Мотивация как основная функция менеджмента




Мотивация – процесс формирования у работника или коллектива заинтересованности в достижении личных целей и организации в целом.

Мотивация призвана выполнять следующие функции:

· экономическую – способствовать усилению материальной и моральной заинтересованности в повышение эффективности производства и совершенствовании распределительных отношений;

· социальную – служить основой воспроизводства рабочей силы, повышения уровня жизни, развития личности и удовлетворения ее разнообразных потребностей;

· социально-психологическую – формировать у работников новые ценности и отношение к труду, улучшать микроклимат в коллективе;

· воспитательную – стимулировать появление высоких нравственных качеств работниках и ценностей.

Источником мотивации является потребность надобность в чем-либо, требующая удовлетворения и побуждающая к действию.

Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека, мобилизует его внутренние движущие силы. В их качестве выступают неудовлетворенные потребности в чем-либо объективно необходимом и жизненно важном.

В структуру мотива входят:

· потребность, которую хочет удовлетворить работник;

· благо (вознаграждение), способное удовлетворить эту потребность;

· действие, необходимое для получения блага.

Совокупность мотивов называется мотивационным ядром, в состав которого обычно входят:

· мотивы обеспечения (совокупность материальных благ для обеспечения благополучия работника и его семьи, что отражается в материальной заинтересованности работника);

· мотивы самоутверждения (выраженное желание работника обозначить себя в системе корпоративных и общественных отношений и утверждения своей роли в социальной группе);

· мотивы самореализации (стремление работника к реализации своих знаний, навыков, потенциальных возможностей, личных качеств в процессе трудовой деятельности, что отражается в желании работника заниматься делом, представляющим для него интерес);

· мотивы престижа (стремление работника получить признание и одобрение со стороны коллег, родственников и знакомых, общества в целом, что отражается в желании человека испытывать чувство самоуважения и иметь определенный социальный статус).

Стимулы выполняют роль воздействий, вызывающих действие определенных мотивов. В их качестве могут быть отдельные предметы, действия других людей, обещания, предоставляемые возможности и др.

Мотивация оказывает воздействие на характеристики деятельности человека как усилие, старание, настойчивость, добросовестность, направленность.

Мотивация как процесс может быть представлена в виде следующих одна за другой стадий: возникновение потребности, поиск удовлетворения потребности, определение направлений действий, осуществление действий, удовлетворение потребности.

Модель современной комплексной системы мотивации должна обеспечивать работнику материальную стабильность, душевный комфорт, ощущение успешности, осознание собственной значимости. Это достигается с помощью методов мотивации, инструментами которых являются принуждение, основанное на страхе наказания; материальное вознаграждение или штрафы; постановка перед работником новых интересных целей в их деятельности, расширение масштаба и обогащение работы; создание условий для проявления работником инициативы и осуществление самоконтроля; повышение ответственности сотрудников; солидарность и др.

Реализация методов мотивации должны основываться на следующих принципах: целенаправленность, реализуемость, системность, адаптивность, эффективность.

Основу экономических методов мотивации составляет материальное стимулирование.

Основным источником дохода работника выступает заработная плата.

В настоящее время в области компенсации (вознаграждения) наемных сотрудников существует несколько ярко выраженных новых тенденций: возрастание доли переменной части в общем доходе сотрудников; возрастание масштабов применения групповых форм заработной платы и увеличение их доли в общем доходе сотрудника; широкое распространение систем платы за знания и компетенции; развитие гибких систем оплаты труда.

Социально-психологические методы мотивации включают в себя расширение возможности принятия участия в управлении (реализация партисипативного управления); развитие навыков и умений; одобрения, благодарности и другие формы позитивной оценки; создание творческой обстановки; открытость в отношениях и информационном обеспечении; применение групповых форм работы; участие в конференциях и семинарах; солидарность; общественное признание отдельной личности и деятельности рабочей группы;

Концепция партисипативного (соучаствующего) управления может быть реализовано по следующим направлениям: работники наделяются правом самостоятельно решать как выполнять свою работу, привлекаются к принятию решений по поводу выполняемой ими работы, получают право контроля за качеством и количеством осуществляемого ими труда при одновременной ответственность за конечный результат, широко вовлекаются в рационализаторскую деятельность по совершенствованию своего труда, работы группы и организации в целом, осуществляют формирование рабочих групп из членов организации, с которыми им хотелось бы работать вместе.

Солидарность как метод мотивации основывается на развитие у работников ценностей и целей, совпадающих или близких к ценностям и целям организации, что достигается путем убеждения, воспитания, обучения, реализации принципов взаимовыручки, взаимопомощи, сотрудничества и дружеских отношений между работниками всех рангов, а также создания благоприятного организационного климата.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: