ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕД
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
.
ОСНОВЫМЕДИЦИНСКОГО МАССАЖА
Программа стажировки
Специальность 060109 «Сестринское дело»
Квалификация «Медсестра по массажу»
Пояснительная записка
Данная программа составлена с целью подготовки квалифицированных специалистов по массажу, умеющих реализовать ее на практике.
Специалист по массажу должн: уметь провести квалифицированно специальный осмотр пациента, выявить изменения в тканях массируемой области, сегментарно связанные с больным органом;. должна определить тип конституции, психическое состояние пациента;. должна уметь снять нервно-мышечное, эмоциональное напряжение, снять острую боль.
Структура процедуры массажа осуществляется путем соединения отдельных массажных приемов. Для композиции массажного воздействия не может быть застывшей схемы. Определяющими моментами в комплектовке отдельных приемов и продолжительности массажа являются:
1. Клиническое течение заболевания.
2. Результаты обследования.
3. Общее состояние пациента на данный момент.
4. Реактивность пациента на процедуры массажа.
5. Цель массажа.
Специалист по массажу строит массажное воздействие индивидуально в отношении каждого пациента.
Сначала массируют поверхностные ткани, осуществляют подготовительный массаж. Дозируется массаж по мере улучшения общего состояния пациента, увеличивая силу и глубину массажных приемов.
Массаж следует выполнять так, чтобы пациент во время и после него не ощущал болей. Подбор массажных приемов для лечебной процедуры определяется преимущественно лечебным воздействием каждого приема.
|
После каждой процедуры массажа пациент должен отдыхать, чтобы постепенно уменьшались реакции после проведенной процедуры массажа.
Специалист по массажу должен знать, что при проведении медицинского массажа смазывающие средства не применяются. Если применяются, то в ограниченном количестве. Обезболивающие и согревающие мази, гели применяются после проведения процедуры массажа.
Для развития и закрепления теоретических знаний и практических умений по медицинскому массажу: классическому, рефлекторно-сегментарному, соединительнотканному, периостальному, колон-массажу, массажу в раннем детском возрасте, китайскому традиционному и точечному массажу студенты проходят стажировку.
Стажировка продолжительностью 6 недель (216 часов) проводится в поликлиниках, и стационарах под контролем общего и непосредственного руководителей, методического руководителя – преподавателя медицинского колледжа и квалифицированных медицинских сестер по массажу.
Цели и задачи практики:
- систематизировать, углубить и закрепить, полученные на занятиях теоретические знания и практические умения по массажу;
- воспитать трудовую дисциплину и профессиональную ответственность;
- усвоить правила этики и деонтологии в медицине;
- подготовить студентов к самостоятельной трудовой деятельности.
График распределения времени
Наименование отделения | Количество дней | Кол-во академ. ч. |
Терапевтическое отделение | ||
Хирургическое отделение | ||
Неврологическое отделение | ||
Всего |
|
В соответствии с требованиями специальности в области медицинского массажа студент должен знать и уметь.
1.Должен знать:
- профессиональное назначение, функциональные обязанности, права и ответственности специалиста;
- основы законодательства и права в здравоохранении;
- основы медицинского страхования;
- организацию работы мед. учреждения в новых экономических условиях;
- теоретические основы сестринского дела;
- философию и этику сестринского дела;
- новейшую технику и оборудование, применяемые в практике медсестры по
массажу;
- особенности организации работ медсестры по массажу из числа инвалидов по
зрению, рационализации труда;
- психологию профессионального общения;
- основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний и травм;
- виды, формы и методы реабилитации, организацию и проведение мероприятий по реабилитации пациентов;
- показания и противопоказания к применению основных групп лекарственных препаратов, характер взаимодействия, осложнения после применения лекарственных средств;
- основы валеологии и социологии, методы и средства гигиенического воспитания, роль сестринского персонала в глобальных, федеральных, территориальных программ охраны здоровья населения;
- основы диспансеризации, социальную значимость заболевания;
- систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала, медицинского учреждения: система взаимодействия лечебно-профилактического учреждения с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля;
|
- функциональные обязанности, права и ответственность младшего мед. персонала.
2. Должен уметь:
- анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции и полномочий;
- владеть коммуникативными навыками общения;
- выполнять диагностические лечебные, реабилитационные, профилактические, лечебно-оздоровительные, санитарно-гигиенические, санитарно-просветительные мероприятия в соответствии со своей профессиональной компетенций и полномочиями;
- осуществлять и документировать основные этапы оказания сестринского процесса при проведении процедур;
- владеть техникой основных манипуляций по массажу;
- оценивать состояние и выделять ведущие синдромы и симптомы у пациентов и пострадавших, оказать экстренную помощь при неотложных состояниях;
- выполнять основные виды физиотерапевтических процедур, проводить занятия по лечебной гимнастике, контролировать выполнение рекомендаций по трудотерапии, использовать элементы психотерапии, оценивать эффективность проводимых мероприятий;
- планировать и выполнять программы профилактики, направленные на воспитание и обучение отдельных лиц, семей, групп населения, сохранению и укреплению здоровья;
- соблюдать правила техники безопасности и охраны труда;
- вести утвержденную медицинскую документацию;
- выполнять требования инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и мед. персонала;
- проводить мероприятия по защите населения, оказывать доврачебную помощь в чрезвычайных ситуациях;
- повышать профессиональный уровень знаний, умений и навыков.
3. Специальные знания и умения:
- гигиенические основы массажа, оборудования кабинета массажа и рабочего места массажиста, требования к массажисту и пациенту, нормы времени по массажу и другие нормативные документы;
- анатомо-топографические данные областей тела: головы, лица, шеи, спины, груди, живота, верхних и нижних конечностей;
- физиологическое действие массажа, рефлекторные зоны массажа;
- виды и характеристики медицинского массажа (классического сегментарного, точечного), спортивного, гигиенического, самомассажа, аппаратного массажа, гидромассажа;
- приемы массажа, разновидности приемов: поглаживание, растирание, разминание, вибрации;
- техника массажа, сочетание и последовательность приемов при различных видах массажа;
- показания и противопоказания к применению массажа;
- частные методики массажа при заболеваниях и травмах опорно-двигательного аппарата, центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, болезнях обмена веществ, мочеполовых органов, кожи. В после операционном периоде при хирургическом лечении;
- особенности медицинского массажа при спастических и вялых парезах и параличах;
- особенности массажа у детей, массаж и физические упражнения в раннем детском возрасте;
- сочетание массажа с лечебной гимнастикой, физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией, методикой гигиенической и лечебной гимнастики.
4. Оснащение кабинета.
Для проведения массажных процедур в лечебном учреждении должно быть выделено отдельное помещение высотой не менее 3 метров, площадь помещения определяется из расчета 8 квадратных метров на одно рабочее место. При работе только одного массажиста площадь рабочего кабинета должна быть не менее 12 квадратных метров.
Пол должен быть деревянный, покрытый линолеумом. Стены на высоту 2 м окрашивают масляной краской светлых тонов, остальная часть побелена. Кабинет должен быть оборудован умывальником с холодной и горячей водой. При наличии нескольких массажистов рабочее место каждого из них оборудуется в кабинах с матерчатыми занавесками.
Обязательна приточно-вытяжная вентиляции с 5-кратным обменом воздуха в час.
Помещение должно быть светлым (общая освещенность 120-130 лм), теплым – температура 20-22°С, относительная влажность не выше 60% (ОСТ 42-21-16-86 ССБТ).
В кабинете массажа должны быть индивидуальные шкафы для одежды массажистов, вешалки для одежды пациентов, зеркала, ширма и несколько стульев.
Массажный стол высотой 0,8 м, длина 1,9-2 м, ширина 0,65 м. Клеенчатый валики различной формы и размеров.
Для массажа рук столик высотой 0,7-0,8 м, длиной 0,55 м, шириной 0,35 м. Подушка 70х70 см, 2 простыни, 2 полотенца на одно рабочее место.
Можно использовать специальные массажные столы заводского производства (модели СМ-1, СМС-1, СМ-4 – Н. Новгород и много зарубежных моделей), а также самодельные столы.
Обязательна аптечка первой медицинской помощи.
Содержание практической работы
На период прохождения практики каждый студент берет на медицинский массаж не более 6 пациентов в день, курс массажа составляет 10 процедур.
Студенты проводят ежедневный специальный осмотр пациентов, фиксируя изменения в журнале учета пациентов. Журнал контролируется непосредственным руководителем с выставлением оценки ежедневно.
Разрабатывают план курса массажа в соответствии с самочувствием пациента и течением заболевания. Студенты работают в массажном кабинете и у постели больного.
По окончании стажировки непосредственным руководителем составляется характеристика на каждого студента.
Студенты, полностью выполнившие программу стажировки сдают эачет на оценку, который проводится общим и непосредственным руководителями стажировки.
По завершении стажировки студенты должны представить следующую документацию:
1. Журнал учета пациентов.
2. Характеристика на студента от непосредственного руководителя стажировки.
3. Отчет о проделанной работе, замечания и пожелания.
Перечень манипуляций, которые должны быть отработаны на стажировке:
- все виды инъекций;
- искусственная вентиляция легких;
- непрямой массаж сердца;
- остановка кровотечения из поверхностно-расположенных сосудов;
- иммобилизация конечностей при травмах;
- промывание желудка;
- постановка клизм;
- лечебный массаж (классический);
- сегментарный массаж;
- гигиенический массаж;
- косметический массаж;
- точечный массаж;
- спортивный массаж;
- подводный душ-массаж;
- аппаратный массаж;
- массаж в педиатрии
- массаж рефлекторных зон стопы кисти, скальпо, ушной раковины;
- пассивные и физические упражнения.