Общие положения о спортивном отборе
В жизни каждого человека физические упражнения имеют определен-ное, но не одинаковое для всех значение. Это зависит от индивидуальных морфологических и функциональных особенностей организма. Например, ребенку, имеющему отклонения в физическом развитии, необходимы корри-гирующие физические упражнения, а другому, обладающему высокими по-тенциальньши возможностями для достижения рекордных результатов в ка-ком-либо виде спорта, можно рекомендовать спортивную подготовку. Спор-тивный отбор - это установление пригодности к спортивной деятельности на основе прогнозирования способностей отбираемого. Спортивный отбор -непременный компонент деятельности тренера. Методика отбора может быть эффективной только при условии, если она етроится на принципах, имеющих достаточное медико-биологическое обоснование. При использовании несо-вершенной методики спортивного отбора в группы спортивной подготовки часто попадают дети, не обладающие соответствующими задатками. Матери-альные средства и труд, затрачиваемые на воспитание из них спортсменов высокого класса, оказываются напрасными.
Понятием "спортивный отбор" обозначается, как правило, отбор в группы подготовки (рис. 22.1).
Существует еще одна форма отбора: в команды для предстоящих со-ревнований. Этот вид отбора не требует долгосрочного прогноза и более прост в методическом отношении.
Первоначальный, предварительный, отбор в группы подготовки мо-жет проводиться двумя путями: в виде физкультурно-спортивной ориентации или спортивной селекции.
Сущность физкулътурно-спортивной ориентацш состоит в прогнози-ровании степени моторной одаренности детей и в ориентации выявленных одаренных на тренировочные группы для подготовки к достижению высоких спортивных результатов. Таких детей немного, не более 3-5%. Остальным рекомендуется общая оздоровительная подготовка (ОФП) по программам, дифференцируемым с учетом здоровья и физической подготовленности.
|
Для детей ослабленных, с отклонениями или пороками в физическом развитии составляются специальные облегченные комплексы. Первый этап такой ориентации рекомендуется проводить в 5-7 лет в виде мероприятия, охватывающего всех "организованных" (находящихся в дошкольных учреж-дениях) детей.
Физкулыурно-спортивная ориентация |
Группы ОФП |
Группы по видам спорта |
ЭТАПЫОТБОРА: |
НАЧАЛЬНЫЙ (к начальной специализированной подготовке) |
ШИ |
ОСНОВНОЙ
(к углубленным тренировкам в избранном виде спорта)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
(к этапу совершенствования мастерства)
Рис. 22.1. Виды и организация спортивного отбора
Описанный вид отбора - в основном еще только очень желаемая, но отдаленная перспектива. В настоящее время используется спортивная селек-ция. Она решает более узкую задачу: определение пригодности к занятиям определенным видом спорта или к последующему этапу подготовки в из-бранном виде спорта.
Различают два вида спортивной селекции: выбор и отсев. Выбор - вы-деление способных из числа детей, не решавших вопроса о своем желании или нежелании заниматься данным видом спорта. Проводится он обычно в
451-
дошкольных учреждениях или в школе. При отсеве способных выбирают из числа желающих заниматься, а признанные неспособными "отсеиваются".
|
Отбор в группы спортивной подготовки продолжается многие годы, он многоэтапен. Помимо описанного, предварительного, выделяют еще три (а иногда и больше) этапа: начальный, основной и заключительный, при прове-дении которых проверяется, уточняется пригодность к следующим, более вы-соким, ступеням спортивной подготовки (см. рис. 22.1).
Прогнозирование спортивных способностей. Объектом отбора яв-
ляются неординарные спортивные способности к данному виду деятельности.
При спортивном отборе решается вопрос, способен ли отбираемый достичь
мастерства в избранном виде спорта за определенный период подготовки, то
есть каковы потенциальные возможности спортсмена.
< Это реально при учете двух компонентов:
1. Уровень полученных по наследству структурных и функциональ-
ных задатков, предпосылок к успеху в желаемом виде деятельности, то есть
исходный (начальный) уровень физического состояния на момент отбора.
'•} 2. Тренируемость как индивидуальный уровень возможностей разви-
тия наследственных задатков, который определяется по показателям темпов
развития физических качеств, о которых достоверно можно судить только
при наблюдении за ребенком в течение 1,5-2 лет.
; Только учет этих факторов может обеспечить более надежный про-
гноз конечного (дефинитивного) уровня развития этих качеств.
После проведения первичного тестирования физического состояния (или отдельных показателей, важных для этого вида спорта) может быть применен прием обычного ранжирования (расстановки показателей по по-рядку - от наивысшего до самого низкого). Затем выделяются группы с высо-ким, средним и низким исходным уровнем. В ряде видов спорта для детей различного возраста установлены статистические нормативы для оценок: вы-сокий, средний, низкий. Затем осуществляются повторные измерения тех же показателей через 0,5, 1, 1,5 и 2 года и производится расчет темпов прироста (Т) по формуле:
|
iv Хко„ - конечный показатель, измеренный через 0,5-2 года; Хисх - ис-ходный показатель.
Таким образом, мы получаем темп прироста показателя (в %), кото-рый может быть также оценен как высокий, средний и низкий. Следующим этапом является определение потенциальных возможностей по предлагаемой схеме (табл. 22.1).,,%!. ^...-.-,-,кл>,.-к-"•••--•• ^ ^^^•-••••^-^ - ^..••*<,.-..ч.иэ-.;..- н-.^-?^-::^
'' •:-•.;;{ л,-)Э •' ^,к:-; •.•
•- •—••-" -;••••.•**-'•:<.«• <'•:•*•.«''.- у...гг *:.,™„- •я-«,-.птг-->-^1,«ч-..-^пг: Таблица 22.1 Схема определения потенциальных возможностей спортсмена •;>'•' *;
№ п/п | Соотношение исследуемых показателей | Характеристика способностей |
Высокий исходный уровень + высокие темпы прироста | Очень большие способности | |
Высокий исходный уровень + средние темпы прироста | Большие способности | |
Средний исходный уровень + высокие темпы прироста | Большие способности | |
Высокий исходный уровень + низкие темпы прироста | Средние способности | |
Средний исходный уровень + средние темпы прироста | Средыие способности | |
Низкий исходный уровень + высокие темпы прироста | Средние способности | |
Средний исходный уровень + низкие темпы прироста | Малые способности —— • | |
Низкий исходный уровень + средние темпы прироста | Малые способности | |
Низкий исходный уровень + низкие темпы прироста | Очень малые способности |
<•;?• Разумеется, такие рекомендации следует считать ориентировочными, хотя высокий исходный уровень развития физических качестз, необходимых для данного вида спорта, и высокие темпы их прироста, несомненно, свиде-тельствуют о перспективности данного спортсмена.
ф*' >' Эффективность отбора определяется решением следующих задач: 1) моделирования эталона идеального спортсмена; 2) выбора в качестве кри-териев отбора наиболее стабильных в онтогенезе признаков из числа состав-ляющих модель идеального спортсмена; 3) устранения влияния предвари-тельной обученности; 4) учета темпов биологического созревания.
Моделирование эталона идеального спортсмена. Каждому виду деятельности присуща специфика, обусловливающая свойственный ему спектр требований к строению и функциям организма. Эту специфику хоро-шо передает факторная структура, отражающая удельный вклад различных систем организма, лимитирующих специальную работоспособность высоко-квалифицированных спортсменов. На ее материале составляется эталон-мо-дель идеального спортсмепа. включающая все параметры, на которых осно-вывается специальная спортивная работоспособность. Критериями отбора могут быть только признаки, входящие в состав модели. Например, МПК -один из важнейших физиологических показателей, но он не может быть кри-
терием отбора в гимнастике или тяжелой атлетике, поскольку не лимитирует специальной работоспособности спортсмена.
Модель идеального спортсмена складывается из параметров, отра-жающих способности различного уровня (табл. 22.2).
Таблица22.2 |
УрОВНИ СПОСОбнОСТеЙ СПОрТСМСНа
УРОВНИ СПОСОБНОСТЕЙ | ЭЛЕМЕНТЫСПОСОБНОСТЕЙ | |
1. Общие | Состояние здоровья, особенности физическо-го развития, работоспособности, мотивации | |
2. Спортивные | Общие | К освоению спортивной техники, к преодоле-нию утомления, восстанавливаемость |
|,,.- *: | Специаль-ные | Специфические для каждого вида спорта |
,„1„1: Первые два уровня способностей имеют преимущественное значение на предварительном этапе спортивного отбора, а третий - на всех последую-щих этапах, когда отбирают к занятиям определенным видом спорта. Этот уровень, который характеризуется уже результатами спортивной деятельно-сти, хотя и специфичен, но тем не менее имеет общие для всех видов спорта характеристики (рис. 22.2).
Параметры специальной
физической подготовленности
Параметры специальной
технической подготовленности
Параметры специальной
тактичесюй подготовленности
Результат соревновательной деятельности |
Паршетры функпиональной подгоговленности |
Рис. 22.2. Схема модели параметров специальной спортивной подготовленности
Выбор наиболее стабильных в онтогенезе признаков. Наибольшее значение имеют и заслуживают использования в качестве критериев отбора на его ранних этапах те из них, которые обладают стабильностью, то есть ус-тойчивостью индивидуальных особенностей в онтогенезе. Например, ребе-нок, выделяющийся среди 8-летних сверстников большой длиной тела, чаще всего остается высоким и в более зрелом возрасте. Параметры, обладающие стабильностью, характеризуются большой степенью генетической обуслов-ленности. Приведем в качестве примера наследуемость некоторых морфо-метрических признаков у человека (табл. 22.3).
Таблица22.3 Наследуемость морфометрических признаков
(средние данные ряда исследователей, %),77Г^7Г V
Наследуемость | ^й^дага Морфометрический ь признак ''' |
85-90 | Длина тела, длина верхних и нижних конечностей |
80-85 | Длина туловища, плеч и предплечья, бедра и голени |
70-80 | Масса тела, ширина таза и бедер, ширина плечевой кос-ти и колена |
60-70 | Ширина плеч, голени и запястья |
60 и менее | Обхват запястья, лодыжки, бедра и голени, плеча и предплечья, обхват шеи, талии и ягодиц |
Из физиологических параметров в значительной степени генетически детерминированы показатели аэробной и анаэробной производительности и гипоксической устойчивости организма.
Из физических качеств наиболее подвержены генетическому контро-
лю быстрота и взрывная сила, анаэробная и аэробная выносливость.
I Нестабильные параметры, в значительной степени подверженные сре-
довым воздействиям (например, статическая сила, реакции ЧСС на нагрузку),
не следует использовать в качестве критериев отбора на ранних его этапах,
так как они поддаются целенаправленному изменению в процессе многолет-
них тренировок. Различают четыре вида прогноза по отдаленности: опера-
тивный - на 1-2 месяца; краткосрочный - от 2 до 12 месяцев; среднесрочный
- от 1 года до 4 лет; долгосрочный - от 4 до 8 лет.
I 1 Критерии оперативного прогноза используются при отборе в команду для участия в очередном соревновании. Краткосрочный прагноз необходим при планировании очередного этапа спортивной подготовки. Критерии сред-не- и долгосрочного прогнозов пригодны для ранних этапов отбора.
Степень стабильности признака, обусловленная жесткостью генетиче-ской детерминации, может быть определена различными путями. Наиболее надежны два метода: близнецовый и лонгитудинальных (то есть длительных наблюдений) обследований.
При лонгитудинальных (динамических или продольных) обследова-ниях выраженность признака ежегодно, на протяжении многих лет (жела-тельно в течение всей прогрессивной стадии онтогенеза) проверяется у одной достаточно представительной группы детей. Показателем стабильности слу-жит коэффициент корреляции между значениями признака: ювенильными (каждого из детских лет) и дефинитивными (зрелого возраста). • *
Близнецовым методом определяется степень генетической обуслов-ленности признаков. Количественную оценку дает коэффициент Хольцингера (Н2), отражающий соотношение выраженности внутрипарных различий при-знака у близнецов монозиготных (МЗ) и дизиготных (ДЗ). Он определяется по формуле: Н2 = (82 ДЗ - 62 МЗ): 82 ДЗ, где 52 - среднее квадратическое от-клонение в квадрате, то есть дисперсия.
При проведении отбора важное значение имеет также правильная оценка полученных при обследовании показателей. В этом отношении наи-большего внимания заслуживает учет двух факторов: предварительной обу-ченности и темпов биологического созревания.
Снятие предварительной обученности. Вследствие различий двига-тельного режима, предварительного упражнения (неупражнения) обследуе-мые, обладающие равноценными задатками, могут сильно различаться по уровню обусловленных этими задатками способностей. Избежать ошибок, порождаемых предварительной обученностью, можно двумя путями. Один из них - использование в качестве критериев отбора показателей, которые не подвержены предварительной обученности (например, критическая частота световых мельканий - КЧСМ - как показатель лабильности нервной систе-мы). Второй путь - повторные обследования после достаточных по объему стандартных тренировочных занятий. Например, определяются темпы при-роста через 0,5-2 года.
Учет темпов биологического созревания. Выявляемый при обсле-довании уровень показателей - критериев отбора - в любом возрасте (наибо-лее сильно - в пубертатном) зависит от темпов биологического созревания. Акселераты, раныие вступающие в период "пубертатного скачка", получают временные преимущества по размерам тела и производительности основных физиологических систем организма (сравнительно с ретардантами), которые затем убывают до нуля к началу зрелого возраста. Поэтому значения крите-риев отбора надо оценивать по нормам не календарного, а биологического возраста. Темпы биологического созревания, кроме того, могут играть роль самостоятельного критерия отбора.
Общие положения по построению методики спортивного от-бора. При разработке системы организации отбора в каком-либо виде спорта рекомендуетея исходить из следующих положений:
1. Прогноз спортивной одаренности возможен с 10-12 лет, некоторых
ее элементов - с 6-8 лет; надежность прогноза снижается в сенситивные пе-
риоды. ' $•.••;-"." ^-/
2. Отбор - длительный, многоэтапный процесс.,^, *, ц
3. Каждому виду спорта присуща специфическая система отбора. Тех-нология еоставления системы отбора складывается из целого ряда действий, выполняемых в определенной последовательности.
4. Разработка или подбор модели спортсмена - перспективной и этап-ной.
5. Группировка критериев отбора по диапазонам отдаленности про- } гноза.
6. Отбор критериев для данного этапа.
- 7. Обследование и оценка показателей с учетом биологического воз-
раста и обученности (предварительной) ребенка.
8. Установление величин необходимых прибавок по ведущим крите-
риям и реальности их получения за срок планируемого этапа подготовки. -
?-,:Л,2 9. Принятие решения о спортивной пригодности. ^ и ктС |
22.2. Система отбора в различных видах спорта >; •;
Специфика факторов спортивной подготовленности обусловливает необходимость разработки системы отбора для каждого отдельного вида или группы видов спорта.
Рассмотрим в качестве примера особенности составления системы от-бора на одной из них, предназначенной для спортивных видов гимнастики как представителя ациклических комбинационных упражнений. Из имею-щихся нескольких вариантов более обоснован и чаще всего используется тот, в котором выделяют три этапа спортивного отбора: начальный, основной и заключительный.
Начальный этап отбора проводится с 5-7 лет по ходу предварительной спортивной подготовки. Задачи этой подготовки состоят главным образом в нейтрализации влияния предварительной обученности на результаты тести-рования и в получении дополнительной информации об обучаемости отби-раемых детей. В зависимости от постановки задачи объем и характер подго-товки многовариативны: от 6 занятий, предусматривающих специальную стандартную тренировку к тестирующим упражнениям, до 3-6-месячного этапа предварительной спортивной подготовки. После ее окончания дети, отобранные для занятий этим видом спорта, приступают к начальной специа-лизированной подготовке, а остальные продолжают занятия упражнениями общей физической подготовки (ОФП).
На начальном этапе отбора используют критерии двух видов: средне-срочного прогноза по модели юного спортсмена-разрядника и долгосрочного прогноза по модели спортсмена экстра-класса, хотя этот прогноз еще весьма ненадежен в раннем возрасте.
Отбираемый прежде всего должен обладать хорошим здоровьем, без которого невозможна полноценная адаптация к болыиим тренировочным на-грузкам. Важное значение придается антропометрическим и функциональ-ным показателям (табл. 22.4).
-г'*'•-*•.... — -.-.., — ~...... Таблица22.4
Критерии отбора по этапам подготовки в сложнокоординационных
видахспорта ^
Этапы отбора | Этап спортивной подготовки | Критерии отбора | |
текущий | планируемый | ||
1. Началь-ный | Предвари-тельный | Начальная спортивная | Состояние здоровья, размеры и пропорции тела, гибкость, |
: 1. ' '., > * 8 V - > :' ' г - | специализация | координация движений, вес-тибулярная устойчивость, свойства ВНД, спортивная мотивация | |
2. Основ- | Начальная | Углубленная | Уточнение критериев 1 -го |
ной | спортивная специализа- | спортивная подготовка | этапа, склонность к жироот-ложению, обучаемость, рост |
< •Ш^^'^К | ция | спортивных результатов, пе- | |
;?• | -.-(. -,-.-•' '„• • • •--- '.•-.-.- -.-•'•• • - -• •-'. •-.'- •-,-.--,, • ; | реносимость тренировочных нагрузок, специальная физи-ческая подготовленность | |
3. Заключи- | Углубленная | Совершенст- | Уточнение критериев 1-го и 2- |
тельный | спортивная подготовка | вование спор-тивного мас-терства | го этапов, признаков ретарда-ции физического и полового развития, уровень и стабиль- |
ность спортивных результа-тов, функциональная подго-товленность |
• " Среди отбираемых для занятий спортивной гимнастикой предпочте-ние отдается детям с ретардированным типом физического развития (низкие или ниже средних длина тела и весо-ростовой индекс), среди девочек - тора-кально-астенической, а среди мальчиков - мезоморфной конституции.
Важное значение в качестве критериев отбора имеют двигательно-координационные способности и тесно связанные с ними свойства ВНД и сенсорных систем, такие, как возбудимость и лабильность нейронов высших отделов ЦНС, динамичность (способность к формированию условных реф-лексов).
„л,. Во всех спортивных видах гимнастики уже на начальном этапе отбора в качестве критериев берутся показатели тестов на координацию. Признавая справедливость использования этих тестов, следует учитывать предваритель-ную обученность.
Рекомендуется принимать в расчет объем внимания в корректурном тесте, чувствительность двигательной и вестибулярной сенсорных систем.
Поскольку определение вестибулярной чувствительности технически недос-тупно, используют тесты на вестибулярную устойчивость, высоко коррели-рующую с чувствительностью.
Эмпирические методики отбора предполагают в качестве критериев
показатели двигательных качеств. Однако такие показатели, как общая лов-
кость, координация рук, статическая мышечная сила, локальная выносли-
вость и другие, имеют малую долю генетической обусловленности, и ис-
пользование этих показателей при отборе снижает его эффективность. А уро-
вень гибкости, как и выраженность спортивной мотивации, могут быть кри-
териями начального этапа отбора. '?;;Ч.. • *.
Основной этап отбора в видах спортивный гимнастики обычно про-водится в возрасте 9-10 лет, перед этапом углубленных тренировок (по про-грамме КМС включительно). Критерии начального этапа повторно исполь-зуются у повзрослевших детей (уточняется соответствие уровня проверяемых показателей возрастным нормам). Дополнительно вводится ряд новых крите-риев: склонность к накоплению жировой ткани, обучаемость спортивной тех-нике, переносимость больших тренировочных нагрузок. Своевременным и эффективным считается тестирование специальной физической подготовлен-ности с помощью двигательных тестов специальной физической подготовки (СФП). Можно рекомендовать также полидинамометрию - измерение силы ведущих мышечных групп и их статической выносливости.
Заключителъный этап отбора предполагает прогнозирование вы-дающихся спортивных способностей и отбор для подготовки спортсменов высшего класса. Проводится он перед этапом совершенствования спортивно-го мастерства. Организуется повторная проверка по критериям начального и основного этапов отбора, выявляются новые антропологические признаки -ретардация полового и физического развития. Положительным признаком у девочек-гимнасток в 13-14 лет является выраженная корреляция между био-логическим возрастом и уровнем технического мастерства. Для гимнасток предпочтительнее ретардация полового созревания, о чем ориентировочно можно судить по возрасту менархе у их матерей. В качестве благоприятного прогностического признака рассматривается отсутствие "скачка роста" у де-вочек до 12-13 лет и у мальчиков - до 14-15 лет.
На заключительном этапе отбора ведущее значение в прогнозирова-нии спортивной одаренности приобретают уровень и стабильность спортив-ных соревновательных результатов. Определенное прогностическое значение имеет и уровень функциональной подготовленности, поскольку от нее зави-сит проявление специфической выносливости.
Методика отбора в циклических видах спорта отличается рядом осо-бенностей, так как для них характерно совершенствование разнообразных проявлений выносливости (бег на средние и длинные дистанции, плавание).
Для бегунов иа средние дистанции характерна способность поддер-живать относительно длительное время высокую скорость бега. Факторная структура работоспособности складывается из общей выносливости (аэроб-ная работоспособность - около 45% выборки) и уровня готовности к длинно-
му спринту, что характеризует анаэробную производительность. С целью от-бора юных бегунов на средние дистанции и прогноза их способностей надо отдать предпочтение таким интегральным критериям, как темп прироста ре-зультатов в беговых тестах, сумма рангов в беговых тестах, характеризующих проявление общей выносливости. У бегунов П-Ш разрядов обнаруживается высокая корреляция показателей задержки дыхания в покое и при динамиче-ской работе со спортивным результатом на 1000 м. Прогнозировать способ-ности подростков к бегу на выносливость можно только после полутора лет специализированных занятий, предусматривающих выявление не только уровней общей и спортивной выносливости, но и темпов их прироста. Очень важно тестирование параметров мощности и емкости аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения, а также их эффективности. Среди таких по-казателей следует отдать предпочтение методам прямого и косвенного опре-деления МПК и времени его удержания, или "критической скорости", опре-делению показателя максимальной анаэробной мощности (МАМ), скорости накопления лактата и его максимальной величины, определению величины максимально доступного кислородного долга и его быстрой (алактатной) и медленной (лактатной) фракции, определению ПАНО и других комплексных показателей эффективности работы (табл. 22.5).
Таблица 22.5 |
Схема комплексной оценки уровня функциональной экономизации
Контрольный результат теста | Величина содержания молочной кислоты в крови | Оценка, баллы |
Высокий (< X - а) | Малая | |
Средняя | ||
Большая | ||
Средний (X ± о) Н'елВЫ'У' 1:> ~'"Г''Д-'Г;'*•<;;7 | Малая | |
Средняя | ||
Большая | ||
Низкий (> X + а) етг'пыа^'-^.н,- •-. > уг/эд^ | Малая | |
Средняя | ||
Большая |
Существенные особенности имеет методика отбора в тавании. Пловцы высоких спортивных разрядов имеют хорошее физическое развитие: высокий рост, пропорциональное телосложение, большую ЖЕЛ, что обеспе-чивает хорошие гидродинамические качества. Успехи в плавании в значи-тельной степени обусловлены уровнем силовой подготовленности спортсме-нов, которая определяется величиной развиваемых в воде тяговых усилий. К числу тестов для оценки силовых возможностей относят: вертикальный пры-
жок, прыжок в длину с места, измерение статической силы тяги мышц, несу-щих основную нафузку при гребке с различными положениями рук. Оценка скоростно-силовой выносливости в 30-секундной работе на тренажерах и си-ловой вьщосливости - в 3-минутной работе на тренажерах, измерение силы тяги в воде на привязи одними руками, одними ногами и с полной координа-цией, после чего рассчитываются коэффициенты использования силовых возможностей и коэффициент координации. Важную роль при этом играет подвижность в суставах, обеспечивающая возможность наиболее полно раз-вивать силовые возможности, быстроту, выносливость, овладевать рацио-нальной техникой плавания. Так, подвижность в плечевых суставах опреде-ляется по минимальной ширине хвата при выкруте назад.
К числу наиболее стабильных (консервативных) признаков, которые дают возможность прогнозировать спортивные способности к плаванию, сле-дует отнести тотальные и другие скелетные размеры тела, подвижность в суставах, физическую (аэробную и анаэробную) работоспособность, гидро-динамические качества, силовые показатели, психологические особенности личности.
На различных этапах отбора следует ориентироваться на так назы-ваемые конечные модели физической подготовленности пловцов высокого класса, степень стабильности показателей, входящих в эти модели, а также на особенности биологического развития.
Первый этап отбора следует проводить еще до начала тренировок, по важнейшим морфометрическим признакам. После начального курса обучения плаванию (36 уроков) определяются плавучесть, обтекаемость, равновесие. Уровень развития выносливости в специфических тестах можно выявить только после 1,5-2 лет занятий плаванием.
Второй этап отбора проводится после двух лет занятий. На этом этапе придается значение не столько абсолютным показателям, установленным при тестировании, сколько динамике их роста по сравнению с данными первого тестирования. В программу тестирования дополнительно включаются изме-рение силы тяги в воде на привязи, оценка суммарного времени проплыва-ния 4x50 м с укорачивающимися интервалами отдыха (45, 30, 15 с) с макси-мальной скоростью. В качестве критерия отбора целесообразно определять параметры аэробной производительности. Обязательно тестирование на МПК прямыми или косвенными способами, причем для плавания лучше опреде-лять МПК не во время проплывания дистанции, а в первые 15-20 с после тес-та с последующим пересчетом на 1 мин. По принципу методики Р\^Сио ре-комендуется определять скорость плавания при пульсе 170 уд/мин (У^о) с помощью 2-3 нагрузок с повышающейся скоростью (например, 3 х 200 м за 150. 140 и 130 с) с последующим определением упо- Определение величины лактата крови дает возможность рассчитать величину ПАНО, хорошо отра-жающую эффективность аэробного механизма, а определение его после теста 4x50 м с максимальной скоростью и 15-секундными интервалами отдыха дает возможность судить о гликолитической емкости.
Наибольшую ценность для отбора представляют показатели, которые хорошо коррелируют с высокими спортивными результатами и при этом об-ладают достаточной стабильностью. К ним относятся: сила тяги при нулевой скорости и сила тяги в гидроканале при скоростях потока 0,6-0,8 м/с, являю-щиеся показателями не только специальной силы, но и плавательной одарен-ности. Особое место в отборе принадлежит расчету длины плавательного "шага", что может служить методом оперативного контроля. С 10 лет для де-вочек и с 12 - для мальчиков в тестовые программы могут включаться такие показатели, как Е I 4x50 м, являющийся механическим эквивалентом глико-литической мощности; показатель избытка выделения СО2 (Ехс СО^) при вы-полнении стандартной субмаксимальной работы; расчет показателей функ-циональной эффективности и экономичности (табл. 22.5).
В возрасте 11-13 лет для девочек и 13-15 - для мальчиков наиболее важным критерием отбора становится уровень биологической зрелости. Предпочтение следует отдавать детям, имеющим высокий уровень физиче-ского и функционального развития на фоне нормальных или замедленных темпов полового созревания.
Тестовые программы, как и на заключительном этапе отбора, должны включать антропометрические и гидродинамические критерии, показатели мощности, емкости и эффективности аэробного, гликолитического и алактат-ного механизмов, полученные с помощью прямых физиологических методик или их эргометрических аналогов (коэффициенты выносливости, результаты в специальных плавательных тестах).
Спортивная перспективность юных пловцов определяется на основе суммарной количественной оценки физического развития, силовой подготов-ленности и специальной работоспособности, для чего разработаны специаль-ные нормативные стандартные шкалы.
Отбор на этапе спортивного совершенствовант выявляет наиболее одаренных пловцов, способных достичь результатов международного уров-ня. Прогноз физических и функциональных потенций на данном этапе отбора обладает высокой надежностью. Однако уровень спортивных достижений в значительной степени зависит от психологической надежности спортсмена в экстремальных условиях серий соревнований различного ранга. Тестовые программы на данном этапе включают те же показатели, что и на предыду-щем этапе. При этом оцениваются уровни развития отдельных показателей, а затем суммарные оценки морфометрических, силовых и функциональных по-казателей по данным лонгитудинальных исследований, которые обладают более выраженной индивидуальной стабильностью. Частные прогнозы сво-дятся в прогноз общей плавательной перспективности.
Отбор в спортивных играх (на пргшере волейбола) включает следую-щие основные аспекты.
Морфологические. Для волейболистов особое значение имеют длин-нотные размеры тела; при этом ростовое преимущество сохраняется и у взрослых спортсменов. Определенное влияние на уровень игры оказывает длина руки и кисти ("длиннорукость"). Учитываются также компоненты тела, размеры и форма стопы и т.д.
Психофизиологические. На всех стадиях отбора следует оценивать перцептивно-интеллектуальные (оперативное мышление, кинестетическую чувствительность и др.) и эмоционально-волевые процессы (целеустремлен-ность, настойчивость, эмоциональную устойчивость). Психофизиологические качества составляют основу игровой деятельности, а хорошие темпы их ди-намики предопределяют успешность как технико-тактической подготовки, так и игровой эффективности.
Физическая подготовленностъ. Уровень физической кондиции опре-деляется в стандартных тестах: бег на 30 м с высокого старта и "челночный бег" (6x5 м); бег по площадке к шести точкам со сменой направлений по системе "елочка" (92 м); быстрота и скоростная выносливость определяются в тесте на скорость перемещения по волейбольной площадке (тест 9-3-6-3-9); прыжок вверх с места (по Абалакову) и с разбега; метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками в прыжке с места (скоростно-силовые качества); серийные прыжки (специальная выносливость) и т.д. На начальных этапах отбора эти значения тестов нельзя переоценивать, так как идет про-цесс научения.
Технико-тактическая подготовленностъ на начальных стадиях отбо-ра определяется как комплекс навыков и умений, а не как выявление призна-ков одаренности. На последних этапах этот вид подготовленности - один из наиболее значимых критериев.
Оценка соревнователъной деятелъности имеет значение на всех эта-пах отбора; при этом учитываются эффективность действий в атаке и оборо-не, количество и логичность взаимодействий, бойцовские качества.
Педагогические аспекты включают интефальную оценку выносливо-сти, спортивной пригодности или способности к волейболу в зависимости от стадий отбора, наблюдения за поведением занимающихся в игре и на трени-ровках, педагогические исследования различных сторон подготовленности и эффективности игровой деятельности.
Социологические аспекты заключаются в оценке команды как коллек-тива с присущими ему проблемами группового развития, совместимости, ли-дерства и др. Медицинские аспекты заключаются в анализе состояния здоро-вья, определении биологического возраста.