Уроки литературного чтения как средство развития нравственных понятий у младших школьников




Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным периодом для повышенного уровня формирования учебной деятельности, который является подспорьем для развития интеллекта учащегося. Основной целью литературного образования является привитие учащимся богатств отечественной и мировой художественной литературы, формирование их способности эстетического воспитания, оценки литературы и отраженных в ней реалий жизни, и на этой основе формирование и развитие эстетических вкусов, этический моментов, потребностей и духовно- нравственной позиции. Достижение этой цели включает в себя: осмысленное чтение и изучение различных произведений- отечественной и мировой литературы; формирование у детей знаний, навыков и умений, которые- обеспечивают освоение художественных ценностей и готовят их к самостоятельным встречам с искусством литературы; формирование представлений о литературе как о социокульурном феномене, занимающем одно из главенствующих положений в жизни человечества; формирование эмоциональной культуры личности, социального и- значимого отношения к миру и искусству; развитие у учащихся особенных художественно-творческих- способностей: творческого и создающего воображения, образного мышления; эстетических чувств, которые необходимы человеку во всех сферах общественной и производственной жизни; развитие эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости, отдачи- и рефлексии при анализе художественного произведения, формирование повышенных эстетических вкусов и потребностей; развитие у учеников навыков грамотного свободного владения- литературной речью [56]. Литературное чтение подталкивает детей к интересу словесного творчества и к чтению художественных произведений литературы. Но, к сожалению, как показывает опыт в настоящее время учащиеся очень сложные ребята, иногда мало читающие, или не интересующиеся 36 книгой совсем, а классической литературой тем более. И тут уместно поставить вопрос. Какая цель стоит перед учителем? И как учителю найти способ взаимодействие с каждым из учеников, как привлечь его внимание к литературе? Учитель на уроке решает нравственную задачу, цель которой через соотношение с человеческими истинами закрепить в сознании, душе учащихся важные нравственные заповеди: не согреши, не лукавь, не иди на сделку со своей совестью. На уроках литературного чтения анализируются, через изучение произведений, такие понятия как добро, зло, совесть, смирение. Формируются многие нравственные качества: дружба, сочувствие, ответственность. Чтение и анализ сказок, басен, рассказов, стихотворений из учебных книг дают возможность детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают, анализируют статьи, в которых прописаны в доступной для них форме вопросы о дружбе, трудолюбии, справедливости, гуманности и патриотизме, честности, верности [45]. Очень важным становиться то, что необходимо обратить внимание детей на проявления не только добра, но и зла, необходимо воспитывать у них желание выступать против нечестности, несправедливости и жестокости. Поведение и действия героя литературного произведения становиться образцом для подражания, младшие школьники очень часто берут пример с героев, по которым и оценивают поступки, поведение сверстников и свои собственные. По мнению В. А. Сухомлинского, хорошо поставленное чтение в начальной школе, чаще всего, создает прочную основу для выполнения ребенком творческих работ. Так же развивает их речь, мышление, воображение, нравственные качества: «…никто так не организует поведение учащихся и не воспитывает их волю, как эмоционально воспринятые и глубоко осмысленные художественные образы» [11, с.2]. Воспитание литературным произведением, художественным словом, приводит к большим 37 изменениям в эмоциональной сфере ребенка, а это, в свою очередь, поспособствует появлению у него живого эмоционального отклика на различные события в его жизни. Чтение художественных произведений в начальной школе – это один из главнейших источников формирования духовных и нравственных качеств у детей. Художественное произведение является своеобразным образным отражением реальности, оно воздействует на воображение детей, их чувства и мысли оказывает особое влияние на их поведение. К. Д. Ушинский считал, что не каждое литературное произведение нравственно, а только-то нравственно, которое дает ребенку возможность и заставляет его полюбить нравственный поступок, и мысль, которая выражена в данном произведении. [15]. В. Г. Белинский резко выступал значительно против настойчивого морализирования – рассуждая, об этической направленности детской литературы. Он считал, что художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось чувство сопереживания, чувство сочувствия горю. С. П. Резодубов писал, что: «…культура чувств невозможна без глубокого понимания душевного состояния человека. А такое понимание приходит тогда, когда он мысленно ставит себя на место того, кто переживает печаль или тревогу» [31, с.46]. Выбор произведений по предмету «Литературное чтение» отличается огромным разнообразием тематик, стилей, языков стихотворений, сказок, рассказов. Все произведения должны вызывать необходимый отклик, который дает возможность, не нарушая художественной условности, обратится к реальностям жизни, влияющим на духовный рост и развитие ребенка. Материал и содержание уроков, помогают видеть и анализировать искусственно созданные модели поведения практически в любой жизненной ситуации. Уроки литературного чтения являются достаточно богатым источником переживаний, личного, интеллектуального и эмоционального 38 опыта внутреннего поведения. Все это не только способствует созданию и обогащению картины мира читающего ребенка, но и позволяют ему в процессе разбора ситуации получать новые знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач. Оценка, даваемая ребенком произведению, по мнению Л. И. Рувинского, является необходимым условием установления связей между знаниями и переживаниями. Способность идентифицировать себя с героем произведения, поставить себя рядом с ним или другим человеком, помогает мыслительно-эмоциональное включение ребенка в ситуацию, которая описывается в произведении [71]. Чувства, которые проявляются у детей по отношению к другим людям, зачастую переносятся ими на героев художественных литературных произведений. Иногда в процессе такого переноса у ребенка могут возникать сильнейшие переживания и образовываться интеллектуальные и эмоциональные связи, в основе которых находится формирование нравственных качеств. Особый характер эмпатии ребенка литературному герою произведения выражается в потребности действовать вместе с ним, как бы становиться участником изображенных поступков действующих лиц. Однако, как отношение ребенка к герою и его оценка основывается, прежде всего, на анализе его отдельных поступков и качеств, проявляющихся в них. Объясняется это тем, что при чтении какого-либо произведения дети концентрируют свое внимание на действиях и поступках действующих лиц. Однако так как у младших школьников еще отсутствуют достаточно четкие представления относительно содержания определенных качеств – это ставит перед учителем задачу оказать помощь учащимся разобраться в том, какое качество проявляется у героя в том или ином конкретном случае. Учитель, подталкивая детей к принятию и осознанию проявляемых героем произведения или их сверстником качеств, помогает определить цели, смысл поведения и нравственных результатов. 39 Во время всего обучения «Литературному чтению» учащийся получает возможность включаться и анализировать проявление нравственных качеств в различных ситуациях, которые авторы описывают в художественных произведениях или, которые взятых из реальной жизни. Анализ предлагаемых моделей поведения дает большое подспорье для накопления этических знаний и формирования представлений и понятий о нравственном поведении [11]. Особое место в курсе «Литературное чтение» занимают лирические произведения. Лирика, в отличие от эпоса, выражает глубоко личные переживания автора. В лирическом стихотворении чувства автора не всегда выражаются прямо. В связи с этим, когда дети анализируют лирическое произведение, они не остаются равнодушными, стараются рассуждать, проявлять фантазию, так же занимаются поиском средств художественной выразительности, и учатся сопереживать и понимать чувства автора, тему и идею произведения. На подобных уроках у ребенка формируются разнообразные нравственные и духовные качества, такие как: умение объяснять поэтический текст, понимать слова поэта, любовь к поэзии. Кроме этого, стихи обучают детей понимать и воспринимать многие человеческие чувства, вызывать определенное настроение, и влиять на него. Стихи становятся основой их поэтического взгляда на мир и образуют со времени систему художественных воздействий, прочувствованных любовью к родной речи и Родине. Так же необходимо отметить, что формирование духовных и нравственных качеств детей происходит и на самом уроке, не зависимо от изучаемых произведений. Ведь на уроке постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Взаимовыгодно работая над общими познавательными задачами, которые учитель поставил перед классом, учащиеся вступают в связи общения между собой, каким- либо образом влияют друг на друга. Учитель, в свою очередь, ставит перед учениками некоторый ряд требований, регламентирующих деятельности 40 учащихся на уроке, таких как: не мешать остальным и внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе и оценивать умения учеников в этом плане. Совместная работа на уроке зарождает между учениками отношения, которые характеризуются многими признаками, свойственными отношениям в любой совместной работе. Для того чтобы реализовать на практике такие возможности урока как: отношение ребенка к своему делу как к общему, взаимная поддержка, требовательность друг к другу, умение согласовано действовать вместе с другими для достижения одной цели, способность критически относится к себе, расценивать свой личный успех или неудачу, учителю нужно создавать в течение урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения друг с другом [35]. Таким образом, можно сделать вывод, что формирование и развитие духовно-нравственных качеств детей происходит непосредственно на уроке. И содержание уроков литературного чтения является хорошим средством для этого. Для развития уровня сформированности нравственных качеств школьников необходимо использовать в работе произведения разных видов искусства, а в качестве основной формы работы проводить беседы с учащимися на духовные и нравственные темы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: