Балет «Ночь перед Рождеством» 1990 г балет в 2 действиях




Тема: Современный балет. Е.Станкович «Ночь перед Рождеством»

Евгений Фёдорович Станко́вич (укр. Євген Федорович Станкович; род. 1942) — советский и украинский композитор и педагог.Народный артист Украинской ССР (1986). Глава Национального союза композиторов Украины (2005—2010), Глава правления Союза композиторов Украины (1990—1993), профессор и заведующий кафедрой композиции Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского (с 1988 года). Герой Украины (2008).Родился 19 сентября 1942 года в городе Свалява (Закарпатская область, УССР, СССР).Учился в Ужгородском музыкальном училище, затем в Львовской ГК имени Н. В. Лысенко (1962—1963, класс композиции Адама Солтыса) и в КГК имени П. И. Чайковского (1965—1970, класс композиции Б. Н. Лятошинского и Мирослава Скорика).

В качестве композитора работает с 1966 года, написал 6 симфоний, 12 камерных симфоний, оперу «Когда цветёт папоротник», 6 балетов, значительное количество ораториальных, камерно-вокальных и инструментальных произведений, а также музыку для 6 спектаклей и более чем 100 фильмов. Произведения Станковича исполнялись в концертных залах Канады, США, Германии, Франции, Испании, КНР, Филиппин и стран Восточной Европы.В 1992 году возглавлял жюри Первого Международного фестиваля современной музыки в Канаде. В 1996 году он был композитором-в-резиденции кантона Берн, Швейцария.В 2017 году возглавил оргкомитет Всеукраинской открытой музыкальной олимпиады «Голос Країни».Произведения Станковича были записаны во многих странах, в том числе такими компаниями как «Мелодия», «Аналекта», «ЕйЭсВи» и «Наксос».

Балет «Ночь перед Рождеством» 1990 г балет в 2 действиях

«Ночь перед Рождеством» Е. Станковича образует новую ветвь украинского балета последней трети XX века. Партитура сочинения пронизана ассоциативно-пародийными линиями, усиливающими смеховую стихию сочинения. Композитор использует жанр балета-пастиччо с применением разных стилевых пластов, а также цитаты «Рио-Риты», «Розамунды», «Лебедя» К. Сен-Санса и других сочинений. Ударные инструменты играют важную роль в драматургии балета, характеристике его образов, вносят тонкие штрихи в изобразительные разделы, подчёркивают фольклорные элементы.

«Вступление», погружающее в фантастическую атмосферу спектакля, представляет собой оркестровые вариации на мелодию ostinato, основанную на интонациях известной укр.народной песни «Щедрик». Балет начинается стуком коробочек (legno), затем присоединяются треугольник и тарелки. Композитор широко применяет ксилофон, вибрафон, бубенчики, колокольчики, колокола, волшебный колорит которых создает неповторимый эффект. Композитор использует речитатив литавр, носящий мистический характер.

После представления главных героев Оксаны и Вакулы, где звучат вибрафон и колокольчики, следует первый фантастический эпизод «Вакула и Чёрт». В музыкальном развитии преобладает диалог, а так же столкновение тематизма, характеризующего образы кузнеца и беса. Всю мистику номера олицетворяют одинокие удары колокола, звучащие на фоне там-тама. Кульминацией эпизода становится призывная фанфара меди, сопровождаемая каноном колокольного звона и литавр, вместе с угрожающим тремоло трещотки.

В следующем номере к Чёрту присоединяется Солоха, их появление в небе сопровождается грозными ходами меди. Контрастом к предыдущему музыкальному материалу является юмористическая зарисовка с вывалившимся из шинка Чубом, Головой и дьяком. Весёлая троица изображается глиссандо тромбонов. Танцевальную ритмику, напоминающую кан-кан, подчёркивает остинато малого барабана, а в следующем фантастическом номере «Солоха с Чёртом влетает в трубу» неповторимую окраску вносят колокольчики.

Одним из самых ярких эпизодов первого действия балета является сцена у Солохи, где деревенскую ведьму поочередно посещают её поклонники. Композитор находит точные штрихи в характеристике каждого из них, подчеркивая неповторимость персонажа и связанной с ним ситуации с помощью ударных. Здесь же звучит вальс-бостон, который Солоха танцует с Чёртом, Сменяет этот танец цыганочка узнаваема благодаря не только характерной мелодии, но и ударам бубна.

О появлении Головы возвещают малый барабан и литавры, а пародийный марш сельского правителя сопровождают малый барабан, литавры и ксилофон. Приход каждого из гостей характеризуют представители группы ударных.

Завершающая первое действие балета жанровая сцена «Улица» приобретает фантастический оттенок благодаря появлению Чёрта. Мотивные напевы связаны с древними календарными песнями. Танцы девушек сопровождает бубен, парубков – литавры. Эпизод Вакулы, таскающего Чёрта за хвост, поддерживается малым барабаном и стуком коробочки. Необычайно выразительно звучание флексатон и вибрафон в момент танца. Так Солоха пытается очаровать Чёрта. Всё это создаёт атмосферу, где перемешались реальные и фантастические моменты, бытовые зарисовки и мистика.

Вторая часть балета начинается сценой полёта Вакулы, оседлавшего Чёрта, в Петербург. Волшебное звучание струнных сопровождают переборы вибрафона, челесты и колокольчиков. Его встречу с запорожскими казаками характеризует «Малый казачок», где звенят бубен и тарелки.

Обстановка дворца Екатерины охарактеризована с помощью полонеза, именно этим танцем открывается бал во дворце. Ритм танца подчёркивают малый барабан и кастаньеты. Вакула просит у царицы для своей возлюбленной сапожки, она удивлена просьбой но на рассказ Вакулы дарит ему их. Оседлав Черта парень возвращается к Оксане, которая печалится и жалеет о своей просьбе Второе действие заканчивается возвращением Вакулы к Оксане, где он дарит ей красные сапожки.

Довольно часто Е. Станкович применяет в народных танцах ударные на слабых долях, что характеризует традицию исполнения «троїстих музик». В отличие от классики в русской музыки, современный украинский композитор применяет весь арсенал выразительных средств ударных инструментов конца XX столетия. Для обрисовки фантастических эпизодов он использует коробочки, вибрафон, флексатон, в танцевальные эпизоды вводит бонги, бубен, тарелки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: