МИФЫО ЖУРНАЛИСТИКЕ И ЖУРНАЛИСТАХ
Миф 1. Журналисты имеют неограниченную свободу творчества. Могут писать о чем угодно, как угодно, поскольку выражают собственное мнение.
На самом деле. Утверждение верно только отчасти. Умение самостоятельно мыслить, анализировать, излагать свое видение той или иной проблемы, возможность поделиться личным опытом и переживаниями, в которых, быть может, читатель узнает и свою историю, действительно, весьма ценны для журналиста. На самом деле «неограниченная свобода» очень сдерживается такими объективными факторами как:
— Концепция и тематика издания. В женском журнале вряд ли будут уместны статьи, анализирующие экономическую ситуацию в стране, состояние дел на фондовой бирже или изложение научных теорий о проблемах мироздания. Даже если эти темы интересны лично журналисту, нужно мириться, что «не формат» издание не опубликует. Более того, это нормально, поскольку каждый журнал или газета имеют свое направление и выполняют свою функцию.
— Требования к оформлению материала. У вас не получится сдать статью просто в виде набранного текста. Ее нужно правильно оформить:
1. «Выдержать» нужное количество знаков (то есть букв) в тексте. Издание ведь не безразмерное, если страница вмещает, например, 5 тысяч знаков с пробелами, то больше в нее, при всем желании не войдет.
2. Выделить контрапункты — наиболее яркие фразы, выражающие основную мысль материала.
3. Придумать «хлесткие», способные вызвать интерес читателя, название и врез — начало статьи, обычно выделяемое в тексте полужирным шрифтом. От этого во многом зависит, будет дальше человек читать материал или отложит журнал в сторону.
4. Структурировать статью. То есть разделить ее на части (сплошной текст плохо воспринимается), придумать к ним подзаголовки, опять же интересные.
Это самые основные требования к написанию материала, нюансы в каждой редакции свои.
— Редакторское мнение. Редактор для журналиста — это учитель и вершитель судеб в одном лице. Как бы, по вашему мнению, хорошо ни была написана статья, последнее слово всегда остается за шефом, который имеет полное право решать, пойдет ли этот материал в печать или будет пылиться в «портфеле» (своеобразном запаснике) до лучших времен.
Кстати, все вышеописанные «ограничивающие факторы» — это, как сказал кто-то из классиков, «осознанная необходимость». Без соблюдения требований невозможно организовать нормальную работу редакции. Если никак не сдерживать «творческую свободу», она постепенно может превратиться в откровенную анархию.
|
Миф №2: Журналистами могут быть только «гуманитарии»
Безусловно, умение писать тексты приближает к профессии. Даже на телевидении и радио вначале существует печатный текст, а потом уже картинка или звук. Но сказать, что журналистика — это удел гуманитариев, людей, склонных к образному мышлению, будет неправильно. Сегодня журналистика становится все более аналитичной и жесткой. Публицистика «толстых журналов» постепенно вытесняется бесстрастной аналитикой и сухим репортажем — и это общемировой процесс. Посему наиболее востребованы и успешны те, кто умеет логически мыслить, отделять главное от второстепенного, структурировать информацию и т.п.
«Сегодня перед журналистом стоит очень много новых и сложных задач, – говорит в одном из интервью Анатолий Лысенко, заведующий кафедрой деловой и политической журналистики ГУ-ВШЭ, – Нужно отлично разбираться в социологии, политологии, экономике для понимания сложности механизмов, истинных причин событий и, самое главное, чтобы не позволить вешать себе лапшу на уши. Потому что зачастую журналист становится, мягко говоря, жертвой пиара или источником, через который происходит "слив" недостоверной или тенденциозной информации».
|
Известно немало примеров, когда блестящую карьеру в журналистике делали представители других специальностей, причем не только гуманитарного, но и технического профиля.
Деловые СМИ предпочитают брать на работу специалистов в определенных областях. Например, экономический журнал скорее возьмет на работу экономиста, умеющего писать, чем журналиста, разбирающегося в экономике. «Выпускника журфака, умеющего просто хорошо писать, при всем моем уважении к факультету журналистики МГУ, нам слишком мало, – говорит в одном из интервью Татьяна Иванова, главный редактор еженедельника "Экономика и жизнь". – Сотрудник должен хорошо разбираться во многих бизнес-вопросах, уметь отредактировать статью внештатного автора по экономической теме. Поэтому у нас в основном работают бухгалтеры и юристы».
Можно попасть в журналистику «со стороны». Скажем, человек состоялся в своей профессии, достиг определенных успехов, но что-то его не устраивает. В таком случае он может прийти в редакцию и предложить свои материалы. И пусть сначала из под его пера будут выходить статьи не такие гладкие, как у журфаковцев, но зато более глубокие и фактурные. В большинстве редакций соотношение сотрудников с журналистскими и нежурналистскими дипломами примерно 50 на 50.
|
Миф 2. Журналист — очень легкая профессия. Всего то и надо уметь разговаривать с людьми, задавать вопросы и слушать, что рассказывают.
На самом деле. Журналист часто контактирует с людьми. А это, как известно, одна из сложнейших работ, поскольку каждый из нас — индивидуальность, к которой нужно уметь подобрать ключик. Готовясь к интервью, журналист «перелопачивает» всю доступную информацию о том, с кем будет общаться, чтобы лучше его узнать. Без этого невозможно установить первоначальный контакт: если с первых минут беседа «не сложится», дальше говорить уже бессмысленно. Интервью получится «сухим», неинтересным, не отражающим внутреннего мира собеседника и каких-то важных вех его жизни. Иногда встречаются абсолютно неконтактные личности, о которых говорят «ужасный сон журналиста»: кроме «да» и «нет», «вытянуть» из них ничего нельзя. А ведь материал делать нужно — это твоя работа. Иной раз после такого интервью выходишь, без преувеличения, с мокрой спиной.
Что касается общения, то, как заметил кто-то из мудрых: правильно заданный вопрос — это уже половина ответа. Кстати, именно по тому, о чем и как журналист спрашивает, можно судить об уровне его профессионализма.
Большой проблемой может также стать выбор темы, ведь она должна соответствовать концепции издания, быть интересной лично тебе, редактору и, самое главное, читателю. Иногда складывается ситуация, когда тема есть, а информационного повода (мотивации выбора, связи с ситуацией в мире и стране и т.д.) нет, и опять «пылится» хороший и интересный материал до лучших времен.
Миф 3. Журналистов везде любят и ждут с распростертыми объятиями. Ведь каждому хочется попасть на страницы газеты или журнала.
На самом деле. В этом случае, как говорится, бабка надвое гадала. Кто-то с удовольствием идет на контакт, а кто-то может рассказать все, что о тебе думает, даже если видит тебя первый раз в жизни. Иногда об интервью приходится договариваться и месяц, и два, а то и год. Человеку некогда, он занят, а вы, господин журналист, можете и потерпеть, ведь интервью в первую очередь нужно вам, а не, например, знаменитому актеру, режиссеру и т.д., его и так уже все знают. Кое-кто журналистов откровенно не любит (возможно, был печальный опыт общения с нечистоплотными представителями профессии), игнорирует и может закрыть дверь прямо перед носом, что, согласитесь, мало приятно. И вот здесь очень может пригодиться врожденное (но в большинстве случаев благоприобретенное) умение: «тебя гонят в дверь, а ты лезешь в форточку». А что делать — работа такая.
Миф 4. Журналисты всегда врут. И им за это ничего не бывает. Ведь цель издания — продать тираж, для этого и приврать не грешно.
На самом деле. Все серьезные издания дорожат своей репутацией. Популярности они добиваются не благодаря «жареным» фактам, а классно сделанными, резонансными материалами, а также благодаря слаженной работе профессионалов. Для таких изданий потерять «лицо» — означает потерять читателя. В современных рыночных условиях это смерти подобно. Поэтому каждый факт в материале тщательно проверяется журналистом, стиль выверяется литературным редактором, грамматические ошибки и опечатки внимательно «выуживает» корректор. Только после этого статья идет в печать. Журналист на имеет права на вольную трактовку слов интервьюируемого. Это чревато серьезным наказанием, потому что в первую очередь, пострадает репутация издания. Пятно ляжет даже не на конкретного провинившегося журналиста, а на главреда и команду в целом. Поэтому в солидных уважающих себя изданиях журналисты «корпят» над каждой буквой. Иногда, ошибки случаются, не без этого, но это скорее досадная оплошность, нежели постоянная практика.
Миф 5. Быть журналистом — значит постоянно встречаться с интересными людьми, бывать в интересных командировках. В этой работе не существует четкого графика с 9.00 до 18.00 и скучных, рутинных заданий.
На самом деле. Каждая редакция работает по-своему: где-то график четко фиксированный, где-то гибкий. Конечно, журналиста, как говорят, «ноги кормят». Другими словами, он должен быть в курсе и гуще всех самых интересных событий, собирать материал на месте по «горячим следам». Поэтому, безусловно, он встречается с интересными людьми, принимает участие в различных событиях, ездит в командировки и т.д. Но не стоит забывать, что сама по себе статья в газете не появляется, после встреч и поездок начинается рутинная работа по обработке собранного материала: его нужно набрать на компьютере, отбросить все лишне и оставить интересное, структурировать, придумать заголовки-подзаголовки и так далее. А также, если в этом есть необходимость, сверить и утвердить у героев статьи, что тоже иногда весьма проблематично: что-то кому-то не понравилось, кто-то занят, а сроки поджимают, материал нужно сдавать на верстку, и т.д.
Прежде чем будет опубликовано самое обычное интервью, например, с рядовым чиновником, нужно сделать следующее: — понять, с кем нужно поговорить и о чем, — найти необходимый телефон, звоня в разные отделы и подразделения ведомства, — провести долгие и нудные переговоры с секретарем, пытаясь вежливо реагировать на глупые вопросы, — в нужное время приехать и попытаться вытянуть из чиновника хоть что-то, отличающееся от официальных документов, — расшифровать пленку (то есть напечатать все, что на ней записано), — из полученного невнятного бреда соорудить живое и увлекательное интервью, — отправить его чиновнику на согласование, — попытаться убедить чиновника, что его правка делает материал нечитаемым, — внести правку и опять отправить материал на согласование (этот этап может повторяться многократно), * сократить интервью, потому что оно оказалось в полтора раза длиннее, * успеть сделать все вышеперечисленное в срок, несмотря на то что чиновник явно никуда не торопится.
Бесконечные звонки, поиск, иногда изнурительный, нужной информации из самых разных источников, преодоление сопротивления тех, кто не хочет вмешательства прессы в свои дела, поездки из одного конца города (или страны) в другой, постоянная готовность сорваться с места — без этого журналист не может стать настоящим мастером. Статья, репортаж, телепередача — это лишь вершина айсберга, результат огромного труда.