Художественное пространство в тексте




Комплексный лингвистический анализ

Перед нами небольшой юмористический рассказ – юмореска в духе раннего Чехова, Антоши Чехонте, живая и образная миниатюра. Художественное пространство в рассказе начинается со статического, то есть не меняющегося на протяжении произведения точечногопространствагостиной, что сразу же, по сути, пересекается со временем – мы понимаем, что «знойное "после обеда"» означает, что время года, в котором происходят описываемые события, это лето. На протяжении всего рассказа мы видим пространство ограниченное и привязанное к определённому субъекту, в нашем случае к «барышне лет восемнадцати». Рассказ не случайно начинается со слов «знойное "после обеда"», что как раз и означает послеполуденный сон, т.е. мы ожидаем оказаться в каком-то смыслене в определённом конкретном пространстве, не в ограниченном, а в космическом, открытом, тогда как мы с первого же абзаца встречаемся, по сути, с обычной обывательницей, ленивой барышней, которую сморил сон. Характеристика характера этой девушки, ироничное отношение к ней автора особенно подчеркивается фразой и маркерами внешнего пространства, с помощью которых описывается наша барышня: «По её лицу гуляют мухи, у ног валяется открытая книга, рот полуоткрыт, дыхание чуть-чуть». Причём книга не лежит, а именно «валяется», говорит Чехов. То есть, мы уже понимаем, насколько эта барышня ленива и небрежна.

Далее пространство остаётся также конкретным реальным, снова упоминается о гостиной, в которой, собственно, и происходит всё действие. Затем перед нами появляется ещё один персонаж, ещё более комичный. А.П.Чеховсо свойственной ему меткой иронией говорит об этом человеке, описывая его внешность: «старичок из породы гоголевских мышиных жеребчиков».Обратившись к значению данного фразеологизма, мы увидим, что это выражение, давно бытовавшее в русской устной речи, в литературе впервые встречается именно у Н.В. Гоголя в поэме «Мёртвые души»: «Он (речь идёт о Чичикове) непринужденно и ловко разменялся с некоторыми из дам приятными словами, подходил к той и другой дробным, мелким шагом, или, как говорят, семенил ножками, как обыкновенно делают маленькие старички-щеголи на высоких каблуках, называемые мышиными жеребчиками, забегающие весьма проворно около дам». Вообще «мышиный» — это название лошадиной масти, обыкновенно серой. В переносном смысле это слово означает седеющий. А в шутливо-ироническом тоне в контексте данного рассказа – молодящийся старый волокита.

Отметим ещё один интересный момент, в рассказе есть также психологическое пространство, которое пересекается с конкретным реальным точечным, более того, сначала появляется в реальном «старичок из породы гоголевских мышиных жеребчиков», а потом начинается психологическое пространство, данное в полусознательной реакции девушки на присутствие князя. Это даёт основание полагать, что писателем использован данный приём для передачи некоей иронии относительно того, что происходит в рассказе, а также показывается, насколько пошлы и ограничены сами мысли этой «барышни лет восемнадцати»(потому что даже в её мечтаниях мы встречаемсяснова с конкретным пространством: «Как я несчастна! - шепчет она, засыпая. - Вечно мне снятся то козлы, то негодяи!»), тем более автор упоминает слово «вечно», синонимами к которому могут служить такие слова как «всегда», «обычно», «постоянно»,из чего следует, что этой девушке «козлы» и «негодяи» снятся не так уж редко. Ещё вопрос, что за романы она читает? Наверняка французские, бывшие тогда в моде, и непременно о любви. Но об этом писатель не упоминает, предоставляя читателю уже самому домысливать данный факт. Да и потом, вероятнее всего читать барышня не особенно любит, раз книга небрежно «валяется» у её ног.

Также в тексте есть и социальный тип пространства, касающийсяне только князя, которого автор опять-таки шутливо-иронически именует «старцем», тогда как в нашем понимании старец – это человек, убелённый сединами и умудрённый богатым жизненным опытом, а не порочный сластолюбец, что называется «седина в бороду, бес в ребро», но и самой барышни, которая может позволить себе спать после обеда.

Исходя из данного анализа, можно сделать вывод, что в рассказе преимущественно конкретное реальное пространство. Автор больше заостряет внимание на самой картине происходящего. Другие типы пространства встречаются реже. Следовательно, можно сказать, что автору важнее показать поведение героев в конкретных обстоятельствах, благодаря чему мы можем лучше понять характер каждого персонажа.

 

Временные оси в тексте

Время в рассказе выявляется при помощи грамматических маркеров. В основном в тексте используются глаголы настоящего времени, из этого видно, что цель автора – описать происходящее здесь и сейчас. Мы не знаем того, что происходило ранее, пожалуй, кроме того факта, что перед тем как заснуть, наша барышня читала книгу. Время здесь одномерное, то есть все события последовательны, непрерывное – движется как в реальном мире,бесконечное, однако незаполненное действиями персонажей, из-за чего возникает ощущение застывшего, неподвижного времени и пространства. Время для персонажей, как и для читателя, тянется слишком медленно. В рассказе присутствуютмаркеры пространственных отношений («на кушетке», «у ног», «к ручке»), которые имеют непосредственное отношение к реальности, придают динамику происходящему.

В рассказе описывается только одна ситуация и мы понимаем, что перед нами определённый отрезок времени. С одной стороны, временные маркеры определяют временную последовательность ситуации и формируют сюжетное время текста,а с другой – участвуют в создании художественного пространства. Также автор использует временной маркер для подчеркивания некой комичности образа героини, когда он описывает её слова, заставляющие князя сконфузиться и затем на цыпочках стушеваться: «Вечно мне снятся то козлы, то негодяи!»

Следовательно, главная задача автора в рассказе – это описать события, происходящие здесь и сейчас, что подтверждается временными грамматическими маркерами.

 

Номинации в тексте

Рассказ начинается с описания мирно дремлющей девушки, «барышни лет восемнадцати» - простая нарицательная номинация, указывающая на пол и возраст героини, которую князь сравнивает со спящей красавицей. Она описывается автором как ленивая особа, проводящая свою жизнь в праздности, у неё нет забот, поэтому она волне может позволить себя читать книги после обеда. Показательно, что своего второго персонажа, князя, А.П. Чехов называет по разному: «старичок из породы гоголевских мышиных жеребчиков» - нарицательная составная номинация, указывающая на авторскую модальность (глубоко ироничное отношение автора к герою) и характеризующая его как сластолюбца преклонных лет, возвышенно«старец» - это простая номинация, здесь идёт указание на возраст, и собственно «князь» - что указывает на социальный статус персонажа. Никакого имени-отчества, никакого особого уважения.

Таким образом, разнообразные номинации способствуют раскрытию характера героев, особого отношения к ним автора.

Авторская речь

Как таковой авторской речи в рассказе нет, зато присутствует номинативно-изобразительная. В ней задействована лексико-семантическая группа слов, которая описывает внешность, действия, состояние персонажей. В данном случае номинативно-изобразительная речь используется для описания происходящего в данный момент, что также подтверждают и маркеры временного пространства. В рассказе нет ярко выраженного мнения автора, для себя писатель отвел только роль наблюдателя, подсматривающего за происходящим, однакоописывая внешность своего героя («старичок из породы гоголевских мышиных жеребчиков»), автор прибегает к иронии, благодаря чему у читателя сразу складывается определённое мнение об этом персонаже.

Отдельно следует сказать и о заглавии рассказа. Автор назвал рассказ «Козёл или негодяй?», подчёркивая тем самым комичность описанной ситуации.

Таким образом, в тексте нет ярко выраженного мнения автора, присутствует только ирония в описании героев и в самом названии рассказа, при этом автор, как и во многих своих других произведениях, не стремится демонстрировать свою точку зрения в данном тексте.

Речь героев

Рассказ состоит из красочного, подробного описания происходящего и диалога персонажей, который занимает примерно половину этого короткого рассказаи, следовательно, играет довольно значительную роль. С помощью речи князя мы сразу можем сказать, что этот герой в молодости был этаким лихим дон-жуаном. «Увидев спящую девушку, он ухмыляется и подходит к ней на цыпочках», - пишет автор и мы сразу рисуем себе картину, как почтенный в летах старец, видя красивую девушку, сладострастно ухмыляется, а затем, сгорбившись, крадётся к ней на цыпочках, чтобы не дай Бог не разбудить предмет своего вожделения.

«- Какая... прелесть! - шепчет он, шамкая губами» (наш герой от старости уже растерял все зубы),«Спящая... хе-хе... красавица... Как жаль, что я не художник! Эта головка... эта ручка!»

В этих пошлых рассуждениях героя читаются низкие, грязные мысли по отношению к «спящей красавице». Замечательна в своём роде и речь барышни. «Pardon», - говорит она, мешая русскую речь с французским, потому что так принято у благовоспитанных девиц, по-нашему сказали бы модно. А затем, вместо нежных девичьих слов, мы слышим из её уст достаточно хлёсткую фразу: «Вечно мне снятся то козлы, то негодяи!»

Есть все основания предполагать, что это сделано автором для юмористической нотки, поскольку на метком наблюдении героини строится само заглавие данного рассказа. Всё это подчёркивает ироничность происходящего.

Таким образом, благодаря этому диалогу, А.П.Чехов показывает нам отношение персонажей друг к другу, их взаимоотношения, мысли и характер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: