Показатели вида сопряжения




Независимо от точности изготовления зубчатых колес (передач) по нормам кинематической точности, плавности работы и контакта зубьев дополнительно назначают требования к боковому зазору jn (виду сопряжения) между нерабочими профилями (рис. 7.5, а) зубьев в собранной передаче, объединенные в норму бокового зазора.

а) б)

 

Рисунок. 7.5. Боковой зазор (а) и виды сопряжения зубьев в передаче (б)

 

Боковой зазор обеспечивает небольшой люфт (поворот) зубчатого колеса в передаче при заторможенном или неподвижном втором колесе. Зазор необходим для предотвращения заклинивания передачи при ее нагреве во время работы, для компенсации ошибок монтажа и для обеспечения смазки колес.

Величина бокового зазора определяется видом сопряжения. Для зубчатых передач с модулем св. 1 мм установлено шесть видов сопряжений A, B, C, D, E и H (рис. 7.5, б), которые определяют величину гарантированного (наименьшего) бокового зазора . Для зубчатых передач с модулем св. 1 мм видам сопряжения H и E соответствует вид допуска на боковой зазор h, сопряжениям D, C, B и A – соответственно виды допусков d, c, b и a. Вместо предусмотренных выше видов допусков для каждого вида сопряжений при необходимости могут быть использованы увеличенные допуски x, y и z. Таким образом, соответствие между видом сопряжений зубчатых колес в передаче и видом допуска на боковой зазор можно изменять.

Для нерегулируемых передач с модулем св. 1 мм установлено шесть классов отклонений межосевого расстояния, обозначаемых в порядке убывания точности римскими цифрами I, II, III, IV, V и VI, а для передачи с модулем до 1 мм пять классов II, III, IV, V и VI. Гарантированный боковой зазор в каждом сопряжении обеспечивается при соблюдении предусмотренных классов отклонений межосевого расстояния. Например, для передачи с модулем св. 1 мм сопряжения H и E обеспечиваются при II классе, а сопряжения D, C, B и A – соответственно при III, IV, V и VI классах. В обоснованных случаях это соответствие между видом сопряжения и классом отклонений межосевого расстояния может изменяться.

Показателями норм бокового зазора в передаче являются:

- гарантированный боковой зазор ;

- допуск на боковой зазор .

Показателями норм бокового зазора для зубчатого колеса являются:

- дополнительное смещение исходного контура от его номинального положения в тело колеса, осуществляемого с целью обеспечения в передаче бокового зазора, для зубчатых колес с внешними зубьями – наименьшее дополнительное смещение исходного контура;

- допуск на дополнительное смещение исходного контура TH.

На рис. 7.6 приведены номинальное А, наименьшее Б и наибольшее В дополнительное смещение исходного контура зуба, определяющие наименьшее (от точки 1 до точки 2, примерно равное ) и наибольшее (от точки 1 до точки 4) значение величины бокового зазора jn. Здесь k учитывает изменение погрешности изготовления с изменением степени точности (по нормам плавности). Штриховой линией обозначено номинальное положение исходного контура зуба (А) рейки, не имеющей смещения. После перемещения на величину будет образован зуб максимально допустимой толщины (жирная линия). Допуск на смещение исходного контура TH определяет зону расположения реальных значений дополнительного смещения исходного контура , получаемых при наладке станка.

Рисунок. 7.6. Смещение исходного контура: А - номинальное положение

исходного контура; Б - положение исходного контура при наименьшем

дополнительном смещении ; В - положение исходного контура при

наибольшем дополнительном смещении

 

Другие показатели норм бокового зазора приведены в ГОСТ 1643-81.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: