианта являются комплексы, предполагающие последовательное прохождение отрезков возрастающей длины либо стандартной длины при возрастающей скорости. Нисходящий вариант предполагает обратное сочетание: последовательное выполнение упражнений уменьшающейся длины или выполнение упражнений одной и той же продолжительности с последовательным уменьшением их интенсивности.

В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты.

Упражнения с использованием интервальных методов могут выполняться в одну или несколько серий.

В режимах непрерывной и интервальной работы на спортивной тренировке используется и круговой метод, направленный на избирательное или комплексное совершенствование физических качеств.

Игровой метод используется в процессе спортивной тренировки не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, находчивость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициатива. В руках умелого педагога он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

Не менее важна его роль как средства активного отдыха, переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.

Игровой метод чаще всего воплощается в виде различных подвижных и спортивных игр.

Соревновательный метод предполагает организованную соревновательную деятельность, которая служит в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса. Применение соревновательного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.

При использовании данного метода следует широко варьировать условия проведения соревнований, с тем чтобы максимально приблизить их к тем требованиям, которые в наибольшей мере способствуют решению поставленных задач.

Соревнования могут проводиться в усложненных или облегченных условиях по сравнению с официальными.

В качестве примеров усложнения условий соревнований можно привести следующие:

· соревнования в условиях среднегорья, жаркого климата, при плохих погодных условиях;

· соревнования в спортивных играх на полях и площадках меньших размеров, при большей численности игроков в команде соперников;

· проведение серии схваток или боев с относительно небольшими паузами отдыха против нескольких соперников;

· соревнования в играх и единоборствах с «неудобными» противниками, применяющими непривычные технико-тактические схемы ведения борьбы.

· Облегчение условий соревнований может быть обеспечено:

планированием соревнований на дистанциях меньшей протяженности в циклических видах;

· уменьшением продолжительности боев, схваток в единоборствах;

· упрощением соревновательной программы в сложнокоординационных видах;

· использованием облегченных снарядов в легкоатлетических метаниях;

· уменьшением высоты сетки в волейболе, высоты кольца в баскетболе;

· применением «гандикапа», при котором более слабому участнику предоставляется определенное преимущество - он стартует несколько впереди других участников, получает преимущество в заброшенных шайбах или мячах и т. п.

Следует отметить, что все вышеперечисленные методы спортивной тренировки применяются в различных сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями спортивной практики. При подборе методов необходимо следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки.

 

Взаимосвязь закономерностей и принципов спортивной тренировки

 

Процесс достижения результатов, соответствующих современным спортивным требованиям, отражает крайне сложную систему. Управляя ею, тренер делает выбор величин и направленности тренировочных нагрузок, средств и методов подготовки для изменения состояния спортсмена в сторону улучшения его подготовленности. Принятие эффективных решений связано с четким представлением цели и принципов профессиональной деятельности, основанной на объективных закономерностях спортивной тренировки, которые в первую очередь связаны с особенностями формирования соревновательного потенциала спортсмена. Педагогический анализ выявленных в ходе многочисленных научных исследований и практической деятельности ведущими специалистами закономерностей формирования двигательных умений и навыков, протекания адаптационных процессов, становления высшего спортивного мастерства и др. позволяют сформулировать принципы работы тренера:

1. направленности к максимуму достижений и индивидуальному максимальному результату;

2. углубленной спортивной специализации и индивидуализации;

3. единства общей и специальной подготовки;

4. непрерывности тренировочного процесса;

5. единства постепенности увеличения и тенденции к предельным нагрузкам;

6. волнообразности и вариативности нагрузок;

7. цикличности тренировочного процесса;

8. единства и взаимосвязи соревновательной деятельности и подготовленности.

Таким образом, основу специфических принципов спортивной тренировки как педагогического процесса составляют:

1. общие принципы дидактики, характерные для любого процесса обучения и воспитания: научность, воспитывающий характер обучения, сознательность и активность, наглядность, прочность, систематичность и последовательность, доступность, индивидуальный подход при коллективной работе;

2. формирование соревновательного потенциала спортсмена с помощью изменения его состояния в сторону улучшения подготовленности;

3. закономерные связи между тренировочными воздействиями и реакцией организма, а также между различными компонентами спортивной тренировки.

 

 

Заключение

 

Следует отметить, что все вышеперечисленные методы спортивной тренировки применяются в различных сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями спортивной практики. При подборе методов необходимо следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки. спортивная тренировка метод

Такой подход позволяет упорядочить процесс управления, тесно увязать структуру соревновательной деятельности и соответствующую ей структуру подготовленности с методикой диагностики функциональных возможностей спортсменов, характеристиками моделей соответствующих уровней, системой средств и методов, направленных на совершенствование различных компонентов подготовленности и соревновательной деятельности.

Этим принципом особо следует руководствоваться при создании системы поэтапного управления, разработке перспективной программы на относительно длительный период подготовки.

 

Список литературы

1. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

2. Габриелян К.Г., Ермолаев Б.В. 500 тестов по дисциплине «Физическая культура». - М.: Физкультура и Спорт, 2006.

3. Дубровский В.И. Спортивная медицина: учебник для студентов вузов/ В.И. Дубровский. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998. - 480с.

4. Евсеев Ю.И. Физическая культура: Учеб. пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

5. Кабачков В. А., Полиевский С. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ: Метод. пособие. - М.: Высшая школа, 1982.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

7. Климов Е.А., Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск: Принтер, 1993.

8. Физическая культура студента: Учеб. для студ. вузов / ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 1999

9. Физическая культура студента: Учеб. для СПО / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын. - 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2008.

10. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для вузов. - 3-е изд. - М: Академия, 2004.

11. Шевцов В.В. Общие основы теории и методики физической культуры в вопросах и ответах. - Тюмень: ИПК ПК, 1996.

12.Электронный ресурс: https://stroy-telo.com/domashnij-trening/raznoe/effektivnye-intervalnye-trenirovki.html

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: