Расчёт функциональных натягов




Производство и ремонт подвижного состава

 

 

Задания и методические указания

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Задача 1

 

1. Ответить на вопросы в соответствии с заданием преподавателя.

 

Задача 2

 

1. Рассчитать и выбрать посадку с натягом для соединения зубчатого колеса с валом (рис. 2.1).

2. Выполнить анализ полученной посадки и построить схему расположения полей допусков.

3. Обозначить посадку соединения и поля допусков сопрягаемых деталей на эскизах.

 

 

Исходные данные для расчёта приведены в табл. 2.1.

 

Рис. 2.1. Общий вид вала в сборе

 

 

Таблица 2.1

Исходные данные к задаче 2

  № варианта d, d2, L Мкр, Rzd, RzD марка стали sт,
мм мм мм Нм мкм мкм Па
                 
А – В             6,3         36·107
            6,3
             
             
            6,3
            6,3
          6,3  
          6,3  
             
             
Г – Е               6,3
            6,3
             
             
            6,3
            6,3
          6,3     34·107
          6,3     32·107
                32·107
                32·107
Ж – И                 36·107
                36·107
          6,3     34·107
          6,3     34·107
                32Ч107
                32Ч107
            6,3   34·107
            6,3   34·107
            6,3   36·107
                36·107
К, Л           6,3     32·107
          6,3     32·107
                34·107
                34·107
            6,3   36·107
                36·107
            6,3   32·107
            6,3   32·107
          6,3     34·107
          6,3     34·107
М – П             6,3   36·107
          6,3 6,3   36·107
          6,3     34·107
                34·107
                32·107
                32·107
                36·107
                36·107
            6,3   34·107
                34·107
Р – Т                 32·107
          6,3     32·107
          3,2     34·107
                34·107
                34·107
                34·107
                34·107
                36·107
                38·107
                38·107
У – Я     127,5           34·107
    137,5           38·107
    142,5           36·107
    152,5           38·107
    157,5           36·107
                38·107
                36·107
                38·107
    199,5           36·107
    213,5       6,3   38·107

 

ПРИМЕР. Рассчитать и выбрать посадку с натягом для соединения зубчатого колеса с валом (рис. 2.1) при воздействии крутящего момента Мкр = 15 · 104 Нм.

Основные данные для расчёта приведены в табл. 2.2.

 

Таблица 2.2.

Название и размерность параметра вала и колеса   Вал   Зубчатое колесо
Длина соединения L, мм Диаметр соединения (вала и отверстия ступицы), мм L = 345   d = D = 220
Диаметр впадин зубчатого колеса, мм Модуль упругости, Па (Н/ м2) Предел текучести, Па (Н/ м2) Коэффициент Пуассона μ Шероховатость поверхности, мкм     Ed = 2,06 · 1011 σT = 3,33 · 108 μd = 0,3 Rzd = 6,3   d2 = 481,5 ED = 2,06 · 1011 σT = 3,33 · 108 μD = 0,3 RzD = 10

 

Расчёт функциональных натягов

 

Используя один из методов расчёта посадок с натягом [1, 3, 4, 5] и др., вычисляем значения наименьшего расчётного натяга, обеспечивающего взаимную неподвижность соединяемых деталей, и наибольшего расчётного натяга, определяющего прочность соединяемых деталей.

Натяги Nmin и Nmax, обеспечиваемые стандартной посадкой, должны удовлетворять условиям:

Nminф < Nmin, Nmaxф > Nmax.

Значение наименьшего расчётного натяга определяется по формуле, мкм:

 

, (2.1)

 

где РЭ удельное контактное эксплуатационное давление при действии крутящего момента, Па:

 

, (2.2)

 

где f – коэффициент трения, f = 0,15;

n – коэффициент запаса прочности соединения, n = 1,5 – 2;

D = d – номинальный диаметр соединения, м;

L – длина соединения, м.

Па

 

CD и Cd – коэффициенты Ламэ:

 

(2.3)

(2.4)

 

где d1 – внутренний диаметр вала (если вал полый), м. В нашем случае d1 = 0;

d2 – наружный диаметр втулки или впадин зубчатого колеса, м.

Подставляя полученные значения величин в (2.1), получим:

 

Nmin расч = 154 мкм;

 

Наибольший расчётный натяг определяется по формуле, мкм:

 

, (2.5)

 

где Рдоп – наибольшее допускаемое давление на поверхности вала или втулки, Па:

на поверхности втулки отсутствуют пластические деформации при

 

(2.6)

 

на поверхности вала отсутствуют пластические деформации при

 

(2.7)

 

Исходя из наименьшего допускаемого давления Рдоп, получим (2.5) максимальный расчётный натяг Nmax расч = 413 мкм.

Находим поправку к расчетному натягу на смятие неровностей поверхности детали URz, остальные поправки можно принять равными нулю [1, 3, 4].

 

мкм,

 

где k – коэффициент, учитывающий высоту смятия неровностей отверстия втулки и вала (табл. 2.3). Для принятого метода сборки (с нагревом зубчатого колеса) принимаем k = 0,5.

Таблица 2.3

Метод сборки соединения k
Механическая запрессовка при нормальной температуре без смазочного материала 0,25 – 0,5
со смазочным материалом 0,25 – 0,35
С нагревом охватывающей детали 0,4 – 0,5
С охлаждением вала 0,6 – 0,7

 

С учетом поправки величины граничных допустимых значений функциональных натягов для выбора посадки будут равны:

 

мкм,

мкм.

 

Схема расположения полей допусков посадки с натягом в системе отверстия, используемая для выбора стандартной посадки, представлена на рис. 2.2. Нижнее отклонение основного отверстия EI = 0.

Nmax = es – EI; Nmin = ei – ES.

Рис. 2.2. Схема расположения полей допусков

посадки с натягом в системе отверстия



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: