Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным периодом для повышенного уровня формирования учебной деятельности, который является подспорьем для развития интеллекта учащегося. Основной целью литературного образования является привитие учащимся богатств отечественной и мировой художественной литературы, формирование их способности эстетического воспитания, оценки литературы и отраженных в ней реалий жизни, и на этой основе формирование и развитие эстетических вкусов, этический моментов, потребностей и духовно- нравственной позиции. Достижение этой цели включает в себя: осмысленное чтение и изучение различных произведений- отечественной и мировой литературы; формирование у детей знаний, навыков и умений, которые- обеспечивают освоение художественных ценностей и готовят их к самостоятельным встречам с искусством литературы; формирование представлений о литературе как о социокульурном феномене, занимающем одно из главенствующих положений в жизни человечества; формирование эмоциональной культуры личности, социального и- значимого отношения к миру и искусству; развитие у учащихся особенных художественно-творческих- способностей: творческого и создающего воображения, образного мышления; эстетических чувств, которые необходимы человеку во всех сферах общественной и производственной жизни; развитие эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости, отдачи- и рефлексии при анализе художественного произведения, формирование повышенных эстетических вкусов и потребностей; развитие у учеников навыков грамотного свободного владения- литературной речью [56]. Литературное чтение подталкивает детей к интересу словесного творчества и к чтению художественных произведений литературы. Но, к сожалению, как показывает опыт в настоящее время учащиеся очень сложные ребята, иногда мало читающие, или не интересующиеся 36 книгой совсем, а классической литературой тем более. И тут уместно поставить вопрос. Какая цель стоит перед учителем? И как учителю найти способ взаимодействие с каждым из учеников, как привлечь его внимание к литературе? Учитель на уроке решает нравственную задачу, цель которой через соотношение с человеческими истинами закрепить в сознании, душе учащихся важные нравственные заповеди: не согреши, не лукавь, не иди на сделку со своей совестью. На уроках литературного чтения анализируются, через изучение произведений, такие понятия как добро, зло, совесть, смирение. Формируются многие нравственные качества: дружба, сочувствие, ответственность. Чтение и анализ сказок, басен, рассказов, стихотворений из учебных книг дают возможность детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают, анализируют статьи, в которых прописаны в доступной для них форме вопросы о дружбе, трудолюбии, справедливости, гуманности и патриотизме, честности, верности [45]. Очень важным становиться то, что необходимо обратить внимание детей на проявления не только добра, но и зла, необходимо воспитывать у них желание выступать против нечестности, несправедливости и жестокости. Поведение и действия героя литературного произведения становиться образцом для подражания, младшие школьники очень часто берут пример с героев, по которым и оценивают поступки, поведение сверстников и свои собственные. По мнению В. А. Сухомлинского, хорошо поставленное чтение в начальной школе, чаще всего, создает прочную основу для выполнения ребенком творческих работ. Так же развивает их речь, мышление, воображение, нравственные качества: «…никто так не организует поведение учащихся и не воспитывает их волю, как эмоционально воспринятые и глубоко осмысленные художественные образы» [11, с.2]. Воспитание литературным произведением, художественным словом, приводит к большим 37 изменениям в эмоциональной сфере ребенка, а это, в свою очередь, поспособствует появлению у него живого эмоционального отклика на различные события в его жизни. Чтение художественных произведений в начальной школе – это один из главнейших источников формирования духовных и нравственных качеств у детей. Художественное произведение является своеобразным образным отражением реальности, оно воздействует на воображение детей, их чувства и мысли оказывает особое влияние на их поведение. К. Д. Ушинский считал, что не каждое литературное произведение нравственно, а только-то нравственно, которое дает ребенку возможность и заставляет его полюбить нравственный поступок, и мысль, которая выражена в данном произведении. [15]. В. Г. Белинский резко выступал значительно против настойчивого морализирования – рассуждая, об этической направленности детской литературы. Он считал, что художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось чувство сопереживания, чувство сочувствия горю. С. П. Резодубов писал, что: «…культура чувств невозможна без глубокого понимания душевного состояния человека. А такое понимание приходит тогда, когда он мысленно ставит себя на место того, кто переживает печаль или тревогу» [31, с.46]. Выбор произведений по предмету «Литературное чтение» отличается огромным разнообразием тематик, стилей, языков стихотворений, сказок, рассказов. Все произведения должны вызывать необходимый отклик, который дает возможность, не нарушая художественной условности, обратится к реальностям жизни, влияющим на духовный рост и развитие ребенка. Материал и содержание уроков, помогают видеть и анализировать искусственно созданные модели поведения практически в любой жизненной ситуации. Уроки литературного чтения являются достаточно богатым источником переживаний, личного, интеллектуального и эмоционального 38 опыта внутреннего поведения. Все это не только способствует созданию и обогащению картины мира читающего ребенка, но и позволяют ему в процессе разбора ситуации получать новые знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач. Оценка, даваемая ребенком произведению, по мнению Л. И. Рувинского, является необходимым условием установления связей между знаниями и переживаниями. Способность идентифицировать себя с героем произведения, поставить себя рядом с ним или другим человеком, помогает мыслительно-эмоциональное включение ребенка в ситуацию, которая описывается в произведении [71]. Чувства, которые проявляются у детей по отношению к другим людям, зачастую переносятся ими на героев художественных литературных произведений. Иногда в процессе такого переноса у ребенка могут возникать сильнейшие переживания и образовываться интеллектуальные и эмоциональные связи, в основе которых находится формирование нравственных качеств. Особый характер эмпатии ребенка литературному герою произведения выражается в потребности действовать вместе с ним, как бы становиться участником изображенных поступков действующих лиц. Однако, как отношение ребенка к герою и его оценка основывается, прежде всего, на анализе его отдельных поступков и качеств, проявляющихся в них. Объясняется это тем, что при чтении какого-либо произведения дети концентрируют свое внимание на действиях и поступках действующих лиц. Однако так как у младших школьников еще отсутствуют достаточно четкие представления относительно содержания определенных качеств – это ставит перед учителем задачу оказать помощь учащимся разобраться в том, какое качество проявляется у героя в том или ином конкретном случае. Учитель, подталкивая детей к принятию и осознанию проявляемых героем произведения или их сверстником качеств, помогает определить цели, смысл поведения и нравственных результатов. 39 Во время всего обучения «Литературному чтению» учащийся получает возможность включаться и анализировать проявление нравственных качеств в различных ситуациях, которые авторы описывают в художественных произведениях или, которые взятых из реальной жизни. Анализ предлагаемых моделей поведения дает большое подспорье для накопления этических знаний и формирования представлений и понятий о нравственном поведении [11]. Особое место в курсе «Литературное чтение» занимают лирические произведения. Лирика, в отличие от эпоса, выражает глубоко личные переживания автора. В лирическом стихотворении чувства автора не всегда выражаются прямо. В связи с этим, когда дети анализируют лирическое произведение, они не остаются равнодушными, стараются рассуждать, проявлять фантазию, так же занимаются поиском средств художественной выразительности, и учатся сопереживать и понимать чувства автора, тему и идею произведения. На подобных уроках у ребенка формируются разнообразные нравственные и духовные качества, такие как: умение объяснять поэтический текст, понимать слова поэта, любовь к поэзии. Кроме этого, стихи обучают детей понимать и воспринимать многие человеческие чувства, вызывать определенное настроение, и влиять на него. Стихи становятся основой их поэтического взгляда на мир и образуют со времени систему художественных воздействий, прочувствованных любовью к родной речи и Родине. Так же необходимо отметить, что формирование духовных и нравственных качеств детей происходит и на самом уроке, не зависимо от изучаемых произведений. Ведь на уроке постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Взаимовыгодно работая над общими познавательными задачами, которые учитель поставил перед классом, учащиеся вступают в связи общения между собой, каким- либо образом влияют друг на друга. Учитель, в свою очередь, ставит перед учениками некоторый ряд требований, регламентирующих деятельности 40 учащихся на уроке, таких как: не мешать остальным и внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе и оценивать умения учеников в этом плане. Совместная работа на уроке зарождает между учениками отношения, которые характеризуются многими признаками, свойственными отношениям в любой совместной работе. Для того чтобы реализовать на практике такие возможности урока как: отношение ребенка к своему делу как к общему, взаимная поддержка, требовательность друг к другу, умение согласовано действовать вместе с другими для достижения одной цели, способность критически относится к себе, расценивать свой личный успех или неудачу, учителю нужно создавать в течение урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения друг с другом [35]. Таким образом, можно сделать вывод, что формирование и развитие духовно-нравственных качеств детей происходит непосредственно на уроке. И содержание уроков литературного чтения является хорошим средством для этого. Для развития уровня сформированности нравственных качеств школьников необходимо использовать в работе произведения разных видов искусства, а в качестве основной формы работы проводить беседы с учащимися на духовные и нравственные темы.